Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая география 50 вопросов

Экономическая география 50 вопросов

смотреть на рефераты похожие на "Экономическая география 50 вопросов"

История развития экономической географии

Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил человечества и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной деятельности, природных богатствах и их использования в тех или иных регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и развития геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только в 17 в. — «Всеобщая география» географа Варения. Термин «экономическая география» впервые применил Ломоносов. Для него ЭГ была наукой наполненной экон. содержанием и неразрывно связанной с картографией. Таким образом, в
18 в. в России на основе геогр. трудов и в рамках сложившейся в Западной
Европе статистики начинает складываться ЭГ как самостоятельная наука. Но в полной мере она сформировалась в первой половине 19 в. В это время появляются работы по экон. районированию, содержащие экон.-геогр. характеристики р-нов. Это было обусловлено: большими накопленными ЭГ сведениями, углублением процесса терр-ного разделения труда, появлением новых пром-ных и с/х р-нов, необходимостью экон. районирования страны с целью изучения меняющейся географии производительных сил. В этом направлении работал русский ученый в области ЭГ Арсеньев, выпустившего свой труд об опыте экон. районирования России. В книге его выделяются десять
«пространств» с учетом их геогр. положения, с оценкой природных ресурсов, особенностей прошлого развития и перспективами на будущее. Важные положения теории ЭГ были сформулированы Огаревым: о том, что р-ны следует рассматривать в динамике (в развитии), экон. районирование должно опираться на законы полит. экономики, при районировании следует исходить из развития
«главных материальных сил», определяющих перспективу р-на. Т.е., например, если в этом р-не есть какие-то значительные запасы минеральных ресурсов, то необходимо дальнейшее развитие р-на строить на разработке и переработке этого сырья. ЭГ проблемы рассматривал и Менделеев, его интересовали вопросы хоз-ной оценки природных ресурсов и геогр. положение частей России, проблемы районирования. Все эти труды русских ученых как и достижения зарубежных послужили основой для становления СЭГ в советское время. Это было особенно необходимо в связи с огромными преобразованиями в размещении производительных сил, происходящих в России. В 20-е гг. была проделана огромная научная и практическая работа по организации нового районного направления терр-ной организации общества, важную роль сыграли в этих работах Александров, Баранский и др. Ими была разработана методология районирования, которая не утратила своей научной ценности и сейчас.
Практически была осуществлена задача по терр-ной организации страны. В
Московском университете была открыта кафедра ЭГ.

В целом для ЭГ тех лет были характерны следующие черты:
. комплексные геогр. экспедиции, развитие геогр. краеведения и формирование экон. картографии;
. борьба за целостность ЭГ, единство геогр. наук;
. формирование отдельных направлений по изучению географии отдельных отраслей, географии городов, стран и др.

Но развитие ЭГ не обошлось без идеологизации, неизбежной в те времена.
Были разгромлены многие направления, без которых ЭГ нашей страны стала резко отставать от мирового уровня — это и демография, и полит. география.
В ту пору влияние ЭГ на экон. развитие страны ослабло.

Современный этап развития геогр. наук и СЭГ характеризуется углублением международного сотрудничества географов, повышением роли СЭГ в изучении проблем природопользования и дальнейшего развития страны и ее р- нов. В мировой ЭСГ все большее внимание уделяется изучению проблем территорий как объекта целостного геогр. познания. Терр-ная организация общества становиться важной областью управления, которая требует научного обоснования. Понятие терр-ной организации общества охватывает все вопросы, связанные с терр-ным разделением труда, размещением производительных сил, региональных различий в произ-ных отношениях, расселения людей, взаимоотношений общества и природы, проблем региональной соц.-экон. политики.

Зарубежная экономическая география. Теория

Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил человечества и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной деятельности, природных богатствах и их использования в тех или иных регионах. История этой науки не отделима от истории накопления и развития геогр. знаний. Первый теоретический труд по географии появился только в 17 в. — «Всеобщая география» географа Варения. Огромен вклад западных ученых
Тюнена, Вебера, Кристаллера, Леша и др.

В развитии ЭСГ. В 20-е гг. в Германии вышла книга Тюнена, в которой рассматривалась модель «изолированного государства». В этом труде он намного опередил свое время, создав модель пространственного размещения систем с/х вокруг центра потребления (рынка), в зависимости от расстояния до рынка (в его книге это центр абстрактного изолированного государства) изменяется способ использования земли и характер ведения с/х (инверсия колец Тюнена). Таким образом, Тюненом был открыт метод математического моделирования систем пространственных экон. зон, который нашел практическое применение в СЭГ лишь в 20 в.

