Данный подход
должен найти отражение
в соответствующей системе показателей,
характеризующих экономическую безопасность России и тенденции ее изменения на
макроуровне.
Экономическая
безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих
пристальное внимание специалистов самого
различного профиля, работающих в сферах экономики, политики, международных
отношений. Наиболее зримые ее проявления связаны с нарастающими волнами
экономической преступности, которая превратилась в предмет комплексного
междисциплинарного научного анализа.
Попытки создания
федеральных органов типа. Комитета по защите экономических интересов России
(первоначально был создан при президенте), Рабочей группы по экономической безопасности при правительстве РФ, других
аналогичных структур успеха не имели. Эти попытки были просто обречены на
провал из-за отсутствия ясно сформулированных доктрин национально-государственных интересов, национальной безопасности.
Статистика,
свидетельствующая о резком ухудшении экономической
безопасности, подтверждает всю серьезность складывающегося
положения. Экономическая преступность проникает во
все отрасли экономики и бюджетной сферы, поражает
все направления экономической реформы. Наиболее криминализированной
сферой считается кредитно-финансовая система. А
ведь именно по состоянию дел в области финансов государства принято судить об
успехах в продвижении рыночных реформ. За первое
полугодие 1994 г. в кредитно-финансовой сфере выявлено 5,5 тыс. экономических преступлений, что почти в
три раза больше по сравнению с аналогичным
периодом 1993 года.
Экономическая
безопасность включает в себя комплекс собственно экономических, политических, правовых,
геополитических условий, обеспечивающих защиту
жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала,
возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития,
экологии. Говоря об экономической безопасности страны, необходимо иметь в виду
широкий спектр вопросов начиная с криминальных
аспектов проблемы и кончая сложнейшими проблемами, связанными с ее геополитическим порядком. Понятие экономической
безопасности применимо к различным субъектам, как-то: отдельным
гражданам, частному предпринимательству, государственным
предприятиям, национальной экономике и государству
в целом.
Во внутриэкономической сфере
безопасность связывается с природными, технико-технологическими,
инфраструктурными, социальными и другими факторами макро-
и микроэкономического развития, с внутренним иммунитетом и внешней
защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий. Во
внешнеэкономической сфере экономическая безопасность
характеризует конкурентоспособность страны на
мировых рынках, устойчивость ее валюты, финансовое положение государства. В
условиях открытой экономики в процессе вовлечения ее в мировое хозяйство
ключевой проблемой становится экономическая независимость страны.
В условиях
кризиса встают вопросы технологической, экологической, финансовой,
валютной безопасности. Снижение уровня жизни и растущая безработица превращают
проблему социальной защищенности граждан в проблему их социальной безопасности.
Криминализация экономики ставит под удар их личную
безопасность и правовую защищенность (безопасность) бизнеса от криминализации и коррупции.
Внутренние
факторы, вызвавшие развал экономики, в контексте угроз экономической безопасности страны никогда не
исследовались, хотя их разрушительное воздействие на все сферы хозяйства
оказалось куда более масштабным, чем внешних. Например, отрицание (по идеологическим соображениям) наличия в стране
разветвленной теневой экономики нанесло огромный
экономический и нравственный ущерб обществу (это
явление присуще нашей экономике в течение многих десятилетий, включая сталинский
период).
Следует отметить,
что сегодня воздействие внутренних факторов, ведущих к развалу экономики, не
только не приостановлено, а напротив, усилилось и продолжает нарастать. Однако,
какими бы причинами ни объяснялось кризисное состояние экономики, фактом
остается то, что главная опасность находится внутри, а не за пределами России.
Также не
были учтены
угрозы ослабления российской экономики, связанные с включением ее в мирохозяйственные
связи, с внедрением иностранного капитала в страну, с
интернационализацией организованной преступности, со стремлением иностранного
капитала ослабить Россию как потенциального конкурента на мировых рынках.
