Меню
Поиск



рефераты скачать Экономическая безопасность России в период системных преобразований

Экономическая безопасность России в период системных преобразований

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В ПЕРИОД СИСТЕМНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

О программе "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг."

Элементы концепции экономической безопасности: а) сохранение и поддержание народнохозяйственного комплекса б) поддержание экономики в условиях чрезвычайных ситуаций в) преобразование отношений собственности:

- отношения собственности на прибавочный продукт

- отношения собственности на общенародное достояние

Макроаспекты экономической безопасности:

а) оценка риска и управлением риском

б) компенсационные ресурсы и компенсационный потенциал

V. Оценки,    проблемы,    способы   обеспечения   экономической безопасности:

а) состояние экономической безопасности в России

б) финансовая стабилизация и экономическая безопасность

в) валютная безопасность страны

К разработке государственной стратегии обеспечения экономической безопасности России: реструктуризация экономики как гарантия экономической безопасности.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все болев пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей -внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности    общества,    достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны,  поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента: - экономическую независимость, которая в условиях современного мирового  хозяйства  отнюдь  не  носит абсолютного  характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость  означает  возможность  контроля   государства  за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями; _ - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами  в экономике,  недопущение серьезных разрывов  в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.; - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в -современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства,  повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной

экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Глубочайший   кризис,   охвативший   российское   общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Утрата общенациональных ориентиров и идеалов, интуитивный переход к стратегии самовыживания, наблюдаемых на всех уровнях народного хозяйства (региональные структуры, предприятия, семьи), забота о сиюминутных интересах отодвигают на второй план решение общегосударственных задач, подрывают основы будущего возрождения России и ее экономики.

Отражение угроз экономической безопасности требует не только высокопрофессиональных и эффективных политических действий, но и изменения социально-психологических установок, господствующих в обществе.

Если говорить о высших долговременных национально-государственных интересах, на которые опирается выработка концепции экономической безопасности, то здесь Россия имеет свои особенности, диктуемые как ее федеративным устройством, так и статусом великой державы. Здесь речь идет об идентификации интересов субъектов Федерации и, естественно, их населения с интересами укрепления и защиты российской государственности. С учетом этого экономическая безопасность страны может выступать как высшая ценность лишь при условии, что она гарантирует стабильность и устойчивый рост в каждом из регионов.

Когда же речь идет о статусе России как великой державы, возникает новый срез в понимании ее национально-государственных интересов и соответственно условий обеспечения экономической безопасности. Эти интересы, как и любой другой великой державы, не могут замыкаться пределами ее границ. Россия имеет свои особые жизненно важные интересы во многих регионах земного шара, с которыми она связана экономически и от обстановки в которых зависит обеспечение ее стабильности.

Формы и методы защиты Россией своих особых жизненно важных интересов должны соответствовать нормам международного права. Однако следует подчеркнуть, что учет этих интересов - необходимое звено в разработке концепции экономической безопасности.

Помимо многочисленных задач, решаемых в рамках гражданского общества и рыночной экономики, существуют проблемы, относящиеся к исключительной  прерогативе  государства.   Никто другой,   кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны. Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием проблем подобного уровня. Если бы их можно было решать без его участия, то государство стало бы ненужным.

Ключевая функция государства состоит в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями.

Обеспечение экономической безопасности - задача по самому своему  существу  долговременная,   стратегическая.   Ее  решение предполагает разработку и утверждение Государственной стратегии (доктрины) экономической безопасности России. Это должна быть именно государственная   стратегия,   отвечающая   высшим   национально-государственным интересам России и имеющая нормативный характер.

Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (15-20 лет) и стать ориентиром при принятии   важнейших   политических   и   хозяйственных   решений. Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделение этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах.

Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного  характера  в  процессе  принятия  политических  и хозяйственных   решений,   включение   в   механизм   управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Разработка программы первоочередных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.

Нарастающий спад производства и потеря рынков. Продолжающийся уже четвертый год экономический кризис привел к резкому сокращению производства, темпы которого в 1994 году достигли рекордной величины. Если эти тенденции не удастся приостановить, то, по расчетам специалистов Центра макроэкономической стратегии Института экономики РАН, уже в этом году валовой внутренний продукт составит всего 46% докризисного уровня. Объем промышленного производства сократится до 42% при серьезном ухудшении его структуры. Инвестиции составят всего 32% докризисного уровня.

Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу экономической безопасности страны. Но более существенно то, что сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. По данным Госкомстата РФ, если в 1991г. ресурсы розничного товарооборота формировались на 86% за счет собственного производства и лишь на 14% за счет импорта, то за январь-сентябрь 1994г. поступлениями по импорту было обеспечено 39% всех ресурсов розничного товарооборота.

Такое развитие процессов приведет к ситуации, при которой производство уже нельзя будет восстановить даже при мощной финансовой поддержке вследствие отсутствия рынка сбыта.

Разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики. Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертывание фундаментальных исследований,   распад   научно-исследовательских   коллективов   и конструкторских бюро мирового класса, резкое сокращение заказов на вполне конкурентоспособную продукцию, "утечка мозгов" из России. Не менее серьезной опасностью является уход высококвалифицированных специалистов и рабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся более престижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

Существенно меняется структура промышленного производства, в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли - топливная промышленность и металлургия - при сокращении удельного веса

финишных отраслей - машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности.

При общем спаде промышленного производства в январе-сентябре 1994г. на 23,1% по сравнению с соответствующим периодом 1993г. в еще больших масштабах сократился выпуск высокоэффективных видов промышленной  продукции:   персональных  ЭВМ  -  на  26-46%, металлорежущих станков с ЧПУ - на 86%, грузовых автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе,- на 98%.

Опасность утраты продовольственной независимости страны. Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным  производителям  и  практически  полное  открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием. Но это не означает проведение курса на полную изоляцию страны от мирового рынка. Мировая практика выработала ряд важных и надежных подходов к решению данной проблемы, среди них - гибкая и эффективная защита отечественных    производителей,    регулирование    соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания покрывать экспортом также продуктов питания, производство которых более эффективно.

Сейчас создается угроза потери продовольственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее отражению.

Рост безработицы и ослабление трудовой мотивации Рост безработицы, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер.

Безработица увеличивает нагрузку на занятых, перенося на них расходы по содержанию своего рода социальных иждивенцев, то есть она крайне нерациональна и неэффективна с экономической точки зрения. За массовую безработицу приходится расплачиваться всем в первую очередь снижением уровня жизни, так как на повышение производительности труда рассчитывать не приходится. Наконец, безработица со временем неизбежно ведет к утрате квалификации и трудовых навыков, что опять-таки наносит серьезный ущерб экономике.

Существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет и резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Мировым опытом доказано, что если децильный коэффициент превышает отношение 1:10, то общество вступает в зону социальной нестабильности. Если в наиболее развитых европейских странах соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименнее обеспеченных групп населения колеблется в отношении 1:6-8, то у нас же это соотношение растет, достигнув к осени 1994г. 1:13.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.