Западная геогр. наука развивалась по многим направлениям. Ее интересовали проблемы природопользования, эти темы отражены в работах американца Марша. Немецкий географ Ратцель был основателем антропогеографии. В своем труде «Политическая география» он применил биологическую теорию Дарвина к развитию человеческого общества. Согласно его концепции людские сообщества должны вести столь же жестокую борьбу за существование в условиях окружающей природной среды, как растения или животные. Эта концепция получила название — социальный дарвинизм. По ней государство подобно организму должно либо расти, либо погибнуть, но никогда не может находиться в состоянии покоя. Когда оно расширяет свои границы за счет др. государства, это является отражением внутреннего напряжения.
Сильные государства должны располагать пространством для своего роста.
Ратцель писал также о праве «высших» рас увеличивать свое жизненное пространство за счет «низших». Особенности истории разных государств, их противоречия и конфликты объяснялись влиянием геогр. условий. Создатели французской школы «географии человека» использовали многое из его концепции, отказавшись от его полит.-геогр. идей. Создавались работы коммерческой географии, рассматривавшей наиболее выгодные модели терр-ного размещения производительных сил на территории. Значительную работу по размещению пром-ти создал немецкий экономист Вебер. Согласно его учению о штандорте (размещении) пром-ное предприятие стремиться занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, что обеспечивает минимальные издержки для предпринимателя. Вебер первым сделал это учение составной частью ЭГ. Он видел в ней науку о теоретическом обосновании размещения на определенной территории. Он ввел также методы расчета, для установления месторасположения предприятия путем построения изопан — линий равных издержек произ-ва.

В 20 в. теория зарубежной ЭГ развивалась в следующих направлениях:
Поиск пространственных закономерностей в размещении производительных сил, расселения населения. Это направление связано с именами Кристаллера и Леша, которые предприняли попытку открыть закономерности размещения населенных пунктов, установили определенные иерархические ступени в этом размещении
(теория «центральных мест»).
«Количественная революция» в географии, которая началась в 60-е гг. благодаря трудам американских экон. географов Берри, Бунге, Гаррисона, и английских ученых Хаггета, Харвея, Чорли и др. Суть этого направления отражена в так называемой математической географии, т.е. в широком применении математических подходов и статистических методов в геогр. исследованиях с использованием компьютерного программирования.
Региональная концепция, получившая большое распространение в виде изучения регионов, р-нов, экон. районирования Эти исследования стали важным средством терр-ной организации произ-ных сил.

Необходимость комплексного решения региональных проблем привела к появлению новой сферы научной деятельности — региональной науке. В 54г под руководством американского экономиста Изарда (Айзарда) группа ученых — экономистов, географов, социологов, др. специалистов образовали Ассоциацию региональной науки в качестве международной организации. В Пенсильванском университете (США) факультет географии был переименован в факультет региональной науки, который возглавил Изард. Целью его деятельности была названа разработка «основ теории размещения и пространственного взаимодействия видов человеческой деятельности в их экон., соц. и полит. контекстах», а также «совершенствование методов анализа региональных систем. Как научные исследования, так и обучение здесь в значительной степени опираются на математические модели и количественные методы».

Закономерности, принципы и факторы размещения произ-ных сил РФ
Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся тесная связь явлений общественной жизни. Закономерности размещения производительных сил означает: планомерное, пропорциональное размещение произ-ва по территории страны (с учетом остальных факторов, этот принцип позволяет задействовать трудовые ресурсы, полнее обеспечивать потребности различных регионов и их развитие); рациональное терр-ное разделение труда, это выражается в специализации р- нов или территорий, что позволяет повышать производительность, и рациональнее использовать трудовые и др. ресурсы; комплексное, гармоничное развитие хоз-ва страны и экономики р-нов, это является основой для обеспечения среднего уровня жизни для населения всех территорий; выравнивание уровней соц.-экон. развития и обеспечение развития экономики всех терр-ных структур.

При размещении произ-ва по территории страны кроме закономерностей необходимо соблюдение основных принципов. Принципы размещения — это правила, которыми руководствуются при размещении производительных сил в целях более полного использования природно-ресурсного потенциала и соц.- экон. условий территории. Основные принципы размещения производительных сил:
. единство экон. районирования с административным делением;
. приближение произ-ва к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам и р-нам потребления;
. первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;
. учет требований укрепления обороноспособности страны при размещении хоз- ных объектов;
. всемерное сокращение потерь труда в процессе произ-ва и обращения готового продукта;
. реализация преимуществ и экон. выгод международного разделения труда при размещении производительных сил;
. учет необходимости охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
. приоритет общегосударственных интересов;
. учет долгосрочных перспектив соц.-экон. развития страны и отдельных регионов.

