p>
Если ранее неработающие пенсионеры имели просто бо-лее низкий, чем занятая
часть населения, уровень жизни, то в настоящее время по совокупности
социальных тягот пенсионеры стали заложниками экономического положе-ния в
стране. Именно эта категория населения приняла на себя основной удар
переживаемого страной эконо-мического кризиса. Пенсионеры превратились в
потен-циальных (если есть какая-то недвижимость и матери-альная помощь
детей и внуков) и реальных (если таких возможностей нет) нищих. Процесс
обнищания пенсио-неров происходит на фоне сокращения дифференциации в
пенсионном обеспечении. Если в конце 1993 г. макси-мальный размер пенсии
превосходил минимальный бо-лее чем в 5 раз, то в 1996 г. - лишь в 2,6 раза.
Хотя доля лиц, получающих минимальную пенсию, в общей числен-ности
пенсионеров по возрасту сократилась с 39,5% в 1993 г. до 5,2% - в 1998 г.
Оценивая приведенный факт положительно, как характеризующий процесс
некоторого улучшения материального положения значительной части
пенсионеров, отметим и негативную сторону дан-ного явления. Она заключается
в том, что сокращение дифференциации было осуществлено в основном за счет
усиления уравнительности размеров получаемых пенсий в диапазоне от
минимальной до средней пенсий. Одной из главных причин нарастания
уравнительных тенденций в размерах получаемых пенсий является то, что сущес-
твенно ослабла связь уровня пенсионного обеспечения с прошлым трудовым
вкладом. Последний характеризуется размером заработной платы, получаемой
пенсионером во время его выхода на пенсию, и продолжительностью его
трудовой деятельности. Указанная тенденция выра-жается в заметном снижении
роли заработной платы при исчислении пенсии. Так, согласно ст. 46 Закона «О
государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова» за основу
расчета пенсии по возрасту прини-мается заработок в сумме, не превышающий
десяти ми-нимальных месячных заработных плат. При этом часть заработка, не
превышающая шести минимальных зара-ботных плат, учитывается при исчислении
пенсии полно-стью, а каждая последующая часть заработка учитыва-ется в
следующем размере: в пределах седьмого минимума заработной платы - 85%, восьмого – 70%,
девятого - 55%, десятого - 40%. Таким образом, максимальный месячный
заработок, из которого может быть исчислена пенсия в настоящее время равня-
ется всего 153 лея (108,0 + 15,3 + 12,6+ 9,9 +7,2 лей), что составило лишь
51,6% от уровня средней заработной платы декабря 1996 г. Искусственно установленный «верхний потолок» расчет-ного размера заработка
является мощным антистимулом в стремлении нынешних работников за счет
высокой заработной платы обеспечить себе достаточные мате-риальные условия
жизни в старости. Кроме этого, размер пенсии не в полной мере учитывает
продолжительность трудового стажа. Согласно ст. 20 Закона пенсия по воз-
расту назначается в размере 55% от заработка, но не ни-же минимального
размера пенсии. При этом , за каждый полный год работы сверх 25 лет
мужчинам и 20 лет жен-щинам, пенсия, в том числе минимальная увеличивается
на 1% заработка. Однако это увеличение производится в пределах лишь 20%
заработка, т.е. трудовой стаж у муж-чин, превышающий 45 лет, а у женщин -
40 лет, при наз-начении пенсии не принимается в расчет. Такой порядок
исчисления пенсий по возрасту объективно обуславли-вает их небольшие
размеры, что вынуждает государст-во, в целях оказания социальной поддержки
пенсио-неров, прибегать к неоднократному повышению пенсий, введению
различного рода компенсационных выплат, проведению индексации пенсий. Одна из главных задач социальной политики -сближение уровня жизни
пенсионеров и работающего населения. По расчетам специалистов условия для
этого появляются тогда, когда размер средней пенсии составляет примерно 75%
средней заработной платы в экономике страны. В Молдове наблюдается четкая
тенденция ухудшения данного соотношения: с 60.3% в 1993 г. до 42,4% в 1998
г. - МАКСИМАЛЬНАЯ - МИНИМАЛЬНАЯ РИС. 4 Таким образом, современное состояние пенсионной си-стемы можно
характеризовать как кризисное и оно прояв-ляется, во-первых, в низком
уровне размеров пенсий, и, во-вторых, потерей, связи между размером пенсии
и про-шлым трудовым вкладом их получателей. В этих усло-виях преодоление
кризисных явлений может быть осу-ществлено лишь путем глубокого
реформирования сис-темы пенсионного обеспечения. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В последние годы в сфере пенсионного обеспечения были осуществлены
определенные изменения. В част-ности был реализован переход от формального
к реа-льному страхованию трудовых пенсий. В прежней плано-вой системе
государство было единственным работо-дателем для наемных работников.
