Меню
Поиск



рефераты скачать Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран

p> Банки – члены ФРС обязаны держать свои резервы либо в наличной форме, либо в форме депозитов в федеральном резервном банке своего округа. Они обязаны также выкупать по паритету все полноценные чеки, а также участвовать в клиринговых операциях ФРС.

Важным преимуществом членства в ФРС является возможность стать клиентом федерального резервного банка, то есть банка банков своего округа, и пользоваться всеми его услугами. Если размеры кредитов, получаемых в частном банке, ограничиваются объемом его ресурсов, то при обращении банка
– члена ФРС в федеральный резервный банк такое ограничение фактически отсутствует, поскольку федеральный резервный банк (ввиду наличия гибкого механизма перелива средств между отдельными звеньями ФРС) может пользоваться финансовыми ресурсами всей ФРС.

Банки, не являющиеся членами ФРС, но поддерживающие деловые отношения с банками – членами этой системы, косвенно пользуются услугами ФРС в области кредитно-чекового обращения, клиринга и т.д. Такое сотрудничество банков – аутсайдеров с ФРС обусловило образование специальных клиринговых банков, имеющих право проводить клиринговые операции на равных основаниях с банками
– членами ФРС непосредственно через механизм ФРС. Таким образом, и в организационном, и в функциональном плане ФРС сочетает элементы централизма и определенной самостоятельности на местах при заметном преобладании первого.

Немецкий федеральный банк использует более высокую по сравнению с ФРС США степень централизации. Становление системы центрального банка Германии после второй мировой войны на первых порах отражало политическое положение страны, и, главным образом, деление ее территории на оккупационные зоны. У военной администрации западных зон вначале отсутствовало единое мнение о модели построения центрального банка: США считали наиболее приемлемым вариант ФРС, а Великобритания признавала оптимальной структуру банка
Англии.

В результате процесс формирования центрального банка произошел стихийно, снизу, на уровне оккупационных зон. В 1946-1947 гг. в американской и французской оккупационных зонах появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС. В 1948 г. были учреждены 4 центральных банка земель в британской зоне. Такие структуры, однако, не способствовали решению экономических проблем Германии: инфляция достигла таких масштабов, что привела к натуральному обмену, падению капиталовложений, росту безработицы. Без создания нормально функционирующего центрального банка стало невозможным оздоровление денежного обращения и экономики, поэтому в марте 1948 г. в соответствии с законом западных оккупационных властей был образован Банк немецких земель.
В правовом отношении этот банк являлся дочерним банком юридически самостоятельных центральных банков земель, однако в совокупности эти кредитные институты представляли собой более или менее единую систему. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Поддерживать деловые отношения с частными нефинансовыми учреждениями и физическими лицами ему было запрещено. Наряду с учетными и ломбардными операциями он устанавливал нормы минимальных резервных требований для частных банков. Вначале Банк немецких земель был лишен права эмиссии, – позднее оно было предоставлено ему специальным законом.

Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В ст. 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие в 1949 г., предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 г., когда был специально принят закон о Немецком федеральном банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния центральных банков земель с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях; при этом наименование центральных банков земель было сохранено.

По конституции Германии Бундесбанк представляет собой институт, осуществляющий единую денежно-кредитную и эмиссионную политику.
Деятельность Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль.

Сложившаяся система Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры банка (схема 3). Руководящими органами Банка являются:
- Совет центральных банков (расположенный в Бонне);
- Совет директоров (расположенный во Франкфурте-на-Майне);
- Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.

Совет центральных банков и Совет директоров приравнены к центральным органам исполнительной власти (федеральному министерству), а правления центральных банков земель (ландесцентральбанков) – к органам исполнительной власти в федеральных землях.

Схема 3. Организационная структура Бундесбанка

Совет центральных банков является высшим органом Бундесбанка; в его состав входят президент Бундесбанка (председатель Совета), вице- президент (заместитель председателя Совета), члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков. Федеральный принцип построения Бундесбанка проявляется в том, что в Совет центральных банков входят как назначаемые центром члены Совета директоров, так и представители регионов, чьи кандидатуры выдвигаются правительствами земель. На заседаниях Совета центральных банков, которые проводятся 1 раз в 2 недели, решения принимаются простым большинством голосов. Совет определяет денежно- кредитную и валютную политику Бундесбанка, издает директивы, касающиеся руководства и управления банком, разграничивает области компетенции других органов банка, если это не предписано самим законом о Федеральном банке.

