Устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства
определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической
инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг
жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств,
оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным
фондом, его содержанием и ремонтом.
Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства
должно направляться на создание экономических, правовых и организационных
условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее
функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.
Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением
следующих целевых задач:
внедрение высокоэффективных,
надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и
транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на
использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых
и нетрадиционных источников энергии;
обеспечение минимальных нормативов
социального стандарта по представлению населению услуг в области
жилищно-коммунального обслуживания;
совершенствование системы оплаты жилья
и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
совершенствование организационной
структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные
отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;
совершенствование системы социальной
защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности
выделяемых на эти цели средств.
2. Система государственного прогнозирования и
программирования социально-экономического развития народного хозяйства
Республики Беларусь
1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
В настоящее время ни одна
сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания
будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического
развития государства и общества, обоснование основных направлений экономической
политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое
прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования
стратегии и тактики общественного развития.
В условиях социально-экономических
преобразований, свойственных переходной экономике,
значительно усложняется процесс управления хозяйственными
структурами. Это связано как с расширением их прав и обязанностей,
так и с необходимостью более гибкой адаптации в окружающей
среде. Возникают новые цели и задачи, изменяются формы собственности
предприятий, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются
рыночные механизмы управления. Все появляющиеся в связи с этим
проблемы невозможно решить без прогнозирования как
предвидения результатов развития, происходящего под
воздействием существующих факторов и перспективного
планирования в качестве системы мер, необходимых для
преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.
В науке под социально-экономическим прогнозированием понимается система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом и ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о социально-экономическом состоянии народного хозяйства на данный момент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния экономики страны в будущем.
Социально-экономическое прогнозирование
характеризуется как система количественных и качественных предплановых
изысканий, результатом которых является прогноз, т.е. научно
обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных
путях и сроках его существования.
Важнейшими инструментами в
процессе социально-экономического прогнозирования являются системный анализ и
системный подход.
Системный
анализ представляет собой совокупность конкретных методов и практических приемов решения различных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности государства на основе системного подхода и представления объекта прогнозирования в виде системы. Системный подход позволяет найти вариант решения сложных производственно-хозяйственных проблем в условиях достаточно высокой неопределенности поведения системы и неполноты знаний о ней.
Процедура системного
анализа в прогнозировании представляет собой программу
исследования экономической системы с целью поиска наилучшей
альтернативы управления. Она включает ряд этапов:
определение целей и задач
исследования и критериев их достижения;
определение объекта и предмета исследования;
сбор и обработку информации;
выявление структуры объекта, описание его
свойств;
определение целей жизнедеятельности объекта;
построение гипотез о механизме
функционирования объекта;
исследование объекта с
помощью моделей и неформальных методов, включающее уточнение целей и гипотезы о
механизме функционирования объекта, корректировку моделей, определение перечня
возможных альтернатив управления;
прогнозирование последствий реализации выбранных альтернатив управления и выбор из них наиболее рациональной.
Опыты государственного
регулирования рыночной экономики свидетельствует о том, что оно должно
основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе
полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить
альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.
