Также сегодня
резко нарушена структура личных доходов населения по источникам их образования.
Если еще в 1993г. 2/3 личных доходов формировались за счет оплаты труда, то в
первом полугодии 1994г. эта доля снизилась до 50%, а в 1995г., по официальной оценке Министерства экономики РФ,
она упадет до 41%. Подобной структуры личных доходов населения нет ни в одной
развитой стране мира. Доля оплаты труда в них не менее 60-65%.
Такая структура
личных доходов подрывает основы трудовой мотивации поведения. Работать
эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это
уже серьезная угроза экономической безопасности страны.
Существенное
увеличение внешнего долга. В условиях нарастающего экономического кризиса и искусственного
сдерживания деловой и инвестиционной
активности российское руководство все шире использует
внешние заимствования для "латания дыр"
в финансовой системе. Строго говоря, использование
иностранных займов само по себе не является чем-то предосудительным и опасным.
Напротив, оно может стать важным рычагом подъема экономики, ее технического
перевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции. Весь
вопрос в целевом использовании займов и в
масштабах государственного долга.
О
неэффективности внешних заимствований наглядно свидетельствует сам ход
экономического развития: продолжающийся спад производства, ухудшение его
структуры, снижение инвестиционной активности. Особую тревогу вызывает
ориентация на покрытие дефицита федерального бюджета за счет внешних займов.
Размер внешнего долга составит к концу 1995г. 130
млрд. американских долларов. Это в полтора с
лишним раза больше, чем внешний долг Советского
Союза к моменту его распада. К тому же доля России
в валовом внутреннем продукте бывшего СССР составляла 65%, а в 1995г. абсолютный
объем ВВП составит примерно 32% от объема ВВП бывшего СССР.
С учетом всех
этих факторов своеобразная "нагрузка" внешнего
долга на ВВП вырастет в 4,5 раза. Уже в этом году на его обслуживание будет направлено свыше 10 трлн.
рублей, или около 5% бюджетных расходов. В последующие годы они будут
стремительно повышаться.
Все это
происходит на фоне масштабного и слабо контролируемого оттока валютных средств,
размещаемых в западных банках. Таким образом, налицо развитие процессов,
представляющих серьезную угрозу независимости и
экономической безопасности России.
Криминализация экономики. В последние годы
резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную
опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни
- отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность,
производство, торговлю и услуги, внешеэкономические
отношения.
По официальным
данным Госкомстата РФ, за январь-сентябрь 1994г. число экономических и
должностных преступлений выросло на 15%, в том числе выявленные факты мошенничества - в .
2,9% раза, фальшивомонетничества - в 3,5% раза, взяточничества - на 17%.
Серьезную угрозу
для экономики и прежде всего для становления
современных рыночных структур представляют рэкет во всех его формах и террор по отношению к
работникам банков, руководителям государственных и коммерческих
предприятий.
Все это наносит
серьезный экономический ущерб и не может не оказывать крайне негативного
влияния на деловую активность и привлечение зарубежных партнеров.
Даже краткий
анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального
изменения подходов к обеспечению экономической
безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в
выборе стратегии и тактики российских реформ и поэтому их отражение
предполагает серьезные изменения проводимого курса. Они должны быть
осуществлены в рамках Среднесрочной программы
реформ и развития российской экономики в 1995-1997 годах. Ее принятие позволит
избавиться от примитивного метода "латания дыр", четко
сформулировать приоритеты инвестиционной, структурной,
финансово-кредитной и налоговой политики, определить
последовательность и сроки решения накопившихся социальных проблем.
В своих
предложениях по разработке программы "Реформы и развитие российской экономики
в 1995-1997 годах" Институт экономики РАН не мог, естественно, охватить все проблемы среднесрочной перспективы. Главное
внимание было сосредоточено: на обосновании исходных положений и принципов
построения программы; на рассмотрении ключевых вопросов
социально-экономической политики и институциональных преобразований; на
формировании нового типа отношений между центром и
регионом.
Еще раз
необходимо подчеркнуть, что разработка среднесрочной
программы дает шанс остановить начавшийся развал российской экономики, вывести
страну из глубочайшего экономического и социально-политического кризиса.
Успешное решение этой задачи, помимо качества, взвешенности и реальности самой
среднесрочной программы, во многом зависит от изменения общественного климата в
стране. Важное значение здесь имеет решение следующих вопросов:
1. Восстановление доверия к
руководству страны и к деятельности правительства, что возможно лишь при
Проведении честной и предсказуемой социально-экономической политики,
достижении соответствия между
словами и делами. В противном случае шансы на вход из кризиса невелики, и
страна придет к хаосу.
2. Расширение социальной базы реформ, заинтересованное вовлечение в процесс
преобразований широких слоев населения. Если этого
не удастся добиться, то дальнейший процесс
реформирования российской экономики либо будет вообще приостановлен, либо
потребует перехода к сугубо авторитарным методам продолжения курса, уже доказавшего свою несостоятельность.
3. Восстановление законности и
правопорядка в стране, решительная борьба с криминализацией
экономики, которая стала главным препятствием на
пути активизации сил возрождения и обновления российского общества. В этом
сегодня - одна из самых серьезных угроз экономической безопасности страны.
Борьба с нарастающей криминализацией экономики, охватившей все ее звенья,
включая высшие эшелоны власти, должна стать составной частью программы действий
на ближайшую и среднесрочную перспективы.
Четкость целевых установок среднесрочной программы и
создаваемая на этой основе стабильность условий хозяйствования или "правил
игры" позволяет резко повысить деловую активность, расширить горизонт
мышления предпринимательских кадров.
