p> (стационарные предприятия в этой статье несут большие затраты); - возможно скрыть реальные доходы от реализации товара (большая часть товара поставляется контрабандным путем). Спрос на продукцию, реализуемую на оптовых розничных рынках достаточно
высок, несмотря на то, что товар может быть не всегда качественным или с
истекшим сроком реализации, в связи с низким покупательской способностью
населения. По своей сути эти рынки напоминают продовольственные ярмарки из
недавнего прошлого, где цены, как правило, были чуть ниже магазинных. В
развитых странах эту нишу заполнили гигантские супермаркеты, преимуществами
которых являются большие объемы товарооборота, широкий ассортимент,
комфортабельность, дополнительные услуги и гарантия качества продаваемых
товаров. О криминальных особенностях оптово-розничных рынков говорил на одном
из заседаний московского правительства Ю.М. Лужков. По его словам, они
наносят вред не только москвичам, но всей экономике. Бюджет не получает
десятки миллиардов рублей налогов, разрушается система розничной торговли,
обираются и травятся люди. Также ясно, что оптово-розничные рынки не являются и не могут являться
оптовым звеном в канале товародвижения между производителем и потребителем
в силу отсутствия того спектра услуг, и той инфраструктуры, которая нужна
потребителю. Сейчас, как никогда, необходимо развитие рыночной инфраструктуры, и
прежде всего создание оптовых продовольственных рынков (ОПР). Именно
организованные ОПР в максимальной степени отвечают уровню и характеру
развития производственных сил в аграрно-промышленном комплексе и в смежных
с ним отраслях. Более совершенные оптовые рыночные структуры, известные из сегодняшней
зарубежной практики, реализовать сейчас в России не представляется
возможным. Оптовый продовольственный рынок - это коммерческое предприятие,
осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже
продовольствия в определенных местах и по установленным правилам. Они
представляют собой огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и
оптовики напрямую торгуют продуктами питания с предпринимателями сферы
переработки, розничной торговли, общественного питания и другими. Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо куплей-продажей
не занимается, его задача - предоставить свою инфраструктуру для
обеспечения товародвижения до конечного потребителя. Положительными моментами для покупателя на ОПР являются: - широкий ассортимент продуктов питания, который сосредоточен на одном ОПР упрощает процесс покупки; - все продукты питания сертифицированы, стандартизированы и упакованы; - покупателю предоставляется широкий спектр услуг, обеспечиваемый инфраструктурой рынка. Положительным моментом для оптового продавца является то, что место
складирования и место реализации товара совпадают, т.е. оптовик может
воспользоваться всей инфраструктурой рынка, а следовательно сократить
издержки на транспортировку, складирование, предпродажную обработку, тару,
упаковку и т.д. Цель создания оптовых продовольственных рынков - надежное, стабильное,
круглогодичное снабжение населения городов качественной, сертифицированной
скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам. Эта цель становится осуществимой благодаря появлению в канале
товародвижения оптового продовольственного рынка, упорядочивающего
взаимоотношения по всей технологической цепочке: производитель - оптовик -
розничный торговец. Сегодня же взаимоотношения между названными субъектами
хозяйствования принимают самые различные варианты. Скажем, производитель
либо сам продает, либо через оптовика, либо выходит непосредственно на
магазины, предприятия общественного питания, причем отношения с ними, как
правило, на долговременной основе не строятся. Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка
вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку
есть специально обустроенное место, где могут ежедневно встретиться
продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным
правилам. В соответствии с Правилами торговли на оптовом рынке оптовик
обязан продавать продукцию не менее некоторого объема, в широком
ассортименте, сертифицированную, стандартизированную и упакованную. Все эти требования оптовик, в свою очередь, предъявляет к производителю. Выступая
инструментом устойчивых, долговременных связей между участниками канала
товародвижения и предъявляя к ним свои “правила игры”, оптовый рынок
формирует упорядоченную систему распределения продовольствия на основе
действия рыночных механизмов саморегуляции: спроса и предложения,
конкуренции, цены. Формирование подобной устойчивой системы отношений между
названными субъектами объективно ориентирует их в своей деятельности на
единый конечный результат - удовлетворение потребностей населения в
качественной продукции по доступным ценам. Россия находится в начале этого эволюционного процесса. Многие
элементы инфраструктуры оптовой торговли находятся еще в стадии становления
– система компъютерно-маркетиноговой информации, таро-упаковочная
индустрия, биржевая торговля, фьючерсная контрактная система и др. Вместе с
тем, в стране есть инфраструктура оптовой торговли, которая хотя и не
отвечает новым задачам и требованиям, однако должна быть использована. Задача создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на
региональном, так и на федеральном уровнях. Совершенно очевидно, что
осуществление этого процесса на территории России не должно происходить
стихийно. Законодательное оформление организации ОПР в России оставляет
желать лучшего. Закон «Об оптовых продовольственных рынках» и Федеральная
