p>Во второй половине 70-х-первой половине 80-х гг. ряд стран в целях экономии
на пенсионных расходах прибе-гли к таким мерам, как временная отсрочка
надбавок к пенсиям в связи с ростом стоимости жизни или уменьше-ние сумм
этих выплат, что отражается на покупательной спо-собности пенсий и поэтому
встречает энергичное противодействие со стороны организаций пенсионеров и
трудящихя. Тем не менее, некоторые страны (Австрия, Франция) в способах
адаптации пенсий к росту стоимости жиз-ни стали учитывать уровень
безработицы.Во Франции в 1987 г. был разработан план накоплений для пенсий с целью
привлечения семейных сбережений и средств предприятий для финансирования
пенсионного фонда. С середины 80-х годов во многих странах широко
обсуждаются вопросы повышения устанавливаемого за-коном возраста выхода на
пенсию, меры по стимулиро-ванию повышения занятости лиц пенсионного и
особенно предпенсионного возрастов, что могло бы внести зна-чительный вклад
в решение финансовых проблем всего социального обеспечения. МОТ также
считает их выпол-нение оправданным, учитывая увеличение продолжи-тельности
жизни и улучшение состояния здоровья пожи-лого населения. Так, повышение
возраста выхода на пен-сию на один год сокращает расходы на пенсионное обес-
печение на 5-10%. В США в 1963 г. принят Закон о постепенном увеличении пенсионного возраста
с начала следующего столетия с 65 до 67 лет. В 1989 г. правительство ФРГ одобрило основные направ-ления пенсионной
реформы, предусматривающей посте-пенное повышение пенсионного возраста. В Швеции с начала XXI в. пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться
с 65 до 67 лет. В Швейцарии предусматривается введение подвижной шкалы выхода на пенсию. По данным правительственных органов Франции, увели-чение пенсионного
возраста на 3 года позволило бы лик-видировать к 2000 г. сушествующий в
настоящее время дефицит пенсионных фондов, даже если сохранится ны-нешний
уровень безработицы. Таким образом, в боль-шинстве развитых стран право на
пенсионное обеспече-ние увязывается с достаточно высоким возрастным пото-
лком, а в ряде стран речь идет о постепенном его повы-шении. Данный подход разделяется многими специалистами в области пенсионного
обеспечения, что, по мнению французских экспертов, позволит ликвидировать
сущест-вующий в настоящее время дефицит бюджетов пенсион-ных фондов. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Реформирование системы пенсионного обеспечения в Молдове может быть
осуществлено двумя путями.
Первый - это дальнейшее последовательное развитие государственного
обязательного социального страхования как основы пенсионной системы. Второй путь – ликвидация государственной пенсионной системы и передача
всего пенсионного обеспечения в ведение негосударственных пенсионных фондов
(НПФ). Учитывая тот факт, что до последнего времени государственная система
пенсионного обеспечения в основном справлялась с возложенными на нее функ-
циями, а принципы ее построения в достаточной степени соответствуют
устоявшимся традициям нашего обще-ства, определяющим тезисом при создании
модели буду-щей системы пенсионного обеспечения должно стать не разрушение,
а сохранение и укрепление государствен-ного пенсионирования. Вместе с тем
резко изменившаяся социально-экономическая ситуация в Республике обус-
лавливает необходимость, с одной стороны, проведения принципиальных
изменений в самой государственной пенсионной системе и, с другой - развития
новых форм пенсионирования, дополняющих государственные гаран-тии.
Известно, что пенсия нигде в мире не возмещает полностью утраченный
заработок и составляет не более 50-60% заработной пла-ты, поэтому
высокооплачивае-мый гражданин должен иметь возможность делать взно-сы в
НПФ, чтобы в определенной степени компен-сировать снижение своего дохода,
когда он уйдет на пенсию. Таким образом идеология создания модели будущей системы пенсионного
обеспечения заключается в опоре на государственную пенсионную систему,
реализующую государственные гарантии в сфере пенсионного обеспе-чения
граждан, с внесением в ее функционирование оп-ределенных корректировок,
диктуемых условиями пере-хода экономики нашей страны к рыночным отношениям.
