p> ОПР предполагает поддержание большого ассортимента продукции, в том
числе и продукции, поступающей по импорту. Скоропортящаяся продукция по импорту в течение всего года предполагает
необходимость быстрого процесса растаможивания продукции для скорейшей ее
реализации. В этой связи, сама концепция торгового города, каковым является
оптовый продовольственный рынок, предполагает наличие на его территории
всего спектра услуг, где важнейшее место занимают таможенные посты и
таможенные терминалы. Опыт работы Волгоградского рынка показывает, что работа таможенного
терминала является крайне эффективной и удобной не только для пользователей
оптового рынка, но экономически привлекательна и для таможенных служб. Охранные услуги Учитывая опыт зарубежных стран, безопасность функционирования ОПР -
важнейшая услуга, стабилизирующая работу всех экономических субъектов,
дислоцированных на территории рынка. Стратегическая значимость оптового рынка как объекта предопределяет и
особое требование, включающее: криминальное, пожарную, санитарную,
эпидемиологическую безопасность. Статус оптового рынка определяет необходимость участия соответствующих
государственных служб. Для обеспечения комплекса мер по функционированию
ОПР в стабильном режиме дирекция совместно с соответствующими
подразделениями администраций городов аккредитуют на объекте милицию,
санитарные, ветеринарные службы. Кроме того, на оптовом рынке могут
работать по договору привлеченные по согласованию с местными властями
специальные подразделения как государственные, так и имеющие лицензионное
право осуществлять охрану. Очень важно учитывая значимость ОПР как
регионального центра распределения продовольствия, весь спектр безопасности
функционирования рынка осуществлять в контакте с местными органами власти. Транспортно-экспедиционные услуги Одной из причин низкой конкурентоспобособности товаров, произведенных
в России и других странах СНГ, являются большие затраты на транспортно-
экспедиционное обеспечение торговых сделок, величина которых в два-три раза
превышает уровень развитых стран. Это объясняется как технологическими
недостатками самих транспортных средств, так и глубоким организационным
кризисом, сложившимся в транспортной отрасли. Раньше основными показателями работы транспортных организаций являлись
объемы перевозок и грузооборот, сейчас оценка работы транспортных
организаций изменилась. Качество транспортных услуг подразумевает
следующее: а) ее покупательскую способность, то есть тариф, стоимость; б) надежность перевозки, то есть время (сроки), сохранность партии и
потребительские свойства товара при транспортировке. Потребность в услугах транспорта на ОПР должна быть удовлетворена
быстро, а иногда немедленно, так как мы имеем дело с скоропортящейся
продукцией. Во многих случаях, неудовлетворенная в соответствующее время
потребность становится ненужной для потребителя, то есть спрос имеет
преходящий характер. На ОПР высокоразвитых стран транспортные услуги в основном оказывают
специализированные транспортные предприятия в сочетании с использованием
собственного автотранспорта оптовиков. При этом обеспечивается высокая
культура использования автотранспортных средств. Большинство грузов
перевозят в закрытых автофургонах и трейлерах (грузоподъемность от 4 до 20
т), что предотвращает порчу грузов в пути, обеспечивает их сохранность и не
загрязняет окружающую среду. Так как состояние наших автотранспортных организаций
неудовлетворительное, администрации “Мордовоптторга” есть смысл, после
решения первоочередных задач, создать свое небольшое автотранспортное
подразделение, которое занималось бы не только многотоннажными
междугородними перевозками, но и имело бы парк автомобилей
грузоподъемностью до 4 т ( например, “Газелей”), которые бы обслуживали
клиентов ОПР, исходя из критериев качества, указанных выше. Услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка. Считается, что как только скоропортящийся продукт произведен, он
начинает погибать и терять свои потребительские свойства. Это ставит всю
товаропроводящую цепь в особые условия и режим работы, характеризующиеся
необходимостью с одной стороны, ускорения технологической доставки продукта