Трудовые отношения регулировались единым для всех их участников законо-
дательством и предполагали обязательное государствен-ное социальное
страхование каждого работающего. Пе-ремены в сфере пенсионного обеспечения,
начавшиеся в 1991 г., в основном заключались в выделении системы
социального страхования из сферы бюджетного финан-сирования. Государство берет на себя обязательство обеспечить за счет бюджета выплату
пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, получающим пенсии в
органах социального обеспечения, социальные пенсии и некото-рые другие виды
социальных выплат. Его фактические расходы на выплату пенсий гораздо выше,
ибо оно, как известно, само является работодателем и, следовательно,
страхователем для государственных служащих, работников бюджетных отраслей,
государственных предприятий и т.п. Работники осуществляют взносы на
обязатель-ное государственное социальное страхование из расчета начисляемой
им заработной платы (дохода). Установлен-ный таким образом порядок
обеспечил формирование доходной части бюджета Социального фонда. Данные
рис.5 свидетельствуют о том, что за 1993-1996 гг. доходная часть
Социального фонда увеличилась в 5,5 раз. При этом отчисления на социальное
страхование являются основным источником финансирования Социального фонда.
На покрытие расходов Социального фонда направляются бюджетные средства.
Кроме того в 1995-1998 гг. на государственном уровне было утверждено
значительное количество мероприятий по улучшению материального положения
пенсионеров, - ДОХОДЫ - ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - ПОСТУПЛЕНИЯ ИЗ БЮДЖЕТА РИС.5 финансирование которых должно было осуществляться за счет бюджетных
средств. Между тем в 1995 г. отчисле-ния из бюджета на эти цели не только
не увеличилось, но и уменьшились по сравнению с 1994 г. на 2,3 млн лей, а в
1996 г. сократились относитель-но 1995 г. на 21,1 млн лей. Это не могло не
сказаться на финансовом положе-нии Социального фонда, стабильности его
работы. В деятельности Социального фонда центральное место занимает целевой фонд
пенсий. На выполнение постав-ленных перед ним задач сосредотачивалось от
88,7% всех доходов Социального фонда в 1993 г. и до 87,5% - в 1996 г. Об
использовании бюджета Социального фонда по видам фондов свидетельствует
рис.6. - ЦЕЛЕВОЙ ФОНД ПЕНСИЙ - ЦЕЛЕВОЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - ЦЕЛЕВОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ РИС. 6 Современная ситуация в области пенсионного обеспече-ния в Молдове
характеризуется отсутствием накоплений пенсионного характера. В результате
общество тратит на пенсионеров исключительно свои текущие доходы. Более
того, ежемесячные отчисления Социальным фондом тут же направляются на
выплату пенсий (за исключением собственных расходов на содержание
исполнительной ди-рекции Социального фонда, составляющих около 2% всех
расходов). Подобное положение отличает Молдову (как, впрочем, и другие
страны СНГ) от развитых стран, где пенсионные фонды располагают крупными
денежны-ми резервами, накопленными в течение многих лет. В настоящее время Социальный Фонд переживает глубо-кий финансовый кризис,
основные причины которого но-сят экономический характер, финансовая система
госу-дарственного социального страхования, хотя и является внебюджетной
структурой, входит составной частью в финансовую систему республики и
вынуждено разделяет все проблемы, связанные с трудностями переходного
периода. Как известно, после реформы пенсионной системы в 1991 г. средства на
выплату пенсий поступают в виде страховых платежей, начисляемых в
зависимости от раз-мера фонда оплаты труда. Понятно, что, чем больше бу-дет
зарплата трудоспособных граждан, тем больше будет доходов Социального фонда
и, соответственно, средств на выплату пенсий. В этом заключается формула
устой-чивого функционирования пенсионной системы, которая начинает давать
сбои, когда на этот базовый механизм накладываются другие, зачастую
взаимоисключающиеся факторы. Первый из них - пенсия начинает повышаться не
в связи с ростом доходов пенсионной системы, а в соответствии с ростом
стоимости жизни. Одновременно с этим действует и второй фактор - сужение
базы пенсион-ного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взи-маются
взносы на финансирование пенсий, в общих дене-жных доходах населения
снизилась с 70,4% в 1993 г. до 53,3% - в 1994 г. и 42,1% - в 1995 г.
