p>66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии.
РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на
денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением)
и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции,
облигации и т.д.)
На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги
ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д.
Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и
вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.
Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного
капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу
части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является
прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия,
доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими
кредитами капиталу.
Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и
уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор
государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования
инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками
(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население,
личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов
на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом
жилье).
Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.
Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных
реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача
которых возможны только при его предъявлении.
67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет.
Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых
отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые
институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый
рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования
и использования доходов первичной производственной структуры, а также
регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос-
ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный
фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование
через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения
.Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных
ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения
ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью
финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития
страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм
двумя методами:
финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система
налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной
системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в
гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе
бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное
деление.Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета:
государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.
Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений,
которая охватывает все общество.
Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.
Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о
том, что страна хочет тратить больше, чем может.
Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает
только несоответствие постоянных собственных доходов государственного
дохода его расходам.
68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг.
Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и
физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос.
фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной
сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется
гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает
центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством
существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется
основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для
финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть
использованы в целях регулирования эк-ки. Принцип полноты предполагает учет
по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости
направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности
означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его
исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через
госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);
контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии
экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения
расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить
уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва
составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.
Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой
являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам,
помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная
оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу
и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах
центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах
развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.
Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении
правительства, менее крупные направляются местными властями в местные
бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается
превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми
по значению источниками доходов.
Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим
или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из
общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы
финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части,
которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост
гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется
хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг
государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний —
это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран. 69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования.
Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует
сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения),
так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка,
аккумулирует временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом
столкновений и реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1)
аккумуляция капитала в кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций,
не треб купных вложений 3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др.
макроэк показателей. Структура РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и
повторных эмиссий, фондовых инструментов, на кот осущ-ся их нач размещение
среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на кот обр в теч своего жизн цикла;
рынки разм на первичном рынке ЦБ ) Классификация ЦБ: первичные(акции,
облигации, векселя, депозиты), производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср-
в на разв АО или или предпр и дающая право её владельцу на получение части
прибыли в виде дивидендов.Бывают именные и на предъявителя.
70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели,
типы.
Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-
вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную
эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с
юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная
законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и
способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой
системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех
субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны
уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом);
равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от
субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую
функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая
заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства:
стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать
платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает
налогоплательщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом
налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат
налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых
выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту обложения
налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физ. и
юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным среди прямых налогов
- налог на прибыль (доход).
К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или
услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в
налоговые органы предпринимателями. Гос-во косвенно взимает налог с
потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость
(НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав. стоимость уплачивают юр.
лица, а также пред-тели, осуществляющие свою деятельность без образования
юр. лица. Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ,
услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими
облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и
меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров,
перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых
правительственными органами по изменению гос-ных расходов и налогообложения
для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными задачами
являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение занятости
,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее
реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и
автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной
фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством
государственными расходами и налогами. Выработать правильную фискальную
политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как параллельные,
так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для
проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за
этот период эк-кая ситуация может резко измениться. 71. Сущность и осн концепции гос рег-я рыночной эк-ки.
В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них
имеет тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает
всё большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками.
Однако, доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в
создали качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между
рын и гос. Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил
поодерживающих и корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех-
му методами обесп его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и
внутр уст нац валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для
более Эф-ой его саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что в 1 пол 20в динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё
не слож мех-м, кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о
границах, пределах необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»-
решающий урок.Итог эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять
на новый качественный уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц-
эк явлений. С уч динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр
поведения в рамки «ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн
комплексе гос мер. Возникло явл «экономическая политика» В рамках новой
стратегии гос-во резко расширило сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что
потр от него новое кач сост произв мех-ма- нахождение - нахожд способов
вмеш , его коррекции отн-ся меры по поддерж макроэк равновесия в
услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие равновесия рассм, рассм не
только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано ростом самосозн граждан в
ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной сист соц страх. 1-е ростки
эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного возд, в её рамках нач отн
самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол-ки. В нач 20 в на смену
пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более взимосвяз общеэк хар-
р. 72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская,
монетаристская, институциональная.
а) Меркантелисты.
История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время
основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала
активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что
главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они
призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
б) Классическая теория.
В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать
безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными
словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить
самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын-
ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению
своих частных интересов является главной движущей силой эк-го развития,
увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в
целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной
деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно
свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
в) Кейнсианская теория.
Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль
гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк-
ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться
в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-
настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во
должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина
кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько
инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-
финансовая политика и др. Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить
циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.
Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между
возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями.
Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов
роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был
опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не
могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только
раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла
кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая,
неоконсервативная модель регулирования.
г) Неоклассическая теория.
Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический
механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост
рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется
из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части
прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой
теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и
повышения произ-ти производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги
ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым
затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому
неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на
базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот
предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно
влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны
отводится рыночным силам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|