Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая география 50 вопросов

p>8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ХОЗ-ВА
Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным, историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория, которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва, своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др. территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие.

Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения).

Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.: специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК) комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва) наличием единой системы управления.

Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий определенный потенциал.

Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от: уровня экон. развития, особенностей формирования трудовых ресурсов, степени концентрации и специализации произ-ва, освоенности территории (в первую очередь транспортная), естественных условий произ-ва, наличия природных ресурсов.

Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е. узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр- ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы:
Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль
Волги.

9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Роль и место России в мировом сообществе определяется не только состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации, геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.

Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка войти в мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши), геополитическое положение, ее экономического, демографического и интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья — все это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство
— инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира, производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные проблемы невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит баланс сил в мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение демократического государства) в интересах мирового сообщества. Мировая общественность оказывает финансовую помощь через Мировой банк и
Международный валютный фонд, но они не обладают финансовыми средствами достаточными для поднятия такой огромной страны. С др. стороны существует мнение, что эта финансовая помощь и условия ее предоставления ведут к превращению России в сырьевой придаток развитых стран и ослаблению ее влияния на мировые процессы. Инвестиции в сырьевые отрасли не способны поднять экономику, необходимы инвестиции в высокотехнологичные произ-ва, находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился на 39,6%, (по уровню ВВП на душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира, Египта, Туниса). Доля России в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%.

Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе, т.к. невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы.
Это подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и
ОБСЕ. Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с
Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления
ЕС), Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению
ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы и Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО
(Всемирной торговой организации) по многим причинам, одна из которых — неконкурентоспособность отечественных товаров.

Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу.
Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда, а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в различные международные экон. отношения.

В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без укрепления внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное место в мировой экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств
Юго-Восточной Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая организация), получило приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран- экспортеров нефти, контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики характеризуется интенсивностью внешнеэкономических связей.

Международные эксперты признают, что экономика России уже не является командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы соц. сферы и ставится цель — правовое государство.

Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран
Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и
АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России.
Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В то же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией,
Вьетнамом, Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось второстепенным. С течением времени и со сменой министра иностранных дел
(вместо Козырева пришел Примаков) начали налаживаться более тесные контакты со странами Востока, Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон. сотрудничеству с Ираком мешают международные санкции, договору о поставке оборудования для атомных станций препятствовали США (по причине возможного
«двойного» использовании.

Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед страной стоит задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения сырьевой составляющей и увеличения продукции переработки и машиностроения.
В результате экон. кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%.
Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт всего ТЭК. 95% производимого в стране алюминия экспортируется из-за падения внутренних потребностей. Часть идет через Лондонскую биржу металлов, в США, на Украину и во многие др. страны. Экспорт России металлов и особенно стали встречает нередко сопротивление конкурентов на мировом рынке. При этом нас обвиняют в демпинговых ценах на металлы и грозят применить международные санкции. Продукция машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ и некоторые развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой продукции). Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная техника закупают страны СНГ и Востока.

Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической пром-ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и др. странах.

В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами
Востока. Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов
Индии (90% экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего экспорта является военная техника.

В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в основном в пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика
(Филипп Морис в С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон &
Джонсон). Но кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не способствует продвижению западных инвестиций в российскую экономику.

10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля, общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз- во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз- ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции
(например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть).
Отраслевой структуре свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые произ-ные связи.

В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет
77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход -
15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт -
3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой продукт - 6,7%, нац. доход - 13%.

Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно растет.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем:
. проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5 продукции имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных отраслях
(высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий уровень произ-ва предметов для населения);
. низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов растет;
. сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы реформ
(устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными предприятиями и т.д.).

Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов, изготовление которых производится на специализированных предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И в разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых — филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования.
Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье.
Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции.

Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для населения ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах
России.
Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс)
ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит:
1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную и уранодобывающую отрасли;
2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки топлива и энергии.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.).

Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ- ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.
Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.