Одновременно повысился удельный вес средств, предоставляемых ра-ботникам в
виде выплат социального характера, с кото-рых взносы на пенсионное
обеспечение не взимались. В 1995 г. в сфере материального производства эти
выпла-ты составили по отношению к фонду заработной платы 10.3%. Наряду с
этим постоянно уменьшалась числен-ность занятых в народном хозяйстве,
охваченных обяза-тельным социальным страхованием. Положение ослож-няется
еще и тем, что на многих неплатежных предприя-тиях работники, хотя и не
получают заработной платы, не увольняются и не регистрируются как
безработные. Многие из них, переквалифицировавшись в челноков,
реализаторов стали получать относительно высокие до-ходы, из которых взносы
в Социальный фонд, как прави-ло, не производились. В свою очередь
предприятия, в штате которых они формально числились, перечисляли в
Социальный фонд страховые платежи лишь за работ-ников, получающих
заработную плату. Таким образом, образовался значительный контингент лиц,
которые, с одной стороны, считались охваченными социальным страхованием и
получающими право на пенсионное обеспечение на общих основаниях, а с другой
– фак-тически не участвовали в финансировании пенсионной системы.
Одновременно резко ухудшилась финансовая дисциплина плательщиков
страховых взносов: они не только перестали бояться нарушать свои
обязательства перед Социальным фондом, но и стали открыто укло-няться от
них. На 1 января 1996 г. насчитывалось более 88.9 тыс. экономических
агентов, являющихся платель-щиками страховых отчислений в Социальный фонд.
Ими была допущена задолженность по отчислениям в Соци-альный фонд в объеме
465,5 млн лей. В результате при-нятых государственной налоговой селекцией
мер по улу-чшения сбора средств эта задолженность несколько уме-ньшилась и
составила на 1 января 1997 г. 324,1 млн лей. Вследствие вышеупомянутых
негативных явлений в 1993-1996 гг. изменилось соотношение численности пен-
сионеров и работников, охваченных обязательным социа-льным страхованием.
Оно было обусловлено ростом чис-ленности пенсионеров на 1,5% и
одновременным сокра-щением на 6,2% среднесписочной численности работ-ников,
состоящих в штате предприятий, осуществляющих страховые платежи в
Социальный фонд. В результате, если в 1993 г.на каждые 100 работников ,
числящихся в штате предприятий-плательщиков взносов, приходилось 50
пенсионеров , то в 1996 г. - 55. Как крайне негативное явление, влияющее на несвоевре-менную выплату пенсий,
следует указать на имеющееся в ряде случаев нецелевое использование
пенсионных средств со стороны учреждений банков, предприятий свя-зи и др.
По мнению Счетной палаты, имелись случаи не-эффективного использования
денежных средств и руко-водством Социального фонда. Так, в 1995 г. не по
назна-чению были использованы 634 тыс. лей. Не были приня-ты меры по
реализации гуманитарной помощи - 100 тыс. т. ржи, предоставленной
Европейским сообществом, с тем, чтобы полученные средства были направлены
на выплату пенсий. В 1995 г. Независимой федерацией про-фсоюзов, в
управлении которой находится фонд соци-ального страхования, на нужды, не
предусмотренные за-коном, было потрачено 950 тыс. лей. Этой организацией из
средств фонда социального страхования в коммерчес-кий банк было внесено 400
тыс.лей, а доход от этого вклада был незаконно переведен на ее счет.
