p>
73. Основные формы и методы гос рег-я.
Необходимость регулирования и функции государства. Государственное
регулирование экономических процессов обусловлено как объективной
необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-
экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя
законодательной и административной власти.
Приоритет государственной власти связан с особым положением и
специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в
ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-
экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется
посредством выполнения государством определенных функций: правовой,
воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей,
обеспечения текущих потребностей населения.
Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные
методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность
общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно
подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных
мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще
экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование,
налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.74. Экономич ф-ии гос-ва в рын эк-ке. Границы гос рег-я. Гос-во активно участвует в формировании макроэкономических рыночных
процессов.
Роль гос-ва в рыночной эк-ке проявляется через следующие важнейшие функции: а) создание правовой основы для принятия эк-ких решений. Гос-тво
разрабатывае и принимает
законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и
обязанности граждан;
б) стабилизация эк-ки. Правительство использует бюджетно-налоговую и
кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня
цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует
производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно
создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта,
определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития
образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Гос-во гарантирует
минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по
безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
Очень важен вопрос о границах гос вмеш в эк-ку. Если гос-во пусть даже
руководствуясь благими намер переступает предел, то происх деформация рын
мех-ма. В этом случ рано или поздно прих говорить о разгосударствлении эк-
ки. В эк т сущ разл точки зрения по поводу границ.Ответ на вопрос будет
звисеть от того, что отвеч кейнсианцы или сторонники неоклассической
теории, но в люб случ надо иметь в виду, что гос рег нужно пользоваться
осторожно, не осл рын стимулы. 75. Причины возн, осн черты командно-административной эк-ки. Её кризис и
необх реф-ия.
Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из
наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая
зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей
экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся
историческая предельность капиталистического способа производства.
Административно-командная экономика исторически возникла в форме
хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и
иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась
максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом,
экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была
предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой исторической
модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы
государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы,
особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная
система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились
типичные формы административно-командной экономики с присущей им
бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных
отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов
хозяйствования. После второй мировой войны различные модели административно-командной
экономики распространились во многих странах, но это распространение
продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональных
особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются
попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не
способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной системы
углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению. Проблемы реформирования. В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической
организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой
необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа
командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как
тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма
собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу.
Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику,
поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное
реформирование отношений собственности предполагает переход к таким
социально-экономическим формам, которые адекватны современным
производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее
время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных
качеств собственности и труда. 76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт
перехода к рынку современного типа. Особенности переходного типа в России.
Процессы перехода к рын. эк-ке различные страны переживали в различные
периоды эк-ой истории: страны Зап. Европы в конце 17 века и первой половины
19, в России в период 1861-1913гг. Например Германия активно использовала
в годы первой мир. в-ны прямой контроль над производством и распределением
производимой продукции, превратив эк-ку в тотально милитаризированную. В
сходном положении оказалась и Япония после 2-ой мир. в-ны. Она тогда
располагала военно-гос-ой эк-ой и нуждалась не только в восстан-ии
разрушенного хоз-ва, но и в реформировании. Переход ФРГ и Японии к рын.
эк-ке нового типа (1948-49) осущ- ся с помощью шоковой терапии
посредством либерализации цен и жестких антиинфляционных мер, строгого
внешнеэк-го и валютного контроля. Был устан-ен эффективный гос. контроль
за ценами многих групп товаров и услуг. Иностранный капитал исп-ся для
стабилизации зарубежных платежей и для начального восстан-ия эк-ки и его
роста. Опыт ФРГ и Японии важен с точки зрения не только недопущения
разрывов эк-их связей между предприятиями, но и их укрепления. Это осущ-сь
с помощью превращения предприятий в акцион. общ-ва, но и сущ-ть без рын.
