Меню
Поиск



рефераты скачать Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год

p> Объяснение этих явлений кризисом экономики, безусловно, верно. Однако одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.

Для выяснения возможностей совершенствования регулирования валютного рынка в России требуется прежде всего определиться с приоритетностью задач воздействия на финансовые рынки, посредством которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее.

----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------

* Закалюжный В. "Остановить сползание в "тень" // Экономика и жизнь.
1995. №44

** Тенденции экономического развития России (по материалам ЭКО-ТАСС)
// Экономика и жизнь. 1996. № 31.

Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель. Основные задачи экономической политики находятся в сфере управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и занятости. Поэтому показатели валютного рынка необходимо рассматривать как подчиненные данным задачам.

Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного курса на внешнюю торговлю. В целом в практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разноообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования.

Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами, котрые условно можно назвать контролирующим и дирижистским.

Основная идея контролирующего режима регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных параметров ( вариант - фиксация ), которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Для резидентов часто создается более жесткий порядок расходования валютных средств. Такой режим решает две основные задачи: сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов ( например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золото-валютных резервов ).

При дирижистском режиме государство полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения, прежде всего, по текущим операциям. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золото-валютных резервов. Кроме того, совместно с органами регулирования внешней торговли и движения капиталов создаются валютно-финансовые условия эффективного участия национальных производителей товаров и услуг в международном разделении труда.

Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок.

Либерализация внешнеэкономических связей России, переход к рыночной экономике изменили роль валютного курса в экономической политике. В командно-административной экономике курс использовался в чисто расчетных целях и не оказывал серьезного влияния на хозяйство страны. В условиях перехода к рынку он уже непосредственно воздействует на эффективнойсть экспорта, импорта, уровень цен в стране, ее финансовое положение, уровень жизни населения. Все это повысило роль курсовой политики в хозяйственном развитии страны и осуществляемых в ней реформах.

При нынешнем низком курсе рубля эффективность экспортных поставок существенно выше эффективности поставок на внутренний рынок, что побуждает производителя увеличивать вывоз продукции за рубеж. Особенно активны в этом поставщики сырья и топлива.

В свою очередь в условиях свободных внутренних цен низкий курс рубля удорожает импорт как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения.

Курс рубля и его динамика определяются, в конечном счете, состоянием национальной экономики. Однако на его формирование большое влияние оказывает валютная политика государства.

Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития. Анализ специфики обращения денежных средств на отечественном валютном рынке позволяет предположить, что совершенствование политики государственных органов целесообразно строить по следующим основным направлениям:

- жесткое поддержание желаемого курса;

- расширение инструментов регулирования валютного рынка;

- упорядочение механизмов перераспределения валютных средств;

- оптимизация движения капиталов;

- совершенствование методики определения официального курса Банка
России;

- изменение порядка использования официальных резервов Центрального банка Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации при создании эффективной системы валютного регулирования должен исходить из следующих принципов:

- валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, насколько это возможно должно способствовать экономической стабилизации всеми своими методами и механизмами;

- валютная политика государства должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой сферы должны быть исключены любые непродуманные, неосторожные действия;

- валютное законодательство в Российской Федерации, находящееся в самом начале своего становления и в силу этого объективно ограниченное, должно быть в срочном порядке систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы;

- валютное законодательство не должно содержать изъятий и исключений из единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, что, как показала практика, не только существенно усложняло работу банковской системы, запутывало законодательство, делало его сложным даже для специалистов, но и создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими;

- валютное регулирование требует введения четких мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, применение универсальных санкций за нарушение единых норм, то есть необходима комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.*

Если российское руководство хочет всерьез добиться успеха реформ и стабилизации экономики. требуются новые подходы и новые взгляды на валютное устройство России. Нельзя пытаться проводить жесткую финансово-кредитную политику, остающуюся центром внимания правительства, без ужесточения валютной политики, без поворота валютного механизма от обслуживания узких интересов избранных коммерческих структур к обслуживанию интересов государства и более широких слоев населения.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что "основной проблемой валютного регулирования в настоящее время является направленность происходящих изменений, которая нацелена на совершенствование решения преимущественно административных, а не экономических задач".**


----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------

* Федоров М.В."Валюта,валютные системы и валютные курсы".-
М.:ПАИМС,1995

** Сухов М.И. "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы" // Деньги и кредит. 1995. № 12.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Эволюция советской валютной политики до 30-х годов

12.01.1918 - сдача государству всех драгоценных металлов.