Счетная палата на основании анализа результатов проверок при-шла, к выводу,
что Социальный фонд не принял необхо-димых мер для своевременной выплаты
пенсий, многие ресурсы использовал не по назначению. Таким образом,
организационно-финансовая система пенсионного –обеспечения переживает
глубокий кризис, причины воз-никновения кото-рого носят многоплановый
характер. В этой ситуации повышение страховых тарифов не сможет решить
проблемы стабильного финансирования пенсион-ного обеспечения, поскольку оно
тяжелым бременем ля-жет на плечи законопослушных работодателей и заст-
рахованных лиц, численность которых неуклонно снижае-тся. По мнению
специалистов, для того, чтобы повысить размер пенсии до уров-ня 70% от
средней заработной платы по стране, размер отчислений на социальное
страхование должен быть увеличен до 46% от фонда оп-латы труда. Поэтому
целесообразно отдать предпоч-тение коренному реформированию системы
пенсиони-рования, которое предполагает оптимизацию условий и норм
пенсионного обеспечения, повышение уровня пен-сий за счет
перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования. В этой
связи большое зна-чение приобретает зарубежный опыт реформирования
пенсионного обеспечения,в результате чего многие стра-ны стали располагать
весьма рациональными пенсион-ными системами. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В последние годы в Западной Европе проблеме социаль-ной защищенности лиц
пожилого возраста уделяется особое внимание, поскольку стоимость жизни
растет, а число лиц пожилого возраста увеличивается более быстрыми темпами,
чем численность остальных возрастных категорий. Принципы выплаты пенсии по старости в странах Европейского Союза в общих
чертах совпадают: . существует обязательное и добровольное страхование; . финансирование обязательного страхования осуществляется за счет взносов наемных работников и работодателей; . пенсии назначаются по достижении определенного возраста (в последние годы наметилась тенденция к его повышению), допускается досрочный выход на пенсию; . размер пенсии зависит от уровня средней заработной платы и продолжительности страхового стажа, сущес-твуют верхний и нижний пределы размера пенсий; . при минимальной пенсии возникает право на дополнительную социальную помощь; . пенсии могут назначаться и без учета страховых взносов; . размер пенсии увеличивается, если получатель содержит иждивенцев ; . помимо государственных, действуют частные пенсионные программы, важную роль играют государ-ственные субсидии из общих налогов; . право граждан на социальную защищенность в старости законодательно закреплено.
Таким образом, как по источникам финансирования, так и по другим
компонентам пенсионных систем западно-европейских стран имеются
существенные различия. Это в основном объясняется неодинаковыми
историческими условиями развития этих стран и разной степенью актив-ности
борьбы трудящихся и профсоюзов за формирова-ние справедливых систем
социальной защиты. Имеет значение и такой объективный фактор, как состав
насе-ления, определяющий «бремя содержания иждивенцев», различающееся для
трудящихся в каждой стране: если работа-ющий в Гермаии содержит, кроме
себя, еще в среднем 0,44 иждивенца, то в Ирландии - 0,62. В боль-шинстве
развитых стран аккумулирование средств стра-ховых фондов базируется на
принципе распределения, в соответствии с которым поступившие в данном году
отчи-сления (как и государственные субсидии) расходуются в этом же году на
выплату пенсий и пособий всем нуждаю-щимся в них, тем самым они также
защищаются от инф-ляции. Однако при таком принципе финансирования, осо-
бенно в странах, где удельный вес обязательных отчис-лений от заработной
платы преобладает в поступлениях средств в страховые фонды, объем имеющихся
в их рас-поряжении ресурсов непосредственно зависит от уровней занятости и
заработной платы, их темпов, а также соот-ношения между работающим
населением и пенсионера-ми.
С середины 70-х годов замедление темпов экономически-ми развития и роста
заработков, высокий уровень безра-ботицы (безработные не платят взносов в
страховые фонды, как и предприниматели за них) привели к умень-шению
поступлений в фонды социального страхования, тогда как их расходы быстро
увеличивались не только в силу улучшения социального законодательства, но и
вследствие роста численности безработных и пенсио-неров. Существенные
изменения в соотношении между пенсионерами и работающим населением в
сторону уве-личения доли первых усугубляют дефицит ресурсов пен-сионных
фондов, поскольку они должны выплачивать пенсии растущему числу пенсионеров
в течение более продолжительного времени при неизменном или незна-чительно
возрастающем количестве работающих. Прогнозы относительно ухудшения этого
соотношения в конце нынешнего и особенно в первые десятилетия XXI в.
вызывают глубокую озабоченность исполнительной власти, ученых и
специалистов западных стран. И хотя в наибольшей мере давление пенсионных
расходов на пенсионное обеспечение будет ощущаться в первой чет-верти
следующего столетия, многие страны в 80-90-е го-ды начали проводить
реформирование своих пенсионных систем. Например, в Австрии, Испании, чтобы
понизить пенсионные расходы, установили жесткую связь между размерами
взносов и пенсий, в Австралии уменьшили размер пенсий для лиц с
относительно высокими дохо-дами. В Японии в результате реформы пенсионной
сис-темы максимальный размер пенсии понижен с 70 до 68 процентов заработной
платы (за вычетом премий).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|