Программа их развития на 1998 – 2005 гг. все еще находится в стадии
разработки. Тем не менее, по инициативе областных администраций крупных городов
были приняты существенные меры по созданию законодательной и нормативной
базы региональных и межрегиональных ОПР. Наиболее последовательными в этой
деятельности были областные и городские администрации городов: Волгоград,
Кемерово, Рязань, Тула, Новокузнецк, Москва, Астрахань. По данным
Минсельхозпрода, в 1997 г. деятельность ОПР в ряде городов России
характеризуется показателями, представленными в табл. 1.1. В Волгоградской области был создан первый межрегиональный ОПР, который
был определен как базовый, т.е. ВОПР выполняет функции учебного центра по
обучению и стажировке специалистов. Главной задачей ВОПР, именно как базового, является выполнение роли
полигона для обкатки новой модели поведения и взаимодействия всех
субъектов ОПР при движении продовольственных потоков от
товаропроизводителей до потребителей, а также отработка на нем
технологической и организационно моделей будущей сети оптовых рынков
России. Таблица 1.1 Основные показатели оптовых продовольственных рынков в 1997 г. | |Ассортимент|Ежемесячный|Число |Годовые |Снижение |
| |, |товарооборо|оптовико|платежи в |цен в |
|Города |реализуемых|т, млрд. |в, един.|бюджет, |розничной |
| |товаров |руб. | |млрд. руб.|торговле, %|
|Волгоград |2000 |80 |123 |12,0 |20,0 |
|Кемерово |1300 |52 |150 |4,8 |10,0 |
|Тула |1500 |23 |76 |3,0 |15,0 |
|Рязань |250 |22 |65 |3,0 |30,0 |
|Новокузнецк |800 |22 |70 |2,0 |10,0 | В соответствии с утвержденной программой стабилизации развития
агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 г. предстоит
ввести в действие 28 оптовых продовольственных рынков, а в дальнейшем
создать их во всех крупных средних городах и промышленных центрах страны. Таким образов, формирование системы ОПР должно происходить в три
этапа: На первом этапе создаются универсальные и специализированные рынки
межрегионального уровня. В эти рыки предусматривается вовлечь крупные
промышленные города страны. Данный наименее короткий, однако его значение
очень высоко. Второй этап. Относительно растянут по времени; активно создаются
рынки в средних городах, а также в районных центрах регионов. Третий этап является заключительным. Система продолжает незначительно
дополнятся новыми рынками, качественно совершенствоваться, развиваться и
активно интегрироваться в мировые хозяйственные связи, прежде всего через
ОПР. 1.2. Оптовые рынки, зарубежный опыт их создания и функционирования Мировой опыт показывает, что создание ОПР - это лишь первый и
необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие
идет в направлении углубления специализации и укрепления ОПР. Наряду с ОПР, продолжают действовать товарные биржи, оптовые ярмарки-
выставки на федеральном межрегиональном, региональном уровнях. Одновременно
формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной
торговли (супермаркеты), минуя оптовые рыночные системы (США, Западная
Европа). Ранее созданные ОПР обрастают хранилищами и превращаются в
продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованной
системы распределения продовольствия. Все это обеспечивает конкуренцию и выбор каналов товародвижения. В
этих условиях, естественно, ОПР могут обеспечить лишь часть оптового
оборота продуктов питания. Например, в целом во Франции, доля ОПР в оптовом обороте овощей и
фруктов составляет до 50% всего продовольственного оборота страны, а в
Париже доля самого крупного европейского ОПР Рюнжи (занимает 220 гектаров)
- 60% всего продовольственного оборота города. Ежегодный товарооборот
Парижского Рюнжи достигает 9 млрд. долларов. В Японии же доля продовольствия, реализуемого через ОПР, составляет
75%, а рыбы и морепродуктов - 85%. Парламентом Японии принят закон,
обязывающий местные органы власти за счет собственных средств во всех
городах с численностью населения более 200 тысяч человек создавать ОПР. В целом, формирование и развитие ОПР в мире проходило двумя путями. Первый вариант - когда строительство и создание системы ОПР происходит
при финансовой поддержке государства. В этом случае государство за счет
собственных ресурсов вводит в эксплуатацию первый оптовый рынок и
осуществляет интенсивное развитие всей системы. Яркий пример этого пути -
государственное предприятие “Меркаса” (Испания), включающее в себя сеть ОПР
( более 20 рынков по всей стране, снабжающие не только многомиллионное
население Испании, но и экспортирующие продовольствие во все уголки земного
шара). Второй вариант - привлечение средств для создания ОПР как государства,
так и заинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является
создание Мюнхенского оптового рынка. Опыт западных стран свидетельствует о том, что особенно активно
интерес к созданию оптовых рынков проявлялся местными властями,
заинтересованными в улучшении жизни горожан за счет упорядочения
поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейся
сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем
качества. Кроме названных аргументов, есть еще и другие, побуждающие
муниципалитеты к активному финансированию строительства новых оптовых
организованных продовольственных рынков. Обычно неорганизованные оптовые
рынки обосновывались в центральных частях таких крупных городов, как Токио,
Мюнхен, Мадрид, Париж, и т.д. То же самое происходит в настоящее время в
России. Интенсификация оптовой торговли сделала эти неприспособленные к
крупным товарным потокам рынки источниками возникновения городских
