Структурные преобразования в экономике России
смотреть на рефераты похожие на "Структурные преобразования в экономике России" ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ. 1.Цели структурных преобразований Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является
важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно
планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта
перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового
хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание
качественно обновленной системы производительных сил. Суть обновления в
том, чтобы она была адекватна реальным потребностям общества, базировалась
на современных прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать
в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Накопленные российской экономикой за предшествующие годы структурные
деформации многочисленны и разнообразны. Они отражены, во-первых, в
отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой промышленности и военно-
промышленного комплекса, отставании производственной и социальной
инфраструктуры, разбухании незавершенного строительства и др. Во-вторых, в
технологической структуре производства: вследствие того, что прежняя
экономика отторгала технологические инновации, значительная, если не
преобладающая, часть наших предприятий имеет морально устаревшую
материально-техническую базу, не позволяющую рассчитывать на успешную деятельность в условиях рынка. В-третьих, — в техническом уровне и
качестве выпускаемой продукции, что было обусловлено замкнутостью советской
экономики, отсутствием в ней конкуренции и других институциональных
механизмов, способных блокировать выпуск и реализацию низкокачественных
товаров. В-четвертых, — в размерной структуре производства —доминировании
крупных и сверхкрупных предприятий при почти полном отсутствии малых. В-
пятых, — в системе существовавших между предприятиями хозяйственных связей,
которые устанавливались в централизованном порядке и практически без учета
их влияния на издержки производства и конечные результаты деятельности. Таким образом, правомерно полагать, что по своему содержанию
структурная перестройка должна преследовать цели: изменения прежних
отраслевых пропорций; коренной технической модернизации производства;
обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции; формирования новой
размерной структуры экономики; рационализации системы хозяйственных связей.
Суть всех этих преобразований в конечном счете состоит в адаптации
производительных сил общества к требованиям рыночной экономики, активно
включенной в мирохозяйственные связи. 2.Формы, факторы и направления структурных преобразований Структурные адаптации, вызываемые научно-техническим прогрессом,
конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-
политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой
экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме.
Негативные адаптации проявляются в сокращении производства и инвестиций,
остановке, закрытии и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых,
нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной
системы. Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и
капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в
формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных
звеньев,состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды. Практика системной трансформации плановой экономики в рыночную
показывает, что возможны две полярные модели структурной перестройки, в
которых по-разному сочетаются процессы негативной и позитивной адаптации.
Первая из этих моделей, характерная, в частности, для Китая, отличается
тем, что превалируют процессы позитивной адаптации: растут объемы
производства, инвестиций, экспорта; создаются современные предприятия,
оснащенные передовой технологией; происходит приток крупных
капиталовложений из-за рубежа; повышается уровень реальных доходов
населения. Что касается России, то она, как и другие европейские страны,
ранее входившие в СССР и СЭВ, демонстрирует вторую модель. Здесь в ходе
многолетних реформ доминируют процессы негативной адаптации, среди которых
особенно важен спад производства. В ряде пост-социалистических государств
он к настоящему времени уже сменился постепенным ростом с выходом из
экономического кризиса. В нашей же стране, в гораздо большей степени
отягощенной грузом структурных деформаций, экономический спад продолжался,
хотя в начале 96-ого сменился незнацительным ростом с последующим
замедлением его темпов, а с 17 августа 98-ого вообще принял отрецательное
значение. Среди факторов, 'определяющих характер национальных моделей
структурных трансформаций, следует выделить, во-первых, обусловливающее их
содержание институциональных реформ. Во-вторых, —технологии реформирования. К преобразованию плановой экономики в рыночное хозяйство существуют,
как известно, два принципиальных подхода эволюционное реформирование и
«шоковая терапия». Стратегия эволюционного реформирования, один из примеров
реализации по которому идет Китай, исходит из необходимости избегать
рисков, связанных с глубокими общественными изменениями, и обеспечивать
политическое согласие в стране. Проведение этой стратегии в жизнь позволяет
сохранить в стабильном состоянии основные параметры хозяйственной среды —
уровни цен, спроса и доходов. Это помогает предприятиям сравнительно
безболезненно адаптироваться к новым условиям, а государству —
сосредоточиться на самих реформах, не затрачивая огромных усилий и ресурсов
на стремление стабилизировать расшатывающееся народное хозяйство. Сами по
себе методы реформирования, используемые в Китае, не являются единственной
причиной быстрой модернизации его экономики в последние годы. Однако их
вклад в общий успех реформ, несомненно, весьма значителен. По пути «шоковой терапии» пошли вначале государства Восточной Европы,
а затем и наша страна. Смысл избрания этого пути виделся в том, чтобы
минимизировать сроки перехода к рыночной экономике, добившись одновременно
его политической необратимости. Однако за попытки быстрее добиться
поставленной цели приходится расплачиваться резкой дестабилизацией
экономики, приводящей к глубокому общехозяйственному кризису, который
иногда называют трансформационным спадом. В России он продолжался около
пяти лет. За 1992—1995 гг. объем нашего ВВП уменьшился на 42%, промышленной
продукции —на 43, капитальных вложений — на б6%. Резко ухудшилось
финансовое положение предприятий, огромных масштабов достигли неплатежи.
