Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран
смотреть на рефераты похожие на "Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран" кафедра “Банковский менеджмент” курсовой проект по теме: “Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран.” выполнил: Лаврищев А. П. ____________
проверил: Содержание
1. Введение
......................................................................…..…..
….....…................................. 3
2. Статус, формы организации и функции центральных банков
……....................................3 2.1. Статус центральных банков
...........................…..........…..…..…...............................
…. 3 2.2. Формы организации центральных банков
.…................................…………….............. 7 2.3. Функции центральных банков
.......….....................................................…………….. 18
3. Организация денежного обращения
…......................................................................…….
21 3.1. Денежно-кредитная эмиссия
...…........................................................................
...……. 21 3.2. Качественная и количественная характеристики совокупного денежного оборота
...........................................………. 22 3.3. Регулирование денежного оборота
.....................................................................……….
24
4. Денежно кредитное регулирование
.......................................................................……….. 25 4.1. Регулирование официальной учетной ставки
...................................................……….. 26 4.2. Минимальные резервные требования
...............................................................……….. 28 4.3. Операции на открытом рынке
.................................................................…….....…...
..... 31
5. Рефинансирование кредитно-банковских институтов
........................................…..…….. 33 5.1. Учетные кредиты …………………………………………………………………….……. 34 5.2. Ломбардные кредиты ……………………………………………………………………... 36 5.3. Краткосрочные (корректирующие) и среднесрочные кредиты ……………….…..…...
36
6. Выполнение функции финансового агента правительства
..................................…….….. 38 6.1. Кредитование государства
............................................................................
.....…..…… 38 6.2. Кассовое исполнение бюджета
...........................................................................…
….… 39
7. Проведение валютной политики
..........................................................................……
…... 40
8. Регулирование банковской деятельности и контроль
..........................................……….. 41 8.1. Организация банковского надзора в США и Великобритании
........................……..… 41
9. Заключение
............................................................................
...............................………… 43
10. Список литературы
............................................................................
................………..... 47 1. Введение. Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие
развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую
роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск
действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики
предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с
рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная
политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет
сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой
регулирующих мероприятий, оказывая им
оперативнуюРоссииРРоРРРРРвлууалуHHHHHH и гибкую поддержку. В связи с этим
большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков,
являющихся основными проводниками официальной денежно - кредитной политики.
Отсюда вытекает актуальность рассмотрения зарубежных центральных банков в
качестве примеров успешного функционирования банковской системы. По сути
дела, двухуровневая банковская система начала свое существование в России в
1991 году. Тогда как в зарубежных развитых странах развитие банковских
систем насчитывает десятки, а в некоторых и сотни лет. Примеры успешной
деятельности очень полезны для рассмотрения в условиях российской
действительности. Целью этой работы является выяснение причин кризисов
1995, 1998 годов. И выяснение необходимости реформирования российской
банковской системы и центрального банка в частности.
2. Статус, формы организации и функции центральных банков. Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно
недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между
центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.
Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления
капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс
централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках.
Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного
права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или
национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его
главенствующему положению в кредитной системе. Первый национальный банк - шведский “Риксбанк” - был создан в 1668 г.
на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк
Англии. Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных
знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -
например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и
промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю.
Центральные банки в их современном виде возникли в XIX веке. В настоящее
время практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако,
между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями
политического и финансово-экономического развития стран базирования.
2.1. Статус центральных банков. Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый
статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от
имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,
в государственной собственности, центральный банк наделен правом
распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от
государственного банка, имущество которого контролируется государством. Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в
правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о
банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как
правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального
банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его
организационно правовой статус, функции, процедура назначения высшего
руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной
банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального
банка как эмиссионного института страны. Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого
банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми
властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как
правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания,
Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью
капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются
коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения
(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании
органов управления центрального банка. Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами
государственной власти существенно различаются в развитых странах.
Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух
моделей:
- ЦБ выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-
кредитной политики;
- ЦБ независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в
проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны
правительственных органов. Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В
большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой
используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным
банком при определенной степени его независимости. В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и
Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам.
В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или
министерству финансов. В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых
странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным
банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,
консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей
и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства
финансов и центрального банка совместных заявлений. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен
только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или
решения правительства. В странах, в которых центральные банки
непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных
процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы
оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели
денежно-кредитной политики. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных
банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США
представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а
центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих
стран ежегодно.
Независимость центральных банков от исполнительной власти. Выполнение
юридически возложенной на центробанк главной цели его деятельности -
обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени
его независимости от исполнительной власти. Причем независимость
центрального банка от правительства подразумевает две ее формы:
политическую и экономическую. Политическая независимость - это автономия (самостоятельность)
центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;
экономическая независимость - самостоятельность центрального банка являются
определение порядка назначения членов его руководящего органа или
управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны
правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в
том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные
средства правительству для финансирования государственных расходов и
оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для
экономической независимости центрального банка имеет значение характер
осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение
административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее
вмешательство правительства в принятии решений банком, ущемляет автономию
последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень
политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью
некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как
наличие формальных организационных связей между центральным банком и
правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать
фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из
проведенных исследований степени независимости центральных банков с
использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной
взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким
уровнем инфляции. Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что
независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:
- независимость от правительственных органов. Это условие является
обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания
правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен,
поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
- личная независимость членов органов управления центрального банка.
Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в
том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их
повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной
независимости;
- юридический статус банка, который определяется, в частности,
возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем
сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость
центрального банка. Важным фактором, определяющим возможности центробанка поддерживать
стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными
органами власти которые повышают степень доверия последних к действиям
центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения
стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может
содействовать периодически представляемая парламенту отчетность
центрального банка о своей деятельности. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в
различных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в
проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии
Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в законе о Бундесбанке (1957
г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать
экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний.
Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую
информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в
работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего
органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для
обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета
может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае
необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства. При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики
Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его
действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики
правительства. Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти
располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны
президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет
ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную
политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения
председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются
президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации
проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть
охарактеризована как “независимая внутри правительства”. Одним из наименее независимых центральных банков является Банк
Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о
Банке Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В
соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на
деятельность банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии
наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа -
Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной
политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально
ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту.
Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое
уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных
консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений
Казначейства и центрального банка. Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую
зависимость от правительства при проведении денежно-кредитной политики.
Административно он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям
созданного при последнем Межминистерского комитета по кредитам и
сбережениям. Банк Италии выступает как правительственный консультант. Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны
централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно
юридически более зависим от правительства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|