Таким образом,
концепция экономической безопасности России должна основываться на учете всего
многообразия факторов, включая ее главный элемент - рост эффективности
экономики. Исходя из этого можно сказать, что экономическая
безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному
динамичному росту национальной экономики, ее способности
удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать
конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного
рода угроз и потерь.
Непосредственную
опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный
ход общественного воспроизводства. К таким угрозам можно отнести следующие:
превращение
российской экономики в объект политического
противоборства политических элит, партий и движений;
-разрыв
хозяйственных связей по горизонтали и вертикали, потеря управляемости данными
связями: это ведет к снижению эффективности
использования ограниченных ресурсов, вызывает
глубокий спад производства и инвестиций;
- деградация
технико-технологической базы хозяйства: темпы выбытия основных фондов в
настоящее время составляют примерно 19%, а ввод в
действие новых фондов не превышает 1%;
- безработица: если российское
правительство решится на запуск механизма банкротств предприятий,
то это будет означать переход от скрытой к открытой безработице, уровень
которой может подняться
до 15-20%;
- инфляция: это одна из самых
острых проблем.
К другим видам
внутренних экономических угроз можно отнести: массовое уклонение от налогообложения; монополизацию российской экономики; криминализацию экономики и общества; крупные размеры
внутреннего и внешнего долга; утечку валютных ресурсов.
К внешним угрозам
можно отнести лавинообразное нарастание импортной зависимости, чрезмерная
открытость экономики, превращение России часто по собственной инициативе в нетто-экспортера природных ресурсов, ослабление ее
позиций на рынках стран СНГ, опасность которого недооценивается российским
руководством. Располагая значительным потенциалом природных ресурсов, Россия
может и должна при необходимости использовать это обстоятельство в качестве
рычага воздействия на своих зарубежных партнеров,
инструмента реализации национальных интересов. Так поступали и поступают все
страны мира, располагающие аналогичными возможностями.
В центр
макроэкономической политики за истекшие годы правительство поставило преодоление дефицита госбюджета, установление
контроля над денежной эмиссией, обуздание
инфляции.
Конечно,
анализ и оценка проявленных тенденций по
общепризнанным в мировой практике параметрам и критериям во многом условны не
только из-за уникальности российской экономики в переходный период, но и из-за
ее исторических тенденций. Вместе с тем такой
критериальный подход позволяет резко снизить опасность разного рода
произвольных толкований и попыток выдавать желаемое
за действительное.
Темпы инфляции в
1992-1994 гг. свидетельствуют о том, что она протекала в режиме гиперинфляции
(то есть за пределами 1000% в год), выйдя далеко (по меркам как западных, так и
развивающихся экономик) за пределы инфляционной безопасности.
Масштабы и темпы инфляции угнетающе сказались на
производстве, "взорвали" сложившийся уровень и качество жизни широких
масс населения, создавая ситуацию постоянной социальной напряженности и конфликтности в обществе. Устойчивость снижения
темпов инфляции во второй половине 1994 г. оказалась непродолжительной.
Политика
финансовой стабилизации под углом зрения международной практики
терпит серьезные неудачи и самым непосредственным образом сказывается на
финансовой безопасности страны. Неплатежи в народном хозяйстве несут в себе
реальную угрозу нарастания неконтролируемых банкротств и неизбежно
сопутствующей им финансовой паники. Степень дезорганизации
финансовой сферы столь велика, что чревата потерей экономической независимости
страны.
Далеко за
пределы экономической безопасности вышел
экономический спад. Падение объемов производства, потеря рынков, структурная
деградация и технологический регресс грозят
невосполнимым в обозримой перспективе разрушением потенциала страны.
Прогрессирует развал интеллектуального, информационного и научно-технического потенциала России.
В ряду
отрицательных факторов, носящих долгосрочный характер, надо отметить
беспрецедентный инвестиционный кризис, что еще долго будет сказываться на
будущем российской экономики. Угрозы технологической безопасности и потери от
разного рода чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф стали повседневным фактом современной хозяйственной жизни.
Экономическая
действительность ставит нас перед принципиальными вопросами
необходимости изменения концепции рыночных реформ, разработки путей выхода из
кризиса, восстановления экономического потенциала,
оздоровления финансов.