Совет директоров – высший исполнительный орган Бундесбанка, ответственный за практическую реализацию решений Совета центральных банков.
Совет директоров отвечает за:
- операции с государством и его денежными фондами;
- операции с кредитными учреждениями на всей территории страны;
- валютные операции;
- операции на открытом рынке.

В состав Совета директоров входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка. Члены Совета директоров назначаются на срок 8 лет президентом Германии по предложению правительства и по представлению Совета центральных банков. Члены Совета директоров по закону не могут быть отозваны до истечения срока их полномочий, что обеспечивает личную независимость и защищенность высшего руководства
Бундесбанка.

С 1 ноября 1992 г. в соответствии с изменениями внесенными в Закон о
Бундесбанке от 1992 г., организационная структура Немецкого федерального банка была изменена в соответствии с государственным устройством объединенной Германии. Количество центральных банков земель было уменьшено с 11 (по количеству федеральных земель) до 9.

Ландсцентральбанки функционируют в регионах, примерно равных по экономическому потенциалу, охватывающих одну или несколько федеральных земель. Эти 9 центральных банков, полномочия 5 из которых распространяются на регионы, охватывающие 2 или 3 федеральные земли, осуществляют операции в рамках региона под свою ответственность. Закон о Бундесбанке позволяет ландсцентральбанкам осуществлять операции с местными органами власти, а также с кредитными учреждениями их регионов.

Центральные банки земель имеют филиалы в крупных населенных пунктах.
На 1 ноября 1992 г. насчитывалось 190 таких филиалов, в том числе 15 – в новых землях Федерации. Основными задачами филиалов являются контроль за соблюдением требований к минимальным резервам кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, а также осуществление безналичных расчетов.

Руководство ландсцентральбанками осуществляется правлением, в состав которого входят президент, а в более крупных центральных банках земель – и один член правления. Назначение президентов ландсцентральбанков производится в том же порядке, как и членов Совета директоров Бундесбанка, с тем отличием, что их назначение производит президент Германии по предложению не федерального правительства, а Федерального совета (палаты парламента), который, со своей стороны, обязан руководствоваться предложениями правительства земли. Такая процедура позволяет избежать давления со стороны федерального правительства при назначении руководителей центральных банков земель. Вице-президенты и члены правления ландсцентральбанков назначаются на должности президентом Бундесбанка по предложению Совета центральных банков. Однако в этом Совете, в заседаниях которого они могут принимать, они не имеют права голоса.

При ландсцентральбанках созданы также советы, состоящие из представителей банковской системы страны, различных отраслей экономики и лиц, работающих по найму. Задачей каждого Совета является обсуждение с президентом центрального банка земли и с правлением вопросов денежно- кредитной политики и конкретных мер по ее реализации в федеральных землях.
Советы выполняют функции совещательного органа, с помощью которого
Бундесбанк поддерживает в федеральных землях постоянный контакт с банковскими учреждениями и кредитополучателями. Членов советов назначает президент Бундесбанка по предложению соответствующих правительств земель.

Правовые отношения членов директората Бундесбанка, а также правлений ландсцентральбанков регулируются соответствующими договорами с Советом центральных банков и требуют одобрения федерального правительства.

Таким образом, Немецкий федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью.

Европейская валютно-экономическая интеграция и перспективы создания
Европейской системы центральных банков. Принципы организации ФРС США и
Немецкого федерального банка нашли определенное отражение в решениях о создании Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

В настоящее время осуществляется постепенный переход от сформировавшейся в рамках «общего рынка» системы координации денежно- кредитной политики государств – участников Европейского союза (ЕС, преемник
ЕЭС) к единой денежно-кредитной политики государств, входящих в этот Союз.
В подписанном в декабре 1991 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) Договоре о
Европейском союзе предусмотрено трехэтапное создание валютно-экономического союза, конечной целью которого является замена национальных денежных единиц одной валютой – «евро» и образование Европейского центрального банка (ЕЦБ), проводящего единую денежно-кредитную и валютную политику.

На первом этапе, начавшемся 1 июля 1990 г., страны - члены ЕС разработали «программы конвергенции», нацеленные на сближение и улучшение показателей экономической деятельности в этих странах: уменьшение уровня инфляции, сокращение бюджетного дефицита, а также на участие в механизме установления обменных курсов в рамках Европейской валютной системы.

