Меню
Поиск



рефераты скачать Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран

p> С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков. Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и уменьшению роли административных методов регулирования. Это, в свою очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной степени укрепило независимость центральных банков.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включают в себя:
- определение направлений развития денежно-кредитной политики;
- выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
- создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
- проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики;
- составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Не менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулирование спроса и предложения на кредит и иностранную валюту, осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынке. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные действия. Аналогичный характер имеют интервенционные операции на валютном рынке.

Контроль за функционированием кредитно-банковской системы – одна из контрольных функций центрального банка – обусловлен необходимостью поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих кредитно-банковских институтов.

Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и
Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка.
Несмотря на это центральный банк самым тесным образом связан с ними, принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно- банковских учреждений совместно с другими институтами. Так ФРС США осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения, уполномоченными органами штатов.

Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования.

Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависит прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути либерализации валютного контроля.

Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и безналичных расчетов – одна из обслуживающих функций центрального банка.

Первоначально деятельность центрального банка в этой сфере ограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежная эмиссия и в настоящее время составляет основу деятельности всех центральных банков). В дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный банк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных отношений.
Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки призваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма безналичных расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участие центральных банков в платежных системах не является обязательным – некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих систем.

Другая обслуживающая функция центрального банка – кредитование кредитно- банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах.

Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета.
Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов.
Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится не к основным, а к дополнительным.

Еще одна обслуживающая функция центрального банка – выполнение им роли финансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетов и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых странах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений.

Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся: управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др.

Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных.

Большинство центральных банков осуществляют исследования экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки публикуют подробные результаты проведенных исследований (федеральные резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Англии и т.д.).

Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банк
Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, Банк
Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании,
Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.

Задача всех центральных банков – выпуск в обращение банкнот и обеспечение их циркулирования на территории страны. При этом лишь немногие центральные банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот.

Отдельные центральные банки осуществляют связи с небанковской клиентурой и предоставляют общественные услуги. Все центральные банки поддерживают корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны, другими центральными банками и международными финансовыми организациями.
Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются второстепенными.

Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг коллективного пользования. В целях улучшения функционирования банковской системы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторые центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр.
3. Организация денежного обращения.
3.1. Денежно-кредитная эмиссия.

Эмиссия банкнот. Центральные банки наделены исключительным правом на выпуск банкнот в обращение.

Эмиссия банкнот является старейшей и одной из важнейших функций центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения. На ранних этапах становления кредитных систем наряду с центральными эмиссию банкнот осуществляли коммерческие банки, используя механизм как один из источников мобилизации капитала. В процессе централизации банкнотной эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации их в центральные банки право на выпуск банкнот закрепилось за одним банком – центральным.

В некоторых странах (Франция, Южная Корея и др.) помимо эмиссии банкнот центральные банки осуществляют чеканку монет различного достоинства.

Монополия центрального банка на эмиссию банкнот обычно распространяется на всю территорию страны. Исключением является Великобритания, где 3 крупнейших шотландских банка также уполномочены осуществлять денежную эмиссию. При этом выпускаемые ими банкноты должны быть на 100% обеспечены депонированными в Банке Англии денежными средствами или его банкнотами.

О значимости центральных банков как эмиссионных центров свидетельствует наличие в каждом из них специального подразделения, непосредственно осуществляющего эмиссионно-кассовую работу, в ведении которого находится типография, печатающая банкноты.

Центральные банки развитых стран нередко занимаются не только производством банкнот, но и их дизайном. Они уделяют большое внимание таким вопросам, как долговечность банкнот и разработка способов защиты их от подделки. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства и на особой бумаге.

Продажа банкнот банкам осуществляется по номиналу, однако в некоторых странах в случае предоставления центральным банком дополнительных услуг может взиматься комиссия. Так, Банк Норвегии устанавливает комиссию за поставки банкнот, пригодных для использования в автоматических кассовых аппаратах, а также за особым образом упакованные монеты.

В настоящее время только в Бельгии и США сохранилось формальное разделение выпускаемых в обращение бумажных денег на казначейские и банковские билеты, разница между которыми заключается лишь в характере эмиссии и обеспечения. Банковские билеты (банкноты) эмитируются в центральном банке и, как правило, имеют обеспечение в форме его активов, основными статьями которых обычно являются официальные валютные резервы, государственные и прочие ценные бумаги, а также кредиты банковским институтам, предоставленные под залог ценных бумаг. В различных странах вопрос обеспечения банковской эмиссии решается по-разному: в одних странах определяются характер обеспечения и, следовательно, косвенные пределы бумажно-денежной эмиссии; в других государствах оговариваются пределы фидуциарной эмиссии, хотя обычно они отсутствуют. Например, в Южной Корее центральному банку не предъявлено требование поддерживать минимальный уровень обеспечения денежной массы в соответствии с объемом золотовалютных резервов. В то же время в Великобритании после того как в 1928 г. казначейские билеты были приравнены к банкнотам Банк Англии получил право на фидуциарную эмиссию в пределах установленного лимита, который мог быть превышен лишь с санкции Казначейства.