Применяемые на
протяжении последних 2-3 лет различные разновидности шоков спроса и предложения (жесткие варианты денежной и бюджетной политики,
шоки предложения, связанные с инфляцией издержек и кризисом наличности)
являются средствами регулирования нормального делового цикла. Для экономики в
период спада реализация жестких вариантов политики спроса, связанных с
ограничением деловой активности, не адекватна
сложившейся ситуации. Это подтверждается и опытом стран Запада. Монетаристские методы нигде
не применялись в чистом виде. Их использование соседствовало
с опорой на концепции экономики предложения.
Сегодня
угнетение производства и инвестиций вызвано одновременной жесткостью и
денежной, и бюджетной политики (ограничения денежной массы, реальных денег; резкий сброс
правительственных расходов; чрезвычайно громоздкая налоговая система и высокий
уровень налоговых изъятий). Более реалистичный подход заключается в сочетании,
скажем, жесткой денежной политики с мягкой бюджетной или, наоборот, в
варьировании отдельных регулирующих параметров этих видов политики.
Для успешного
проведения жесткой денежной политики необходим
развитый рынок капитала, включая рынок облигаций с присущими ему
механизмами и
инфраструктурой, который в России находится в самой начальной фазе становления.
В таких условиях Центробанк вместо нормальных
операций на открытом рынке облигаций вынужден непосредственно регулировать
ставку процента и кредитную эмиссию, объективно
выступая государственным распределителем кредитов. Вместо
"пожарных" мер по наведению порядка задним числом (как это было после
"черного вторника" на ММВБ) государству следовало бы, во-первых, целенаправленно формировать рынок и его инфраструктуру и, во-вторых, осуществлять
систематическое регулирование наиболее
нестабильных сегментов финансового рынка.
Необходимо
пересмотреть политику сокращения бюджетного дефицита, проводимую на протяжении
последних лет. Дело в том, что дефицит - следствие не только бюджетно-налоговой
политики. Его рост может быть результатом колебаний экономического цикла. Не
учитывая данного обстоятельства, нельзя бороться против якобы расточительной
политики государственных расходов. Бюджетные
"сжатия" дают мизерный и преходящий
"эффект" с точки зрения соблюдения требуемого МВФ норматива. А вот
значение и устойчивость "эффекта" падения производства под воздействием снижения правительственных расходов и высоких налогов
достигли уже экстремальных значений. Продолжение
неизменяемой по своей глубинной сути политики финансовой стабилизации в
ее нынешнем варианте превращается в реальную
угрозу экономической безопасности России.
Нынешняя степень открытости российской экономики породила
сложные проблемы в валютной сфере. Сложилась
ситуация, когда Россия при ее колоссальной потребности в инвестиционных ресурсах, по сути, выступает кредитором других стран с
более благополучной экономикой. Точка зрения, согласно которой осевшие в иностранных
банках валютные ресурсы должны отлежаться и при определенных условиях возвратиться в
Россию, не состоятельна. Фактор времени в решении данной
проблемы является определяющим.
Решить
проблему "утечки" валютных ресурсов
только экономическими (рыночными) методами невозможно. Предотвратить несанкционированный
вывоз валютных ресурсов можно путем использования системы мер, направленной на создание благоприятного инвестиционного
климата, - на основе реализации эффективной
бюджетной, налоговой, кредитной политики,
рационального денежного обращения, валютного и
таможенного регулирования и т.п. Пресечение "утечки"
валютных средств предполагает создание жесткой и эффективной системы
государственного валютного контроля за возвращением валютной выручки российских экспортеров. К такой
системе взаимосвязанных и одновременно действующих мер целесообразно отнести
следующие:
- создание квалифицированной
аудиторской службы, главными задачами которой должны стать отслеживание объективности и полноты учета валютных операций
участниками внешнеторговых сделок;
- реформирование финансовой и
налоговой службы в направлении создания
благоприятных условий для осуществления внешнеторговых операций;
- налаживание эффективной
системы единого таможенно-банковского контроля за
поступлением валютной экспортной выручки российских экспортеров.