Катастрофически острой стала проблема сбора в бюджет налогов.Стремительно
взлетевшие цены уничтожили сбережения населения, оборотные средства и
амортизационные накопления предприятий. Снизился уровень жизни россиян,
особенно малообеспеченных и лишенных сколько-нибудь надежной защиты слоев.
Над трудящимися, как дамоклов меч, висит угроза массовой безработицы,
особенно после августовского кризиса. Факты таким образом, свидетельствуют о том, что в нашей стране
произошел беспрецедентный для мирного времени хозяйственный спад. Он не мог
не вызвать кардинальный сдвиг в системе приоритетов государственной
экономической политики. К двум «штатным» задачам системной трансформации
экономики, связанным с осуществлением институциональных реформ и
структурной перестройки, добавился комплекс требующих самого
безотлагательного решения задач по достижению финансовой, экономической и
социальной стабилизации. Понятно, что в данных условиях именно этот
комплекс стал для государства наиболее важным; проблемы же
институциональных реформ отошли на второй план, а структурной перестройки —
уже на третий. Ключом к возрождению и новому развитию нашего народного хозяйства
являются, бесспорно, инвестиции. Они необходимы как для преодоления спада и
активизации хозяйственной жизни в стране, так и для структурной перестройки
и последующего экономического подъема. В сформировавшемся в ходе реформ
механизме оборота общественного капитала важнейшими звеньями выступают
государство, финансовый и реальный сектора экономики. Действие этого
механизма до последней поры было таково, что оно тормозило рост сбережений
и создавало труднопреодолимые препятствия на пути их трансформации в
производительные капиталовложения. Это проявляется в следующем. Государство
за годы реформ резко сократило финансирование инвестиций. К этому толкала,
с одной стороны, сама логика институциональных преобразований, нацеленных
на разгосударствление экономики, а с другой, — крайняя необходимость
решения задач экономической стабилизации. Кроме того, государство серьезно
ослабило инвестиционный потенциал финансового рынка своим массированным
вторжением на этот рынок посредством высокодоходных государственных
краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа(ГКО, ОФЗ). Не
способствовала росту капиталовложений и налоговая политика государства,
сосредоточенная преимущественно на фискальных функциях и в весьма малой
степени стимулирующая производителей и инвесторов. Финансовый сектор в процессе реформ быстро набирал обороты,
приумножая капиталы в результате расширения операций в сфере краткосрочного
кредитования и торговли, купли-продажи валюты, ценных бумаг и недвижимости,
а также различного рода посреднических услуг.Накапливаемые в финансовом
секторе значительные ресурсы, однако, лишь в крайне малых дозах
инвестировались в реальный сектор с его вялотекущей деловой активностью,
высокими рисками и низкой капиталоотдачей. Да и эти по сути мизерные
инвестиции направлялись в ограниченный круг наиболее эффективных проектов,
связанных преимущественно с развитием экспортоориентированных производств. Инвестирование ресурсов финансового сектора обычно осуществляется
двумя путями — через долгосрочное кредитование при помощи портфельных
инвестиций. Продвижению по первому из этих путей препятствуют высокие
процентные ставки по кредитам. Портфельные же инвестиции осуществляются
путем сделок с ценными бум агам и на фондовом рынке. Его реальными и
потенциальными участниками являлись около 2600 коммерческих банков, почти
600 инвестиционных фондов, более 500 негосударственных пенсионных фондов,
около 3000 страховых компаний. Говоря о возможностях российского фондового
рынка, нельзя не иметь в вицу, что он сильно перекошен: обороты
государственных ценных бумаг вдесятеро превосходили обороты корпоративных. Реальный сектор, столкнувшийся в процессе реформ с клубком сложнейших
проблем, находится, как общепризнано, в состоянии глубокого упадка. Главная
беда здесь, очевидно, в том, что большая часть предприятий получивших в
результате приватизации полную хозяйственную самостоятельность, не
ориентировалась на то, чтобы перестроиться в соответствии с требованиями
точной экономики. Объясняется такое положение серьезными просчетами в
политике привазации, утратой контроля за деятельностью директората,
незавершенностью процессов легитимизации собственности. Новые собственники
приватизированных предприятий, получившие их диетически бесплатно, уже по
чисто психологическим причинам не могут ощущать себя их полноправными и
законными владельцами. А потому многие из них вместо поиска инвестиций и
путей реорганизации систем управления и производства используют активы
подконтрольных предприятий для занятий различными «теневыми» и
«полутеневыми» операциями. В результате ресурсы реального сектора
перекачиваются в финансовый сектор или за границу . Возможности использования предприятиями реального сектора рынка ценных
бумаг для финанснрования инвестиций чрезвычайно малы, хотя в стране в ходе
реформ создано около 30 тыс. акционерных предприятий. Причина проста:
крайне узок круг предприятий, акции которых были ликвидны. В этот круг