Социально-экономические прогнозы служат основой для разработки срочных социально-экономических программ, в которых конкретизируются области деятельности государства, подлежащие выполнению задачи, количественные параметры в каждой сфере и предусматривается получение ожидаемых результатов от выполнения программ. Социально-экономические прогнозы могут уточняться и пересматриваться с учетом изменений в социально-экономическом развитии страны. 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В Республике Беларусь вопросам прогнозирования и программного обеспечения социально-экономического развития страны уделяется довольно серьезное внимание. Данные вопросы решаются на самом высоком государственном уровне. Эффективному прогнозированию и обеспечению выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития уделяется первостепенное и постоянное внимание Главы государства. В процессе реализации прогноза социально-экономического развития нашей страны задействованы все центральные и республиканские органы государственного управления, местного органы власти и управления, контрольные и надзорные органы, что требует самых выверенных и взвешенных подходов при организации процесса прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства. В целях создания надлежащей и эффективной системы государственных прогнозов социально-экономического развития в Республике Беларусь 5 мая 1998 г. принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (далее – Закон), который впервые на законодательном уровне определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития, программ социально-экономического развития Республики Беларусь и общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. На реализацию его основных положений направлены утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. № 1321 Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь. Поэтому является целесообразным остановиться в общих деталях на законодательно сформулированных принципах, задачах и видах государственного прогнозирования и планирования в Республике Беларусь. В соответствии с Законом главными целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и как основной результат – повышение уровня жизни народа. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития являются направляющим вектором в деятельности республиканских органов государственного управления, местных органов власти и управления при проведении ими в пределах своей компетенции курса государства в области социально-экономической политики и принятии решений в конкретных сферах экономики. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь определяется через деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную). Понятие «прогноз социально-экономического развития» Республики Беларусь включает в себя систему научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь состоит из трех составляющих: на долгосрочную перспективу – Национальной стратегию и устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; на среднесрочную перспективу – программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет; на краткосрочный период – годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь. Разработка всех государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь обеспечивается Правительством на основе комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы первоначально разрабатываются Министерством экономики с участием заинтересованных министерств, облисполкомов и Минского горисполкомы и базируются на основании информации, представляемой Министерством статистики и анализа, Министерством финансов, другими республиканскими органами государственного управления, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными местными исполнительными и распорядительными органами, которые несут ответственность за достоверность информации, ее качественную подготовку и своевременность представления по сферам их ведения. Прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь включают количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации, экономической и социальной структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются как в целом по республике так и по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и по административно-территориальным единицам. Подготовка прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам, отраслям экономики и административно-территориальным единицам реализуется соответствующими республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОЛГОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу определяет социально-экономическую и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Правовым актом, регламентирующим порядок и сроки разработки Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития и Основных направлений социально-экономического развития республики является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект указанного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в установленном порядке в Правительство за два с половиной года до начала прогнозируемого периода по разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, а по Основным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь – за два года до начала прогнозируемого периода. Для методологического руководства и координации работ по подготовке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу Советом Министров Республики Беларусь создается межведомственная рабочая группа под руководством Министра экономики. В состав межведомственной рабочей группы включаются руководители министерств и других республиканских органов государственного управления, ведущие ученые и специалисты Республики Беларусь. Разработка Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие этапы: формирование и систематизация исходной информации на предпрогнозном аналитическом этапе (по определенному Министерством экономики перечню показателей); комплексный анализ достигнутого уровня развития экономики на основе обработки имеющихся данных, оценка состояния ее важнейших сфер и видов деятельности, анализ взаимодействия основных факторов и элементов социально-экономической системы. Результатом данного этапа должно стать целостное представление о социально-экономической системе, ее основных взаимосвязях и особенностях, стартовых условиях и предпосылках, определяющих перспективное развитие; подготовка Министерством экономики на основании комплексного анализа материалов, характеризующих условия, факторы и предпосылки развития экономики Республики Беларусь в перспективе, оценка внешних и внутренних условий социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу и основных тенденций мирового развития; разработка концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на основе анализа современной ситуации и оценки условий и предпосылок развития экономики; направление Министерством экономики подготовленной концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь вместе с необходимыми методическими материалами министерствам и другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому в качестве ориентиров; разработка министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом на основе представленных концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и необходимых методических материалов вариантов прогнозов социально-экономического развития на 15-летний период по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Одновременно ими представляются перечень социально-экономических проблем, которые подлежат более глубокой проработке, и предложения по их разрешению, в том числе в рамках республиканских целевых программ; разработка Министерством экономики с привлечением научных организаций, министерств и других республиканских органов государственного управления на основе полученных материалов проекта Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь и представление его в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения. После одобрения проекта Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь Советом Министров Республики Беларусь материалы Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь определяются основные направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|