p>18. Деньги: происхождение, сущность и ф-ии. Терии денег
Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления
противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс.
(В результате этого из товарного мира выделился один товар, на который
стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим
эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он
становится деньгами. Этот товар - золото.)
Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена
На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала
товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность,
делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их
наиболее пригодными к выполнению функции денег.
Монета - определенной формы, веса и достоинства металл.
Бумажные деньги: банкнота -выпускается центральным банком страны;
казначейский билет - государственным казначейством.
Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки,
электронные деньги.
Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом
Функции денег:1мера стоимости(Стоимость товаров находит всеобщее выражение
в деньгах, т.е. величина их стоимости определяется посредством
приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат всеобщим
воплощением и мериломстоимостей)2средствообращения(В процессе товарного
обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров
ивыполняютфункциюсредстваобращения.);3средствонакопления(Деньги выступают в
функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно
извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей);4средство
платежа; 5мировые деньги.( . Мировые деньги выступают в виде слитков
благородных металлов, а в условиях развитого капитализма - в виде слитков
золота, т.к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной
страны, на мировом рынке теряют силу.19.Цена: сущность, ф-ии , виды цен. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг
управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках
рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в
процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью,
полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в
условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка,
без купли-продажи нет цены.
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько
денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2)
соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.
Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при
сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным
инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5
компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то.
4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция
- с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6)
внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних
платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция -
влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции. Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым
продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар
продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных
закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.
2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко
фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.
Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами
предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются
документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные
рыночные цены.
Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для
определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в
определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или
сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные,
комиссионные 20. Закон стоимости.
Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного
товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и,
соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной
цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и,
соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе
которых лежат ОНЗТ[1].
Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность
нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии
влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают
на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ. Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости
являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между
участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и
внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен.
Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому
товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на
единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют
межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных
отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет
к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают
получение равной прибыли на равные капиталы. закон стоимости несёт в себе следующие функции:
1Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда
ниже общественно необходимых. 2.Обуславливает дифференциацию
товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных
трудовых затрат с общественно необходимыми. 3Стимулирует снижение затрат.
4Регулирует распределение труда по сферам производства. 5 Проявляется как
закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как
при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении 6 Создаёт основы
стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства. 21. Рынок как эк категория, как сист экономич отношений.
рынок – особ соц-эк структ, осн Функциями кот явл обмен продуктами между
обособл товаропроизводит в процессе реализации рынок выступает в
кач-ве саморегулят тов. пр-ва, т.е. приводит его объем и стр-ру в
соотв с V и стр-й платежеспособного спроса, стимулирует рост производит
труда, снижение издержек, повышение кач-ва прод, обуславл структурн
сдвиги эк и устанавл нар-хоз пропорции.
Однако рынок, выступающий в кач-ве единств регулят пр-ва давно ушел в
прошлое, и в развитых странах запада р. явл. объектом сознат гос Регулир-
я. Тем не менее, гос. регулир. не таково, чтобы утрачивали силы опр-я
рынка и основанной на нем эк.
Рынок –это не всякий обмен, т.к.1) есть вид обмена. к кот. р. не имеет
прям. отнош-я – это обмен деят-ти людей, обмен результ труда 2) историч.
обмен появился раньше р. прежде чем принять р. форму обмен прошел ряд
нерывн. ступеней: обмен-продуктообмен-товообм.-р.
Т.о., р. заверш. ист. разв обмена, выступает его высшей ф. 22. Субъекты и объекты рынка. Механизм функционирования рынка. Осн. субъект. р. принято разд. на 3 гр.:дом. хоз-ва, бизнес
(предпр)правит. (гос-во).
Дом.хоз-во- эк. ед., сост. Из 1 или неск. Лиц, кот. самостоят. принимает
реш, явл. собств. какого-либ фактора пр-ва, стремится к макс. удовл. своих
потр.
Бизнес- делов. предпр., действ. с целью получ прибыли. Оно предпол влож.
собст. или заемн. капит., доход от кот. расход. на расшир. производств.
деят-ти.
Правит.- все правит учрежд, имеющие юр и полит власть для осущ в случае
необх контроля над хоз объектами и р., для достиж обществ целей. Осн.
Объекты: недвиж. имущ. (квартира, дом, участок земли), движ. имущ.(машина,
яхта,оборуд, мебель), ителлект. собств. (изобретения, прогр. прод.,
рукописи). 23. Рыночная инфраструктура: сущность и осн эл-ты, ф-ии и роль рынка. инфрастр. –пространств., необх для полноцен. Функ-я р отнош-й.Осн. эл-ты: гос банки, ком банки, страх. Комп, сбер банки, инвестиц банки,
холдинг компании.
