Меню
Поиск



рефераты скачать Современная инфляция

Практика показала, что кривая Филипса наиболее применима для коротких периодов времени. В долгосрочном плане (5-10 лет) она становится вертикальной, так как в длинный период времени даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую по нарастающей генерируют такие монополисты, как профсоюзы и фирмы, через неуклонное повышение заработной платы и товарных цен.

Более того, наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещают графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращая кривую Филипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейсианцами, сейчас всё активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.   

Какую цену платит общество за снижение уровня инфляции? Чем круче кривая Филипса, тем эта цена ниже, так как удаётся существенно сократить темп инфляции за счёт более скромного снижения занятости. Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица в течение года должна быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена, это означает снижение реального валового национального продукта (ВНП) на 4% от потенциального.

Проблема необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов утверждает, что количественно такая плата невелика, другие же говорят о морально-психологической вредности даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта. (8, с. 87)

В январе - сентябре 2001 года ситуация на рынке труда России характеризовалась положительными тенденциями, сформировавшимися к конце 1999 года, - устойчивым снижением числен­ности безработные и ростом занятого в экономике населения. К концу сентября 2001 года численность занятого в экономике населения составила 65,2 млн. человек, что на 0,5% больше, чем в соответствую­щий период прошлого года. Численность безработ­ных сократилась на 18,8% по сравнению с соответ­ствующим периодом прошлого года и составила н конце сентября 5,7 млн. человек (8,1% экономиче­ски активного населения). В органах государствен­ной службы занятости в качестве безработных был зарегистрирован 1,0 млн. человек, что составило 1,4% экономически активного населения. Увеличение занятости в 2001годуимело место при сокращении общей численности всего экономически активного населения на 0,6% и  не ока­зывало значительного влияния на динамику дохо­дов населения. По расчетам, за счет прироста заня­тости получено около 1% прироста доходов населе­ния, что существенно не повлияло на инфляцию.

Уровень безработицы в России

Годы

Уровень безработицы, %

1997

11.2

1998

13.3

1999

11.7

2000

11.3

2001

10.0


Инфляция влечет за собой социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения. Постоянное подорожание товаров, входящих в любой потребительский набор оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных слоев населения. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.

          Инфляция – весьма распространенный экономический недуг, от которого пострадали многие развитые страны. Однако справиться с нею можно, о чем свидетельствует мировая практика. Это вселяет надежду, что и в нашей стране удастся обуздать инфляцию, которая десятилетиями пребывала в подавленном состоянии, а с переходом к открытому типу протекает в острых формах. (17, с. 9)


3.2  Антиинфляционная политика

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государ­ственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В зависимости от причин последней обозначи­лись два ее направления — дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика включает методы ограничения денеж­ного спроса путем снижения государственных расходов, повы­шения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы. Но она не способствует экономическому росту, а наоборот, снижает темпы производства и приводит к экономическому кризису. Поэтому большинство правительств отказались от ее проведения. Политика доходов пред­полагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. (6, с. 39)

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении государства на открытый ее тип.

Решая проблему с инфляцией следует уяснить два момента:

- рыночная экономика, инфляционная по своему устройству. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;

- борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некоей программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.

1. Рациональные ожидания и безболезненное обуздание инфляции

Поскольку ожидаемый темп инфляции влияет на выбор между инфляцией и безработицей, вопрос о том, как люди формируют свои инфляционные ожидания, приобретает первостепенное значение.

Поскольку экономическая политика оказывают влияние на темпы инфляции, ожидаемая инфляция также должна зависеть от проводимой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.

Безболезненная антиинфляционная политика требует наличия двух предпосылок. Во-первых, план снижения инфляции должен быть объявлен до формирования важнейших ожиданий. Во-вторых, люди, устанавливающие цены и заработную плату, должны верить в объявленный план; в противном случае они не изменят свои инфляционные ожидания.

2. Контроль и управление спросом

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов.

3. Контроль над заработной платой и ценами

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий — от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен, — проводимых в рамках экономической политики.

4. Индексация

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей.

5. «Валютный коридор»

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

6. Денежная реформа.

Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы.

7. Смягчение внешнего бюджетного ограничения

Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

8. Изменение режима экономической политики

Два основных подхода антиинфляционной политики

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса  бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия  на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. (2, с. 90)

Главной задачей для Банка России в средне­срочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем факти­чески сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направ­лении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформирован­ных в предшествующие периоды, улучшения ожи­даний, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговре­менного экономического роста. 

Денежно-кредитная политика на предстоящий год, как и в текущем году, формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый — это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.