03.10.1918 - запрет всех сделок с иностранной валютой; сдача валюты государству.

03.02.1920 - создание Гохрана и обязательная сдача советскими организациями всех валютных ценностей.

16.04.1920, 25.07.1920, 03.01.1921 - реквизиция и конфискация валютных ценностей.

18.07.1921, 06.09.1921 - монополия Наркомата финансов ( НКФ ) на валютные операции по определяемым им курсам.

18.11.1921 - передача монополии Госбанку.

04.04.1922 - отмена сдачи валютных ценностей государству; свободное распоряжение валютой и драгоценными металлами в слитках и изделиях, в том числе открытие валютных счетов ( подтверждение монопольного права Госбанка на валютные операции ).

12.09.1922 - создание межведомственной котировальной комиссии - котировка золотого и серебряного рубля до 08.03.1924, 10.01.1923 -
14.02.1923 - котировка червонца.

20.10.1922 -создание фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

06.02.1923 - создание Особого валютного совещания при НКФ ( ОВС ) с участием представителей Наркомвнешторга, ВСНХ, Госбанка, Центросоюза,
Наркомвнуторга как главного органа валютного регулирования ( выдача разрешений на вступление в члены бирж, вывоз валюты и др. )

15.02.1923 - официальная котировка червонца на Московской товарной бирже; разрешение валютных операций на биржах и в банках; запрет использования иностранной валюты и золотой монеты в качестве платежного средства.

19.04.1923 - расширение права вывоза валюты без особого разрешения с
50 до 200 рублей раз в два месяца; свыше - только через банки с разрешения
НКФ.

1923 год - начало золотых и валютных интервенций Госбанка.

17.10.1923 - придание котировке Московской товарной биржи законного характера.

Конец 1923 года - котировка червонца за границей.

12.09.1924 - увеличение нормы свободного вывоза валюты до 200 рублей в месяц.

17.07.1925 - разрешение частных внебиржевых операций
(государственные организации - с санкции ОВС ).

Март 1926 года - прекращение золотых и валютных интервенций Госбанка; плановое удовлетворение валютных потребностей государственных и кооперативных предприятий; изоляция частного валютного рынка.

09.07.1926 - запрет вывоза наличных червонцев и платежных документов в червонцах вне государственной внешней торговли; прекращение приема
Госбанком советской валюты в уплату по экспорту; прекращение заграничной котировки червонца.

21.03.1928 - запрет вывоза советской валюты.

1929-1931 годы - регулирование вывоза иностранцами ранее ввезенной валюты.

06.02.1930 - упразднение товарных бирж и передача котировки курса котировальеной комиссии при Правлении Госбанка.

Июль 1930 года - создание Торгсина ( Торговля с иностранцами ).

03.02.1931 - ликвидация ОВС с передачей его функций НКФ; осуществление валютных операций государственными предприятиями без специального разрешения в рамках валютного плана.

1934 год - перенос заключения всех внешнеторговых сделок и расчетов на территорию СССР для ужесточения контроля.

14.11.1935 - ликвидация Торгсина ( свыше 1500 точек ) и запрещение торговли и предоставления услуг на территории СССР на иностранную валюту.

1936 год - передача права котировки курсов Управлению иностранных операций Госбанка.

17.01.1937 - окончательная концентрация всех валютных операций в
Госбанке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Эволюция валютной политики СССР в 1986-1989 годах

Период до 1986-1987 годов.