дисгармоний в транспортном, санитарно-эпидемиологическом, социальном,
экологическом и финансовом развитии территории. Решение национальных и
муниципальных властей о строительстве просторных загородных оптовых
продовольственных рынков с предоставлением его участникам всего спектра
услуг, необходимых для функционирования стройной системы распределения
скоропортящейся продукции, легализованной в санитарном, налоговом,
информационном спектре, вызвало неоднозначную реакцию у всех субъектов
оптового продовольственного рынка. Существующий “черный рынок” по-разному сдавал свои позиции, но победа
новой системы организации была поддержана здоровой частью общества, и этим
был обеспечен успех проведения крупных экономических реформ в области АПК и
развития цивилизованной рыночной инфраструктуры в 34 странах мира, где
оптовые продовольственные рынки заняли ключевые позиции в распределении
продовольствия. Передислокация оптовых рынков за город позволила муниципалитетам
разгрузить центр города и тем самым получить землю и недвижимость в
престижных районах для оптимального их использования с целью пополнения
бюджета. С другой стороны, современная транспортная развязка новых рынков
позволила интенсифицировать потоки транспорта на рынок и с рынка,
модернизируя при этом погрузочно-разгрузочные работы. Разместившаяся на
оптовом рынке инфраструктура (банки, общепит, страховые компании, магазины)
стала мощно развиваться, решая при этом не только сервисную проблему для
участников рынка, но и социальную как источник формирования дополнительных
рабочих мест. Так, во Франции за счет открытия оптовых рынков получили
работу 25 тысяч человек. Для муниципалитетов на новом оптовом рынке более эффективно решается
экологический аспект, причем не столько с точки зрения разгрузки центра
города от грязи и выхлопных газов, сколько в появившейся возможности
централизованного решения проблемы утилизации отходов и контроля за этим
процессом. Существенным фактором, стимулирующим интенсивное развитие современных
оптовых рынков, стала легализация товарных и финансовых потоков и, как
следствие, получение дополнительных налоговых поступлений как в
муниципальную, так и в национальную казну. Таким образом, решился один из важнейших вопросов власти - это
упорядочение сбора налогов и, соответственно, увеличение налогооблагаемой
базы. Рост налоговых поступлений означал, что средства, вложенные в
создание новых оптовых продовольственных рынков, быстро окупались. Говоря о развитии оптовых рынков, необходимо сказать, что многие
представители малого и среднего бизнеса недооценивали роль оптовых рынков
как единственного способа выживания малой и средней торговли в конкуренции
с супермаркетами. Однако именно оптовые рынки, генерируя конкуренцию между
супермаркетами и небольшими магазинами, спасают последние от разорения в
результате неравной конкуренции с монстрами современной торговли. Примером
такой борьбы могут служить США, Испания, ФРГ. Принизить роль оптовых рынков
в этих процессах нельзя, так как они создали условия для сохранения
многообразия различных форм розничной торговли, что в свою очередь внесло
гармонию между технологичностью быстрого обслуживания в супермаркете, с
одной стороны, и традиционной европейской культурой индивидуального
обслуживания в небольших магазинах - с другой. Существенная роль оптового рынка проявилась в унификации упаковки, ее
стандартизации, а значит, и в возможности большей интеграции всего
комплекса услуг оптовых рынков между странами, привнося упорядочение не
только в национальную продовольственную систему, но и в межгосударственную
экономическую интеграцию продовольственных рынков. Важнейшую роль оптовые рынки стали выполнять как инструмент
воздействия на здоровье общества. Особенно ярко это происходит в США и
Австралии. В свете последних достижений медицины в области рационального,
сбалансированного питания - приоритетности потребления овоще-фруктовой
группы товаров, а также рыбы и морепродуктов - государство использовало
информационный потенциал оптового рынка для формирования качественного
нового покупательского спроса на полезную для здоровья продукцию. Именно
оптовые рынки стали финансировать за счет своих доходов крупномасштабную
рекламу здорового питания. Так, Сиднейский оптовый продовольственный рынок
тратит ежегодно до 90% от своего дохода на рекламу овощей, фруктов, цветов,
а это оценивается миллионами долларов США. Классификация оптовых рынков является достаточно условной, поэтому в
большинстве стран оптовый рынок рекламируют как инструмент распределения
продовольствия и в большей степени скоропортящейся продукции: мясо, овощи,
фрукты, рыба и морепродукты, цветы. Бакалейные товары представлены как
сопутствующие, и местонахождение их в поливалентных павильонах обусловлено
удобством потребителя получить все в одном месте и в одно время. Следует подчеркнуть, что основная программа оптового рынка - это
скоропортящаяся продукция. Почему же именно эта группа продукции наиболее
важна и почему именно ей придается особое значение в продовольственной
политике любого государства? Здесь следует назвать три основные причины. Первая. Скоропортящаяся продукция входит в ежедневный рацион питания
населения, поэтому государство заботится о создании условий для ее
поставки в розничную сеть, причем с соблюдением качества, безопасности,
ассортимента и по доступным ценам. А это в свою очередь непосредственно
влияет на здоровье населения, на качество его жизни и социальную
стабильность в обществе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|