p> Следует отметить, что при сравнительно небольших масштабах операции на
открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное
воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного
обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется
возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры
денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в
действенное средство регулирования состояния денежного обращения и
экономики в целом.5. Рефинансирование кредитно-банковских институтов. Первоначально политика рефинансирования банковских институтов
центральным банком использовалась исключительно для оказания воздействия на
состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений
наряду с первичным предназначением рефинансирование все активнее стало
использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим
банкам. Центральные банки постепенно превратились в кредиторов последней
инстанции и стали выполнять функции банка банков. Кредитно-банковские
институты, испытывающие временные финансовые затруднения, получили
возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты
рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных
средств и в результате использования заимствований у центрального банка. В
этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма
защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения
истощенных резервов. Однако доступ к этим кредитам не является свободным, а
рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов
рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего
от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения
кредитополучателя. Практически все кредитно-банковские институты развитых стран
используют возможность рефинансирования в центральном банке. несколько
иначе складывается картина в развивающихся государствах. Формально
дисконтная политика декларирована их центральными банками, однако
практически не применяется. Чтобы механизм рефинансирования коммерческих
банков мог оказать существенное влияние на динамику внутреннего кредита,
необходимо наличие высокой степени интегрированности национальных денежных
рынков и значительной зависимости кредитно-банковских институтов от
финансовой помощи центрального банка. В развивающихся странах эта
зависимость фактически отсутствует, поскольку расположенные на территории
кредитно-банковских институтов отделения и филиалы иностранных банков, как
правило, прибегают к финансовой поддержке материнских компаний, а
национальные банки имеют достаточно крупные избыточные резервы, которые им
необходимы для аграрных стран. Несмотря на наличие вышеуказанных препятствий, по мере развития
денежно-кредитных отношений в развивающихся государствах диапазон политики
рефинансирования и масштабы ее использования постепенно возрастают – этому
способствует расширение круга экономических агентов, так или иначе
зависящих от финансовых средств центральных банков. Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты
(в отдельных странах – и небанковские кредитные учреждения). Кредиты
рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим
временные финансовые трудности. В случаях когда деятельность потенциального
кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются
лишь после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии
данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений
на обращение в центральный банк за кредитами рефинансирования, как правило,
являются не только форма их организации, но и уровень платежеспособности. Кредиты рефинансирования различаются в зависимости от: - формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); - сроков использования (краткосрочные – на 1 или несколько дней – и среднесрочные – на 3-4 месяца); - методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральными банками через аукционы); - целевого характера (корректирующие и сезонные кредиты).
5.1. Учетные кредиты. Учетные (дисконтные) карты – это ссуды, предоставляемые центральным
банком кредитно-банковским институтам под учет векселей. Иными словами,
учетные кредиты выдаются центральным банком посредством покупки у кредитно-
банковских учреждений векселей до истечения их срока. В большинстве стран мира центральные банки переучитывают векселя,
предоставляемые коммерческими банками и другими кредитными институтами, без
посредников. Однако в Великобритании, Канаде, ЮАР и Сингапуре посредниками
между центральным банком и банковскими институтами выступают дисконтные
дома, имеющие монопольное право на учет коммерческих векселей в центральном
банке. Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету,
определенные требования относительно их видов, сроков действия, наличия и
характера поручительства и т.д. В законе о центральном банке каждой страны
дается подробный перечень этих требований. В Италии, например, к переучету
в центральном банке принимаются только коммерческие векселя, срок действия
которых не превышает 4 месяца. В Германии Бундесбанк уполномочен покупать у
банков и продавать им наряду с коммерческими векселями также казначейские
векселя со сроком действия до 3-х месяцев, а также векселя федераций,
земель, особых фондов федераций, например компенсационного фонда и др.
Согласно действующему в США Федеральному резервному акту банкам – членам
ФРС наряду с учетом коммерческих и казначейских векселей предоставлено
право получения ссуд для пополнения своей резервной базы под собственные
векселя. К переучету в центральных банках допускаются только векселя, имеющие
поручительство гарантов, финансовое положение которых отвечает
предъявляемым требованиям. Так векселя, учитываемые банком Италии, должны
иметь поручительство двух, а векселя, учитываемые Бундесбанком – трех
платежеспособных гарантов. При этом гарантом могут являться лишь
юридические лица, оценка финансового состояния которых произведена на
основе их годового баланса. Общая сумма ссуд центральных банков, предоставляемых под учет
векселей, лимитируется на конкретную сумму. В Германии рамки учетного
лимита устанавливает Совет федерального банка. Для каждого отдельного
кредитного института федеральный банк определяет нормативный лимит, основой
для расчета которого служат собственные средства кредитного учреждения.