потребителю, а с другой - замедление процесса потери его потребительских
свойств. На выполнение этой задачи работает вся инфраструктура, созданная
администрацией ОПР и всеми заинтересованными субъектами, работающими на
рынке. Просторные, высокотехнологичные склады. включающие в себя холодильное,
подъемно-транспортное, весовое, упаковочное оборудование, тарное хозяйство
создаст наиболее оптимальный режим складирования и хранения продуктов
питания. Так как через ОПР в основном проходит скоропортящаяся продукция,
наличие разнотемпературного холодильного оборудования является
обязательным. Например, на базовом Волгоградском ОПР этот вопрос решился так –
уникальный холодильник на 5,5 тыс. т, стоимостью около 3 млн. долл. США
площадью 2,2 га был передан в доверительное управление на 49 лет. В его
состав входят: - 10 камер с регулируемой температурой от - 5 0 до - 25 0С; - 2 камеры глубокой заморозки до – 300 с, объемом 200 м3; - установка по производству чешуйчатого льда, производительностью 300 кг/сут; - 2 склада консервов, объемом 700 м3 и т.д. Также на Волгоградском ОПР имеются складские хранилища в 33 тыс. т, в
том числе 6 тыс. т – охлаждаемые. Как известно из зарубежной практики, на многих ОПР имеются
высокотехнологичные склады, основанные на использованные на использовании
компьютеров. Например, система автоматического складирования и выдачи
товаров (САС) или «автоматизированные склады» предусматривают использование
управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые
закладывают товар на склад или в холодильник и извлекает их от туда по
команде. Компьютер также выдает информацию о местонахождении каждого
наименования товара. Эти системы не только исключают ручной труд, но и
позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и
улучшать контроль за материально-техническими запасами. Новые требования, предъявляемые к складированию, хранению,
транспортировке и торговле продуктами питания, определяют боле серьезные
отношения к таре и упаковке. Тарное хозяйство - один из крупнейших потребителей материальных
ресурсов. По имеющимся данным, в странах с развитой рыночной экономикой
затраты на тару ( при высоком уровне повторного ее использования и
утилизации) составляют около 3% национального дохода, а в стоимости
отдельных видов товара - 15%. На Западе понимают, что производством тары и упаковки нельзя
заниматься от случая к случаю, ибо они обеспечивают количественную и
качественную сохранность продукции, ее продвижение к потребителям на
внутренних и внешних рынках. Поэтому, установка упаковочного оборудования на ОПР ( и производство
упакованных продуктов питания) также является обязательным и необходимым
элементом инфраструктуры рынка. Сортировка продуктов питания, а затем упаковка или расфасовка их, в
принципе, являются уже предпродажной обработкой товара. Эти виды услуг должны предоставляться не эксклюзивно, а на постоянной
договорной основе между администрацией рынка и сельхозпроизводителем или
оптовиком. Так как мировой опыт показывает, что именно ОПР внесли
существенный вклад в унификацию и стандартизацию упаковки. Продукция в стандартной таре и упаковке облегчит также все работы,
связанные со складированием, хранением, транспортировкой грузов. Обязательным элементом инфраструктуры ОПР является также парк подъемно-
транспортного оборудования, которые максимально облегчат ручной труд,
применяемый в складском хозяйстве. Хотя в последнее время на российский
рынок подъемно-транспортного оборудования вышли немецкие «Бош», «Штил»,
финская «Рокли», японские «Камацу», «Тойота», чешская «Деста», все же для
российских предприятий по соотношению качество – цена боле предпочтительной
является болгарская техника, которая отличается надежностью в эксплуатации,
высокими техническими показателями, отвечающими требованиям таких
стандартов, как немецкого ДИН, болгарского БДС, российского ГОСТа, а также
сравнительно низкой ценой. Услуги по уборке, вывозу и утилизации отходов Говоря о таре и упаковке, нужно обратить внимание на оборотную сторону
этого вопроса - на услуги ОПР по уборке, вывозу и ( что немаловажно)
утилизации отходов. Так как ОПР во многих регионах уже стал, а в других
