p>- примерно равное участие в формировании совокупных доходов натуральных
поступлений и денежных доходов.Слой относительно обеспеченных обладает следующими параметрами; - превалирование проживающих в сельской местности (из 100 относительно
обеспеченных - 32 горожанина и 68 – сельских жителей); - обитание в домашних хозяйствах, размер которых сопоставим со средним
размером всей совокупности домашних хозяйств; - приблизительно равная доля работающих и неработаю-щих в общей численности
членов домашних хозяйств; - оплата труда работающих обеспечивает формирование неболее 40% объема
денежных доходов; - натуральные поступления становятся главным фактором определяющим размер
совокупного дохода домашнего хозяйства. Социально-демографический портрет обеспеченного на-селения характеризуется
следующими чертами: - проживание в основном в сельской местности (из 100 самых обеспеченных
людей - 21 горожанин и 79 – сельс-ких жителей); - обитание в небольших семьях (их размер существенно меньше, чем у
относительно обеспеченных людей); - типичными семьями являются: в городской местности – семья из 1 человека
(40% всех семей), 3 человек (17%), 2 человек (14%); в сельской местности -
семья из 2 человек (42% всех семей), из 3 человек (22%), из 1 человека
(18%); - самый большой удельный вес работающих и наимень-шая доля
несовершеннолетних (кроме городской мест-ности); - один из наиболее высоких уровней оплаты труда работающих (формирующий,
однако, всего 11% совокуп-ного дохода); - существенные денежные доходы, полученные от прода-жи сельскохозяйственной
продукции (по своим размерах сопоставимые с оплатой труда работающих членов
до-машнего хозяйства); - крупные натуральные поступления в домашние хозяйс-тва, которые, наряду со
значительными денежными дохо-дами из различных источников, предопределили
самые большие совокупные доходы; - высококачественное питание в достаточном объеме (в основном за счет
производимых в личном подсобном хозяйстве продуктов питания). РАЗМЕР МИНИМАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА Размер минимального потребительского бюджета, составив в мае нынешнего
года 539,5 лея, практически не изменился за последний месяц. Стоимость
продово-льственной и непродовольствен-ной корзины достигла 223,6 и 156,3
лея, увеличившись, соответственно, на 1 и 1,8 лея. Плата за услуги
зафиксирована на уровне 94,8 лея, на уплату на-логов и взносов требовалось
15,8 лея были на 2,1 лея больше, чем за предыдущий месяц, непредвиденные
расходы остались практически на том же уровне – 49,05 лея. Индекс
потребительских цен в мае составил 100,7 процента. Средняя заработная плата по национальной экономике республики равна
247,2 лея. Самыми высокооплачивае-мыми в стране являются работники
финансовой сфе---- - НОМИНАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПЕНСИИ - ИПЦ
ры, где средняя заработная плата превышает 1012 ле-ев. Самая низкая - у
работников сельского хозяйства: в пределах 126,4 лея. Регулирование подоходной дифференциации населения в приемлемых рамках
предполагает осуществление мер, которые поддержали бы наиболее уязвимые
социальные группы. При неокрепших пока государственных структу-рах эта
задача крайне непростая. Тем не менее страте-гия государственного
регулирования социального рассло-ения должна четко следовать логике более
справед-ливого распределения бремени кризиса между социаль-ными группами и
декларировать цели и методы ее осу-ществления.
В этой связи государственное регулирование подоходной дифференциации с
целью ее уменьшения осуществляет-ся на основе проведения комплекса мер по
увеличению доходов малообеспеченных групп населения в рамках системы их
социальной защиты, с одной стороны, и пере-распределения высоких и
сверхвысоких доходов состоя-тельных семей - с другой. При этом, как
свидетельствует
мировая практика и опыт нашей Республики, наиболее сильное влияние на
снижение подоходной дифферен-циации оказывают меры по повышению доходов
мало-обеспеченных групп населения.
В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов повышение доходов
малообеспеченных групп населения Республики предполагается осуществить по
двум основ-ным направлениям, ориентированным на принципиально различные
категории населения: трудоспособных и не-трудоспособных (полностью илк
частично), а также вре-менно не работающих. Действующая ныне государствен-
ная система социальной защиты нацелена в основном на поддержку пенсионеров,
инвалидов, многодетных семей, других категорий населения, которые в силу
различных причин не получают трудовых доходов. Однако сегодня бедность
значительно "помолодела", переместилась в трудоспособные возрасты и потому
социальной поддерж-кой должно быть охвачено все малообеспеченное насе-
ление, включая и трудоспособную его часть.