В ходе нынешнего, второго, этапа создания валютно-экономического союза, начавшегося 1 января 1994 г., был образован Европейский валютный институт (ЕВИ), занимающийся технической и процедурной подготовкой к учреждению ЕЦБ. При этом за проведение экономической, денежно-кредитной и валютной политики по-прежнему полную ответственность несут национальные органы.

С переходом к третьему этапу – с 1 января 1997 г. до 1 января 1999 г.
– тем странам, которые будут соответствовать строгим экономическим критериям для вступления в валютно-экономический союз, предстоит отказаться от суверенитета своих национальных банков и стать членом ЕСЦБ, более децентрализованной, чем ФРС США и Немецкий федеральный банк. В состав ЕСЦБ войдут ЕЦБ и национальные банки стран – участниц ЕС. Главной задачей ЕЦБ будет проведение совместной денежно-кредитной политики. На третьем этапе предполагается замена национальных валют единой европейской валютой.

В уставе ЕСЦБ определено, что совместная денежно-кредитная политика будет направлена, прежде всего, на поддержание стабильности цен и ориентирована на принципы рыночной экономики.

Правомочные органы ЕСЦБ должны действовать независимо от указаний каких-либо инстанций ЕС или его стран – участниц.

Важным пунктом Маастрихтского договора является запрещение финансирования центральным банком дефицитов государственных бюджетов стран
– членов ЕС.

Руководство ЕСЦБ будут осуществлять Исполнительный комитет и Совет управляющих. В состав Исполнительного комитета войдут 6 человек, назначаемых Европейской комиссией (политическим руководством ЕС) совместно с ЕЦБ сроком на 8 лет (без права повторного назначения).

Совет управляющих ЕСЦБ будет состоять из 12 руководителей национальных центральных банков и 6 членов Исполнительного комитета.
Решения будут приниматься простым большинством голосов, за исключением вопросов, касающихся управления капиталом и доходами ЕЦБ, которые потребуют наличия квалифицированного большинства голосов.

Совет управляющих ЕСЦБ (ее высший орган) будет определять общие направления денежно-кредитной политики, в частности устанавливать нормы минимальных резервов и уровень процентных ставок. Совет и от его имени
Исполнительный комитет будут уполномочены давать соответствующие инструкции национальным центральным банкам. ЕЦБ сможет использовать все инструменты денежно-кредитной политики, обеспечивающие регулирование деятельности банков и контроль, а также будет нести ответственность за состояние системы безналичных расчетов и платежей в рамках ЕС.

Национальные центральные банки утратят свои нынешние прерогативы в области денежно-кредитной политики и превратятся фактически в «агентства»
ЕСЦБ. Вместе с тем они по-прежнему будут осуществлять надзор и контроль за банковской системой в своих странах и аналитико-исследовательскую работу; сохранят некоторую самостоятельность при осуществлении интервенций на зарубежных валютных рынках, рефинансировании банковской системы и пр.; будут управлять валютными резервами своих стран, поскольку в общий фонд ЕЦБ предполагается передать только 25% совокупных официальных валютных резервов государств – членов ЕС.

В настоящее время довольно сложно прогнозировать ход развития европейской валютной интеграции, так как показатели ряда стран не соответствуют критериям перехода к валютно-экономическому союзу, что тормозит продвижение к достижению зафиксированных в Маастрихтском договоре целей. Возможно, введение общеевропейской валюты произойдет не ранее 2002 г., поскольку страны – участницы ЕС смогут выполнить условия конвергенции лишь к 199 г., после чего потребуется не менее 3 лет для перехода на единую валюту. Несмотря на имеющиеся трудности, многие центральные банки, например
Бундесбанк, категорически выступают против любого ослабления критериев
Маастрихтского договора в целях ускорения процесса интеграции.
2.3. Функции центральных банков.

Среди многообразных функций центральных банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка – сохранение стабильности национальной денежной единицы, - и дополнительные, соответствующие решению этой задачи.

Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральными банками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие. К регулирующим функциям относятся:
- управление совокупным денежным оборотом;
- регулирование денежно-кредитной сферы;
- регулирование спроса и предложения на кредит.
Контрольные функции включают в себя:
- осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы;
- проведение валютного контроля.
Обслуживающие функции заключаются в:
- организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков;
- кредитовании банковских учреждений и правительства;
- выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.

Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной политики.

Характер проводимой центральным банком денежно-кредитной политики во многом зависит от степени его независимости от правительства, которая может быть большей или меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.