Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран
    смотреть на рефераты похожие на "Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран"  кафедра “Банковский менеджмент”  курсовой проект  по теме:  “Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран.” выполнил: Лаврищев А. П. ____________
проверил:  Содержание 
1. Введение 
......................................................................…..….. 
….....…................................. 3 
2. Статус, формы организации и функции центральных банков 
……....................................3  2.1. Статус центральных банков 
...........................…..........…..…..…............................... 
…. 3  2.2. Формы организации центральных банков 
.…................................…………….............. 7  2.3. Функции центральных банков 
.......….....................................................…………….. 18 
3. Организация денежного обращения 
…......................................................................……. 
21  3.1. Денежно-кредитная эмиссия 
...…........................................................................ 
...……. 21  3.2. Качественная и количественная характеристики совокупного денежного оборота 
...........................................………. 22  3.3. Регулирование денежного оборота 
.....................................................................………. 
24 
4. Денежно кредитное регулирование 
.......................................................................………..  25  4.1. Регулирование официальной учетной ставки 
...................................................……….. 26  4.2. Минимальные резервные требования 
...............................................................……….. 28  4.3. Операции на открытом рынке 
.................................................................…….....…... 
..... 31 
5. Рефинансирование кредитно-банковских институтов 
........................................…..…….. 33  5.1. Учетные кредиты …………………………………………………………………….……. 34  5.2. Ломбардные кредиты ……………………………………………………………………... 36  5.3. Краткосрочные (корректирующие) и среднесрочные кредиты ……………….…..…... 
36 
6. Выполнение функции финансового агента правительства 
..................................…….….. 38  6.1. Кредитование государства 
............................................................................ 
.....…..…… 38  6.2. Кассовое исполнение бюджета 
...........................................................................… 
….… 39 
7. Проведение валютной политики 
..........................................................................…… 
…... 40 
8. Регулирование банковской деятельности и контроль 
..........................................……….. 41  8.1. Организация банковского надзора в США и Великобритании 
........................……..… 41 
9. Заключение 
............................................................................ 
...............................………… 43 
10. Список литературы 
............................................................................ 
................………..... 47 1. Введение.  Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие
развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую
роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск
действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики
предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с
рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная
политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет
сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой
регулирующих мероприятий, оказывая им
оперативнуюРоссииРРоРРРРРвлууалуHHHHHH и гибкую поддержку. В связи с этим
большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков,
являющихся основными проводниками официальной денежно - кредитной политики. 
Отсюда вытекает актуальность рассмотрения зарубежных центральных банков в
качестве примеров успешного функционирования банковской системы. По сути
дела, двухуровневая банковская система начала свое существование в России в 
1991 году. Тогда как в зарубежных развитых странах развитие банковских
систем насчитывает десятки, а в некоторых и сотни лет. Примеры успешной
деятельности очень полезны для рассмотрения в условиях российской
действительности. Целью этой работы является выяснение причин кризисов 
1995, 1998 годов. И выяснение необходимости реформирования российской
банковской системы и центрального банка в частности. 
2. Статус, формы организации и функции центральных банков.  Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно
недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между
центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. 
Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления
капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс
централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. 
Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного
права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или
национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его
главенствующему положению в кредитной системе.  Первый национальный банк - шведский “Риксбанк” - был создан в 1668 г.
на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк 
Англии. Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных
знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -
например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и
промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю. 
Центральные банки в их современном виде возникли в XIX веке. В настоящее
время практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако,
между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями
политического и финансово-экономического развития стран базирования. 
2.1. Статус центральных банков.  Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый
статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от
имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,
в государственной собственности, центральный банк наделен правом
распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от
государственного банка, имущество которого контролируется государством.  Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в
правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о
банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как
правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального
банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его
организационно правовой статус, функции, процедура назначения высшего
руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной
банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального
банка как эмиссионного института страны.  Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого
банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми
властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.  Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как
правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, 
Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью
капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются
коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения 
(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании
органов управления центрального банка.  Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами
государственной власти существенно различаются в развитых странах. 
Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух
моделей: 
- ЦБ выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-
кредитной политики; 
- ЦБ независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в
проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны
правительственных органов.  Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В
большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой
используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным
банком при определенной степени его независимости.  В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и 
Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. 
В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или
министерству финансов.  В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых
странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным
банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,
консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей
и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства
финансов и центрального банка совместных заявлений.  При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен
только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или
решения правительства. В странах, в которых центральные банки
непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных
процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы
оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели
денежно-кредитной политики.  Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных
банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США
представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а
центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих
стран ежегодно. 
Независимость центральных банков от исполнительной власти. Выполнение
юридически возложенной на центробанк главной цели его деятельности -
обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени
его независимости от исполнительной власти. Причем независимость
центрального банка от правительства подразумевает две ее формы:
политическую и экономическую.  Политическая независимость - это автономия (самостоятельность)
центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;
экономическая независимость - самостоятельность центрального банка являются
определение порядка назначения членов его руководящего органа или
управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны
правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в
том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные
средства правительству для финансирования государственных расходов и
оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для
экономической независимости центрального банка имеет значение характер
осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение
административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее
вмешательство правительства в принятии решений банком, ущемляет автономию
последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень
политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью
некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как
наличие формальных организационных связей между центральным банком и
правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать
фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из
проведенных исследований степени независимости центральных банков с
использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной
взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким
уровнем инфляции.  Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что
независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами: 
- независимость от правительственных органов. Это условие является
обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания
правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен,
поскольку будет испытывать давление со стороны правительства; 
- личная независимость членов органов управления центрального банка. 
Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в
том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их
повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной
независимости; 
- юридический статус банка, который определяется, в частности,
возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем
сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость
центрального банка.  Важным фактором, определяющим возможности центробанка поддерживать
стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными
органами власти которые повышают степень доверия последних к действиям
центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения
стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может
содействовать периодически представляемая парламенту отчетность
центрального банка о своей деятельности.  Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в
различных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в
проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии 
Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в законе о Бундесбанке (1957
г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать
экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний. 
Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую
информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в
работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего
органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для
обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета
может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае
необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.  При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики 
Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его
действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики
правительства.  Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти
располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны
президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет
ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную
политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения
председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются
президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации
проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть
охарактеризована как “независимая внутри правительства”.  Одним из наименее независимых центральных банков является Банк 
Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о 
Банке Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В
соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на
деятельность банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии
наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа - 
Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной
политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально
ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту. 
Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое
уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных
консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений 
Казначейства и центрального банка.  Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую
зависимость от правительства при проведении денежно-кредитной политики. 
Административно он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям
созданного при последнем Межминистерского комитета по кредитам и
сбережениям. Банк Италии выступает как правительственный консультант.  Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны
централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно
юридически более зависим от правительства. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 
   
 |