Первый базовый принцип исходит из призна­ния того, что в настоящее время в России не суще­ствует ни одного показателя, чья взаимосвязь с ко­нечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуе­мой. Поэтому Банк России для достижения конеч­ных целей денежно-кредитной политики будет ана­лизировать и учитывать широкий спектр показате­лей и их влияние на инфляцию.

Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики на 2002 год состоит в использовании агрегата денежной массы М2 как монетарного индикатора, с некоторым краткосрочным временным лагом оказывающего влияние на инфляцию.

В российских экономических условиях в настоящее время наиболее целесообразно использо­вание именно этих принципов. Несмотря на усиле­ние значения процентных ставок в реализации де­нежно-кредитной политики, Банк России не может использовать краткосрочные процентные ставки в качестве ориентира при ее проведении в связи с недостаточной развитостью финансовых рынков и ограниченной ролью кредита в финансировании экономики. В дальнейшем в среднесрочной пер­спективе при сохранении режима плавающего ва­лютного курса возможно повышение роли про­центных ставок как в формировании, так и в реа­лизации денежно-кредитной политики.  (15, с. 40)

Сдерживание темпов инфляции. Наряду со сдержанной денежно-кредитной политикой и планомерным осуществлением бюджетных расходов снижению темпов инфляции будет способствовать: и взвешенная курсовая политика Банка России, обеспечивающая планомер­ное и достаточное укрепление реального курса рубля; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, регулируемых на федеральном уровне. По решению Правительства с июля по­вышены цены на газ на 15%, на электроэнергию на 2,4, железнодорожные та­рифы на перевозки грузов — на 6,8%. До конца текущего года не предусматри­вается дополнительно увеличивать указанные цены и тарифы; решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты с 1 августа, что позволит ограничить рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы. (18, с. 11)

Основные направления кредитно - денежной политики на 2003 год. Рассматриваются два сценария развития российской экономики в зависимости от темпов восстановления мировой экономики после рецессии. По первому варианту мировая экономика вырастет в будущем году примерно на 2 %, по второму, более оптимистичному, - на 3 - 3, 5 %. Российский ВВП продемонстрирует рост, соответственно, на 3, 5 % или на 4, 4 %, а инфляция составит 9 - 12 %.

При реализации пессимистического сценария уровень золотовалютных резервов будет оставаться в 2003 году примерно неизменным (поскольку из - за нулевого сальдо платежного баланса свободной валюты на рынке не будет), а при реализации оптимистического - вырастет на $ 7 млрд. Итак, главный банк страны заявляет, что валютные резервы или вообще не вырастут (то есть рублевой эмиссии, единственным каналом которой в России последние несколько лет является именно наращивание ЗВР, не будет), или, при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре, вырастут на 14 - 15 % ($ 7 млрд.). Такому развитию событий можно только радоваться: ведь если не будет покупки валюты в резерв, то не будет и выпуска в обращение новых денег, а значит и высокой инфляции.

Тогда при запланированном среднем росте ВВП на 4 % в год возможна дефляция на те же 4 % (впрочем, скорее всего, при неизменном количестве денег цены останутся неизменными, а ВВП вовсе не будет расти). Другой вариант выглядит так: ЗВР растут на 15 %, количество денег в обращении, по идее, тоже увеличивается на 15 %, а значит, при росте ВВП в 4 %, инфляция должна составить 11 % в год.

Если сравнить эти расчеты с данными ЦБ, то сразу становиться ясно, что между ними есть существенное различие. По прогнозу Банка России, при нулевом приросте ЗВР инфляция составит 9 %, а при их росте в 15 % инфляция достигнет 12 %. Последнюю цифру еще можно понять. Но как понять наличие инфляции при неизменном количестве денег в обращении – сказать трудно. Обычно на этот случай в российской экономической литературе всегда приводится стандартное объяснение, которое называется «немонетарной инфляцией» или «инфляцией издержек».   

Следующий год является годом пикового платежа по внешнему долгу 11,64 млрд. долл. Поэтому прогнозируемый нулевой рост ЗВР Банка России напрямую связан с предстоящими платежами по внешнему долгу, а вовсе не с жесткой кредитно - денежной политикой.

 Итак, в следующем году финансовая ситуация в стране будет несколько отличаться от прогнозов Центрального банка. Инфляция и девальвация у нас будут, причем в серьезных размерах. И причиной этому будет не "инфляция издержек, и не падение скорости обращения денег, а пиковые платежи по внешнему долгу - которые за Минфин, судя по всему, осуществит Центральный банк.

