Меню
Поиск



рефераты скачать Структурные преобразования в экономике России

p> Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, представляются следующие. Во-первых,опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги .

Специально стоит сказать об опыте Японии и Германии по мобилизации государством ресурсов частного сектора для финансирования инвестиций в приоритетных сферах экономики. Так, Японский банк развития в 50-х годах для решения задач долгосрочного кредитования промышленности осуществлял принудительную продажу своих облигаций коммерческим кредитным учреждениям.
В Германии на основе принятого в 1952 г. Закона об инвестиционной помощи промышленные предприятия всех отраслей, за исключением металлургической и угольной, а также электростанций и государственных предприятий, должны были приобрести на определенную сумму государственные облигации. За счет полученных от 132 тыс. предприятий средств были профинансированы в форме долгосрочных кредитов 187 крупных промышленных предприятий угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, газо- и водоснабжения, вагоностроения.

Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер, направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий, а значит и развития ими собственного производства, является, по моему убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и общеэкономического кризиса.В числе указанных мер центральными могли бы стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и
«Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную массу российских предприятий к разработке и реализации планов перспективного развитня, предусматривающих коренную организационную и техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении, материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной, состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев.
Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее важные для страны предприятия в участию в ней через механизм банкротства, одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с помошью внешнего управления и санации.

Государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций, предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы —
«Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой окупаемостью.

4.Использование внешнеэкономических связей

для решения задач структурных преобразований

В сложном механизме противоречивого влияния внешнеэкономических связей на структурные преобразования четко различаются две главные составляющие.
Первая — это спонтанные воздействия объективного характера, обусловленные начавшимся после десятилетий самоизоляции вхождением экономики страны в открытое глобальное экономическое пространство. Эти воздействия осуществляются в основном через традиционные каналы внешней торговли
—экспорт и импорт. Особенно велико влияние импорта, которым помимо внешнеторговых фирм, различных коммерческих структур и производственных предприятий активно занимаются около 10 млн.«челноков». Массированный импорт широкого круга товаров потребительского и производственного назначения, сдерживаемый лишь спросовыми ограничениями и довольно низкими таможенными тарифами, выполняющими преимущественно фискальные функции, способствует насыщению внутреннего рынка и активизации хозяйственного оборота. В то же время он безусловно тормозит развитие многих отраслей хозяйства, замораживает деформированную структуру российской экономики.
Сохранению структурных диспропорций способствует и российский экспорт, в котором доминируют сырье и малообработанные материалы. Вторая составляющая представляет собой воздействия, определяемые целенаправленными усилиями государства и субъектов хозяйствования по использованию внешнеэкономических связей в интересах структурной перестройки и устойчивого экономического роста. Речь идет о современных формах международного сотрудничества и делового партнерства (МСДП) на межгосударственном и микроэкономическом уровнях. Использование этих форм обеспечивает возможность поступления в страну высококачественных материальных, финансовых, информационных и интеллектуальных ресурсов путем получения кредитов и безвозмездной технической помощи, иностранных инвестиций, развития международной хозяйственной кооперации, импорта технологий, и Др.

Значение внешнеэкономических ресурсов, мобилизуемых странами для хозяйственного развития, трудно переоценить. Выступая катализатором экономического роста, они способствуют осуществлению прогрессивных структурных сдвигов, созданию новых отраслей промышленности, укреплению позиций национальных производителей на мировых рынках. В условиях глубоких экономических кризисов их значение многократно возрастает. Активное и комплексное использование внешнеэкономических ресурсов сыграло, как известно, исключительно важную роль в послевоенном восстановлении экономики стран Западной Европы и Японии, а также в преодолении отсталости и быстром подъеме ряда «новых индустриальных государств». В контексте мирового опыта неотъемлемой составной частью так необходимой сегодняшней России новой структурно-инвестиционной политики должна стать внешнеэкономическая стратегия, нацеленная на содействие решению задач структурной перестройки.
Главным здесь представляется обеспечение притока внешнеэкономических ресурсов к приоритетным инвестиционным проектам и федеральным программам, и в первую очередь к программам «Реструктурирование» и «Эффективный проект», о которых говорилось выше.

В условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство целью реструктурирования предприятий является организация на основе использования передовой техники и технологии высокоэффективных производств конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи с помощью МСДП могли бы эффективно решаться такие вопросы реструктуризации(что сегодня очень актуально), как разработка бизнес-планов, технико-экономических обоснований и стратегий развития предприятий, реорганизация их систем управления, техническое перевооружение производства, налаживание выпуска конкурентоспособной продукции. Каждое из таких решений может осущвствляться самостоятельно путем использования тех или иных комбинаций отдельных фирм МСДП. Достигаемая при этом максимальная диверсификация источников и механизмов финансирования выступает одним из важнейших факторов жизнеспособности проекта и надежным залогом его успешной реализации. Особое значение для подъема российской экономики имеют модели полного реструктурирования крупнейших предприятий с одновременной апробацией в рамках одного проекта основных форм МСДП включая консалтинговые услуги, международные кредиты, иностранные инвестиции. международную хозяйственную кооперацию, импорт технологий и др. По своему функциональному назначению такие начинания были бы аналогичны известным
«большим проектам», сыгравшим чрезвычайно важную роль в модернизации экономики Франции в 60-е годы (речь идет, в частности о пректах «Конкорд»,
«Аэробус», «Ариан»). Отбор российских предприятий для подобного ресттруктурирования, разумеется, должен быть достаточно жестким. В их число было бы целвсообразно включить наиболее передовые в техническом отношении предприятия, имеющие солидные экспортный потенциал и входящие в состав какой-либо финансово-промышленной группы. Последнее обстоятельство придает проекту дополнительную устойчивость.

Наряду с этим на более широком круге предприятий следует отрабатывать отдельные элементы маделей реструктурирования. При этом должна быть активно задействована и программа «Эффективный проект». Первостепенного внимания здесь заслуживает подготовка бизнес-планов, технических обоснований и стратегий перспективного развития. Для выполнения этой работы могут быть привлечвны ведущие зарубежные консалтинговые фирмы, многие из которых уже обосновались в России. Получить консалтинговые услуги мирового уровня российские предприятия могут сегодня практически на бесплатной основе — в случае финансирования за счет программ технической помощи, которые осуществляются у нас международными организациями— Европейский Союз, ВБ и
ЕБРР, а также правительствами ряда зарубежных стран — США,Англии, Германии,
Голландии, Японии и др.

Наиболее крупной и детально проработанной из этих программ является осуществляемая ЕС в странах СНГ программа ТАСИС. Наряду с этим ЕС совместно с ЕБРР создал ряд венчурных фондов, призванных не только оказывать консультативную помощь но и привлекать к инвестиционным проектам зарубежные частные и государственные инвестицни. Учредителям-инициаторам инвестиционных проектов следует иметь в виду, что разработанный или одобренный крупнейшими консалтинговыми фирмами мира бизнес-план является своего рода «визитной карточкой» проекта, открывающей доступ к международным финансовым ресурсам.

Другой важнейший элемент инвестиционного проекта — строительно- монтажные работы, финансирование которых может осуществляться с помощью таких форм МСДП, как иностранные инвестиции, зарубежныекредиты, международный лизинг строительного оборудования и др. Мировой опыт показывает, что исходным пунктом функционирования проекта может стать выпуск акций компании, создаваемой для реализации провкта. Эти акции, с одной стороны, укрепляют его финансовую базу, с другой — выступают для потенциальных кредиторов одной из форм его обеспечения.

В целом на стадии строительно-монтажных работ внешние ресурсы через различные механизмы заимствования следует использовать для приобретения таких строительных машин и материалов.которыми Россия не располагает. Само же строительство должно финансироваться за счет средств отечественных инвесторов. Вместе с тем крайне важно использовать современные методы финансирования, практикуемые в условиях рыночной экономики. И здесьв первую очередь необходимо внедрять широко применяемую за рубежом схему, в соответствии с которой инициаторы проекта могут использовать для финансирования строительства заемные средства, получаемые под залог и земельного участка, на котором располагается проектируемый объект, и строящегося здания. Прорыв в этом направлении уже состоялся: «Столичный банк сбережений» выдал кредит для строительства в Москве офисного здания под залог права на застройку земель-

ного участка".

Техническое перевооружение производства как ключевой элемент проекта реструктурирования предприятия может осуществляться за .счет займов международных экономических организаций, межправитсльстнснных и коммерческих валютных кредитов, международного финансового лизинга, прямых и портфельных иностранных инвестиций.

