p>8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ХОЗ-ВА
Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным,
историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по
совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория,
которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва,
своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная
организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной
специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.
территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют
определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и
соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения
производительных сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения). Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:
специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)
комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)
наличием единой системы управления. Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий
определенный потенциал. Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от:
уровня экон. развития,
особенностей формирования трудовых ресурсов,
степени концентрации и специализации произ-ва,
освоенности территории (в первую очередь транспортная),
естественных условий произ-ва,
наличия природных ресурсов. Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют
опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении
терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом
выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е.
узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура
хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль
транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами
сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-
ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы:
Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной
структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль
Волги. 9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Роль и место России в мировом сообществе определяется не только
состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации,
геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и
военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося
мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают
индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию,
характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники,
информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в
этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися
странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в
мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в
развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют. Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка
войти в мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши),
геополитическое положение, ее экономического, демографического и
интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья —
все это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в
многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство
— инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной
экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в
экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение
демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует
включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира,
производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в
полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные
проблемы невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит
баланс сил в мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение
демократического государства) в интересах мирового сообщества. Мировая
общественность оказывает финансовую помощь через Мировой банк и
Международный валютный фонд, но они не обладают финансовыми средствами
достаточными для поднятия такой огромной страны. С др. стороны существует
мнение, что эта финансовая помощь и условия ее предоставления ведут к
превращению России в сырьевой придаток развитых стран и ослаблению ее
влияния на мировые процессы. Инвестиции в сырьевые отрасли не способны
поднять экономику, необходимы инвестиции в высокотехнологичные произ-ва,
находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился на 39,6%, (по уровню ВВП на
душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира, Египта, Туниса). Доля России
в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%. Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе,
т.к. невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы.
Это подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и
ОБСЕ. Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с
Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только
определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему
и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления
ЕС), Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению
ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы
и Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может
помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО
(Всемирной торговой организации) по многим причинам, одна из которых —
неконкурентоспособность отечественных товаров. Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу.
Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз
машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда,
а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге
страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо
использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в
различные международные экон. отношения. В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без
укрепления внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное
место в мировой экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая
организация), получило приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран-
экспортеров нефти, контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики
характеризуется интенсивностью внешнеэкономических связей. Международные эксперты признают, что экономика России уже не является
командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы
соц. сферы и ставится цель — правовое государство. Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное
геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через
порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств,
увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран
Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще
более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с
руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и
АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России.
Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В
то же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией,
Вьетнамом, Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось
второстепенным. С течением времени и со сменой министра иностранных дел
(вместо Козырева пришел Примаков) начали налаживаться более тесные контакты
со странами Востока, Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон.
сотрудничеству с Ираком мешают международные санкции, договору о поставке
оборудования для атомных станций препятствовали США (по причине возможного
«двойного» использовании. Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского
экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта
приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля
продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед
страной стоит задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения
сырьевой составляющей и увеличения продукции переработки и машиностроения.
В результате экон. кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%.
Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и
оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г
экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть
составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт
всего ТЭК. 95% производимого в стране алюминия экспортируется из-за падения
внутренних потребностей. Часть идет через Лондонскую биржу металлов, в США,
на Украину и во многие др. страны. Экспорт России металлов и особенно стали
встречает нередко сопротивление конкурентов на мировом рынке. При этом нас
обвиняют в демпинговых ценах на металлы и грозят применить международные
санкции. Продукция машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ
и некоторые развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой
продукции). Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная
техника закупают страны СНГ и Востока. Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать
продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х
продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия
обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической
пром-ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и
др. странах. В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами
Востока. Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов
Индии (90% экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего
экспорта является военная техника. В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в
основном в пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика
(Филипп Морис в С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон &
Джонсон). Но кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не
способствует продвижению западных инвестиций в российскую экономику. 10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей
материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает
отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление
перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля,
общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и
духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-
во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз-
ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции
(например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть).
Отраслевой структуре свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые
произ-ные связи. В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них
занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет
77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля
занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход -
15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт -
3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой
продукт - 6,7%, нац. доход - 13%. Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких
десятков отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного
назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно растет. Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем:
. проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5 продукции имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных отраслях (высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий уровень произ-ва предметов для населения);
. низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов растет;
. сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы реформ (устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными предприятиями и т.д.). Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и
агрегатов, изготовление которых производится на специализированных
предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И
в разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных
предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых —
филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения
располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования.
Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье.
Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных
магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции. Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для
населения ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах
России.
Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс)
ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их
транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит:
1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную и уранодобывающую отрасли;
2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки топлива и энергии. Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие
разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая
потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный
комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и
связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры,
жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических
организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги
можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое
обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование,
культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и
т.д.). Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей
нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и
межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают
квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери
времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-
ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует
духовный мир человека. Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная
задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и
веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между
отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение
потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида
транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта
взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.
Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и
трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это
совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными
узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и
осуществляется обмен грузами. В России несколько сотен транспортных узлов,
крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе
определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида
транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием
природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном
под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных
сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения
городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|