связей с другими акционерными обществами и отдельными предприятиями. Но
вначале все же сохранялась бюрократическая опека гос-ва над
национализированными в прошлом предприятиями В Германии, Японии, и многих
др. западноевропейских гос-ах и странах Азии благодаря проведенным реформам
за 5-6 лет был достигнут довоенный уровень пр-ва. Что касается восточноевропейских стран, из наиболее распространенных
вариантов перехода к рын. эк-ке –эволюционного и радикального, то они
избрали 2-ой вариант, кот. Представлен в виде «шоковой терапии». Такой
метод был избран в Польше. Здесь кардинальным изменениям подверглись общ-ая
соб-ть, превратившаяся в частную, фин-ая и банковская сис–мы. Тов.-ден. отн-
ия приобрели всеобщий хар-ер. Была принята монетарная политика, сократилась
эмиссия денег, отменены налоговые льготы, дотации на различные товары и
т. д. Также была проведена политика ограничения доходов и либерализация
цен. В рез-те Польша уже в первые годы реформ добилась стабилизации эк-ки,
усил-ия фин. сис-мы, сократился внеш. долг, активнее заработал рынок. Китай изобрел эволюцион. путь преобразования командно-адм. эк-ки в
рыночную. Реформа в Китае началась в конце 70-х г., когда наблюдался рост
пр-ва, но этот рост происходил за счет частного сектора. В Китае был
сохранен частный сектор со своими товарным хар-ом, на долю кот. приходилось
60% розничной торговли. В с/х было занято больш-во нас-ия , крестьянам была
дана свобода выбора выхода из коммун, их перевели на семейный подряд. Но
была повышена их ответственность за пр-во сельхозпродукции и реализации ее
гос-ву по договорным расценкам на основе твердых гос. заказов. Предприятиям
предоставляется право самост-но вести дело, оставлять часть прибыли на
развитие пр-ва , также предприятия гос. сектора превратились в акцион. общ-
ва. В обл-ти фин. сферы сохран-ся гос. цены (фиксированные и плавающие).
Китай привлекает к себе иностранный капитал, создавая для этого усл-ия.
Растет вывоз китайских товаров за рубеж. 77. Реформирование отнош-ий соб-ти и формир-ие рын. конкурентной среды
в усл-ях переходного периода. Многочисленные попытки реформирования командной экономики оставались
малоуспешными, пока они не затрагивают основу производственных отношений -
отношения собственности. Господство государственной собственности и
бюрократического централизма не оставляло места для реального действия
рыночных закономерностей.
Переход от формального к реальному рынку возможен лишь в том случае, если
товарно-денежные операции осуществляются на основе принципа эквивалентности
и подчинены целям реализации экономических интересов хозяйствующих
субъектов. Это требует придания участникам экономических взаимодействий
качеств реальных собственников. На смену обезличенной государственной
собственности должна прийти система многообразных форм собственности,
субъекты которых обладают качествами реальных товаропроизводителей.
Адекватное современному состоянию экономики место необходимо при этом
отвести частной собственности, отражающей степень и характер обособленности
отдельных элементов и процессов в системе производительных сил. Частная
собственность может выступать как в индивидуальной, так и, что в большей
мере отражает особенности современного хозяйства, в коллективной форме. Существенной трансформации подлежит система государственной собственности -
она не только ограничивается по масштабам, но и внутренне качественно
преобразуется. Переход к рынку возможен лишь в том случае, если предприятия
государственного сектора наделяются правами и ответственностью,
превращающими их в реальных субъектов рыночного хозяйственного механизма.
