Меню
Поиск



рефераты скачать Трансфертные платежи в республике Молдова

p>Во второй половине 70-х-первой половине 80-х гг. ряд стран в целях экономии на пенсионных расходах прибе-гли к таким мерам, как временная отсрочка надбавок к пенсиям в связи с ростом стоимости жизни или уменьше-ние сумм этих выплат, что отражается на покупательной спо-собности пенсий и поэтому встречает энергичное противодействие со стороны организаций пенсионеров и трудящихя. Тем не менее, некоторые страны (Австрия, Франция) в способах адаптации пенсий к росту стоимости жиз-ни стали учитывать уровень безработицы.

Во Франции в 1987 г. был разработан план накоплений для пенсий с целью привлечения семейных сбережений и средств предприятий для финансирования пенсионного фонда. С середины 80-х годов во многих странах широко обсуждаются вопросы повышения устанавливаемого за-коном возраста выхода на пенсию, меры по стимулиро-ванию повышения занятости лиц пенсионного и особенно предпенсионного возрастов, что могло бы внести зна-чительный вклад в решение финансовых проблем всего социального обеспечения. МОТ также считает их выпол-нение оправданным, учитывая увеличение продолжи-тельности жизни и улучшение состояния здоровья пожи-лого населения. Так, повышение возраста выхода на пен-сию на один год сокращает расходы на пенсионное обес- печение на 5-10%.

В США в 1963 г. принят Закон о постепенном увеличении пенсионного возраста с начала следующего столетия с 65 до 67 лет.

В 1989 г. правительство ФРГ одобрило основные направ-ления пенсионной реформы, предусматривающей посте-пенное повышение пенсионного возраста.

В Швеции с начала XXI в. пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться с 65 до 67 лет.

В Швейцарии предусматривается введение подвижной шкалы выхода на пенсию.

По данным правительственных органов Франции, увели-чение пенсионного возраста на 3 года позволило бы лик-видировать к 2000 г. сушествующий в настоящее время дефицит пенсионных фондов, даже если сохранится ны-нешний уровень безработицы. Таким образом, в боль-шинстве развитых стран право на пенсионное обеспече-ние увязывается с достаточно высоким возрастным пото- лком, а в ряде стран речь идет о постепенном его повы-шении.

Данный подход разделяется многими специалистами в области пенсионного обеспечения, что, по мнению французских экспертов, позволит ликвидировать сущест-вующий в настоящее время дефицит бюджетов пенсион-ных фондов.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ


Реформирование системы пенсионного обеспечения в Молдове может быть осуществлено двумя путями.

Первый - это дальнейшее последовательное развитие государственного обязательного социального страхования как основы пенсионной системы.

Второй путь – ликвидация государственной пенсионной системы и передача всего пенсионного обеспечения в ведение негосударственных пенсионных фондов
(НПФ).

Учитывая тот факт, что до последнего времени государственная система пенсионного обеспечения в основном справлялась с возложенными на нее функ- циями, а принципы ее построения в достаточной степени соответствуют устоявшимся традициям нашего обще-ства, определяющим тезисом при создании модели буду-щей системы пенсионного обеспечения должно стать не разрушение, а сохранение и укрепление государствен-ного пенсионирования. Вместе с тем резко изменившаяся социально-экономическая ситуация в Республике обус- лавливает необходимость, с одной стороны, проведения принципиальных изменений в самой государственной пенсионной системе и, с другой - развития новых форм пенсионирования, дополняющих государственные гаран-тии.
Известно, что пенсия нигде в мире не возмещает полностью утраченный заработок и составляет не более 50-60% заработной пла-ты, поэтому высокооплачивае-мый гражданин должен иметь возможность делать взно-сы в
НПФ, чтобы в определенной степени компен-сировать снижение своего дохода, когда он уйдет на пенсию.