регионах скоро станет центром оптовой торговли, на его территории будет
скапливаться огромное количество мусора, в том числе отходов пластмассы
(ПВХ). ПВХ содержит винилхлорид - сильное канцерогенное вещество. ПВХ
является одним из источников диоксинов - самого опасного из известных
сегодня ядов. Поскольку диоксины - устойчивые соединения с периодом
полураспада около 10 лет, то они накапливаются в почве, растениях, тканях
животных и человека, угрожая ему генетическим вырождением. Поступления
этого супертоксиканта в окружающую среду происходит, в основном, при
обычном сжигании промышленных отходов и бытового мусора. Диоксиновая опасность признана сегодня в мире глобальной экологической
проблемой. Санитарными органами установлены ограничения по применению
пластиков. Ограничено использование, например, полиэтиленовых пакетов для
фасовки бакалейных товаров ( муки, макаронных изделий, сахарного песка и
др.), хотя это требование сегодня практически не выполнимо. Санитарные
правила не позволяют повторное использование пластиковых упаковок - в них
может выделяться винилхлорид. Не рекомендуется хранить растительное масло и
другие продукты питания в пластиковых бутылках, лучше для этого
использовать стеклянную тару. На Западе давно ведутся работы по созданию пластиков, способных под
воздействием окружающей среды разлагаться и исчезать, но результаты пока
ничтожны. Выход, в утилизации использованных пластиков. Однако в России эта
работа практически не ведется. Тогда как территория страны буквально усеяна
отходами из пластика. А ведь они представляют собой ценный вторичный
сырьевой ресурс. при утилизации 1 т полиэтилена можно получить 860 кг новых
полиэтиленовых изделий. Причем использование 1 т вторичного полиэтилена
экономит 5 т нефти. В Англии, скажем, стоимость 1 т вторичного полиэтилена
еще в 1971 году составляла 233 доллара, а общая стоимость пластмасс,
содержащихся в отходах, достигала 348 млн. долларов. Думается, что проблема утилизации отходов должна начать решаться по
инициативе администрации ОПР. Потому что: 1. ОПР является продовольственным
центром региона, через которое проходит огромное количество продуктов
питания, соответственно, большое количество отходов; 2.Решение этой
проблемы хоть и требует больших материальных затрат, зато в последствии это
окупится и будет приносить хорошую прибыль; 3.ОПР -стратегически
государственный объект № 1, на котором представлены государственные службы,
контролирующие качество продуктов питания, осуществляющие санитарно-
эпидемиологический, ветеринарный контроль - поэтому ОПР является
инструментом воздействия на здоровое общество. Юридические услуги. В условиях отсутствия Федерального закона об
оптовых рынках и другой нормативно-правовой базы, роль юридической службы
на ОПР многократно возрастает. Есть смысл в юридическом центре Мордовоптторга ОПР выделить две группы
специалистов. Первая группа занималась бы подготовкой законодательной и
нормативной базы ОПР, где учитывалась бы динамика развития, международные
стандарты в техническом и технологическом оснащении, а также необходимые
статьи, придающие рынку статус государственного объекта особой важности
(большие запасы продовольствия) с постоянной пропиской на этом объекте
соответствующих контрольных, правоохранительных и других служб. Вторая группа занималась бы предоставлением услуг оптовикам и другим
субъектам, работающим на ОПР. Подробнее остановимся на каждом из направлений деятельности
юридического центра ОПР. Основополагающим нормативным документом, в котором заложены основные
принципы функционирования ОПР, права и обязанности каждого участника
процесса торговли являются Правила торговли на ОПР. “... Правила являются
документом, регламентирующим проведение оптовых торгов на ОПР, ... включают
необходимый набор общих требований к ведению оптовых торгов, который может
дополняться и изменяться по мере необходимости...” . Федеральные власти
разрабатывают общие правила, которые в дальнейшем дорабатываются местными
органами власти и утверждаются в соответствии с распоряжением мэра. Например, в Волгограде, в разработке этих Правил принимали участие
администрации города и области, контролирующие организации, оптовые и