Гос.банки- в наст вр в большинстве стран гос банки явл. центр.Их ф-ии: не
ставят цели получ. прибыли, руковод. деят ком банков, вып эмиссион Ф-ю
Ком банки- прктич во всех высокоразв странах, как и кредит инст, осущ
операции по обслуж нас-я, что явл подсв. унификации, универсализ банк
деят-ти
Страх комп ведущ место после ком банков по вел активов и знач в кач-ве
поставщиков ссудн капитала
Сбер. Учр. –ссудно-сбер ассоциации по мобилиз ср-в нас путем прод акций,
сбер. банки –принимают мелк влож и инвестир их в некот виды ценных бумаг.
Инвестииц. Банки –мобилиз долгоср ссудн капитал и предост его заемщикам
посредст выпуска и размещ облигаций.
Рынок вып след Ф=ии
Реализ –саморегулятор пр-ва, благодаря эт привод в соотв пр-во мат благ
обществ и потребн в них, причем в опр пропорц
Контролир.- поср р выявл обществ затр труда, по отн к кот сравн индивид
затр труда отд товаропр
Стимулир.- р побужд товаропроизвод снижать индивид стом-ть тов, тем самым
исп результ научн-тех прогресса 25. Понятие спроса. Индивидуальный и совокупный (рыночный ) спрос
спрос как эк катег характериз объем тов, кот потреб желают и могут
купить по опр цене за опр время. Спос- не потр- если чел испытует потр, но
не имеет денег, то он не обл покупат спросом. Спрос- платежеспособн потр,
т.е. сумма денег кот покупат могут и намерены запл за нужные им изд. На
спрос возд ряд ф=в: доходы покупат, их вкусы и предпочт, их число на р,цены
тов- заменит и дополняемых тов, цены
индивид. Спрос –желания и возм приобр отд потребит как-либ тов по опр цене.
Р или совок спрос- желания и возм приобр неск или б олее покупат. Закономерн связи индивид и совок спроса: р спрос при кажд знач цены=
сумме спросов отд. Покупат при этом же знач цены. Сов спрос- ВНП 26. Закон спроса и кривая спроса. Ф-ии спроса. Эластичность спроса. З.спроса –при проч равн усл спрос на тов в колич отн изм в обр завис от
цены.Чем выше ценв тов, тем меньше спрос на него со стор покупат, и
наоборот –чем ниже цена, тем б.спрос.кривая спроса показ разл объемы тов и
усл, т.е. реальный объем нац пр-ва кот готовы купить субъекты при любой
возм ур цен. Кривая нисход- выраж отр (обр) завис между ур цен и объемом
нац пр-ва ф-я спроса –взаимосвязь между желаниями потребит иметь тот или
иной тов и опред его факторами эласт спроса по цене – ст. чувствит спроса
на тов к изм цены на этот тов. Она показ на ск.% ув или умен спрос при
уменьшцены на данный тов на 1%. Вар эласт: 1)эласт- приоб кол-во тов увелич
б. Чем на 1 % на кажд % снижения цены 2)неэласт приобр кол-во тов увелич
меньше чем на 1% yf rfl; % сниж цены эт тов. Сущ на прод пит, на тов первой
необх 3) единичн эласт –покупаемое кол-во тов выраст на 1% при сниж цены
на 1% 4) абсолютн эласт спрос –при неизм цене или крайне незначит изм спрос
умен или увелич до придела покупат возм. Бывает на соверш конкурент р в усл
инфляции 5) абсолют неэласт –любое изм цены не вличет за собой никакого изм
кол-ва треб прод. Н-р при реализ жизненно необх тов 27. Понятие предложения. Индивидуальное и совокупное(рыночное) предложение
предл- кол-во тов, кот произв готовы продать по опр цене за опр период
времени. На предл влияют: число прод на р, разл в тех мет изг одноименных
тов, цены на тов. Цены на тов-субституты, и др виды изд. Эти факторы-
внешние, не зависят от производит. Носят объективн хар=р.предл –мат осн для
спроса. Совок предл –предл отд продавцов. Для опр р предл -сложить
объемы предлаг отд продвцами тов при каждой возможной цене. В масштабе цен-
совок предл –все тов и услуги, кот произв эк, или реальный V пр-ва при кажд
возм ур цен 28. Закон предложения и кривая предложения. Ф-ии предложения
Закон предл –чем выше при проч равн усл цена на тов, тем больше стремл
продавцов тов прдлагать его на р. З предл отражает противоп интересов
покупат и произв. Кривую –описание как у спроса 29.Взаимосвязь спроса и предложения: равновесие, равновесная цена предл и спрос неразр связ не только с ценой, но и др и др.Это можно
заметить если совместить кривые, они пересекутся в опр т. Эта точка
характериз равновес спроса и предл, а цена в эт точ –цена равновес. Р равновес- когда когда цена будет такой что V тов, кот покупат хотят
купить, будет точно совпадать с V тов, кот произв хотят продать.
Спрос и предл неуравн на р, их взаимодейств- путем приспособл. Взаимод
приводит к сниж фактич цены в напр точ равновес через мех-м рынсаморегулир. 30.Потребности людей и ограниченность ресурсов. Выбор в экономике. Граница
производственных возможностей. произв возм эк сис-мы огр редкостью применяемых рес-в, от по мере развития
общ-ва возраст.Т.к. потребн бзграничны, а ресурсы огранич, тообщ-во долж
сделать выбор: от чего нужно отказ, чтобы получить желаемый результат. Суть
пробл выбора: если кажд исп для удовл многообразн потребн фактор ограничен,
то всегда сущ проблема альтерн его исп и поиска лучшего сочетания ф-в пр-
ва. Любое общ-во должно решить 3 проблемы выбора: что? Как? Для кого?