Таким образом идеология создания модели будущей системы пенсионного обеспечения заключается в опоре на государственную пенсионную систему, реализующую государственные гарантии в сфере пенсионного обеспе-чения граждан, с внесением в ее функционирование оп-ределенных корректировок, диктуемых условиями пере-хода экономики нашей страны к рыночным отношениям.
Новые формы пенсионирования и, в частности, НПФ, мо-гут развиваться только в качестве дополнения к государс-твенной пенсионной системе.

Основными целями пенсионной реформы являются:

. реализация в полном объеме конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение в установленных законодательством случаях;
. предоставление пенсионным обеспечением достато-чных материальных средств, гарантирующих достой-ный уровень жизни получателей пенсий;
. адаптация системы пенсионного обеспечения к разви-вающимся в Молдове рыночным отношениям;
. обеспечение устойчивого финансового положения пен-сионной системы на основе государственного пенсион-ного страхования, бюджетного финансирования и соз-дания НПФ.


Этим целям подчинены и долговременные задачи, реша-емые в процессе реформы:

. совершенствование условий предоставления и поряд-ка исчисления размеров пенсий;
. сокращение разрыва между размерами средней заработной платы и пенсии;
. определение минимального размера пенсии на основе его соотношения с прожиточным минимумом пенсионера, осуществление поэтапного соответствия количественных величин этих показателей;
. уменьшение степени обременительности финансиро-вания пенсионной системы и обеспечение на этой основе снижения издержек производства и, как следс-

твие, повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей;
. снижение экономической нагрузки на трудоспособное население за счет более четкого определеник круга лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению, и оптимизации размеров тарифов взносов на обязательное государственное социальное страхование;

. изменение форм пенсионного обеспечения и более тесная увязка уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их прошлым трудовым вкладом;
. повышение эффективности функционирования пенси-онного обеспечения путем совершенствования системы его управления.
Исходя из вышеуказанного, реформа должна основы-ваться на следующих принципах:

каждый гражданин имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случаях, установленных законом;

А при иных обстоятельствах;

. все работающие по найму подлежат обязательному государственному пенсионному страхованию;
. каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продол- жительностью страхования и заработком , c которого уплачивались взносы;
. финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, регионов и отрас- лей народного хозяйства Молдовы;
. средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсион-ное обеспечение застрахованных по правилам и нор-мам, установленным законом.
Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории
Молдовы;

. расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участво-вавших в государственном пенсионном страховании или не охваченных им, покрываются за счет бюджет-ных средств;
. негосударственное пенсионное обеспечение функци-онирует на строго добровольной основе как дополне-ние к государственной.


НПФ осуществляют целевой сбор, учет и аккумулирова-ние пенсионных взносов, обеспечивают их приращение и производят пенсионные выплаты.