Проблема экономической безопасности имеет как
собственный объект - экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими возможными сферами: военной,
общественной, экологической, информационной и т.д. Поэтому проблему
экономической безопасности необходимо
рассматривать: в собственно экономической сфере,
включая внутриэкономические и внешнеэкономические
проблемы, в том числе проблемы на их стыке; в
областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.
К ним относятся: военно-экономическая сфера; сфера защиты
научно-технического и интеллектуального потенциала
страны; сфера обеспечения общественной безопасности (проблемы теневой
экономики, организованной преступности и коррупции в экономике, экономических афер,
осуществляемых в рамках закона, и т.д.); сфера взаимодействия экономики и
природы и т.д. непосредственно в смежных
внеэкономических сферах (военной и др.).
Не принижая
важности решения проблемы безопасности во всех
областях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть
базисную роль экономики, так как производство, распределение и потребление
материальных благ первичны для каждой из них,
определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества.
Кризис общества в
наибольшей мере охватил именно экономику, поскольку практически произошло
крушение сложившейся экономической системы, и
делают попытки построить нечто другое, похожее на капитализм западного образца.
Подобная "перестройка" сама по себе
является источником неисчислимых потрясений, а следовательно, и
угроз безопасности страны.
Изолированное,
некомплексное выявление всевозможных угроз
безопасности малопродуктивно и вряд ли может быть использовано в качестве основы при разработке
государственной стратегии в области экономической
безопасности страны.
Экономическая
безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и
средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту
секретов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в
смежных внеэкономических сферах обеспечивается не
только специфичными для них методами, но в
значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического
характера.
При исследовании
проблем безопасности, несмотря на отдельные
методологические и практические успехи, до сих пор продолжают господствовать бессистемность, выборочный и невзвешенный
подход к отдельным аспектам данной проблемы. Нашим сегодняшним подходам к
анализу вопросов безопасности явно недостает системности. Это либо импульсивная реакция, нацеленная на
"латание дыр", либо ведомственное стягивание
на себя ветхого одеяла. В полной мере это относится и к проблеме экономической
безопасности. Такая ситуация в большей степени
отражает утрату представления об экономике страны
как о системе. Главное системное требование
экономической безопасности состоит в обеспечении
развития экономики страны и как минимум - в создании предпосылок для ее
выживания.
В настоящее время
современная экономическая ситуация в России
приблизилась к тому рубежу, за которым, как в военное
время, речь может идти о выживании части населения в условиях возможного
голода, холода, угроз среде обитания, вызванных разнообразными причинами, в том
числе эпидемиями, нарушением транспортных и информационных коммуникаций, потерей устойчивости
энергетических и других технико-экономических систем.
Конечно, в подобной постановке проблема выживания
касается не всех жителей страны, а наиболее слабых, нетрудоспособных граждан, к
тому же материально малообеспеченных.
В определенном
смысле проблема выживания затронула и так
называемое главное производственное звено -
предприятия, большинство из которых оказалось на грани финансовой
несостоятельности. На макроэкономическом уровне проблема выживания, конечно, не стоит столь буквально и прямолинейно.
В выживании и
развитии экономической системы исключительную роль играет активизация
внутренних стимулов, на что в настоящее время и делается ставка. Но здесь не должно быть
иллюзий: в достаточно короткие сроки, видимо, возможны лишь расширение
экономических связей и определенные положительные сдвиги в использовании
отдельных элементов ресурсного потенциала (разумеется, пока в нем не начались необратимые процессы), поскольку
создание эффективной экономики немыслимо без
коренной структурной перестройки народного
хозяйства.
Выживание,
поддержание системы как минимум предполагают сохранение ее важнейших
структурных элементов и обеспечение взаимодействия
между ними, соблюдение определенных экономических и технологических пропорций. К
тому же ситуация усугубилась развалом экономического пространства вследствие
распада Советского Союза. Во многих случаях речь идет даже не о нарушении
экономических пропорций, а о разрыве технологических связей часто на уровне элементарных производственных звеньев и процессов. Все
возрастающая открытость экономики России по отношению к странам с развитой
экономикой не обеспечивает компенсирующего эффекта внутриэкономических диспропорций, а наоборот, таит в
себе угрозу их усиления.
Существование
экономической системы характеризуется сохранением на определенном уровне
ее важнейших структурообразующих показателей. Развитие системы обычно связывается с их ростом, а их темпы рассматриваются в качестве характеристик этого роста. При спаде показателей правильнее
было бы говорить не об отрицательном росте, а о
деградации системы.
Сохранить систему
в этом случае можно ценой мобилизации (расходования) ее внутренних ресурсов и
резервов, в том числе предназначенных для будущего развития. Это характерно для
нынешнего состояния российской экономики: изношенное оборудование, сокращение
разведанных запасов полезных ископаемых, разрушение
системы образования, фундаментальной науки и
культуры, подрыв здоровья народа и генофонда нации и т.д. Подобный выход из
кризиса чреват существенной деградацией экономики
и общества в целом, но не ведет к полному
разрушению системы и сохраняет определенные шансы на "выздоровление".
Однако не
исключено и более тяжелое развитие событий, при котором происходит
скоротечное ухудшение всех показателей, характеризующих систему: катастрофические
процессы, разрушение системы, ее необратимые
изменения.
Развитие
катастрофических процессов в деградационной системе может
происходить в результате относительно небольших
угроз и воздействий, в том числе и внутреннего характера. Это случается, если система уже исчерпала свои ресурсы и резервы или
в ней отсутствуют механизмы противодействия угрозам и негативным воздействиям (система потеряла устойчивость или близка к этому состоянию).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|