Многие идеи
системного подхода представляются плодотворными при организации мониторинга
показателей экономики России с целью выявления
угроз безопасности и прогнозирования их последствий. Мониторинг в первую
очередь предполагает фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп
экономических показателей
(индикаторов), включая показатели:
- общеэкономические (ВВП, объемы производства по отраслям, важнейших видов
продукции и т.д.);
- специфические, в наибольшей
мере отражающие экономическую ситуацию в стране на данном этапе (уровень
инфляции, душевое потребление, безработица, миграция населения, смертность и т.д.);
-частные, которые
являются важными для характеристики конкретной
ситуации в стране (например, ход сева или уборки урожая, ликвидация стихийного бедствия
или крупномасштабной аварии и т.д.).
С позиций задач
обеспечения экономической безопасности
определяющую роль играет качественный анализ характера изменения показателей в
процессе мониторинга.
Хотя
проблемы экономической безопасности должны рассматриваться
преимущественно в рамках экономических процессов,
глубокие катастрофические последствия
проявляются и во внеэкономической сфере. Наибольшую опасность
представляют политические потрясения в обществе из-за недовольства масс своим
экономическим положением, а также вызванные экономическими причинами прямые
крупномасштабные разрушения производственного
потенциала, социальной инфраструктуры и природной среды.
И тем не менее в
любом случае одной из важнейших задач государства была и остается реализация
определенных общественно-политических и социально-экономических целей. Обеспечение же
безопасности является лишь одним из средств достижения этих целей.
При всем
разнообразии чрезвычайных ситуаций, которые в силу
своей специфики могут быть отнесены или к техногенной
безопасности, или к экологической безопасности,
или к общественной безопасности и т.д., их экономические последствия
качественно достаточно сходны.
Чрезвычайные ситуации в экономической системе могут вызываться и
чисто экономическими факторами, например, решениями органов
государственного управления (указами, постановлениями,
распоряжениями). Своеобразие ситуации заключается в том, что, казалось бы,
сравнительно незначительное воздействие способно инициировать цепь глубоких
изменений в экономической системе часто с
непредсказуемыми негативными последствиями, а иногда и
катастрофическими. Это требует экспертизы принимаемых решений на предмет их
экономической безопасности.
В настоящее время
в российской экономике важное место также занимают преобразования отношений собственности. Их возможное воздействие на экономическую систему до конца еще
не осознано. Преобладает умозрительный подход к этой проблеме, главным образом
с точки зрения тех плюсов, которые может дать экономике
переход от общественной собственности к частной.
Минусы практически не анализируются и отбрасываются преимущественно на основе политической аргументации. Происходящие и ожидаемые
изменения в структуре собственности не
воспринимаются в качестве угрозы экономической безопасности страны. Мелкое
воровство государственного имущества по-прежнему
рассматривается как уголовное преступление, а масштабная афера, связанная с
присвоением общенародной собственности в процессе приватизации, - как проявление предприимчивости
в условиях строительства рыночной экономики. В процессе
передела собственности
могут быть выделены две фазы:
Первая фаза.
Передел отношений собственности на прибавочный продукт, заключенный в цене на
товар, который реализуется в основном через
освобождение цен. Этот процесс проходил и продолжает проходить практически при
полном отсутствии реальных элементов рынка.
Сохраняющиеся монополия производства и дефицит большинства товаров позволяют
производителям и посредникам диктовать потребительские
цены, обогащаясь при этом с невиданной "эффективностью" (если ее оценивать как доход на единицу затрат).
Высвобождение цен
в значительной мере породило инфляцию, которая съела
и съедает накопления как граждан, так и предприятий. Важно то, что отсутствие
накоплений, резервов, оборотных средств и т.д. снижает способность граждан и
предприятий к сопротивлению при вымогании в процессе вынужденной покупки ими товаров первой
необходимости. Это, в свою очередь, облегчает данное
перераспределение собственности.
Вторая фаза.
Передел отношений собственности на общенародное достояние, который реализуется
в основном через
приватизацию государственной собственности. Достижения в области приватизации
носят формальный характер. По существу же,
приватизация государственной собственности делает лишь первые шаги, поскольку
еще не произошло реального утверждения новых собственников в своих правах.
В настоящее время
реализуются разнонаправленные процессы:
определенные успехи (продвижение) в области приватизации (в сфере
организационно-правовых преобразований) при одновременном неуклонном
спаде производства. При этом материальные
интересы, сформировавшиеся в ходе передела собственности и ее приватизации,
носят краткосрочный характер: получение прибыли,
выплата дивидендов, выгодная перепродажа акционерной собственности. Они почти не связаны с системными экономическими процессами.
Можно предположить, что в долгосрочной перспективе система личных интересов, основанная на приватизированной собственности,
видимо, расставит все на свои места и будет способствовать созданию достаточно
экономически эффективного общества.
Угроза
экономической безопасности значительно возрастет в
случае явного или скрытого взаимодействия коммерческих структур, администрации предприятий, а также
представителей государства. Как бы то ни было, одной из главных задач обеспечения экономической
безопасности является анализ и прогноз процессов перераспределения
собственности, в первую очередь собственности на
производственные фонды, природные ископаемые, землю, недвижимость и т.д.,
выявление на этой основе угрозы экономическому развитию страны, регионов,
отраслей, отдельным предприятиям и гражданам России и разработка мер по
предотвращению угрозы.