Реформирование государственной пенсионной системы предусматривает задействование в полном объеме стра-хового принципа. Строгое следование ему предполагает, что никто не имеет необоснованных льгот и привилегий в пенсионной системе. Все должно определяться вкладом в Социальный фонд: кто больше внес, тот и имеет право на больший размер пенсии. Именно такой подход являет-ся определяющим, а никак не количество воспитанных детей, не участие в войне или ликвидации аварии на Чер-нобыльской АЭС, не статус незаконно репрессированного лица и никакие другие виды деятельности. Это не значит, что все, кто имеет сейчас эти льготы, их лишатся. Речь идет о том, что необходимо четко определить: если госу-дарство вводит определенную пенсионную льготу, то зат-раты на ее оплату должны быть профинансированы из бюджета. Что касается трудовой пенсии, то ее размер оп-ределяют только два фактора: величина заработка, с которого осуществлялись страховые взносы в
Социаль-ный Фонд, и продолжительность страхового стажа, т.е. времени, в течение которого эти взносы вносились.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ УЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Одним из существенных недостатков нынешней системы пенсионного обеспечения является то, что граждане, за которых сегодня уплачиваются страховые взносы
(заст-рахованные лица), не заинтересованы ни в размерах платежей, ни в своевременности их осуществления. Та-кое отношение обусловлено прежде всего тем, что раз-мер назначаемой пенсии не связан с уплатой взносов государственного пенсионного страхования. Кроме того, работники с высокими заработками платят пропорциона-льные заработку страховые взносы, а размер пенсий для них искусственно ограничивается из-за действующего, согласно ст.
46 Закона, порядка определения заработка для исчисления пенсии. Часть пенсионеров получают пенсию в одинаковом размере, но имеют разный тру- довой вклад в развитие экономики и пенсионной сис-темы. Этот процесс снижает мотивацию к труду и уплате страховых взносов по государственному пенсионному страхованию, а также отрицательно влияет на общес-твенное сознание. Действительно , судьба пенсионной системы зависит от состояния экономики в целом, от жес-ткости мер, обеспечивающих своевременную полную уп-лату страховых взносов в Социальный фонд, от уре-гулированности взаимоот- ношений с бюджетом. Однако стратегическое решение этого вопроса требует и изме-нения отношения работающих к своей будущей пенсии. Система назначения пенсий должна быть такой, чтобы каждый человек в процессе своей трудовой деятельности был заинтересован в мате-риальней поддержке пенсион-ной системы. Степень участия каждого работающего в этом процессе можно оценить с помощью учета сумм страховых взносов, внесенных им и его работодателем в бюджет пенсионной системы за весь период трудовой деятельности. Словом, чем больше был вклад человека в финансирование пенсий предыдущего поколения, тем больше он может рассчитывать в старости на матери-альную поддержку со стороны последующего поколения. Таким образом, к моменту выхода на пенсию работника должны быть известны взносы, уплаченные им и теми организациями, где он работал, в бюджет пенсионной системы, т.е. должен вестись индивидуальный (персо-нифицированный) учет страховых взносов. В связи с вы- шеизложенным, возникает необходимость определить механизм адаптации пенсионной системы к рыночной экономике, в которой большая часть субъектов хозяйс-твования стала негосударственной, становясь трудно-контролируемой с точки зрения достоверности предс-тавляемых сведений.

Естественно, что формирование нового отношения рабо-тающего к будущей пенсии - это не одномоментный акт, а процесс, требующий продолжительного времени. Но без него складывающиеся тенденции могут привести к даль-нейшим трудностям в пенсионном деле, которые не могут быть решены только административными мерами и взаи-модействием с государственным бюджетом.

Идея индивидуального учета проста. Суть его в том, что для каждого работающего открывается лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту (старос-ти).
Система учета строится таким образом, что, где бы человек ни работал в разные периоды своей жизни, све-дения о нем через органы Социального фонда будут по-падать на один и тот же лицевой счет. Государство обе-спечивает достоверность средений о каждом застрахо-ванном, их сохранность и конфиденциальность. После введения персонифицированного учета на территории всей страны необходимо принять закон, который уста-новит связь между суммой учтенных страховых взносов и размером назначаемой пенсии. Конечно, новые прави-ла будут вводиться постепенно и действовать только в отношении людей, вновь выходящих на пенсию. Однако индивидуальный учет полезен и при действующих зако-нах. Он обеспечивает достоверность сведений о стаже и заработке, кото-рые сегодня используются для исчисле-ния пенсий.
Прекращение деятельности организаций, их ликвидация и утеря документации не повлияет на вклю-чение соответствующего периода в стаж работников. Для обращения за пенсией не потребуется собирать справки. Все необходимые данные будут сконцентрированы в сис-теме персонифицированного учета. В отношении дос-товерности необходимо отметить, что, к сожалению, рас-тет количество случаев, когда неуплата страховых взно-сов и искаженные сведения о заработке не становятся препятствием для назначения пенсий. Таким образом, персонифицированный учет полезен и необходим как ны-нешним, так и будущим пенсионерам. Он в корне меняет отношение к пенсионным средствам, делает систему бо-лее эффективной. Для гражданина (застрахованного ли-ца), на которого распространяется законодательство о го-сударственных пенсиях, при подобном учете действует несколько принципов защищающих его права.