производить.Эти 3 вопр. Общие для всех сис-м но пути реш-я разн. В
традиц сис-ме повед опред обычаями и при реш-и этих вопр –обращ-е к традиц
методам реш-я дел. В ком-адм эк на эти фундамент вопр дает ответ
гос-во в лице своих администр органов. Рын эк в чистом виде предполог
наличие ответств и самостоят производит и потребит. Для реш осн эк проблемы исп кривая произв возм, она показ максим кол-во
любово товара. Кот может быть произв в некот эк сис-ме при данном
объеме пр-ва всех др тов, данном кол-ве рес-в и данной технолог. 31.Роль потребителя в экономике. Закономерности потребительского поведения.
При выяснении логики потребит экон-ы выд след закономерн:1)цель,кот пресл
потреб при осущ выбора среди тов и услуг.Цель потребит- получ удовольствия
и удовл потребн от потреблтов и усл. Данная цель –
полезность 2)огранич потребит выбора. К числу самых важн потребит огранич –
ур цен на потребит тов и усл, размеры потребит бюджета.Оба вида усложн
потребит выбор.потреьит не может купить все, т.к. кажд покупка приводит к
уменьш его потребит бюджета 3)варианты выбора. Потребит повед может форм на эффектах дохода и замещения. Этот вар не
связ с пред пол и ее замешением. Эффект дох –сниж цены с целью. Ув потребит
бюджет - покупка нов тов. Эф замещ доп эф дохода. В любом случае
потребит действ одинаково стремясь к максимиз полезн
32Потребительский бюджет: доходы и расходы. Закон Энгеля
Потреб бюджет- фин план, кот сумир доходы и расхды людей за опр период
врем. 3 вида потреб бюд:1) сбалансир –дох=расх 2)дефецит –расходы больш
дох 3) избыт –дох больш расх. Сост бюджета предполаг 3 послед шага: 1) пост
потреб целей. Осн часть бдж потреб тратит на тек нужды, преслед текущ цели,
однако кажд потреб имеет и перспект фин цели, для реализ кот треб концентр
ден ср-в.сл-но нужно предусмотр сбереж тек доходов 2)оценка ожид доходов
2 осн ист получ дох –труд деят и собств.
Большинство потреб- за сцет дох от профессион деят-ти 3) планир расх
–формир-е рац перечня тов и усл, кот предстоит приобр в теч планир
периода.это самый ответств процесс, в ходе кот потребит отказ от части
затрат чтобы сбалансир бюджет.
33 Сущность законов конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы
конкур- общесв ф столкн субъектов рын хоз-ва. Конкурент борьба за эк
процвет один из важн зак рын хоз ва. З.конкур- сопернич произв для достиж
лучших усл пр-ва. Это обеспеч при борьбе за доступ к эк огранич факторам пр-
ва и при реализ готов тов. Т.о.. онкур –борьба среди прод, покупат, между
покупат и прод.
Осн ср-во осущ конкур-цена.ценоконкур-борьба между произв за получ доп
прибыли поср уменьш издерж и сниж-я цен на прод без изм ее ассорт и кач-ва.
На смену ценконкур, нецен конкур –обеспеч достат спроса. Это достиг разл
мет: новизна и кач тов, его высок тех хар-ки, созд тов-субститутов,
реклама, кач послепродажн обслуж.
Виды конкур: внутр отрасл и межотрасл, сов и несов.
1)Внутротр- склад между хоз субъектами, созд одинак или сходн прод. Цель
такого сопернич –достиж-е лучших усл пр-ва и сбыта, рез-т –фор-е рын ст-ти
и рын цены на эти тов. Эк предпосылка эт вида –разл индивид ст-ти на
однородн тов. Эта конкур выявл и уст рын ст-ть тов, кот совпад с индивид ст-
тью. Произв при равн усл и сост значит массу тов данной катег 2)Межотр
–борьба между предпр разных отр за получ более высок нормы приб. Выраж в
переливе капиталов из отр с более низк нормой приб в отр с более высокой,
это способст расшир пр-ва, увелич предлож. Эта конкур созд объект равновес.
Кот обеспеч получ равной прибыли на равн капит внезавис от места его влож
1)сов конкур-ранний этап разв рын хоз-ва –эпоха прост тов пр-ва,
домонополист капитал. Осн приз –сущ множ-ва прод и покупат на рынке. Кот
независ осн хар-ки: больш кол-во мелких прод и покупат, продаваемый прод
однороден у всех прод, невозм контр над ценой и объемом купли-прод, пост
колеб этих вел, изм рын конъюнктуры, полная свобода входа-выхода на рын Р.
сов конкур- идеальная стр-ра
2)несов конкур- проявл когда отд фирмы на усл реализ тов, т.е. контр цены
на рын, на рын несов конкур 3 типа рын стр-ры
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|