Использование (или неиспользо­вание) Банком России операцион­ных инструментов в целях достиже­ния запланированных показателей не всегда логично и оправдано. (20, с. 12)

 Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной вы­ручки на валютном рынке, позво­ляющие наращивать валютные ре­зервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализи­руется и не обосновывается рост ре­зервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с допол­нительными издержками по выпус­ку собственных облигаций Банка России. Об избытке денежной мас­сы свидетельствуют избыток и невостребованность денежных средств, находящихся на счетах в коммерческих банках. Кроме того, нет анализа верхнего порога эмис­сии собственных облигаций, что недопустимо с точки зрения стра­тегии управления рисками в эконо­мике в целом. Величина резервов также требует статистического изу­чения косвенных издержек, сопря­женных с отвлечением средств, на­правленных на их формирование, из экономики страны. До сих пор данный анализ не был представлен.

 Другой инструмент регулиро­вания объемов денежной массы (основной элемент увязки бюджет­ного планирования и денежно-кре­дитной политики, широко исполь­зуемый во всем мире) - покупка государственных ценных бумаг — после кризиса 1998 г. практически не используется. Основная часть портфеля принадлежащих Банку России государственных ценных бу­маг неликвидна.

 Рефинансирование банков как источник денежного предложения (кредитор последней инстанции), являющийся первоочередным сре­ди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, не работает. Установление ставок по кредитам и ставки рефинанси­рования на уровне, недопустимом для инвесторов (коммерческих бан­ков) в соответствии с их ожидани­ями и готовностью принятия рис­ков, не позволяет использовать дан­ный механизм кредитования ком­мерческих банков как источник увеличения денежной массы. Ука­зание Банка России на неразвитость финансовых рынков и ограничен­ность роли кредита в финансиро­вании экономики как на главную причину неиспользования инстру­мента рефинансирования не верно, поскольку развитие финансового рынка напрямую зависит от финан­сирования коммерческих банков Центральным Банком.  (19, с. 6)

Для сдер­живания инфляции требуется комплексная антиинф­ляционная политика. Важным направлением антиинфляционной поли­тики как составной части стратегии подъема нацио­нальной экономики является санация и реструктури­зация банковской системы. Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и относи­тельная стабилизация курса рубля.

В антиинфляционной стратегии особое место зани­мает проблема урегулирования сложной ситуации вок­руг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими органи­зациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

Целью антиинфляционной политики в России дол­жно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема на­ционального производства и обеспечения экономичес­кой безопасности страны и народа. В антиинфляционной политике важное место при­надлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополни­тельной эмиссии денег при прочих равных условиях. (10, с. 37)


































Заключение

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

1. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

3. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

4. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

5. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. Для ее преодоления требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.


Список использованной литературы

1.   Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М. Р. Романовского. –  ЮРАЙТ – М, 2001.

2.   Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 256с.

3.   Бункина М.К. Деньги, банки, валюта. Учебное пособие. – М.: Дист, 1999.

4.   Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.- 622с.

5.   Усов Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учебник для вузов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-544с.

6.   Сементюта О.П. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие. - М.: «Контур», 1998.-304с.  

7.   Деньги, кредит, банки / Под ред. Проф. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998.

8.   Е. Балацкий. В. Свистунов. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - № 3.

9.   В. Приписное. Тенденции мировой экономики 1999 – 2000г // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. - № 8.

10.             Л. Н. Красавина. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности // Финансы и кредит. – 2000. - №4.

11.             А. Амосов. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. – 1998. - № 1.

12.             В. Андриянов. Инфляция и методы ее регулирования//Маркетинг.– 2000. -№ 5.

13.             М. Ш. Марьясин. Инфляция в России в 2000 году//Банки и деньги.– 2001. - № 2

14.             В. Н. Волков. Российская экономика: основные итоги 2001 года // Деньги и кредит. – 2002. - № 2.

15.              Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год // Деньги и кредит. – 2001.- № 12.

16.             Российские экономисты об инфляции // Финансы. – 2000.- № 9.

17.             Б. Плышевский. Факторы послекризисного восстановления экономики // Экономист. – 2002. - № 4.

18.              Г. Куранов. Экономика России в Январе – июне 2002 года (успехи и проблемы, основные направления преодоления негативных тенденций) // Экономист. – 2002. - № 9.

19.             А. А. Пушнорева. Денежно-кредитная политика  и политика Ц.Б. // Банковское дело. – 2002. - № 1.

20.             Ю. С. Голикова. Современные задачи  и условия проведения Банком России денежно-кредитной политики // Банковское дело. – 2002. - № 9.

21.             Н. Райская. Денежная масса и инфляция // Экономист. – 2001. - № 11.

22.             Б. Плышевский. Показатели, результаты рыночных реформ // Экономист. – 2002. - №7.

23.            Мировая экономика и международные финансовые рынки итоги 2000 года // Деньги и кредит. – 2001. - № 4.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.