Новые формы пенсионирования и, в частности, НПФ, мо-гут развиваться только
в качестве дополнения к государс-твенной пенсионной системе. Основными целями пенсионной реформы являются: . реализация в полном объеме конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение в установленных законодательством случаях; . предоставление пенсионным обеспечением достато-чных материальных средств, гарантирующих достой-ный уровень жизни получателей пенсий; . адаптация системы пенсионного обеспечения к разви-вающимся в Молдове рыночным отношениям; . обеспечение устойчивого финансового положения пен-сионной системы на основе государственного пенсион-ного страхования, бюджетного финансирования и соз-дания НПФ.
Этим целям подчинены и долговременные задачи, реша-емые в процессе реформы:
. совершенствование условий предоставления и поряд-ка исчисления размеров пенсий; . сокращение разрыва между размерами средней заработной платы и пенсии; . определение минимального размера пенсии на основе его соотношения с прожиточным минимумом пенсионера, осуществление поэтапного соответствия количественных величин этих показателей; . уменьшение степени обременительности финансиро-вания пенсионной системы и обеспечение на этой основе снижения издержек производства и, как следс- твие, повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей; . снижение экономической нагрузки на трудоспособное население за счет более четкого определеник круга лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению, и оптимизации размеров тарифов взносов на обязательное государственное социальное страхование; . изменение форм пенсионного обеспечения и более тесная увязка уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их прошлым трудовым вкладом; . повышение эффективности функционирования пенси-онного обеспечения путем совершенствования системы его управления.
Исходя из вышеуказанного, реформа должна основы-ваться на следующих
принципах: каждый гражданин имеет право на государственное пенсионное обеспечение в
случаях, установленных законом; А при иных обстоятельствах; . все работающие по найму подлежат обязательному государственному пенсионному страхованию; . каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продол- жительностью страхования и заработком , c которого уплачивались взносы; . финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, регионов и отрас- лей народного хозяйства Молдовы; . средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсион-ное обеспечение застрахованных по правилам и нор-мам, установленным законом.
Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения
пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории
Молдовы; . расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участво-вавших в государственном пенсионном страховании или не охваченных им, покрываются за счет бюджет-ных средств; . негосударственное пенсионное обеспечение функци-онирует на строго добровольной основе как дополне-ние к государственной.
НПФ осуществляют целевой сбор, учет и аккумулирова-ние пенсионных взносов,
обеспечивают их приращение и производят пенсионные выплаты.
Реформирование государственной пенсионной системы предусматривает
задействование в полном объеме стра-хового принципа. Строгое следование ему
предполагает, что никто не имеет необоснованных льгот и привилегий в
пенсионной системе. Все должно определяться вкладом в Социальный фонд: кто
больше внес, тот и имеет право на больший размер пенсии. Именно такой
подход являет-ся определяющим, а никак не количество воспитанных детей, не
участие в войне или ликвидации аварии на Чер-нобыльской АЭС, не статус
незаконно репрессированного лица и никакие другие виды деятельности. Это не
значит, что все, кто имеет сейчас эти льготы, их лишатся. Речь идет о том,
что необходимо четко определить: если госу-дарство вводит определенную
пенсионную льготу, то зат-раты на ее оплату должны быть профинансированы из
бюджета. Что касается трудовой пенсии, то ее размер оп-ределяют только два
фактора: величина заработка, с которого осуществлялись страховые взносы в
Социаль-ный Фонд, и продолжительность страхового стажа, т.е. времени, в
течение которого эти взносы вносились. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ УЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Одним из существенных недостатков нынешней системы пенсионного обеспечения
является то, что граждане, за которых сегодня уплачиваются страховые взносы
(заст-рахованные лица), не заинтересованы ни в размерах платежей, ни в
своевременности их осуществления. Та-кое отношение обусловлено прежде всего
тем, что раз-мер назначаемой пенсии не связан с уплатой взносов
государственного пенсионного страхования. Кроме того, работники с высокими
заработками платят пропорциона-льные заработку страховые взносы, а размер
пенсий для них искусственно ограничивается из-за действующего, согласно ст.