Для трудоспособного населения предстоит создать наи-более благоприятные и
разнообразные условия для тру-довой и деловой активности. Учитывая тот
факт, что в перспективе, как и ныне, основным источником средств
существования для большинства трудоспособного насе-ления останется наемный
труд, главными направлениями системы его социальной защиты являются
обеспечение стабильной занятости и регулирование оплаты труда. В настоящее время процесс высвобождения рабочей си-лы носит стихийный и
неуправляемый характер, а безра-ботица имеет ярко выраженную структурно-
региональную окраску. Отсутствует государственная программа поэтап-ной
ликвидации рабочих мест, согласованная в отрасле-вом и территориальном
разрезах с задачами структурной перестройки экономики республики. Широкое
распростра-нение получила скрытая безработица, когда на предприя-тиях
практикуется сохранение рабочих мест с временной приостановкой оплаты труда
или частичной оплатой, сок-ращение рабочего дня, недели.
Стабилизации положения на рынке труда будут способст-вовать государственные
инвестиционные программы, связанные с созданием рабочих мест, регулирование
заработной платы и доходов, рабочего времени, трудо-вых отношений внутри
предприятий. Однако ограни-ченные финансовые возможности государства не
позво-ляют полностью нейтрализовать проблему вынужденной незанятости.
Пособия по безработице не позволяют ку-пить товары, необходимые даже для
минимального про-житочного уровня. В этой связи положительную роль в
стабилизации рынка труда должен сыграть расширяю-щийся негосударственный
сектор. Вместе с тем может и должна реализовываться эффективная политика,
смяг-чающая социальные последствия сокращения рабочих мест. В целях
минимизации времени поиска граждани-ном работы, сокращения периодов
безработицы и запол-нения вакансий на предприятиях, продолжится предос-
тавление гражданам комплекса услуг по содействий в трудоустройстве. Целевое
поощрение трудоустройства должно быть ориентировано на повышение шансов
под-бора рабочего места безработными, особо нуждающи-мися в дополнительной
поддержке. Нужно расширить возможности гарантированного трудоустройства
инвали-дов, лиц предпенсионного возраста, молодежи до 18 лет через
квотирование рабочих мест. Особая роль в усло-виях структурных перемен в
экономике, сопровождаю-щаяся изменениями потребностей в кадрах, отводится
профобучению безработных граждан и незанятого на-селения. Его главной
задачей является повышение кон-курентоспособности работников на рынке
труда путем приобретения новых и углубления имеющихся профес-сиональных
знаний и навыков.
Чтобы сформировался единый рынок труда с равными в его пределах условиями
продажи рабочей силы, необхо-димо усиление договорного регулирования оплаты
труда на всех уровнях социального партнерства. Это означает реальную
ответственность за отступление от условий оп-латы, предусмотренных
договорами, четкую проработку вопросов, связанных со сроками заключения
соглашений.
Для нетрудоспособного населения, которое не может се-бя обеспечить и
нуждается в социальной защите, требу-ется принятие комплекса специальных
мер. Это каса-ется, в первую очередь, пенсионеров, численность кото-рых, из-
за постарения населения имеет тенденцию к рос-ту. Принимаемые в рамках
традиционных подходов меры не позволяют надеяться на радикальное улучшение
их материального положения. В этой связи возникает объ-ективная
необходимость в коренном реформировании системы пенсионного обеспечения. Система социальной поддержки наиболее уязвимых сло-ев населения,
финансирование которой осуществляет
Социальный фонд, охватывает значительную часть насе-ления республики.