Предполагается, что новая система мер валютного контроля сделает его более эффективным, поскольку к контролю подключаются
банки, ответственность которых за поступление валютной выручки от экспортных
сделок
значительно возрастает, информация о совершенной сделке, сумме и сроках
поступления валютной выручки документально
фиксируется и находится под контролем разных по подчиненности учреждений. Тройной
контроль за каждой экспортной сделкой затруднит сговор между банком и экспортером либо между экспортером и
таможенным инспектором, перекроет каналы "утечки" валютных ресурсов.
Это нововведение
способно кардинальным образом повлиять на
пополнение бюджета страны валютными ресурсами, сократить "утечку"
валютных ресурсов, обеспечить экономическую безопасность страны.
Государственная
стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
должна строится на вариантных прогнозах экономического и социального развития
России и ее регионов и корректироваться в зависимости от развития событий по
тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов.
Многовариантная
стратегия предоставляет определенные преимущества и, в
частности, возможность "переключения" на тот или иной вариант в
зависимости от конкретного развития ситуации без принятия экстренных,
недостаточно проработанных и взаимоувязанных решений.
При этом должна
быть сформирована полноценная система
государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с
наименьшими потерями регулирование важнейших
структурных сдвигов и способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на
основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного вмешательства в
экономику (в частности, границ государственного сектора),
а также разработку эффективных методов
государственного регулирования.
Учитывая, что
экономическая безопасность государства базируется прежде всего на
эффективном хозяйствовании каждого агента рынка, на первый план выходит работа
по проведению структурных преобразований.
Смена типа
хозяйствования, происходящая в ходе реформ, положила начало существенным
структурным изменениям - от изменения форм
собственности, либерализации цен и условий внешнеэкономической
деятельности к объективному изменению структуры производства в результате ее
приспособления к платежеспособному спросу.
В связи с этим в
основу формирования Основных положений государственной стратегии в области
экономической безопасности Российской Федерации целесообразно положить следующие принципы экономической политики:
- формирование слоя активных
собственников;
- создание одинаковых условий
поведения для всех хозяйствующих субъектов;
- активизация межотраслевого
перелива капиталов;
- преемственность целей экономической
политики для перспективного и среднесрочного
периодов;
- необходимость соизмерения и сопряжения целей экономической политики
с реальными социальными, финансовыми ограничениями,
а также ограничениями, обусловленными состоянием инфраструктуры российской
экономики.
Исходя из этого
структурная политика должна реализовываться на макро-
и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим
ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке
элементов российской экономики для обеспечения экономической безопасности
государства.
На
макроэкономическом уровне - в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие
задачи:
- повышение совокупного
спроса;
- увеличение нормы сбережений
и обеспечение условий трансформации накоплений в
инвестиции;
- стимулирование перелива всех
видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста;
- увеличение валовых
инвестиций;
- регулирование импорта в
целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.
На
микроэкономическом уровне в ходе осуществления
структурной политики необходимо решить следующие задачи:
- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и
организаций;
- ликвидация или реорганизация
неэффективных экономических структур;
- недопущение возможности
появления новых монополий;
- стимулирование и
регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения
межотраслевого перелива капитала;
- организация согласительного
процесса в целях торможения роста цен;
- стимулирование внедрения
рыночных норм поведения экономических субъектов.
Первое
направление структурной политики заключается в непосредственной работе с
агентами рынка и связано:
- во-первых, с идентификацией
"точек роста", то есть предприятий, организаций, реализующих проекты
и программы, обеспечивающие нахождение и освоение
реального платежеспособного спроса на свободном рынке. Тот или иной элемент
экономического пространства может быть отнесен к "точкам роста" в
смысле приоритетов структурной политики, если он действует экономически эффективно, расширяет объем вовлекаемых в
сферу своей деятельности финансовых, трудовых и иных ресурсов,
не приближается к своему "пределу роста", обусловленного
конъюнктурой рынка и какими-либо ресурсными или иными ограничениями,
способствует формированию на базе "точек роста" "секторов"
роста.