Официальный курс формально основан на корзине шести западных валют, но на практике нереален и ничего не отражает. Господствует административная валютная монополия государства. Все валютные поступления распределяются через валютный план. Предприятия и организации не имеют права на заработанную ими валюту. Внутренние валютные кредиты отсутствуют. Экспорт стимулируется субсидиями и ценовыми премиями.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическим связями" от 19 августа
1986 года № 991.

1. Создание Государственной внешнеэкономической комиссии Совета
Министров СССР, являющейся помимо прочего высшим руководящим органом в области валютной политики.

2. Включение с 1987 года в состав плановых показателей валютной выручки.

3. Создание фондов валютных отчислений предприятий и организаций за счет выручки по стабильным нормативам. До 10% этих фондов могут централизовываться министерствами, ведомствами, Советами Министров союзных республик.

4. Установление принципа валютной самоокупаемости предприятий.

5. Предоставление Внешторгбанку СССР права выдачи кредитов в иностранной валюте на сроки до 4 лет для создания и развития экспортных производств с погашением за счет валютной выручки от экспорта.

6. Введение с 1987 года дифференцированный валютных коэффициентов для стимулирования экспорта.

Реализация:

- валютные фонды используются только для производственных целей.
Фонды используются только в следующем году после их поступления при согласовании с соответствующими ведомствами;

- кредиты погашаются из валютных отчислений, а не из всей выручки;

- введены около 3000 ДВК, дифференцированных по экспорту и импорту, группам товаров и валют.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования" от 17 сентября 1987 года № 1074.

1. Использование валютных фондов только на производственные цели без согласования с ведомствами. Вместе с тем необходимость усиления контроля.

2. Разрешение объединения, передачи валютных фондов другим предприятиям, в том числе с уплатой процентов, а с согласия министерств и ведомств - инвестирование валюты за границей.

3. Разрешение Внешторгбанку предоставлять банковские кредиты на сроки: до 8 лет - для развития экспортного производства с погашением за счет выручки; до 2 лет - на текущие нужды.

4. Развитие с 1989 года оптовой торговли на переводные рубли.

5. Сближение соотношений цен по группам и видам продукции с мировыми ценами.

Реализация:

- свобода использования фондов, разрешение их обращения не материализовались;

- кредиты продолжали погашаться за счет отчислений;

- в конце 1988 года проведена оптовая ярмарка на переводные рубли, но о настоящей торговле нет и речи;

- сближение цен осталось лозунгом.

Постановление Совета Министров СССР "О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций" от 2 декабря 1988 года
№ 1405.

1. Предоставление с 1 апреля 1989 года права внешнеэкономической деятельности всем производственным предприятиям, кооперативам и организациям.

2. Решение постепенно отменить ДВК и с 1 января 1990 года ввести 100%- ную надбавку к официальному курсу по торговым операциям, а с 1 января 1991 года - новый валютный курс.

3. Предоставление предприятиям права использовать отчисления по мере поступления валютной выручки, а не на будущий год. Разрешение использовать до 10% отчислений в конвертируемой валюте на потребительские товары и другие нужды коллективов.

4. Разрешение делиться валютой с субпоставщиками.

5 Передача до 5% отчислений предприятий центрального подчинения местным органам власти.

6 Решение о проведении валютных аукционов.

7. Указание о переходе с 1991 года на отчисления предприятий государству, а не наоборот.

8. Предоставление Внешэкономбанку СССР права выдачи валютных кредитов на сумму до 5 миллионов рублей с погашением из всей экспортной выручки (
Госплан СССР выделяет на это средства по валютному плану ).

9. Поручение подготовить проекты законов о валютных операциях, акционерных компаниях, а также предложения о поэтапном переходе к конвертируемости рубля, изменениям в системе валютного планирования, валютному самофинансированию отраслей и регионов с 1991 года.

Постановление Совета Министров СССР "О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" от 7 марта 1989 года № 203.

1. Предоставление Министерству внешнеэкономических связей СССР (МВЭС) права регистрировать все организации, желающие воспользоваться правом непосредственного выхода на внешний рынок.

2. Установление системы декларирования товаров при пересечении границы.

3. Введение системы лицензирования экспорта и импорта отдельных товаров.