входят отдельные предприятия нефтегазовой, металлургической и автомобильной
промышленности, связи, а также пароходства, электростанции, лесопромышленые
комбинаты. Кроме того, значительная часть корпоративных акций приобретается
не стратегическими инвесторами, рассчитывающими на долгосрочное деловое
партнерство, а финансовыми, полностью нацеленными на получение
спекулятивного дохода. В нынешних кризисных условиях процессы структурной перестройки
российской экономики, инициируемые в первую очередь институциональными
преобразованиями, так или иначе идут по следующим направлениям. Прежде всего происходят существенные сдвиги в отраслевой структуре
общественного производства. Однако лидерами при этом становятся не те
отрасли, что растут быстрее других (как при нормальном экономическом
развитии), а те, в которых спад производства меньше среднего. Такого рода
сдвиги, как свидетельствует мировой опыт, не отражают глубинных тенденций в
развитии производительных сил и во многих случаях носят временный,
обратимый характер. Именно так обстоит дело с рядом произошедших за
последние годы структурных сдвигов в российской промышленности; яркий
пример —рост удельного веса добывающей промышленности при снижении доли
машиностроения в общем объеме промышленного производства. Вместе с тем можно отметить и некоторые фундаментальные структурные
изменения, которые представляются необратимыми. Одним из них является
наблюдающийся в последние годы рост доли услуг в валовом внутреннем
продукте страны, причем в 1994 г. доля услуг впервые превысила долю
товаров. Особенно динамично расширяются позиции торговли и общественного
питания, финансов, кредита и страхования. Другим важнейшим такого рода
сдвигом следует считать резкое сокращение объемов и удельного веса в ВВП
продукции военно-промышленного комплекса. К числу изменений, которые могут считаться необратимыми, есть
основания отнести так же преобразования в размерно-организационной
структуре производства. На одном ее полюсе формируется быстро растущая
сфера малого предпринимательства, в составе которой на начало 1996
г.насчитывалось более 900 тыс. предприятий с общим числом занятых в 14 млн.
человек. В 1995 г. на этих предприятиях было произведено 9% общего объема
промышленной продукции, выполнено около 1/3 подрядных работ строительных
организаций, реализовано 20% всего розничного товарооборота . На
противоположном полюсе идет интенсивный процесс самоорганизации россииского
капитала на базе интеграции промышленных, финансовых, торговых и других
предприятий. Она основывается на деловых связях, договорах и отношениях
собственности и приводит к созданию адекватных рыночной экономике крупных
хозяйственных структур — финансово-промышленных групп (ФПГ). К середине
1996 г. в России было официально зарегистрировано 35 таких групп.Помимо них
в стране активно действуют сотни ФПГ, участники которых предпочитают не
оформлять свои отношения официально. Развитие ФПГ, должно было
способствовать значительному укреплению инвестиционного потенциала
российской экономики, осуществлению в ней прогрессивных структурных
сдвигов, формированию рациональных связей, повышению конкурентоспособности
отечественного производства . Тем не менее при всей значимости оправданных позитивных перемен,
происходивших до недавнего времени в российской экономике под воздействием
реформ, нельзя утверждать, что уже нашли решение основные задачи
структурной перестройки. Они связаны прежде всего с необходимостью коренной
модернизации большей части предприятий, а таковая может быть обеспечена
только путем крупномасштабных инвестиций, на что сегодня расчитывать опять
не приходиться. Следовательно, чтобы приступить к полноценной структурной
перестройке экономики, необходимо возобновить нормальный инвестиционный
процесс, а именно восстановить к себе доверие у мерового сообщества. Пока
этого не произошло, говорить об успехах подобного рода перестройки
преждевременно. 3.Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса Каковы же реальные пути преодоления инвестиционного кризиса и
осуществления на этой основе масштабной структурной перестройки российской
экономики? На этот важнейший вопрос есть наиболее общий и краткий ответ: в
стратегии государственной хозяйственной политики необходимо усилить те
направления, которые обеспечивают создание прочных предпосылок устойчивого
экономического роста в долгосрочной перспективе. Мировой опыт последних
десятилетий свидетельствует: если страны, испытывающие острый экономический
кризис, заведомо не могут выйти из него в приемлемые сроки о помощью
механизмов рыночного регулирования, государство резко усиливает прямое и
косвенное воздействие на национальное хозяйство. В этих целях применяется
широкий комплекс мер экономического, правового и административного
характера. Так было и во время великой депрессии 30-х годов в США, и в
условиях послевоенного восстановительного периода в Западной Европе и
Японии, и в трудные для стран Запада 70—80-е годы, когда они под
воздействием многократного роста цен на энергоносители и другие виды
стратегического сырья осуществили глубокую структурную перестройку
хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|