Один из основных - право каждого знать, какая информа-ция о нем хранится.
Оно реализуется в двух направлени-ях. Во-первых, каждый работодатель, перечисляя взно-сы в Социальный фонд, должен сообщать своему рабо-тнику сумму перечислений. Во-вторых, каждый работаю-щий может обратиться в ближайший орган Социального фонда, чтобы получить информацию о размерах средств, за-фиксированных на его лицевом счете. Более того, в будущем он сможет получить консультацию о возможном размере пенсии при имеющимся у него стаже и заработ-ке. Другой принцип - это конфиденциальность сведений о застрахованных лицах. Они могут быть использованы то-лько для целей государственного пенсионного обеспече-ния, а доступ к ним может иметь ограниченныи круг сот-рудников Социального фонда. Что касается застрахован- ных лиц, то они имеют право получить информацию толь-ко по своему лицевому счету. Предполагается принять технические и организационные меры по предотвраще-нию несанкционированного доступа к данным персонифи-цированного учета. Такой подход к учету закрепляет пен-сионные права застрахованных лиц, делает их незави-симыми от состояния работы с документами и архивами у их работодателей. Персонифицированный учет не предполагает хранение сумм страховых взносов, внесен-ных за каждого работающего, до момента его выхода на пенсию. Принцип солидарности поколений остается од-ним из главных в области государственного пенсионного обеспече-ния: работающее поколение платит страховые взносы, которые сразу идут на выплаты пенсий тем, кто уже не работает. Накопления взносов не происходит. В странах с рыночной экономикой в том или ином виде ве-дется подобный учет. Каждому открывается индивиду-альный лицевой счет под своим страховым номером, куда вносятся сведения, определенные законодатель-ством в области пенсионного обеспечения
(страхования). Данные персонифицированного учета используются сна-чала для сопоставления общей суммы платежа пред-приятия или организации со взносами каждого работника, которые должны быть учтены в соответствующих лице-вых счетах. Это сопоставление дает возможность контро-ля за суммой платежа. По- скольку работодатель должен сообщать каждому работ-нику о сведениях, переданных о нем в Социальный фонд для целей персонифицирован-ного учета, сам работник тоже может проверить, правиль-но ли рассчитана сумма, сообщенная ему работодате-лем.

Основное применение данных персонифицированного учета – это назначение пенсии лицам, которие достигли установленного законом возраста и обратились в органы социального обеспечения с соответствующим заявлени-ем. Как показывает опыт других стран, его полномасш-табное внедрение в практику пенсионного обеспечения займет несколько лет.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Осуществление реформы системы пенсионного обеспе-чения благотворно скажется как на состоянии самой пен-сионной системы, так и на общей социальной и экономи-ческой обстановке в стране. Позитивные последствия для пенсионной системы найдут свое выражение:

. в существенном повышении эффективности ее функ-ционирования, полном сосредоточении на решении проблем, связанных с обеспечением достойного уров-ня жизни нетрудоспособных граждан. Пенсионная сис-тема избавится от несвойственных ей функций, выхо-дящих за сферу ее компетенции. В частности, меха-низм пенсионного обеспечения будет направлен про-тив сохранения занятости с вредными для здоровья людей условиями труда, а также возможно-сти неограниченной занятости пенсионеров, получаю-щих пенсии;
. в усилении дифференциации трудовой пенсии в зависимости от прошлого трудового вклада, что позволит в большей степени реализовать принцип социальной справедливости;
. создания негосударственных пенсионных фондов, с помощью которых, помимо дополнительного пенсио-нирования индивидуальных участников, будет осу- ществляться функционирование дополнительных про-фессиональных пенсионных систем и системы стра-хования в связи с несчастными случаями на произ- водстве и профессиональными заболеваниями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.