Однако численность получателей по-собий за последнее время существенно
снизилась. Ми-зерным остается размер выплачиваемых пособий. Поэто-му для
поддержания уровня материальной обеспеченн-ости нуждающихся семей
необходимо осуществить: - четкое разграничение социальных выплат, различных по своей сущности и
назначению; - создание для каждого вида социальных выплат соот-ветствующего механизма
реализации с разделением ис-точников их финансирования; - адресность социальной помощи путем выплаты пособия лишь тем категориям
населения, которые в этом реально нуждаются; - выбор наиболее приемлемой для получателя формы оказания помощи (денежные
выплаты, натуральное обес-печение, чеки на приобретение определенных
товаров, оплата коммунальных услуг и т.д.); - гарантированность социальных выплат со стороны государства; - улучшение системы социального обслуживания преста-релых, инвалидов,
многодетных семей и др. В целях усиления социальной защиты беднейших слоев населения
целесообразно ввести новый вид целевого со-циального пособия - пособие по
бедности. Оно будет но-сить доплатный характер и определяться как разница
между стоимостной оценкой потребления продуктов, то-варов и услуг на уровне
черты бедности и совокупным среднедушевым доходом семьи получателя помощи.
Установление черты бедности будет производиться в соответствии с
разработанным Законом “О прожиточном минимуме”. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Состояние действующей системы пенсионного обеспече-ния в Молдове
представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем в
период перехода страны к рыночным отношениям. Социальная значимость
пенсионного обеспечения определяется тем, что оно при-звано предоставлять
пожилым людям, инвалидам, дру-гим нетрудоспособным лицам достаточные
материаль-ные средства для их жизнедеятельности. Численность пенсионеров,
состоящих на учете в органах социального обеспечения, имеет четкую
тенденцию к росту и состави-ла на 1 января 1997 г. 754,6 тыс.чел. На каждые
1000 чел. населения в республике приходится 218 пенсионе-ров, т.е. каждый
пятый житель, республики является пен-сионером. Таким образом, пенсионеры
составляют зна-чительную часть общества, и государство должно посто-янно
уделять внимание их социальному самочувствию.[2] Особенно интенсивно увеличилась численность пенси-онеров по инвалидности.
Более высокие темпы роста численности получателей этого вида пенсий были
обус-ловлены, в первую очередь, ухудшением качества жизни в целом,
результатом чего стало значительное увеличе-ние заболевания населения с
полной или частичной по-терей трудоспособности. Численность пенсионеров,
став-ших ими вследствие общего заболевания возросла на 12,2%. Рост численности пенсионеров по возрасту (старости) был предопределен
усилившимся в последнее время процессом старения населения (доля населения
старше трудоспособного возраста увеличилась в Молдове с 13,8% в 1980 г. до
15,4% в 1990 г. и 15,9% в 1996 г.). Увеличение численности пенсионеров по
инвалидности и по возрасту (старости) сопровождалось уменьшением
численности получателей социальных пенсий и по случаю потери кормильца. - ВСЕГО ПЕНСИОНЕРОВ - ПО ВОЗРАСТУ - РАБОТАЮЩИЕ Неодинаковые темпы и разная направленность измене-ния численности
пенсионеров оказали воздействие на структуру получателей пенсий по их
видам. За период 1991-1996 гг. доля пенсионеров по инвалидности в общей
численности пенсионеров увеличилась на 2,9 процен-тных пункта, в то время
как удельный вес получателей социальных пенсий, а также пенсий по возрасту
(старо-сти) сократился на 1,0 процентный пункт, по случаю по-тери кормильца
– на 0,6 процентных пункта. Современное состояние экономики Молдовы не могло не отразиться на качестве
пенсионного обеспечения ее граждан. В докризисный период оно осуществлялось полностью за счет средств
государства. При относительно стаби-льных ценах государство имело
возможность проводить целенаправленную политику в области пенсионного об-
служивания: устанавливать не только минимальный раз-мер пенсии, но и
уровень его повышения в плановом пе-риоде, дифференцировать размеры пенсий
в зависимо-сти от различных факторов (величина заработка, трудо-вого стажа
и т.п.). Однако либерализация цен, проведен-ная в 1992 г., привела к тому,
что влияние этих факторов было сведено практически к нулю. Компенсационные
ме-ры, призванные смягчить последствия роста цен, при-вели к резкому
сокращению дифференциации в пенсион-ном обеспечении. Значительно
увеличилась численность пенсионеров, получающих пенсию по возрасту
(старости) в минималь-ном размере: если в декабре 1991 г. их нас-читывалось
87,2 тыс.чел., или 16,3% от общего количес-тва получателей указанного вида
пенсий, в декабре 1993 г. -222,2 тыс.чел., или 39,5%. Положение усугубилось
еще и тем, что при установлении размера минимальной пен-сии было
проигнорировано требование о его ориентации на величину, по крайней мере ,
физиологического прожи-точного минимума. Обострению ситуации способствовал
и тот факт, что высокая инфляция обесценила сбереже-ния населения,
значительная часть которых предназна-чалась для поддержания материального
положения лю-дей после ухода на пенсию. В связи с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги была
осуществлена индексация пен-сий (за исключением пенсий работающих
пенсионеров). Проведенные мероприятия привели к тому, что средний размер
назначенной месячной пенсии наконец 1996 г. вы-рос по сравнению с
соответствующим периодом 1991 г. более чем в 187 раз и составил 78,67 лей.