Параллельно с
законной экономической деятельностью (или по крайней мере не противоречащей
закону), как известно, существует и криминальная сфера. И особенностью настоящего периода является сращивание
законной и криминальной экономической
деятельности. Ситуация усугубляется наличием крупных пробелов в действующем
законодательстве, нечеткостью, двусмысленностью и противоречивостью многих
положений законов, указов и иных нормативных актов.
Нестабильность и
непредсказуемость общественно-политической ситуации поощряют предпринимателей к
смелым и решительным действиям на грани криминала
и нарушения элементарных этических норм или за
этой гранью. И наоборот, предприниматели, тяготеющие к подобной деятельности,
сами оказываются заинтересованными в общественно-политической и экономической
нестабильности.
Экономическая
безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная
характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать
нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение
ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию
национально-государственных интересов России. Следует также иметь в
виду, что
необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части
национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические
и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии
безопасности и вместе с тем дополнительно
отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе. Значимость
макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также
и в условиях крупных национально-государственных преобразований, затронувших в
последние несколько лет Россию как вовне ее (распад СССР и замещение его таким пока достаточно аморфным образованием, как СНГ), так и внутри (резкое усиление
значимости факторов федеративного устройства государства, рост числа субъектов
Федерации, общая децентрализиция процессов
хозяйствования и управления и пр.).
В условиях
кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и
внеэкономического характера механизмы стабилизации и обеспечения
безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. В
качестве примера можно назвать противоречия, касающиеся первоочередного
поддержания либо пороговых значений в области потребления, либо минимально необходимых масштабов инвестиционно-инновационных
процессов.
Важнейшей проблемой характеристики экономической
безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев. И принятие здесь в качестве основного критерия
лишь достижения устойчивого, динамичного и эффективного развития экономики с первоочередным решением задач повышения качества жизни
не отвечает реалиям
сегодняшнего дня.
В условиях
глубокого кризиса, разнообразия переходных процессов таким критерием может быть "минимум совокупного ущерба,
наносимого обществу, экономике, человеку". Конкретизацией такого
подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной
"черты" как признака критического или
порогового состояния социально-экономической системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически
происходит деградация и разрушение этой системы. Для определения (в том числе и количественного
выражения) таких пороговых значений необходимо
рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить
наиболее важные показатели, характеризующие эти
условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления
различных по характеру и последствиям критических
ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания
стабильности.
Решение
поставленных задач требует теоретического обоснования и разработки целого ряда
новых категорий и показателей, позволяющих
описывать и анализировать базисные тенденции экономической безопасности
России и пути ее обеспечения. Основой формирования этих показателей является
тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска, использование
которой позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно в
случае, когда на смену методам административно-командного хозяйствования
приходит система преимущественно рыночных взаимосвязей в экономике, когда
происходит резкая децентрализация управления хозяйственными и социальными
процессами в обществе.
Концепция риска в
стратегии экономической безопасности включает в себя
два важнейших элемента: оценку риска и управление
риском.
Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер
в силу неопределенности многих негативных последствий как действия объективных
факторов, так и принимаемых хозяйственных решений.
Тем не менее можно утверждать, что переживающая
кризис российская экономика обладает минимумом внутренней устойчивости, в
результате чего практически все факторы риска способны сегодня создавать в ней
ситуации критического характера.
Управление
риском предполагает предвидение возможных
чрезвычайных (критических) социально-экономических ситуаций с тем, чтобы
предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому наряду с оценкой
вероятности появления той или иной критической ситуации необходима и
оценка потерь (ущерба), сопровождающих ее возникновение. Отсюда следует, что оценка уровня экономической
безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование
категорий потерь (ущерба) - фактических, ожидаемых, потенциальных,
компенсируемых и некомпенсируемых.
Сегодня
отчетливо прослеживается нарастание критических
социально-экономических ситуаций на всех уровнях: локальном уровне, в пределах
субъектов Федерации, общенациональном и транснациональном (глобальном)
уровнях. Более того, при определенной частоте
повторяемости локальные и региональные критические ситуации (как, например, последняя катастрофа с
нефтепроводом в Республике Коми) сами по себе начинают формировать проблему безопасности на макроуровне.
В проблематике
экономической безопасности
важно также выделить такие категории, как компенсационные ресурсы и компенсационный потенциал.
Между ними имеются определенные различия.
Компенсационные ресурсы как более узкое понятие
близки по своему значению к традиционному страховому, резервному или
"аварийному" запасу. Они соответствуют понятию потерь или ущерба (ожидаемого, фактического), который в каждом конкретном
случае ограничен определенными рамками. Компенсационный потенциал как категория
значительно более широкая должен характеризовать
общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации,
предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость
процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случав их
нарушения в том или ином ключевом секторе
народного хозяйства, в том или ином крупном регионе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|