p> Второй р-н АПК — в междуречье Оки и Волги, где много городов,
преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад ЦР, где занимаются льноводством и
молочным животноводством. Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан
мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,
отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени
напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д
Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых
автомагистралей и аэропортов. Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-
балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система
авиалиний расходится от Москвы. В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры,
начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.
Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех
городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших —
управление, наука и высшее образование. Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой
характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми
трассами сформировались пром-ные узлы. Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр
науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение
(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.
отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки
Москвы, хим., полиграфической. Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и
радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную
реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит
ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города.
В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не
предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде
всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В
городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа
работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено
реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших
памятников архитектуры, истории. Крупнейшие города — пром-ные центры ЦР: Нижний Новгород расположен в
месте слияния Оки с Волгой — центр Волго-Вятского р-на, Воронеж — главный
город Центрально-Черноземного р-на, древний Ярославль, Тула, Смоленск,
Рязань. На юго-востоке ЦР крупными пром-ми центрами стали столицы нац.
республик: Чувашии — Чебоксары, Марийской — Йошкар-Ола, Мордовии — Саранск. 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН И ЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:
специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)
комплексностью развития (взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)
наличием единой системы управления. Согласно теории экон. районирования р-ны различаются по:
(районообразующие факторы)
уровню экон. развития,
особенностям формирования трудовых ресурсов,
степенью концентрации и специализации произ-ва,
освоенности территории (в первую очередь транспортная освоенность),
естественные условия произ-ва.
Центральный район (ЦР) ЦР — экон. и полит. ядро страны. Территория составляет 2,8% территории
России, в него входят 12 областей. Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. Здесь
готовят кадры высшей квалификации, т.к. здесь сосредоточены институты
Российской Академии наук и отраслевых академий, проектно-конструкторские
организации, концентрируются наукоемкие (в том числе оборонные) и
трудоемкие произ-ва. ЦР — р-н древне- и старорусского заселения, центр формирования
Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции
(Москва — столица России). ЭПГ обладает несомненными преимуществами по сравнению со многими др. р-
нами. На формирование ЦР оказали воздействие прежде всего экон.-геогр.
положение и особенности исторического развития. Выгодное положение ЦР на
водоразделах Волги, Западной Двины в период становления Русского
государства и относительной безопасности от внешних врагов способствовало
быстрому заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как
«собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром-ному
развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны,
особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП,
наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили
ее роль — организатора индустриализации страны. Поверхность ЦР не создала препятствий для освоения и заселения
территории, для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности на западе
переходят на востоке в низменности. ЦР относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф,
строительные материалы (известняки, глина, песок) и фосфориты, соль начали
активно использовать лишь в XX в. Но они только частично удовлетворяют
потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы. Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет
при больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации и агротехники
получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной
свеклы. Население. ЦР — территория, где сформировался русский народ, но
проживают многие народы страны. Население составляет 20,5% населения
России, Резко преобладает городское население (76%). Важнейшее место среди
городов занимает город-«миллионер» Москва (8,8млн. чел). Вокруг него
сформировались городские агломерации. В ЦР много древних городов (Смоленск,
Муром, Ярославль, Суздаль, Рязань, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее
города возникли из бывших фабричных сел (Иваново и др.). Много больших и
малых городов создано в советское время. Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они
могут решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих
агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение
приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования,
рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит
улучшить жизнь российской «глубинки». Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях
ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция
сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых
ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей
зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв,
создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их
семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых
государств. Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под
влиянием ряда факторов:
1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;
5. благоприятных транспортных связей;
6. использования преимущественно привозного сырья и энергии;
7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной. ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и
в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в
конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти),
исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место
занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление,
высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-
экскурсионная деятельность. Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием
выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса
предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической
перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника,
радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника (Москва,
Зеленоград и др. города Подмосковья, Иваново, Рязань). ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического
оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного
машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, оборудование для
ж/д транспорта (Коломна, Мытищи). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее
пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса многих городов
в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной
мере на выпуск гражданской продукции. В ЦР производят машины и оборудование
для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили,
фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие
конструкционные материалы. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая
каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения
(Подмосковье). На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,
деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в
основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране
производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города
Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. обл. Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и
энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы. С
востока поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС. АПК ЦР можно географически подразделить на два р-на. Первый р-н — в
междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и
мощная пищевая пром-ть. Второй р-н занимает север и запад ЦР, где
занимаются льноводством и молочным животноводством. Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан
мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть,
отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени
напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д
Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых
автомагистралей и аэропортов. Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-
балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система
авиалиний расходится от Москвы. В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры,
начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.
Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех
городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших —
управление, наука и высшее образование. Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой
характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми
трассами сформировались пром-ные узлы. Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр
науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение
(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.
отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки
Москвы, хим., полиграфической. 6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в
доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и
полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы
осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями.
Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и
трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это
совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными
узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и
осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов,
крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе
определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида
транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием
природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном
под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных
сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения
городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.
Железнодорожный транспорт
Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится
основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями
страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог).
Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка
больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва.
Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30
км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и
мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо
(с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск,
Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются
кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие
магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их
меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь.
После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ.
Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д.,
др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги
Москва - С-Петербург так и не начат).
Автомобильный транспорт
Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой
маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы
непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт
осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где
отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во
многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но
только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от
Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах
число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с
запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень
затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для
Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.
Морской транспорт
Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны
Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской
транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По
тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже
выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое
место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые
снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются
внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты,
обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря
осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна
проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении
Крайнего Севера.
Речной транспорт
Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а
сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные
грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов.
Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего
перевозки грузов в экономически развитой части страны.
Авиационный транспорт
Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов
не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя
скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.
Трубопроводный транспорт
Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по
затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь
газ, многие продукты переработки нефти.
Связь
Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой
стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие
уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически
выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи,
недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации
очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь
оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и
телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального,
спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью
(цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка
трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать
составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|