За тот же пе-риод минимальный размер пенсии повысился в 155 раз,а
максимальная ее величина увеличилась в 205 раз. Рост номинального размера пенсии происходило на фоне высоких темпов
инфляции. Особенно стремительно росли цены и тарифы на потребительские
товары и оказывае-мые населению платные услуги в 1992-1993 гг. За ними не
могли угнаться темпы повышения размеров пенсии, в результате чего произошло
«обвальное» падение уровня жизни пенсионеров. В декабре 1994 г. реальное содержание средней пенсии сократилось по
сравнению с аналогичным периодом 1992 г. года более чем на 50%. И хотя в
последующий период темпы падения реальных размеров пенсии значительно
уменьшились, ситуацию в области уровня жизни пенсио-неров можно вполне
обоснованно характеризовать как близкую к катастрофической. В декабре 1996
г. средний размер получаемой пенсии по своей покупательной спо-собости
составлял всего лишь 26,5% от уровня 1990 г., т.е. уменьшился почти в 4
раза (рис.3). В 1995-1996 гг. темп роста потребительских цен составил в среднем 24%. За
1995-1996 гг. тарифы на элек-троэнергию увеличились на 44,4%, снабжение
водой - на 30,4%, газом - на 26,6%. Таким образом, по показателю реального
содержания средней пенсии Молдова оказалась отброшенной на несколько
десятилетий назад. Критическое материальное положение пенсионеров находит
свое выражение и в том, что пенсия не выполняет функции воспроизводства жизненных условий ее получателей.
Расчет величины прожиточного минимума пенсионера показал, что соотношение среднего размера пенсии с
величиной прожиточного минимума не превышало в последние два года 40%, а
минимального размера трудовой пенсии - 33%. Однако мизерные денежные доходы
- не самый главный фактор принципиального изменения социального статуса
пенси-онеров за последние годы. Очень болезненный удар нанесли по этой категории на-селения следующие
процессы: - РЕАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ (ПРОЦЕНТАХ) - ИПЦ - НОМИНАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ . обесценение вкладов. Применительно к пенсионерам это имело особое значение, так как поставило их благосостояние в прямую зависимость только от текущих доходов, которые у этой категории объек-тивно значительно ниже, чем у работающей части населения; . запаздывающая индексация доходов, которая даже в условиях невысокой инфляции наиболее неблагопри-ятно сказывается на получателях фиксированных социальных выплат; . значительные задержки в выплате пенсий, принявшие массовый характер и вынуждающие людей, для которых пенсия является единственным источником доходов, жить практически впроголодь (на 1 января 1996 г. задолженность Социального фонда пенсионерам составляла 127,9 млн лей, на 1 июня - 224,86, на 1 октября -265,0 млн лей, на 1 января 1997 г. - 324,1 млн лей); . повышение платы за жилье и коммунальные услуги. Это заставляет часть пенсионеров урезать расхода на самое необходимое и, в первую очередь, на приобре-тение продуктов питания; . высокие расценки на услуги и тарифы, отсекающие значительную часть пенсионеров не только от осуществления междугородных поездок, посещения концер-тов и выставок, но и не дающие возможности пользо-ваться услугами ателье, химчисток, парикмахерских служб ремонта бытовой техники; . распад социальной сферы, свертывание выплат из так называемых общественных фондов потребления, коммерциализация здравоохранения, создающие се-рьезные финансовые ограничения для нормального лечения и покупки лекарств и медикаментов, что для пожилых людей является особенно важным; . напряженность на рынке труда, оставляющая пенсионерам небольшие шансы на возможность полу-чения стабильной и нормально оплачиваемой работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|