Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год
смотреть на рефераты похожие на "Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год" Российский Университет Дружбы Народов ДИПЛОМНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА " ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ПЕРИОД С 1987 ПО 1996 ГОД" Студент: Солодякова С.С. Страна: Россия Научный руководитель: доцент Белов В.А. Заведующий кафедрой: канд. юрид. наук, доцент Зеленцов А.Б. Москва 1997 СОДЕРЖАНИЕ Введение
............................................................................ ........................................ 3 I. Этапы валютного регулирования ............................................. 4-8 1. Валютная монополия государства .............................................. 4-6 2. Становление валютных отношений в условиях рынка .... 7-8 II. Законодательство о валютном регулировании ..... 9-29 1. Понятие валюты и валютных ценностей .............................. 9-16 2. Классификация валют .................................................................... 17-20 3. Развитие внутреннего валютного рынка ............................ 21-29 III. Валютный контроль ...................................................................... 30- 42 1. Органы, осуществляющие валютный контроль ............. 32-33 2. Развитие валютного контроля на современном этапе 34-38 3. Новое в валютном регулировании ........................................ 39-42 Заключение
............................................................................ ............................ 43-45 Приложение 1
............................................................................ ...................... 46-47 Приложение 2
............................................................................ ....................... 48-50 Приложение 3
............................................................................ ........................... 51 Приложение 4
............................................................................ .......................... 52 Библиография
............................................................................ ..................... 53-54 Введение Динамичный процесс формирования и развития валютного рынка в России
невозможен без твердой законодательной базы, регламентирующей в целом
поведение участников валютного рынка. В течение многих десятилетий валютная политика СССР была
непопулярным объектом научных исследований, так как в форме абсолютной
государственной монополии она практически не имела характеристик
настоящей политики. Внешнеэкономические связи были традиционно окружены
пеленой секретности, что помогало прятать их хроническую неэффективность и
многочисленные провалы. Для простых советских граждан иностранная валюта
представляла собой нечто запретное и опасное. И только в последние годы
наметились позитивные перемены в этой области. Глава 1 настоящей работы,
посвященная этапам валютного регулирования, раскрывает понятие и значение
государственной валютной монополии, существовавшей в СССР, а также
показывает стадии процесса становления новых валютных отношений в
Российской Федерации. Глава П работы посвящена законодательству о валютном регулировании. В
ней дается анализ Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле" как основы российского валютного законодательства. В
частности, раскрывается понятие валюты и валютных ценностей, приводится
классификация существующих в мире валют, рассматриваются важнейшие черты
современного российского валютного рынка. Наконец, внимание уделяется и вопросам валютного контроля, основной
целью которого является защита экономики Российской Федерации от резких
колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов,
вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной ( в том
числе экономической ) безопасности страны. Также в главе Ш рассматриваются новые положения валютного
законодательства, принятые в последние 1-2 года. I.1. Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии
несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом: Первый этап: 1917-22 года - период валютного администрирования, включая
конфискации и реквизиции ("валютный военный коммунизм"); 1923-27 года - период валютного регулирования; 1927-87 года - административная валютная политика государства
(государственная валютная монополия); Второй этап: 1987-91 года - период становления валютных отношений в условиях
рынка. Третий этап: Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР "О валютном
регулировании". Четвертый этап: С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле" Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования
РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных
доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его
представители в лице государственных внешнеторговых объединений. Среди первых мероприятий Советской власти была национализация
Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных
банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела
государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-
кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности,
введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа
организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к
социалистическому лагерю. Государственная валютная монополия означала исключительное право
государства в лице уполномоченных им органов на совершение операций с
иностранной валютой и другими валютными ценностями, на управление валютными
ресурсами страны, находящимися как в ее пределах, так и за границей. Такая
валютная политика сводилась, главным образом, к перераспределению валютной
выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с
валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых
сделок, управлению официальными золото-валютными резервами и надзору за
жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий
таких операций вообще не могло быть). Абсолютно все обязаны были держать
валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР
(Внешэкономбанке СССР) - пресловутый принцип концентрации резервов и
"единства валютной кассы". Все важнейшие решения принимались Советом
Министров СССР, и отдельные министерства и ведомства имели ограниченную
свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким
вопросам. Все, что специально не разрешалось, было, как правило, запрещено. Являясь составной частью государственной монополии на банковское
дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных
и других банковских операций, связанных с процессом материального
производства и обращения, а также организации и регулирования денежного
обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций: 1. Основная функция валютной монополии - планирование платежного
оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за
исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов
отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы
народохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из
важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его
существования. 2. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золото-
валютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и
регулирования золото-валютных резервов складывалась с учетом внутренних
условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также
с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического
характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и
услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия
дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности,
кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках
золота и других драгоценных металлов и так далее. 3. Третья функция государственной валютной монополии состояла в
централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов,
валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами.