Государство как собственник может быть представлено, главным образом, через
участие в капитале предприятий и в присвоении части их доходов (помимо
налогов) соответственно доле в капиталах. Переход к рынку предполагает развитие различных разновидностей смешанной
собственности, а также муниципальной и иных региональных форм
собственности; собственности общественных организаций т.д. Главный критерий
трансформ ^ии отношений собственности - экономическая эффективность вновь
возникающих хозяйственных единиц, комплексов и их взаимодействий. Новые
отношения собственности должны соответствовать объективным тенденциям
развития производительных сил, способствовать формированию рыночной
конкурентной среды и росту эффективности экономики. формирования конкурентной среды Хозяйственный механизм в переходный период направлен на создание
экономики с высокой степенью конкурентной активности. Это предполагает
формирование соответствующей конкурентной среды. Под последней понимается
рыночная система отношений, а также свобода предпринимательства, ничем,
кроме гражданского законодательства, неограниченная независимость, которая
позволяет принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские
решения принимать оптимальные с его точки зрения предпринимательские
решения. Конкурентная среда - это элемент рыночного механизма,
обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте
продукции, а также в сфере приложения капитала. В переходной экономике конкурентная среда несовершенна: не упорядочены
права частной собственности и механизмы их защиты, еще полностью не
сложилась система банков и других финансовых организаций, не отлажены
договорные отношения между экономическими агентами. Для этого периода
характерны слабая видовая дифференциация фирм, преобладание отдельных их
видов. Многие из них стремятся извлечь выгоду из монопольного положения.
Конкурентность рынков развита недостаточно. Широкое распространение
получают различные законодательные органы, система лоббирования интересов
министерств и отдельных регионов при утверждении государственных программ
развития. Все это подчеркивает слабость и неразвитость режима конкуренции. Формирование в переходной экономике конкурентной среды - сложный и
весьма длительный процесс. Он предполагает демонополизацию и
разгосударствление экономики, в том числе коммерциализацию государственных
предприятий и развитие частного сектора. Не менее важно в этом процессе
создание рыночной инфраструктуры, антизатратных механизмов, постепенное
прекращение субсидирования цен, и, наконец, - обеспечение конкурентных
рынков. Проводя, например, демонополизацию экономики, следует помнить, что этот
процесс предполагает не разукрупнение существующих производителей, а
создание для них конкурентов на основе диверсификации производства,
формирования новых производств аналогичной продукции, а также доступ на
рынок иностранных конкурентов. Конкурентная среда в сформировавшейся
рыночной экономике предполагает, что хозяйствующие субъекты строят свои
отношения на доверии. Причем чем выше величина потенциального проигрыша по
отношению к величине потенциального выигрыша, тем выше должен быть уровень
доверия. Отсутствие цивилизованной конкурентной рыночной среды привело,
например, в России к появлению "новых предпринимателей", весьма
отличающихся от западных. Они, прежде всего, не организаторы производства,
а, как они сами себя называют, "бизнесмены", ищущие в каждый данный момент
максимальной и, главное, быстрой наживы.
На формирование конкурентной среды существенное влияние оказывает
хозяйственный риск, высокий уровень неопределенности. Это значит, что
участники экономических отношений не могут точно предвидеть промежуточные и
конечные результаты своих действий. В переходный период предприниматели
России работают в условиях дополнительного риска и неопределенности. Этому
способствуют: кризис в экономике и связанное с этим падение объемов
производства, разрыв хозяйственных связей, неплатежи; неустойчивость
политического положения; незавершенность формирования рыночной
инфраструктуры; несовершенство законодательных актов. 78. Разгосударствление и приватизация в усл перех к рын эк-ке в Р. В ставшем обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования на различных условиях государственной собственности в собственность частных лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им темпы хозяйствования. Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших социалистических странах, с их тотальным господством государственной собственности, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. В ином случае приватизация сведётся к юридическому оформлению раздачи бывшей государственно-номенклатурной собственности в руки отдельных представителей бывшей номенклатуры без всяких положительных последствий для экономики в целом, прежде всего для повышения эффективности народного хозяйства. Это будет переход от совместной номенклатурной к индивидуально- номенклатурной собственности. С этой точки зрения процесс приватизации шире просто разгосударствления и может рассматриваться как одна из предпосылок и одновременно результатов процесса перехода к рыночной экономике. Разгосударствление собственности – термин «отечественного производства», родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией. Разгосударствление экономики – процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и производствами действующих государственных.
79. Особ-ти хоз-го механизма и изменение эк-их ф-ий гос-ва при переходе
к рынку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|