46 Закона, порядка определения заработка для исчисления пенсии. Часть
пенсионеров получают пенсию в одинаковом размере, но имеют разный тру-
довой вклад в развитие экономики и пенсионной сис-темы. Этот процесс
снижает мотивацию к труду и уплате страховых взносов по государственному
пенсионному страхованию, а также отрицательно влияет на общес-твенное
сознание. Действительно , судьба пенсионной системы зависит от состояния
экономики в целом, от жес-ткости мер, обеспечивающих своевременную полную
уп-лату страховых взносов в Социальный фонд, от уре-гулированности взаимоот-
ношений с бюджетом. Однако стратегическое решение этого вопроса требует и
изме-нения отношения работающих к своей будущей пенсии. Система назначения
пенсий должна быть такой, чтобы каждый человек в процессе своей трудовой
деятельности был заинтересован в мате-риальней поддержке пенсион-ной
системы. Степень участия каждого работающего в этом процессе можно оценить
с помощью учета сумм страховых взносов, внесенных им и его работодателем в
бюджет пенсионной системы за весь период трудовой деятельности. Словом, чем
больше был вклад человека в финансирование пенсий предыдущего поколения,
тем больше он может рассчитывать в старости на матери-альную поддержку со
стороны последующего поколения. Таким образом, к моменту выхода на пенсию
работника должны быть известны взносы, уплаченные им и теми организациями,
где он работал, в бюджет пенсионной системы, т.е. должен вестись
индивидуальный (персо-нифицированный) учет страховых взносов. В связи с вы-
шеизложенным, возникает необходимость определить механизм адаптации
пенсионной системы к рыночной экономике, в которой большая часть субъектов
хозяйс-твования стала негосударственной, становясь трудно-контролируемой с
точки зрения достоверности предс-тавляемых сведений. Естественно, что формирование нового отношения рабо-тающего к будущей
пенсии - это не одномоментный акт, а процесс, требующий продолжительного
времени. Но без него складывающиеся тенденции могут привести к даль-нейшим
трудностям в пенсионном деле, которые не могут быть решены только
административными мерами и взаи-модействием с государственным бюджетом. Идея индивидуального учета проста. Суть его в том, что для каждого
работающего открывается лицевой счет, в котором накапливаются все данные,
необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту (старос-ти).
Система учета строится таким образом, что, где бы человек ни работал в
разные периоды своей жизни, све-дения о нем через органы Социального фонда
будут по-падать на один и тот же лицевой счет. Государство обе-спечивает
достоверность средений о каждом застрахо-ванном, их сохранность и
конфиденциальность. После введения персонифицированного учета на территории
всей страны необходимо принять закон, который уста-новит связь между
суммой учтенных страховых взносов и размером назначаемой пенсии. Конечно,
новые прави-ла будут вводиться постепенно и действовать только в отношении
людей, вновь выходящих на пенсию. Однако индивидуальный учет полезен и при
действующих зако-нах. Он обеспечивает достоверность сведений о стаже и
заработке, кото-рые сегодня используются для исчисле-ния пенсий.
Прекращение деятельности организаций, их ликвидация и утеря документации не
повлияет на вклю-чение соответствующего периода в стаж работников. Для
обращения за пенсией не потребуется собирать справки. Все необходимые
данные будут сконцентрированы в сис-теме персонифицированного учета. В
отношении дос-товерности необходимо отметить, что, к сожалению, рас-тет
количество случаев, когда неуплата страховых взно-сов и искаженные сведения
о заработке не становятся препятствием для назначения пенсий. Таким
образом, персонифицированный учет полезен и необходим как ны-нешним, так и
будущим пенсионерам. Он в корне меняет отношение к пенсионным средствам,
делает систему бо-лее эффективной. Для гражданина (застрахованного ли-ца),
на которого распространяется законодательство о го-сударственных пенсиях,
при подобном учете действует несколько принципов защищающих его права. Один из основных - право каждого знать, какая информа-ция о нем хранится.
