p> Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 30 установлена
ответственность импортера. Так, если импортер не представил в определенные
инструкцией сроки ксерокопии грузовой таможенной декларации, то банк
импортера приостанавливает операции со средствами импортера, находящимися
на его счетах, на сумму, соответствующую стоимости ввезенной партии
товаров. Территориальное учреждение банка России может принять решение о
наложении на импортера штрафа в размере 20 тысяч рублей за каждый день
просрочки, но не свыше стоимости ввезенной партии товаров. Принимая во внимание, что ненадлежащее исполнение уполномоченным
банком своих обязанностей, обозначенных в инструкции, приведет к снижению
уровня контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за
импортируемые товары, банк импортера также несет ответственность в виде
штрафа за несвоевременную отправку в Банк России и Государственный
таможенный комитет России каждого из документов валютного контроля. Размер
штрафа составляет 200 тысяч рублей за каждый день просрочки отправки
данного документа сверх установленного срока, но не более 0,1 % от размера
минимального уставного капитала. На банк может быть наложен штраф в размере 200 тысяч рублей за каждый
неучтенный или учтенный с нарушением факт поступления или отправки
документов валютного контроля, а за отсутствие учета или ненадлежащий учет
в карточках платежа, подлежащих отсылке в ГТК России или направлению в
досье, банк несет ответственность в виде штрафа в сумме,эквивалентной 5%
суммы в иностранной валюте, которая не была учтена или учтена ненадлежащим
образом, по курсу Банка России на дату взыскания. Валютный контроль в России нацелен не только на то, чтобы с помощью
эффективной системы единого валютно-таможенного контроля приостановить
утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в иностранной
валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания в нее
"грязных" денег из других стран, в которых определенные слои
предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для
отмывания доходов, полученных преступным путем. В то же время факты
торговли наркотиками в нашей стране и совершение других корыстных
преступлений трудно отрицать, а значит, существуют доходы, которые их
владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема отмывания
"грязных" денег. В российском законодательстве пока нет специальных
законодательных актов, непосредственно направленных на борьбу с отмыванием
денег, поэтому большой интерес в данной области может представить опыт
стран, давно столкнувшихся с этим явлением.
III.3. Что касается нововведений, появившихся в валютном законодательстве
России в 1995 - 1996 годах, то хотелось бы отметить в этой связи следующее.
В общем контексте реализации подходов к либерализации текущих
валютных операций важное значение отводится принятому решению Президента
Российской Федерации о введении с 1 июня до конца 1996 года "скользящего"
обменного курса рубля, вместо ранее действовавшего валютного коридора. В
соответствии с данным решением совместным заявлением Правительства и
Центрального банка Российской Федерации от 16 мая 1996 года на период с 1
июля по 31 декабря 1996 года была установлена граница изменений
официального обменного курса рубля на межбанковском и биржевом валютных
рынках. Эта граница предусматривала интервал изменения от 5000 и 5600
рублей за доллар США на 1 июня до 5500 и 6100 рублей за доллар на 31
декабря 1996 года. Так называемый "скользящий", или "наклонный", обменный курс
привязывается к уровню текущей инфляции. В основу привязки положен прогноз
валютного курса, сделанный Центробанком России до конца 1996 года. На базе
данного прогноза ежедневно составляется таблица расчетов центрального
значения обменного курса. В целях исключения спекулятивных операций с иностранной валютой в
связи с принятым курсовым механизмом Центральный банк России ужесточил
позицию по отношению к ведущим банкам при проведении ими операций по купле-
продаже иностранной валюты на межбанковском валютном рынке. В соответствии
с принятой им Инструкцией ( май 1996 года ) "О порядке отчетности по
конверсионным операциям уполномоченных банков Российской Федерации,
являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка" эти банки
обязаны ежедневно представлять отчет об объемах операций с иностранными
валютами по всем видам сделок. Положительным применительно к банкам в новой ситуации следует
признать автоматическое получение последними разрешения на открытие
валютной позиции, которое они приобретают одновременно с получением