4. Установление системы оперативного регулирования внешнеэкономических связей ( квотирование, приостановление операций по экономическим, политическим и иным причинам ).

Положение "О порядке лицензирования во внешнеэкономических связях
СССР" от 20 марта 1989 года.

Предоставление Внешэкономбанку СССР полномочий по выдаче лицензий по любым операциям по размещению и привлечению средств в иностранной валюте в форме кредитов, займов, депозитов, вкладов и так далее без согласования с
МВЭС СССР.

Порядок перевода средств в иностранной валюте на счета предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций (утвержден
Внешэкономбанком СССР на основании Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года ).

1. Поступления валюты в валютные фонды предприятий по мере получения экспортной выручки.

2. Выбор между забалансовыми ( право на валюту ) и безбалансовыми (с уплатой процентов ) счетами.

3. Разрешение открывать валютные счета только во Внешэкономбанке СССР в соответствии с действующим законодательством.

4. Проведение всех расчетов через Внешэкономбанк СССР или по согласованию с ним через другие специализированные банки.

5. Использование валютных средств их владельцами без каких-либо ограничений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Открытие и ведение валютных счетов юридических лиц

Для открытия валютного счета российское юридическое лицо должно предоставить Банку следующие документы:

- заявление по установленной форме; нотариально заверенные:

- карточки с образцами подписей и оттиском печати организации в двух экземплярах;

- копию утвержденного устава;

- копию решения о создании акционерного общества ( товарищества, совместного предприятия ) и учредительного договора;

- копию свидетельства о регистрации юридического лица; копию справки о регистрации в налоговой инспекции;

- копию справки о регистрации в Пенсионном фонде;

- копию справки о регистрации в качестве плательщика в Фонде обязательного медицинского страхования.

Иностранное юридическое лицо представляет в Банк следующие документы:

- заявление об открытии счета по установленной форме;

- две карточки с образцами печати и подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом по установленной форме ( легализованных нотариально либо в посольстве / консульстве Российской Федерации за границей, либо в посольстве / консульстве соответствующего государства в Российской
Федерации );

- выписка из торгового реестра страны пребывания о регистрации фирмы в качестве лица ( легализованная в посольстве / консульстве Российской
Федерации за границей либо в посольстве / консульстве иностранного государства в Российской Федерации ) с нотариально заверенным переводом на русский язык ( представляют нотариально заверенную копию разрешения на открытие представительства );

- нотариально заверенная доверенность на представителя, уполномоченного распоряжаться счетом;

- справка о регистрации в налоговой инспекции на территории
Российской Федерации ( оригинал или нотариально заверенная копия );

- справка о регистрации в Пенсионном фонде, если среди сотрудников имеются российские граждане ( оригинал или нотариально заверенная копия);

- справка о регистрации в качестве плательщика в Фонд обязательного медицинского страхования, если иностранное юридическое лицо осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через представительство или филиал и среди его сотрудников имеются российские граждане ( оригинал или нотариально заверенная копия ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Выдержка из правил проведения валютных аукционов

Организация валютных аукционов

Общее руководство и ответственность за проведение валютных аукционов возлагается на аукционный комитет, в состав которого входят представители
Внешэкономбанка, Госплана, Госбанка, Минфина СССР.

Источниками средств в иностранной валюте для продажи на валютных аукционах являются средства валютных фондов государственных предприятий, объединений и организаций, допущенные к продаже аукционным комитетом.

К участию на валютных аукционах допускаются аукционным комитетом государственные предприятия, объединения и организации ( за исключением бюджетных ).

Представление заявок на участие

Предприятия, объединения и организации, желающие принять участие в аукционе, направляют во Внешэкономбанк СССР заявку по установленной форме, в которой указывают:

- полное наименование предприятия, почтовый адрес, фамилию сотрудника, уполномоченного на решение вопросов, связанных с участием в аукционе, и номер его телефона;

- сумму покупаемой ( продаваемой ) валюты;

- цели, на которые предполагается использовать покупаемую иностранную валюту;

- договорную цену ( курс ), по которой предприятие готово купить
(продать ) валюту, а также эквивалентную сумму рублей, рассчитанную по этой договорной цене.