Депозитная эмиссия. Под эмиссионной деятельностью центрального банка подразумевается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме, однако в более широком смысле слова она означает пополнение денежного обращения всеми видами денежных средств, обусловливающих увеличение совокупного денежного оборота.

Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег и лишь отчасти участвует в кредитной эмиссии. Выпуск денег в обращение центральным банком осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, покрытия дефицита государственного бюджета, покупки им ценных бумаг и иностранной валюты. По мере увеличения кредитных вложений и инвестиций центрального банка происходит рост его кредитных ресурсов.
Отличие центрального банка от других кредитных институтов состоит в том, что он сам создает для себя ресурсы кредитования. Остальные банковские учреждения в процессе своих кредитно-расчетных операций в основном перераспределяют созданные центральным банком денежные средства.
Возможности коммерческих банков самостоятельно создавать средства крайне ограничены, поскольку они могут осуществлять безналичные платежи, предоставлять кредиты и получать наличные деньги только в пределах остатков средств на своем расчетном счете в центральном банке. Вместе с тем зачастую коммерческие банки участвуют в «создании депозитов». Например, баланс коммерческого банка составляет 100 млн. долл. Если 10 млн. долларов выделяется на покупку ценных бумаг, то величина актива формально не изменится, поскольку будет иметь место перенесение суммы в 10 млн. долл. из одного вида актива в другой. Одновременно пассив возрастет на 10 млн. долл. и, следовательно, банк может увеличить активные операции на эту сумму, вследствие чего баланс составит 110 млн. долл.

Ограниченность депозитной эмиссии коммерческих банков обусловлена возможностями их кредитной деятельности в пределах собственных и привлеченных средств. Кроме того, ограничителем является необходимость держать часть средств в форме депозитных резервных требований в центральном банке.

Существуют и другие источники «создания» безналичных денег коммерческими банками, возникшие в результате развития различных форм кредитных операций, систем денежных переводов и ускорения обращения денег.

Несмотря на имеющиеся возможности, коммерческие банки сами сдерживают депозитную эмиссию, опасаясь возможности повышения риска ликвидности и банкротства. Со своей стороны, центральные банки жестко контролируют депозитную эмиссию посредством установления различных нормативных показателей.

3.2. Качественная и количественная характеристики совокупного денежного оборота.

Совокупный денежный оборот включает в себя налично-денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

По мере развития форм товарного обмена и платежно-расчетных отношений качественный состав и структура совокупного денежного оборота претерпевали постоянные изменения. До середины XIX века наибольший удельный вес в его объеме составляли наличные деньги, причем до 2/3 – золотые и серебряные монеты. В результате развития кредитных форм обращения, и прежде всего системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента постепенно сокращалась и в 1913 г. едва превышала 15%; удельный вес золотых монет был еще меньше.

В настоящее время налично-денежное обращение играет незначительную роль.
За исключением Италии и Португалии, практически во всех странах мира налично-денежная масса не превышает 5-10% объема совокупного денежного оборота. Сохранение наличной денежной массы в обращении в условиях высокого уровня развития безналичных расчетов объясняется прежде всего стремлением населения вывести свои денежные доходы из-под контроля налоговых служб.

Во всех развитых странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы образуют единое целое. В случае необходимости любой экономический агент в процессе осуществления операций может использовать как наличные деньги, так и безналичные платежные средства.

Количество денег необходимых для обращения. Между потребностями хозяйственного оборота в деньгах и их количеством в обращении существует устойчивая связь, нарушение которой приводит к обесценению национальной денежной единицы, диспропорциональному развитию хозяйства и расстройству всей системы сложившихся отношений.

Размер денежной массы, необходимой для обслуживания хозяйственного оборота, зависит от целого ряда факторов, причинно-следственная связь между которыми была установлена К. Марксом, сформулировавшим закон денежного обращения: количество денег, необходимых для обращения, изменяется прямо пропорционально сумме цен товаров, в том числе проданных в кредит, а также наступившим платежам за вычетом взаимопогашаемых обязательств, и обратно пропорционально скорости обращения денег. Этот закон денежного обращения может быть представлен следующей формулой:

PQ – k + a - b

(( ((((((((((((,

V где М – количество денег, необходимых для обращения;

PQ – сумма цен реализованных товаров и услуг; k – сумма цен товаров, проданных в кредит; а – наступившие платежи; b – взаимопогашаемые обязательства;

V – скорость оборота одноименной денежной единицы.

Закон был сформулирован применительно к условиям металлического стандарта. Его действие распространялось и на обращение бумажных денег, но только разменных на металл. В условиях металлического стандарта денежная масса стихийно приспосабливалась к объему товарооборота. С отходом от золотого стандарта автоматический механизм приспособления перестал действовать. Это вызвало необходимость выявления новых факторов, учитываемых при определении количества денег, необходимых для обслуживания хозяйственного оборота.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.