валютной лицензии.* В связи с переходом к установлению официального обменного курса рубля
и с целью правильного исчисления таможенных платежей Государственный
таможенный комитет Российской Федерации издал Указания от 21 мая 1996 года
№ 01-14/525 "О порядке доведения курсов иностранных валют к рублю". В них
приведены меры, необходимые для обеспечения своевременного доведения
котировок до таможенных органов. Обобщение опыта организации порядка проведения валютных операций в
переходный период к рыночной экономике вызвало необходимость корректировки
некоторых из этих видов операций. В соответствии с решением Совета
директоров Банка России ( протокол от 1 марта 1996 года № 11 ) было принято
"Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых
видов валютных операций" (утверждено приказом Центрального банка России от
24 апреля 1996 года № 02-94 ). Данное "Положение..." разработано на основании пункта 2 статьи 6,
пункта 2 статьи 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункта 10 статьи 14 Федерального Закона "О центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и распространяется на некоторые виды валютных
операций, по которым не требуется разрешения Банка России. ----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------- * Инструкция Банка России "Об установлении лимитов открытой валютной
позициии и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской
Федерации" от 22 мая 1996 года № 41. В перечень таких валютных операций включены переводы иностранной
валюты федеральными органами исполнительной власти и другими резидентами с
их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках России, в оплату
вступительных и членских взносов Российской Федерации в пользу
международных организаций, членами которых она является, в счет оплаты
страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого
интереса. Принципиально новым в регулировнии валютных операций является пункт
1.10 Положения, предусматривающий "возможность приобретения резидентами от
нерезидентов платежных документов, выраженных в иностранной валюте при
экспорте, импорте товаров ( работ, услуг ) в случае отсутствия отсрочки (
рассрочки ) платежа на срок свыше 180 дней".* Препятствием к введению в действие указанных норм является отсутствие
четкого порядка по пресечению незаконной утечки валюты за границу при
проведении экспортно-импортных операций. Имеет место и несогласованность в
действующей нормативной базе, в соответствии с которой данные операции
рассматриваются как валютные операции, относящиеся к движению капитала, а
следовательно, и нуждаются в получении лицензии Банка России. Что касается валютного контроля, то хотелось бы отметить,что в конце
1995 года функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального
банка, осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством
финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой
полиции, Министерством иностранных дел Российской Федерации ( в части
координации действий по пресечению отмывания преступных денег ), судебными,
правоохранительными органами и Министерством Российской Федерации по
сотрудничеству со странами-участниками СНГ. Координирующим органом
деятельности указанных министерств и ведомств в данной сфере
внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по
валютному и экспертному контролю ( ФСВК ), образованная, как указывалось
выше, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24
сентября 1993 года № 1444. Множественность различных органов, для большинства из которых данная
задача не является определяющей, не могла не сказаться на уровне их решений
по реализации мер Правительства России в области пресечения "бегства
капитала", хотя в ней и достигнуты некоторые положительные итоги.
Центральный банк России оценивает вывоз валюты из страны за рубеж за
последние годы в сумме 50 миллиардов долларов США.** В преобладающей своей
основе эта сумма сокрытой выручки относится к операциям по импорту,
учитывая, что в этом направлении валютный контроль недостаточно отработан
по сравнению с контролем за экспортными операциями. В системе мер усиления валютного контроля важное значение отводится
Инструкции Центрального банка России от 27 февраля 1995 года № 27 "О
порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской
Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными
банками". Впервые, пожалуй, в данном документе ответственности банков, а
также резидентов и нерезидентов посвящен самостоятельный раздел за
нарушения требований настоящей Инструкции.