Заявки на участие в валютных аукционах поступают в аукционный комитет, который рассматривает эти заявки и определяет возможность допустить их подателей к участию в валютном аукционе.

Порядок проведения

На валютном аукционе заявки покупателей удовлетворяются по мере снижения предложенной в них договорной цены, начиная с наивысшей, и далее последовательно до исчерпания суммы продажи соответствующей иностранной валюты ( или достижения установленной начальной договорной цены продажи ) или удовлетворения всех заявок.

В случае, если два или несколько предприятий предлагают одинаковую договорную цену, а оставшаяся для продажи сумма валюты недостаточна для удовлетворения всех заявок с одинаковой ценой, решение об удовлетворении той или иной заявки принимает аукционный комитет на основании приоритета цели покупки валюты, а затем - даты поступления заявок на покупку.

Комиссионное вознаграждение

При продаже средств валютных фондов за советские рубли с владельцев этих фондов взимается комиссия в размере 1% суммы полученной выручки, но не более 1 тысячи рублей по каждой сделке.

Участники валютных аукционов одновременно с направлением заявки на покупку валютных средств переводят во Внешэкономбанк СССР аукционный сбор в размере 200 рублей.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Валютный рынок и валютное регулирование /под ред. Платоновой И.Н. - М.:
БЕК, 1996.

2. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России.-
М.: ТЕИС, 1995.

3. Федоров Б.Г. Валютная политика СССР: взгляд в будущее. - М.: Финансы и статистика, 1990.

4. Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. - М.: ПАИМС,
1995.

5. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности. - М.: Гардарика, Эксперное бюро, 1997.

6. Айзенберг И.П. Валютная система СССР. - М.:Соцэкгиз, 1962.

7. Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917-27 годы). - М.,
1920.

8. Финансово-кредитный словарь. - М.: Финансы и статистика , 1984.

9. Хапов А. Новое валютное регулирование // Внешняя торговля. 1992. № 11
- 12.

10 Карапетян В.А., Халишхов А.В. Формирование некоторых сегментов валютного рынка России в период проведения реформ // Финансы. 1995. №11.

11. Дубинин С.К. Об итогах работы Банка России за 1996 год и задачах на
1997 год // Деньги и кредит. 1997. № 1.

12. Доронин И.Г. Валютно-финансовый рынок России в 1995 году // Деньги и кредит. 1996. № 1.

13. Доронин И.Г. Рынок наличной валюты в России // Деньги и кредит. 1996.
№ 11.

14. Рышков Д.А. Управление государственными валютными резервами // Деньги и кредит. 1995. № 10.

15. Аникин А. Валютный курс рубля и экономические интересы России //
Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 5.

16. Травин Д. Оправданный риск // Новое время. 1995. № 52.

17. Наговицин А.Г. Конвертируемость российского рубля: проблемы и перспективы // Финансы. 1995. № 6.

18. Миронов М., Шагалов Г. Вопросы изменения режима валютного курса //
Внешняя торговля. 1993. № 5.

19. Сухов М.И. Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы // Деньги и кредит. 1995. № 12.


20. Конституция Российской Федерации , принятая 12 декабря 1993 года.

21. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года № 3616-1.

22. Федеральный Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" от 2 декабря 1990 года в ред. от 26 апреля 1995 года.

23. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря
1990 года в ред. от 3 февраля 1996 года.

24. Постановление Правительства Российской Федерации "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" от 6 марта 1993 года №
205.

25. Инструкция Центрального Банка и Государственного таможенного комитета
Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 12 октября 1993 года № 19 и № 01-20/10283.

26. Инструкция Центрального банка и Государственного таможенного комитета
Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от
26 июля 1995 года № 30 и № 01-20/10538.

27. Письмо Цетрального банка и Государственного таможенного комитета "О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения Инструкции
"О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую
Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" от 21 января 1994 года № 73 и № 01-20/746.

28. Положение Центрального банка Российской Федерации "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 года № 39.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.