Меню
Поиск



рефераты скачать Шпоры по экономичекой теории

p>66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, ф-ии.
РЦБ является составной частью финансового рынка, который делится на денежный рынок(все инструменты фин., связанные с краткосрочным обращением) и рынок капиталов(средне и долгосрочные кредиты и ценные бумаги - акции, облигации и т.д.)
На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций облигаций, векселей, лотерейных билетов и т.д.
Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.
Фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является прежде всего обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.
Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками
(больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье).
Основными участниками РЦБ явл. Фондовые биржи и инвестиционные фонды.
Ценной бумагой является документ установленной формы и обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.


67. Фин отн и фин сист гос-ва. Гос бюджет.
Фин-вая система - совокупность различных форм организации фин-вых отношений. Фин-вая система включает в себя следующие основные фин-вые институты: гос-ные финансы; финансы предприятий и организаций; финансовый рынок. Финансы предприятий и организаций обеспечивают процесс формирования и использования доходов первичной производственной структуры, а также регулируют распределительные отношения на уровне микроэкономики. Состав гос- ных финансов: гос-ный бюджет; гос-ное социальное страхование; пенсионный фонд и фонд социального обеспечения; имущественное и личное страхование через гос-ные организации; гос-ный кредит; фонды целевого назначения
.Финансовый рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых гос-вом и предприятиями с целью привлечения ивестиций.Роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-эк-кого развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами: финансовое обеспечение (гос-ный бюджет);финансовое регулирование (система налогов).Бюджетная политика осуществляется с помощью бюджетной системы.Бюджетная система гос-ва - совокупность всех бюджетов, созданных в гос-ве на различных уровнях гос-ных структур власти и управления. В основе бюджетной системы любой страны лежит административно-территориальное деление.Бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: государственный бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет.
Бюджет (государственный) - система экономически распределенных отношений, которая охватывает все общество.
Бюджет имеет такие структуры: доходную; расходную.
Бюджетный дефицит - сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что страна хочет тратить больше, чем может.
Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода его расходам.

68. Гос бюджет: доходы и расходы. Гос долг.
Госбюджет — это совокупность фин.отношений, возникающих между гос-вом и физ, юр. лицами по поводу создания, распределения, использования общегос. фондов денежных средств. Чаще дают определение госбюджета как ежегодной сметы (росписи) доходов и расходов гос-ва. Структура бюджета определяется гос-ным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство, он включает центральный бюджет и местные бюджеты. В гос-вах с федеральным устройством существует еще промежуточное звено. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств гос-ва, которые используются для финансирования общегос. нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования эк-ки. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип правдивости направлен против фальсификации бюджетных росписей; принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении. Бюджет выполняет следующие функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) и регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику). Обычно бюджет гос-ва составляется на год. Бюджет состоит из расходной и доходной частей.
Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной эк-кой являются поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; выплата процентов по гос-ному долгу и т.д. Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.
Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты. Во многих странах при составлении бюджетов закладывается превышение расходов над доходами, что делает государственные займы вторыми по значению источниками доходов.
Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юр. и физ. лицам. В странах с рыночной эк-кой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост гос-ного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью гос-ных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.

69. Рынок ценных бумаг и мех-м его функционирования.
Свё назв РЦБ получ благодаря специф товару, кот он реализует и организует сделки с ним. Фондовый рынок охв как отношения займа(кредитные отношения), так и опосредует отношения совладения. РЦБ-это сектор фин рынка, аккумулирует временно свободный капитал инвесторов, выступающий местом столкновений и реал интересов продавцов и покупат ЦБ. Ф-ии РЦБ: 1) аккумуляция капитала в кротчайшие сроки 2) альтернативная форма инвестиций, не треб купных вложений 3) инструмент рег-я инфляции, занятости и др. макроэк показателей. Структура РЦБ: 1 первичные РЦБ(рынок первых и повторных эмиссий, фондовых инструментов, на кот осущ-ся их нач размещение среди инвесторов) 2 вторичные РЦБ(рынок на кот обр в теч своего жизн цикла; рынки разм на первичном рынке ЦБ ) Классификация ЦБ: первичные(акции, облигации, векселя, депозиты), производные. Акция – ЦБ, свид о внесении ср- в на разв АО или или предпр и дающая право её владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов.Бывают именные и на предъявителя.
70. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели, типы.
Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во- вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физ. и юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным среди прямых налогов
- налог на прибыль (доход).
К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Гос-во косвенно взимает налог с потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость
(НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав. стоимость уплачивают юр. лица, а также пред-тели, осуществляющие свою деятельность без образования юр. лица. Акцизы — налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров, перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению гос-ных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение занятости
,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Выработать правильную фискальную политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за этот период эк-кая ситуация может резко измениться.

71. Сущность и осн концепции гос рег-я рыночной эк-ки.
В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них имеет тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает всё большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками.
Однако, доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в создали качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между рын и гос. Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил поодерживающих и корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех- му методами обесп его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и внутр уст нац валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для более Эф-ой его саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что в 1 пол 20в динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё не слож мех-м, кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о границах, пределах необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»- решающий урок.Итог эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять на новый качественный уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц- эк явлений. С уч динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр поведения в рамки «ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн комплексе гос мер. Возникло явл «экономическая политика» В рамках новой стратегии гос-во резко расширило сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что потр от него новое кач сост произв мех-ма- нахождение - нахожд способов вмеш , его коррекции отн-ся меры по поддерж макроэк равновесия в услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие равновесия рассм, рассм не только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано ростом самосозн граждан в ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной сист соц страх. 1-е ростки эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного возд, в её рамках нач отн самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол-ки. В нач 20 в на смену пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более взимосвяз общеэк хар- р.

72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская, монетаристская, институциональная. а) Меркантелисты.
История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. б) Классическая теория.
В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын- ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению своих частных интересов является главной движущей силой эк-го развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. в) Кейнсианская теория.
Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк- ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по- настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно- финансовая политика и др.

Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.
Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями.
Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования. г) Неоклассическая теория.
Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения произ-ти производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны отводится рыночным силам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.