p>28. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ
Производительные силы — это людские ресурсы и средства произ-ва, которые
используются для произ-ва материальных благ. Размещение производительных
сил это —действия по терр-ному размещению предприятий сферы материального
произ-ва с учетом уже функционирующих терр-ных структур. Размещение основывается на терр-ном разделении труда — на хоз-ной
специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.
территорий. Оно должно учитывать многие конкретные условия На размещение
производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы
размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые
являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их
развитие. Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения). Одним из основных технико-экономических факторов терр-ного размещения
произ-ва является ЭГП — это отношение данного объекта (страны, города,
предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др.
странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.).
Существующее размещение произ-ных сил сложилось в ходе исторического
развития. Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения и
высокой плотностью размещения производительных сил. При снижении доли в
населении России (1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный
потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85%
пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского
населения составляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-
ств в крупных городах. В Европейской России находятся крупнейшие городские
агломерации и 12 городов-«миллионеров». Терр-ная структура расселения и хоз-
ва имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах
пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. В Западном
макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие
группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП,
историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными
проблемами. Этот макрорегион является металлургической базой и
специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей
мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные
материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся
здесь легкой (текстильной) пром-ти. Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины
(75%). Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).
Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно-
энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно
с запада на восток. Поэтому здесь сконцентрированы производительные силы
добывающих отраслей. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть,
уголь) активно используются на предприятиях переработки западных р-нах. На
азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны,
запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов,
преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья, но удорожание
всех работ на Севере в 2-5 раз затрудняет размещение здесь производительных
сил. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как
абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в
1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. -
32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население
концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то
же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например,
если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в
1990г. — более 1,3млн. человек. Восточный макрорегион — главная топливно-
энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд
цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. 30. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие
разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая
потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный
комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и
связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры,
жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических
организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги
можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое
обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование,
культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и
т.д.). Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей
нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и
межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают
квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери
времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-
ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует
духовный мир человека. Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они
живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное
размещение населения. Коммуникационная система РФ включает транспорт и связь, основная
задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и
веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между
отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение
потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида
транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта
взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему. Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву,
включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха,
туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон
отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс.
культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д.
Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р-
ны, образованные:
. на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи)
. вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург)
. вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск).
Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые
ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных
конфликтов. 31. ЭГП КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ЭГ Одним из основных категорий курса является экон.-геогр. положение
(ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к
объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам,
крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр.
положения, которое является внешним условием существования и развития
исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр.
объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость.
Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально-
аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и
крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер,
т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть
реализовано или нет. Расположение рассматриваемого объекта на морских путях
ведущих через проливы выгодно, но выгодно только в том случае, если пролив
соединяет экономически мощные страны. Иногда сам объект создает свое
положение. Возможно превращение Москвы, а не Коломны в столицу было
исторически случайным. Но став столицей Москва сама сформировала свое
выдающееся положение в узле сухопутных дорог. Категория политико-географическое положение родственно ЭГП — это
положение страны относительно союзников и врагов при данной международной
полит. обстановке. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входят
компоненты:
. трансп.-геогр. положение — по отношению транспортной сети, с учетом ее мощности, скорости, стоимости, загруженности) особенно выделяется приморское положение, которое является существенным фактором экон. развития;
. пром.-геогр. положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз;
. агрогеографическое положение — относительно продовольственных баз и основных центров потребления с/х продукции;
. рыночное положение — относительно рынков сбыта;
. демографическое положение — относительно нахождения трудовых ресурсов.
. рекреационно-географическое — положение объекта относительно мест отдыха.
Кроме того рассматривается положение объекта в р-не, области, стране.
Выделяются положения относительно центров — рассматривается центральное
положение, периферийное и т.д. Различаются макро, микро положения. Основные подходы к оценке ЭГП начинают обычно с расстояния от него до
др. объектов (геодезическое расстояние — по прямой, фактическое —по
существующим путям, экономическое — измеряемое затратами, по условным
отрезкам — например «через два квартала»). Затем оценивается положение
внутри ареала государства, город и т.д.) Центральное положение всегда
выгоднее периферийного. Глубинное положение безопаснее, но затрудняет
внешние связи, пограничное — опасней, но благоприятствует развитию
внешнеэкономических связей. Для объекта очень важно количество соседей. Чем
больше соседей первого порядка (непосредственно граничащих с объектом), тем
больше у них ресурсный потенциал, тем выгодней положение. У Центрального р-
на 5 соседей первого порядка и это дает ему дополнительные преимущества по
сравнению с Дальневосточным р-ном. Для оценки ЭГП государств используются
термины «континентальное», «мировое положение», для положения объекта
внутри страны — макро, мезо, микро положение. Для С-Петербурга
макроположение описывается относительно Европейской части РФ, мезоположение
— относительно Ленинградской обл., микроположение — относительно дельты
Невы. Значение ЭГП хорошо прослеживается на судьбах таких городов как Рига,
С-Петербург, Астрахань. ЭГП экон. р-на можно оценить по плану:
. положение относительно Центрального р-на
. к государственной границе
. к морям мирового океана и внутренним
. число сухопутных соседей первого порядка, их совокупный природно- ресурсный, людской и экон. потенциал
. положение по отношению к путям сообщения
. к основным топливно-энергетическим, ресурсным, металлургическим и продовольственным базам
. к основной полосе расселения. 32. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ И АЗИАТСКОЙ РОССИИ Европейская Россия
В России р-ны и их группы входят в состав крупных макрорегионов: Западного
(Европейская Россия) и Восточного (Азиатская Россия). Это макрорегионы
отличаются историческими особенностями заселения, освоения территорий,
экон. развития.
Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории,
составляющей 25% от площади страны. При снижении доли в населении России
(1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается
постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х
продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет
75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах
В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12
городов-«миллионеров».
Здесь благоприятные природные условия как для жизни людей, так и для
развития основных отраслей хоз-ва.
Терр-ная структура расселения и хоз-ва имеет радиально-кольцевой характер.
Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами
сформировались пром-ные узлы.
В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы,
объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями,
своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и
расселения, современными проблемами.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда
факторов:
1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения;
5. благоприятных транспортных связей;
6. использования преимущественно привозного сырья и энергии. Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на
наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях,
перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим.,
металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой
(текстильной) пром-ти. Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием
выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса
предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической
перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника,
радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная. Здесь производят машины
и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения
(автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный
комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде
всего металлургия. На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,
деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, Электроэнергетика
включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и
ГАЭС. АПК можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с
черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20%
подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции
(мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть:
мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй р-н АПК
— в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х
и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад , где
занимаются льноводством и молочным животноводством. Для обеспечения экономики и ее городов сырьем и топливом создан мощный
транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,
отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени
напоминает конфигурацию ж/д. Главные водные перевозки Западной зоны
осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая
в стране система авиалиний расходится от Москвы. При структурной перестройке экономики резко повысится роль наукоемких
произ-ств (верхних этажей), которые приобретут также и экспортную
направленность, при сокращении удельного потребления и экспорта энергии и
сырья — в этом перспектива этого региона. Развитие экономики в европейских
р-нах будет происходить преимущественно за счет технического перевооружения
действующих предприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями,
конверсии военной пром-ти при сокращении численности занятых в сфере
материального произ-ва. Азиатская Россия Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины
(75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны
мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России). Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно-
энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно
с запада на восток. В отличие от радиально-кольцевого характера хоз-ва европейской части,
азиатская структура определяется главными транспортными осями — Транссибом,
БАМом и Северным морским путем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|