Проведение в конечном счете всех этих операций через банковские учреждения
создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики,
для координации деятельности в валютно- кредитной сфере различных
министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей. 4. Четвертая функция валютной монополии - обеспечение надежной защиты
экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия
неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток
монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для
подрыва основ социалистического хозяйства. Все эти функции на протяжении всего периода существования советского
государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы
и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике,
защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и
полностью ей соответствуя. Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных
доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним
банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный
Совет СССР утверждал народохозяйственные планы страны, в которых
устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления
золото-валютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице
Госплана , Минфина , Госбанка СССР определяло потребности регионов и
отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти
расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им
лимитов. Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого
государственного администрирования, "командования", что проявлялось в
установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа
участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного
банка в валютной сфере. До начала проведения реформ валютная монополия государства (как и
монополия внешней торговли) была одной из самых популярных догм, так как с
ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика
защищалась от неблагоприятных воздействий извне. Советский ученый
И.П.Айзенберг по этому поводу писал: "Государственная валютная монополия
защищает и обеспечивает самостоятельность и независимость валюты
социалистических стран, ограждает ее курс, покупательную способность и
внутренние цены на товары от влияния стихийных колебаний товарных цен и
валют капиталистических государств" *. Примерно то же самое писалось в
Финансово-кредитном словаре 1984 года издания, рассматривающем "планово-
регулирующую" и "защитную" функции монополии **. Валютная монополия государства не является неотъемлемой
характеристикой социалистической экономики и была "изобретена" в недрах
сталинской административной системы в 30-х годах (Приложение 1)*** . В этот
период власти почти не уделяли внимания проблемам валютного регулирования,
действуя главным образом административными мерами. Любимой формой валютной
политики были конфискации, которые в чуть измененной форме применялись к
предприятиям до 1987 года. Так в декабре 1921 года были введены реквизиции
и конфискации, поставившие валютные ценности, по выражению Д.А.Лоевецкого,
"почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами" ****. Вместе с тем, в начале 20-х годов правительство страны действовало
достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который
современники охарактеризовали "хартией валютных вольностей". Так, этот
декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и
одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутренного
обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика
понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период
делался на валютное регулирование, на "овладение" валютным рынком, а термин
"валютная монополия" просто отсутствовал. Уже к концу 20-х годов от "валютных вольностей" не осталось и следа,
а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа
валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от
предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно
валютная монополия оформилась в 1930-37 годах (Приложение 2)*****. И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более
или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта
и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы
ликвидировать государственную валютную монополию.
----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------- * Айзенберг И.П. "Валютная политика СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962. ** Финансово-кредитный словарь, т.1.- М.: Финансы и статистика,
1984. *** См. с.46-47. ****Юровский Л.Н. "Денежная политика Советской власти (1917-27 года).-
М, 1920. ***** См. с.48-50. I.2. На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987
году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право
самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения,
организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение
иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же
время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в
частности, в создании большого числа независимых от государства
коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета
клиентов и проводить валютные международные расчеты. Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального
органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР
Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции).
Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета
Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это
настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам
регулирования валютных отношений. Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с
принятия в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании", который
впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как "валютные
ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты",
"валютные операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного
регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой
практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991
года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие
стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период
ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет
(начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации
выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже
иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам:
Московской , Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской,
Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой
валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и
самым ликвидным сегментом финансового рынка страны. Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации
поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного
законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в
Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле". С принятием этого Закона начался новый
этап валютного регулирования в Российской Федерации. Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в
том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и
контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным
союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и
воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с
суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного
управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом
накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены
и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие
"валюта Российской Федерации", введена новая статья "Защита валюты
Российской Федерации" (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты
между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без
ограничений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|