Если данный кредитный институт является акционером или пайщиком другого
кредитного учреждения, для которого установлен учетный лимит, то кредитный
лимит для первого института подлежит сокращению. При установлении
кредитного лимита во внимание принимается удельный вес кратко- и
среднесрочных кредитных операций с небанковскими учреждениями в общем
объеме кредитных операций вышеуказанных институтов. И, наконец, учитывается
количество векселей, находящихся в распоряжении кредитного института и
подлежащих учету. При расчете кредитного лимита используется единый для
всех кредитных институтов мультипликатор, величина которого зависит от
общей суммы лимита учета. Исходя из вышеперечисленных факторов для каждого
кредитного института определяется индивидуальный кредитный лимит, срок
действия которого ограничивается одним годом. В зависимости от имеющихся у центрального банка задач в области
денежно-кредитной политики уровень учетных лимитов либо понижается, либо
повышается. При повышении уровня лимита расширяется объем учетных кредитов.
В условиях ограниченной ликвидности банки стремятся расширить использование
учетных кредитов как менее дорогостоящих по сравнению с ломбардными
кредитами. Повышая уровень лимита, центральные банки стремятся выровнять
финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или
увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста
денежной массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает
проведение центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики,
а интерпретируется как «техническое» регулирование банковской ликвидности. Как правило, на все виды векселей, учитываемые в центральном банке,
распространяются единые учетные ставки. Однако в некоторых странах
допускаются отклонения от данной практики – так, в Германии в отдельные
периоды действовали льготные учетные ставки на определенные виды векселей. В Дании и Германии кредитно-банковские институты в дополнение к
кредитам под учет векселей, предоставляемым в рамках установленного лимита
по официальной учетной ставке, используют нелимитированные кредиты по
рыночным ставкам. Распространенность учетных кредитов как метода рефинансирования
банковских институтов на различных этапах экономического развития отдельных
стран была неодинаковой. В Италии, например, до 60-х гг. этот метод
рефинансирования был доминирующим. В дальнейшем вследствие заметного
сокращения объема кредитов, предоставляемых с помощью переводного векселя,
данный способ рефинансирования стал применяться крайне редко, по существу
лишь в аграрном секторе экономики.
5.2. Ломбардные кредиты. Ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в
банке ценных бумаг. В узком смысле слова термин «ломбардные кредиты»
означает краткосрочные кредиты, предоставляемые центральным банком
кредитно-банковским институтам под залог ценных бумаг для удовлетворения их
временных потребностей в заемных средствах. Как и учетные кредиты,
ломбардные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в
целях регулирования банковской ликвидности. В качестве залога обычно применяются коммерческие и казначейские
векселя, государственные облигации и другие обязательства, то есть
практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном
банке разработан перечень принимаемых в залог ценных бумаг. Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка.
Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных
кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные
в центральном банке ценные бумаги, однако если кредиты не погашаются в
срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации
ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с
начисленными процентами. Размеры ломбардных кредитов зависят от вида залога. Например, в
Германии под те виды ценных бумаг, которые включены в Перечень ценных
бумаг, принимаемых в залог федеральным банком (Ломбардный перечень).
Бундесбанк предоставляет ломбардные кредиты в размере до 9/10 номинальной
стоимости указанных ценных бумаг, а под все прочие – до ѕ их курсовой или
номинальной стоимости. Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Взимаемая за них
процентная ставка, как правило, на 1% превышает официальную учетную ставку
центрального банка и изменяется одновременно с ней. Вместе с тем в Германии
разница между учетной и ломбардной ставками в отдельные периоды достигала
4% и более, а в США составляла лишь 0,55. Однако в любом случае ломбардная
ставка превышает учетную. Ломбардные кредиты могут быть предоставлены на срок от 1 дня до 4
месяцев. В Италии, например, ломбардные кредиты выдаются сроком на 4
месяца, а по договоренности этот срок может быть продлен. В случае
необходимости приостановить предоставление этих кредитов на неограниченный
срок Банк Италии обязан за 2 дня до замораживания кредита известить
кредитополучателя о своем намерении.