На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения).

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ КУРСА

ЭГ исследует процессы не только в природной сфере, но и в хоз-ной деятельности человека и в социальной (общественной) сфере. Фактически она является геогр. наукой, которую точнее будет называть «социально- экономической географией» (СЭГ).

Предмет курса — изучение соц. и экон. процессов и явлений, происходящих в геогр. оболочке, терр.-хоз. систем, их взаимодействий между собой и с природными комплексами.

Объект изучения — геогр. оболочка, целостная и непрерывная оболочка
Земли, где осуществляется хоз-ная деятельность человека. Эта часть оболочки
Земли, которая включает в себя все формы и структуры организации жизни человека называют «ойкумена». Она включает в себя все сферы жизни общества
— производительную (экономическую), демографическую, социальную, политическую, культурную, духовную, бытовую и др. И изучают ее многие науки. СЭГ изучает часть этих проблем — пространственная (терр-ная) организация ойкумены, т.е. СЭГ изучает пространственную организацию общества в конкретных природных условиях. Для практического руководства хоз- вом страны, организации оптимального взаимодействия природы и хоз-ва необходимо изучение таких объектов ЭГ как экон. регионы и р-ны, ТПК, города.

СЭГ тесно связана с др. геогр. науками. Если физическая география изучает прир.-терр. явления, география природных ресурсов — природные ресурсы, то СЭГ — соц.-экон. Терр-ные явления. В ходе расширения хоз-ной деятельности человека усиливается влияние человека на природную среду.
Поэтому роль СЭГ увеличивается и она начинает играть главную роль среди геогр. наук.

Любое экон.-геогр. исследование не возможно без определенных методов.
Главные методы исследования СЭГ: общенаучные (исторический, сравнительный, системный анализ, математического моделирование), географические
(картографический, типологии и районирования, полевых исследований), экономические (балансовый, технико-экономический, экономическо- математического моделирования), социологические. Методы получения исходной информации: лабораторный, анкетирования, статистический. Методы анализа и обобщения информации: Математико-статистического моделирования, экспертных оценок, классификации и т.д. Для СЭГ не возможны экспериментальные методы.
Объекты слишком велики, чтобы использовать метод проб и ошибок, отрицательный результат может оказать слишком отрицательное влияние на экономику рассматриваемой территории. СЭГ идет др. путем: она анализирует уже имеющийся опыт хоз-го развития территорий, оценивает эффективность повторения с учетом геогр. специфики рассматриваемой территории, т.е. проводит сравнительное исследование.

Экон.-геогр. исследования проводятся поэтапно. Каждый из этих этапов дает результаты, позволяющие решать поставленные задачи. Первый этап — сбор фактических данных, инвентаризации, описание и картографирование объектов, формирование банка данных по исследуемой территории. Второй этап — прогнозирование, т.к. собрать данные этого не достаточно. Необходимо выявить из этих данных сущность экон.-геогр. процессов. А в конечном счете
— установить законы формирования и развития ТПК различных видов. На основе этого можно сделать достоверный прогноз. Третий этап — конструирование оптимальных терр-ных сочетаний, экон.-геогр. обоснование проектов и их развития. Это наиболее ответственный и завершающий этап ЭГ исследования.
Результаты таких исследований могут быть использованы в планировании развития территорий и всей страны.

В задачи СЭГ входит изучение множество различных комплексов, отличающихся по своему составу и элементам: терр-ные комплексы — пром-ные, с/х, транспортные, комплексы, включающие население и населенные пункты, комплексы непроиз-ного назначения и т.д. В конечном итоге задачей СЭГ является выработка научных основ для рациональной терр-ной организации нар. хоз-ва, инфраструктуры и прогнозирования их развития.

2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЫНОК ТРУДА
7. НАСЕЛЕНИЕ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ХОЗ-ВА

Население является главной производительной силой общества и основным потребителем материальных благ и услуг. При размещении произ-ных комплексов на той или иной территории необходимо учитывать социально-демографический потенциал, трудовые ресурсы (экономически активное население), динамику и структурные изменения. Поэтому население, трудовые ресурсы — это важный фактор терр-ной организации хоз-ва. Экономически активное население это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном произ-ве и непроиз-ной сфере. Трудовые ресурсы —экономически активное население в возрасте 16-55 лет для женщин и 16-60 лет для мужчин. Численность населения зависит от естественного движения (воспроизводства) — совокупности процессов рождаемости, смертности и естественного прироста. На численность может влиять и миграция населения (переселение) и демографическая политика
(система административных, экономических и пропагандистских мер с помощью которых государство влияет в первую очередь на рождаемость).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.