Оно реализуется в двух направлени-ях. Во-первых, каждый работодатель,
перечисляя взно-сы в Социальный фонд, должен сообщать своему рабо-тнику
сумму перечислений. Во-вторых, каждый работаю-щий может обратиться в
ближайший орган Социального фонда, чтобы получить информацию о размерах
средств, за-фиксированных на его лицевом счете. Более того, в будущем он
сможет получить консультацию о возможном размере пенсии при имеющимся у
него стаже и заработ-ке. Другой принцип - это конфиденциальность сведений о
застрахованных лицах. Они могут быть использованы то-лько для целей
государственного пенсионного обеспече-ния, а доступ к ним может иметь
ограниченныи круг сот-рудников Социального фонда. Что касается застрахован-
ных лиц, то они имеют право получить информацию толь-ко по своему лицевому
счету. Предполагается принять технические и организационные меры по
предотвраще-нию несанкционированного доступа к данным персонифи-цированного
учета. Такой подход к учету закрепляет пен-сионные права застрахованных
лиц, делает их незави-симыми от состояния работы с документами и архивами у
их работодателей. Персонифицированный учет не предполагает хранение сумм
страховых взносов, внесен-ных за каждого работающего, до момента его выхода
на пенсию. Принцип солидарности поколений остается од-ним из главных в
области государственного пенсионного обеспече-ния: работающее поколение
платит страховые взносы, которые сразу идут на выплаты пенсий тем, кто уже
не работает. Накопления взносов не происходит. В странах с рыночной
экономикой в том или ином виде ве-дется подобный учет. Каждому открывается
индивиду-альный лицевой счет под своим страховым номером, куда вносятся
сведения, определенные законодатель-ством в области пенсионного обеспечения
(страхования). Данные персонифицированного учета используются сна-чала для
сопоставления общей суммы платежа пред-приятия или организации со взносами
каждого работника, которые должны быть учтены в соответствующих лице-вых
счетах. Это сопоставление дает возможность контро-ля за суммой платежа. По-
скольку работодатель должен сообщать каждому работ-нику о сведениях,
переданных о нем в Социальный фонд для целей персонифицирован-ного учета,
сам работник тоже может проверить, правиль-но ли рассчитана сумма,
сообщенная ему работодате-лем. Основное применение данных персонифицированного учета – это назначение
пенсии лицам, которие достигли установленного законом возраста и обратились
в органы социального обеспечения с соответствующим заявлени-ем. Как
показывает опыт других стран, его полномасш-табное внедрение в практику
пенсионного обеспечения займет несколько лет. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ Осуществление реформы системы пенсионного обеспе-чения благотворно скажется
как на состоянии самой пен-сионной системы, так и на общей социальной и
экономи-ческой обстановке в стране. Позитивные последствия для пенсионной
системы найдут свое выражение: . в существенном повышении эффективности ее функ-ционирования, полном сосредоточении на решении проблем, связанных с обеспечением достойного уров-ня жизни нетрудоспособных граждан. Пенсионная сис-тема избавится от несвойственных ей функций, выхо-дящих за сферу ее компетенции. В частности, меха-низм пенсионного обеспечения будет направлен про-тив сохранения занятости с вредными для здоровья людей условиями труда, а также возможно-сти неограниченной занятости пенсионеров, получаю-щих пенсии; . в усилении дифференциации трудовой пенсии в зависимости от прошлого трудового вклада, что позволит в большей степени реализовать принцип социальной справедливости; . создания негосударственных пенсионных фондов, с помощью которых, помимо дополнительного пенсио-нирования индивидуальных участников, будет осу- ществляться функционирование дополнительных про-фессиональных пенсионных систем и системы стра-хования в связи с несчастными случаями на произ- водстве и профессиональными заболеваниями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|