|
Туркменистан и Узбекистан не предоставили статистических данных. Результаты реформирования экономики бывших советских республик Закавказья и Средней Азии в большей степени определяются тем, что они вовлечены в прямые военные межнациональные конфликты (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Молдова). В государствах СНГ применение либеральной модели реформирования длительное время сопровождалось снижением объема производства и уровня жизни преобладающей части населения, финансовой нестабильностью и высокой инфляцией. Соответствующие показатели в целом были хуже в странах, которые стали на путь радикальной либерализации экономики (Россия, Украина, Казахстан); их правительства позже внесли коррективы в неоправдавшие себя методы проведения реформ. В этих странах под влиянием экономического и социального кризиса сократилась численность населения. Изменение демографических показателей является в этом смысле одним из наиболее объективных индикаторов результатов и эффективности проводимых реформ, оценки их соответствия интересам страны и общества. К дореформенному уровню производства ВВП в 2000 г. приближался лишь Узбекистан; наименее оно снизилось (на 11,2 % к 1990 г.) в Белоруссии, но там уровень инфляции последние годы был выше, чем в России и других государствах СНГ. Более или менее устойчивые тенденции преодоления кризиса их экономики, усиленного началом рыночных реформ, проявляются в большинстве из них лишь с 1999 г. В гораздо меньших объемах в страны СНГ поступала финансовая помощь Запада, заинтересованного главным образом в импорте топливно-энергетических ресурсов и сырья, сбыте на рынках этих стран продовольствия и продукции обрабатывающей промышленности. Действие отмеченных факторов по отдельным странам заметно отличалось. Тем не менее не случайно, что относительно меньшие потери при либерализации экономики понесли средние и малые государства СНГ, где ниже доля добывающей промышленности и предприятий, производящих продукцию оборонного назначения, более развито сельское хозяйство и проявлена большая осмотрительность при проведении приватизации и использовании механизмов рыночного саморегулирования. В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г., Белоруссии — до 92, Казахстана — 78, Украины — 47, Узбекистан превысил этот уровень на 3 %; все они обеспечили увеличение конечного потребления домашних хозяйств населения и снижение уровня инфляции (кроме Белоруссии). В государствах СНГ обеспеченность экономического оборота денежной массой существенно ниже, чем в других странах, и соответственно выше процентные ставки за кредит. Снижение темпов роста экономики в 2001 г. отмечалось в Белоруссии (4,1 против 5,8 % в 2000 г.); на Украине, в Казахстане и Узбекистане они, наоборот, возросли. Так, на Украине прирост ВВП составил 9 % (5,9 % в 2000 г.), в Казахстане 13,2 % (9,8 % в 2000 г.), Узбекистане - 4,5 % (против 4 %). Наиболее высокий прирост ВВП в прошлом году достигнут в Казахстане; в целом по СНГ его увеличение замедлилось (6 % прироста вместо 8,3 % в 2000 г.). Соответственно изменились показатели занятости и производительности труда. Во всех рассматриваемых странах СНГ увеличилось количество рабочих мест, сократилась безработица. В странах, где произошло ускорение развития экономики, повысились темпы роста производительности труда. К 2000 году дореформенный уровень производительности труда восстановлен Белоруссией и Казахстаном. В преобладающей части анализируемых государств СНГ прошлый год характеризовался снижением уровня инфляции. Наиболее высокий уровень инфляции в 2001 г. сохранялся в Белоруссии, самый низкий— в Азербайджане и Армении. В большинстве рассматриваемых стран СНГ был обеспечен профицит государственных бюджетов: в России он составил 3,4 % к ВВП; в Белоруссии сохранялся бюджетный дефицит (4,7 % против 3,6 % в 2000 г.). Итоги 2001 г. подтверждают положение об относительно большей эффективности в рамках либерализма политики, сочетающей развитие рыночных механизмов с применением обеспечивающих устойчивость экономики мер ее государственного регулирования. (17, с. 5) Ежегодный прирост ВВП и инфляции в ведущих в экономическом отношении странах мира, в %. Таблица № 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна |
Прирост реального ВВП |
Темпы инфляции |
Уровень безработицы в % от численности рабочей силы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1998 |
1999 |
2000 |
1998 |
1999 |
2000 |
1998 |
1999 |
2000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
США |
4,4 |
4,2 |
5,0 |
1,6 |
2,2 |
3,4 |
4,5 |
4,2 |
4,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
-1,1 |
0,8 |
1,7 |
0,6 |
-0,3 |
-0,7 |
4,1 |
4,7 |
4,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
ЕЭВС, В том числе: |
2,7 |
2,5 |
3,4 |
1,1 |
1,1 |
2,3 |
10,9 |
10,0 |
9,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Германия |
1,8 |
1,4 |
3,1 |
0,6 |
0,6 |
2,1 |
11,0 |
10,5 |
9,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Франция |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
0,7 |
0,6 |
1,8 |
11,9 |
11,2 |
9,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Италия |
1,6 |
1,5 |
2,9 |
2,0 |
1,7 |
2,6 |
11,8 |
11,4 |
10,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Великобритания |
2,6 |
2,3 |
3,0 |
2,7 |
2,3 |
2,1 |
4,7 |
4,3 |
3,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Канада |
3,3 |
4,5 |
4,7 |
1,0 |
1,7 |
2,7 |
8,3 |
7,6 |
6,8 |
В 2000 г. заметно возросли темпы инфляции в развитых странах, что во многом было связано с повышением цен на энергоносители. Усиление инфляции предопределило проведение жесткой денежно-кредитной политики в этих странах.
Среднегодовой прирост потребительских цен в США в 2000 г. составил 3,4% по сравнению с 2,2% в предыдущем году. Внутренние причины ускорения инфляции в этой стране заключались в сокращении безработицы и увеличении потребительских расходов населения. В ЕЭВС темпы инфляции составили 2,3% (в 1999 г. - 1.1%). Во второй половине 2000 г. они устойчиво превышали пороговое значение 1% к соответствующему периоду предыдущего года, являющееся ориентиром денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. Важным фактором усиления инфляции в ЕЭВС помимо роста цен па энергоносители стало понижение курса евро к доллару США.
В Японии сохранилась тенденция к снижению потребительских цен. В 2000 г. темпы дефляции возросли до 0.7%, что было связано со значительным понижением цен в период с марта по май (в 1999 г. цены понизились но 0,3%). В Южной Корее потребительские цены в 2000 г. возросли на 2,3% (в послескризисном 1999 г. - всего на 0,8%).
В КНР после многолетнего периода понижения с середины 2000 г. наметился рост потребительских цен. По итогам 2000 г. цены в Китае возросли на 1,8%. Понижение темпов инфляции и некоторых развивающихся странах Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд) было связано, в частности, со сравнительно жестким характером денежно-кредитной политики и с реструктуризацией банковских систем.
Замедлились темпы роста потребительских цеп в ряде ведущих стран Латинской Америки — Мексике, Колумбии, Венесуэле. В Аргентине наблюдалась дефляция, вызванная ограничениями, которые накладывает на денежно-кредитную политику страны привязка песо к доллару США в рамках системы валютного комитета, а также жесткой бюджетной политикой. Незначительное ускорение инфляции произошло в Чили, где темпы роста цен остаются одними из самых низких на континенте. Более значительное ускорение роста цен наблюдалось в Бразилии, которая также входит в группу латиноамериканских стран с относительно низкими темпами инфляции.(23, с. 46)
Глава 3. Влияние инфляции на состояние экономики и социальное положение
населения
3.1 Социально-экономические последствия инфляции.
Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. Кейнсианская теория и ее последователи придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождается соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. Это подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.