Наконец, для большинства проектов реструктурирования российских предприятий центральной проблемой является организация эффективного производства конкурентоспособной продукции. Эта проблема сложна для любой страны, и для нашей в особенности, поскольку нова. Плановая экономика, весьма слабо реагирующая на сигналы мирового рынка и не испытывающая особых хлопот на рынке внутреннем ввиду постоянного дефицита товаров и услуг, могла о

конкурентоспособности не заботиться. В условиях же формируемой в России открытой рыночной экономики решение находить необходимо. В рамках реализации проектов реструктурирования предприятий это предполагает широкое использование внешнеэкономических ресурсов, частично уже осуществляющееся по следующим направлениям.

Во-первых, — путем выпуска хорошо известной в мире продукции зарубежных компаний на основе приобретения лицензионных прав, развития франчайзинга, сборки готовой продукции из импортных узлов и деталей с намерением постепенно увеличивать в ней долю отечественных компонентов. Во- вторых, — посредством оснащения собственной продукции импортными комплектующими, резко повышающими качество и технический уровень изделия. В- третьих, — через организацию совместного производства продукции по образцам зарубежного партнера.

Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства. Решение этой задачи может быть успешным лишь при коренном изменении государственной инвестиционной политики, тесном взаимодействии и всестороннем равноправном деловом сотрудничестве с мировым сообществом.

Основные тенденции в российской экономике в 1992-1996 гг.

Ретроспективный анализ развития российской экономики показывает, что постепенное замедление темпов экономического роста сопровождающееся устойчивым снижением эффективности использования основных факторов производства наблюдалось уже со второй половины 70-х годов. Именно в этот период в наибольшей степени проявилось несоответствие состояния производственно-технологического аппарата сложившимся пропорциям инвестиционной поддержки базовых секторов экономики. Усилились диспропорции в сфере производства, потребления и финансирования, снизилась инновационная активность производителей. Структурный кризис национального хозяйства явился следствием объективных процессов развития и влияния долговременных разрушительных тенденций функционирования российской экономики как закрытой, директивно управляемой системы. Восстановление темпов экономического роста предполагало необходимость проведения кардинальной реформы экономики, актуализировало поиск новых форм и инструментария экономического регулирования.

Экономическая ситуация на первом этапе реформ формировалась под влиянием нескольких групп факторов:

1)факторов, обусловленных структурной деформированностью и технологической отсталостью российской экономики, ее ориентацией на экстенсивное использование ресурсов и сохранением высокой внеэкономической нагрузки;

2)факторов, направленных на перестройку традиционных государственно- политических и экономических структур и наиболее активно проявившихся в конце 80-х и начале 90-х годов;

3)факторов, связанных с реализацией радикальной реформы народного хозяйства в 1992г., либерализацией хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, бюджетной и кредитной политикой.

Если первая группа факторов в основном определяла инерционность экономических процессов, то действие других оказывало более активное воздействие на изменение структуры экономики.

В 1992г. экономическая ситуация оставалась довольно сложной в силу значительных макроэкономических диспропорций и трудностей, неизбежно возникающих на начальных этапах перехода к рыночной экономике.

Сокращение совокупного объема производства было обусловлено целым рядом факторов, включая падение уровня внутреннего платежеспособного спроса, связанное с уменьшением реальных доходов в результате либерализации цен в январе 1992г., а также медленной адаптацией производителей к новым ценовым пропорциям. Существенное влияние оказывало нарушение традиционных экономических связей со странами Восточной Европы и государствами СНГ, а также сокращение инвестиций и расходов на оборону.

После скачка цен, связанного с их либерализацией в январе 1992г., наметилось постепенное замедление темпов инфляции по месяцам. Однако к середине года эта тенденция изменилась и в период с октября 1992г. по март
1993г. месячные темпы инфляции составляли 20-25%. Увеличение темпов инфляции начиная с середины 1992г. было связано с изменением кредитно- денежных ограничений, финансовая политика стала менее жесткой. Центральный
Банк России резко увеличил объем целевых кредитов сектору государственных предприятий по субсидируемым процентным ставкам и значительно расширил кредитование центральных банков стран СНГ; одновременно он финансировал растущий дефицит федерального бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.