5.3. Краткосрочные (корректирующие) и среднесрочные кредиты. Исходя из критерия срочности кредиты рефинансирования центрального
банка разделяются на краткосрочные (сроком на 1 или несколько дней) и
среднесрочные (на 3-4 месяца). Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования имеют
краткосрочные кредиты, зачастую однодневные, которые центральные банки
предоставляют лишь в том случае, если коммерческие банки не могут изыскать
кредиты на межбанковском рынке, тем самым вынуждая их приспосабливаться к
экономическим и финансовым обстоятельствам, не прибегая постоянно к
регулярным кредитам центрального банка. Такого рода краткосрочные кредиты
получили название корректирующих. Корректирующие кредиты становятся наиболее распространенными в периоды
кредитного «голода». Они предоставляются, как правило, для корректировки
финансового положения банка, ухудшение которого было обусловлено резким,
непредсказуемым уменьшением депозитов, либо возникновением временных
трудностей при получении кредитов из обычных источников, а также (в
отдельных случаях) для удовлетворения повышенного спроса на банковские
кредиты. Корректирующие кредиты не могут быть использованы в спекулятивных
операций или финансирования сомнительных инвестиций. Например, в США они не
могут направляться на финансирования ссуд на федеральном фондовом рынке,
приобретение ценных бумаг, погашение задолженности частным кредиторам или
использоваться во избежание приобретения средств на более дорогостоящем
денежном рынке. При предоставлении корректирующих кредитов принимаются во внимание
такие факторы, как задолженность данного кредитного учреждения по отношению
к его суммарным депозитам, особые обстоятельства, оказывающие влияние на
его нынешнее финансовое состояние, а также конкретные действия,
предпринимавшиеся им с целью получения средств из других источников. Корректирующие кредиты центральных банков, как правило, доступны
прежде всего для банковских институтов. Однако, в США, например, активными
получателями корректирующих кредитов помимо депозитных банков являются
ссудосберегательные ассоциации и сберегательные банки – члены Федеральной
системы банков по кредитованию жилищного строительства. Многие кредитные
союзы также имеют право прибегать к заимствованиям у ФРС, однако они должны
сначала обратиться за кредитами в «свои» соответствующие кредитные системы. Краткосрочные корректирующие кредиты предоставляются под гарантию
ценных бумаг, преимущественно государственных. В Италии, где они получили
название «кредиты на оговоренный срок», они предоставляются на период от 1
до 22 дней при максимальном сроке 32 дня. Погашение данного вида кредитов
может осуществляться либо по частям, либо полностью по истечении срока их
действия. В Италии данный вид кредитов является наиболее распространенным и
используется только для покрытия непредвиденных потребностей коммерческих
банков в финансовых средств. Особое место в практике центральных банков занимают сверхкраткосрочные
однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских
балансов. Данный вид кредитов относится к дорогостоящим, поскольку
однодневные кредиты предоставляются по более высоким процентным ставкам. Кредиты более длительного срока пользования выдаются центральными
банками кредитным учреждениям, которые не имеют прямого выхода на
национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых
средствах или же острый недостаток в кредитных ресурсах вследствие
долгосрочного характера своих активов. В случае использования сезонных кредитов центрального банка
потенциальный заемщик обязан представить доказательства сезонного характера
потребности в кредитах. При этом часть своих сезонных потребностей он
должен покрыть за счет собственных ресурсов. К учреждениям, широко использующим сезонные кредиты центрального
банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего
сельского хозяйства. Для некоторых из них сроки предоставления сезонных
кредитов могут исчисляться несколькими месяцами. Кредиты более длительного срока использования выдаются кредитным
институтам, испытывающим финансовые трудности вследствие форс-мажорных
обстоятельств. Удовлетворение запросов на кредит в этом случае будет
зависеть от возможности исправить сложившееся положение, реальности
возврата ссуды в установленный срок, размера возможного ущерба вследствие
банкротства данного учреждения. Этими видами кредита пользуются кредитные учреждения, испытывающие
проблемы с ликвидностью продолжительного характера, которые возникают
вследствие ухудшения состояния денежного рынка. К ним относятся кредитные
институты, в структуре активов которых преобладают долгосрочные требования
и которые испытывают трудности с ликвидностью в периоды повышения
процентных ставок на рынках краткосрочных кредитов.
6. Выполнение функции финансового агента правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства,
центральные банки осуществляют операции по размещению и погашению
государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведение текущих
счетов правительства, надзор за хранением, выпуском и изъятием из обращения
монет и казначейских билетов, а также перевод валютных средств при
осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|