- во-вторых, с выведением из
хозяйственного оборота неэффективных предприятий и
производств;
- в-третьих, с необходимостью
в сегодняшних условиях поддержания жизненно важных отраслей экономики в целях
обеспечения экономической безопасности РФ.
К жизненно важным
отраслям и производствам с точки зрения экономической безопасности следует
отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую промышленность,
транспорт, связь и др.
Второе направление
структурной политики заключается в воздействии государства на объем
совокупного спроса на товары и услуги через образование государственного
спроса, который формируется на основе государственных нужд и программ
федеральных ведомств, региональных администраций и органов местного самоуправления в рамках бюджетных ограничений всех уровней. Это
направление определяет объемы гарантированного
спроса для субъектов свободного рынка, а также
объемы и направления вложения государственных ресурсов для обеспечения
функционирования тех сфер жизнедеятельности, за которые указанные структуры несут прямую ответственность.
Третье направление
структурной политики определяется как система проектов и программ задельного характера - как научных и инновационных,
так и производственных и инвестиционных. Такая система опирается прежде всего
на результаты анализа перспектив развития мирового рынка и нацелена на прорыв в
среднесрочной и долгосрочной перспективе на новые сегменты рынка, на освоение
прогнозируемых ниш платежеспособного спроса, на обеспечение жизненно
важных национальных интересов в будущем. К числу последних
относится и задача сохранения возможности активизировать деятельность в тех или
иных потенциально важных для государства научных или хозяйственных сферах, которые в настоящее время не могут
быть отнесены к первому или второму направлению.
Реализация указанных целей требует в ближайшее время:
- разработки государственной
политики в области правовой защиты прав интеллектуальной собственности;
- подготовки и принятия
нормативных актов, обеспечивающих деятельность
некоммерческих научных организаций;
- создания целостной системы государственного регулирования экспорта технологий;
- поддержания международных
связей российских научных школ в приоритетных областях фундаментальных
исследований;
- создания системы
стимулирования частных инвестиций в НИОКР, в
наукоемкое производство;
- развития научной
инфраструктуры и в первую очередь ее основы -системы научно-технической
информации.
В целях
стабилизации общества проводимая государством социальная политика должна
содействовать консолидации общества при условиях достижения устойчивого
экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения, в том числе
за счет увеличения денежных доходов, что позволит предотвратить угрозу безопасности России с точки зрения возможных
социальных конфликтов.
Все вышесказанные
взгляды на разрабатываемую проблему обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации далеко не в полной мере
раскрывают все ее аспекты. В проекте Основных положений государственной стратегии в
области экономической безопасности РФ находят отражение и вопросы, связанные с
инвестиционной политикой, мерами в финансовой и кредитно-денежной сфере,
региональной политикой, внешнеэкономической деятельностью, а также с решением
проблемы нарастания экономической преступности.
ЛИТЕРАТУРА
1. "От кризиса к стабилизации и ее последующему подъему" "Вопросы экономики" Nil (1994), стр. 5-43.
II. Ю.Рыжов "Стратегия безопасности страны" Сборник "Армия и
общество" (1990г.), стр.380-391.
III. Газета "Известия" 1993
(23 января).
IV. Л.Абалкин "Экономическая
безопасность России: угрозы и их отражение";
"Вопросы экономики" N12
(1994),стр.4-13.
V. А.Архипов, А.Городецкий,
Б.Михайлов "Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения"
"Вопросы экономики" N 12
(1994), стр.
36-44.
VI. Е.Бухвальд,
Н.Гловацкая, С.Лазуренко
"Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и
показатели" "Вопросы экономики" N 12 (1994), стр. 25-35.
VII. С.Лыкшин,
А.Свинаренко "Развитие экономики Росиии и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности" "Вопросы экономики" N12
(1994), стр.115-125.
VIII. К.Самсонов "Элементы
концепции экономической безопасности"; "Вопросы экономики" N
12 (1994), стр. 14-24.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|