----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------- * Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в
Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996
года № 02-94. ** Из интервью с руководителем ФСВК О. Павловым // Экономика и
жизнь. 1995. №49. Со стороны Главных территориальных управлений Банка России при
выявлении органами и агентами валютного контроля нарушений банками
требований этой Инструкции к ним применяются следующие меры: - "отказ в регистрации заявленных банками обменных пунктов; - направление в их адрес предписаний об устранении в определенный
срок выявленных впервые нарушений в обменных пунктах; - аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта; - постановка перед Банком России вопроса о приостановлении лицензии
уполномоченного банка на проведение валютных операций в части
предоставленного ему права на совершение валютно-обменных операций, либо
вообще лишение права на проведение им валютных операций".* С выходом Постановления Правительства России № 206 от 28 февраля 1996
года "О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской
Федерации" право принимать решение о предоставлении юридическим лицам
Российской Федерации рассрочки до шести месяцев по уплате ими штрафов за
нарушение валютного законодательства предоставлено Федеральной службе по
валютному и экспортному контролю. На укрепление валютной стабилизации положительное влияние оказала
также заключенное 20 марта 1996 года между Госналогслужбой России и ФСВК
Соглашение о сотрудничестве в целях осуществления взаимодействия по
контролю за соблюдением порядка зачисления валютной выручки на счета в
уполномоченные банки. Эти Соглашением предусматривается также контроль по
выявлению сокрытых доходов в иностранной валюте, предотвращению легализации
доходов от незаконной деятельности в России. Действующее законодательство, вытекающее из содержания Закона "О
валютном регулировании и валютном контроле", определяет полное и
своевременное предоставление резидентами и нерезидентами органам валютного
контроля всей информации о валютных операциях. Согласно пункту 2 "г" статьи
13 раздела 3 данного Закона, они обязаны "вести учет и составлять
отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность
не менее пяти лет". ----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------- * Инструкция Банка России "О порядке организации работы обменных
пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-
обменных операций уполномоченными банками" от 27 февраля 1995 года № 27. Наиболее распространенными нарушениями в области валютных операций
является незачисление или неполное зачисление валютной выручки участниками
внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченные банки. Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1
января 1997 года, предусматривает ( статья 193 ), что невозвращение в
крупном размере из-за границы руководителем организации средств в
иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный
банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.* С 1 июля 1996 года в систему валютного контроля введен институт
уполномоченных экспертных организаций, решение о котором принято
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года №
1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества,
качества и цены экспортируемых товаров" Ее функция - экспертная оценка
количества, качества и цены экспортируемых товаров. При недополучении
валютной выручки по установленному перечню товаров, прежде всего
составляющих основу российского экспорта ( нефть, газ ), данная процедура
является обязательной. После ее проведения таможенные органы пропускают
товары через границу, не требуя сертификата установленного образца,
подтверждающего физические и стоимостные параметры грузы. Таким образом, меры валютного контроля, предпринятые в последнее
время с учетом сбалансированности интересов всех участников валютных
операций, будут способствовать упорядочению внешнеэкономической
деятельности и более стабильному формированию доходной части
государственного бюджета. В целом же новшества, введенные в валютное законодательство в
последнее время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых
нормативных актов. ----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------- * По данной статье деяние признается совершенным в крупном размере,
если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 000
минимальных размеров оплаты труда.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько общих выводов. Во-первых, деятельность в сфере валютных отношений в России
осуществляется в целом на правовой основе. С принятием в 1992 году Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше
государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного
регулирования. Ярким примером этому служит отказ от валютной монополии как
основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, созданная достаточно разветвленная система валютного
регулирования и валютного контроля в стране, как показало время, оказалась
громоздкой, малоуправляемой и как следствие этого недостаточно эффективной. Как показывают данные, в сфере валютного обращения в 1994 году
выявлено 9 тысяч 400 незаконных сделок, что на 60% превышает уровень 1993
года, а за 9 месяцев 1995 года - 11 тысяч 300 (55%). Причем, если
ежемесячный отток валютных средств за рубеж в этот период оценивался в 0,5
- 1 миллиард долларов США*, то спустя год, по данным МВД России, сумма
переводимой за рубеж валюты составляла уже 2 миллиарда долларов**.
Положение на валютном рынке усугубляется наличием в стране общей проблемой
неплатежей. Таким образом, видно, что недостаточно предоставить свободу действий
участникам российского валютного рынка, провозгласив либерализацию
внешнеэкономической деятельности. Необходимо ввести эту свободу в
определенные законодательством рамки. Причем важно, чтобы нормативные акты
различных министерств и ведомств дополняли и конкретизировали друг друга, а
не были бы противоречивыми, как это у нас "принято". Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых
интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической
деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков,
иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить
внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации
постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических
интересов. О недостаточной эффективности и в известном смысле неупорядоченности
мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями
свидетельствует целый ряд негативных процессов. К числу их можно отнести
гипертрофированно высокую степень долларизации денежно-кредитной системы,
неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение
капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|