розничные предприятия, банки и страховые компании. В целом эта работа
проводилась более 6 месяцев. Оптовый рынок часто образно называют торговым
городом: также как в любом городе, здесь происходит целый комплекс
взаимосвязанных явлений. Разработанные правовые нормы позволяют
сосуществовать в единой системе государственным институтам и коммерческим
организациям. Чтобы выполнить все положения Правил торговли и регламента работы,
дирекция оптового рынка разрабатывает систему договоров между
администрацией рынка и субъектами рынка (оптовиками, банками, страховой
кампанией, уборочной службой, санитарной инспекцией и т.д.) и систему
внутренних нормативных актов, приказов, распоряжений, в которых каждое
положение детализируется и определяется мера ответственности. Причем
правовые нормы, заложенные в этих документах, должны несколько опережать
время, смотреть в будущее. Например, при заключении договора аренды, между
администрацией рынка и арендаторами, необходимо учитывать не только
экономический аспект (величина арендной платы, прибыльность,
рентабельность), но и мотивационный, поведенческий аспект. Поэтому, срок
представления объекта в аренду должен быть длительным, чтобы арендатор
почувствовал себя не временщиком, а хозяином на оптовом рынке и имел
желание вложить свои деньги в арендованный объект. Часть экономических субъектов, например, оптовые покупатели, не
вступают с оптовым рынком в договорные отношения, но их поведение на рынке
также строго регламентируется системой нормативных актов, утвержденных
областной, городской администрацией, дирекцией рынка. Совместно с администрацией области или города разрабатывается блок
вопросов, связанных с деятельностью ОПР и утверждает целый комплекс
документов. Это позволяет применять административные воздействия к
нарушителям (несоблюдение частоты, неправильное использование въездного
терминала и т.д.). Весь этот блок вопросов входит в обязанности первой рабочей группы
юридического центра ОПР. ОПР является местом взаимодействия субъектов гражданского права,
каковыми являются продавец и покупатель. Правоотношения, которые возникают между ними, должны быть правильно
документально оформлены и выражены в форме договоров: договор оптовой купли-
продажи, договор поставки и т.д. Договор купли-продажи товара, пожалуй, самый распространенный вид
договора. Он регулируется главой 30 ст. ст. 454-505 Гражданского кодекса
Российской Федерации. По договору купли-продажи одна сторона (продавец)
обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне
(покупателю). А покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него
определенную денежную сумму (цену). Но у оптовой купли-продажи, как разновидности торгово-
предпринимательской деятельности есть несколько особенностей: - содержание деятельности по оптовой купле-продаже составляют сделки
по покупке и по продаже товаров, что обуславливает однородность юридических
отношений (основным является договор купли-продажи); - товар продается или приобретается оптом, то есть преимущественно
партиями, а не в единичных количествах; - товар не всегда находится в наличии у продавца на момент заключения
договора купли-продажи; - исполнение также может носить длящейся характер ( вследствие того,
что товар поставляется несколькими партиями и т.п.); - продавцом товара могут быть как его производитель, так и лицо,
закупившее его в предпринимательских целях для перепродажи; - покупателем товара может быть лицо, закупившее его для
предпринимательских целей или для нужд хозяйственного использования, за
исключением физических лиц, которые используют товары для домашнего,
семейного и иного потребления. Российский законодатель пошел по пути разграничения отдельных видов
договора купли-продажи в гражданском праве (п. 5 ст. 454 ГК РФ). Выделенные
выше особенности оптовой купли-продажи товаров формирует как понятие
договора оптовой купли-продажи ( ст.454-505 ГК РФ), так и договора поставки
товаров (ст.506-534 ГК РФ), традиционно присутствующих в российском и
советском гражданском праве. Эти договоры отличаются между собой
квалифицирующими признаками (см. таблицу2.1).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|