p>чились средние товарные запасы, за счет замедления товарооборачиваемости на
0,36 дня, что явилось причиной опережающих темпов роста средних товарных
запасов 108,8% по сравнению с темпами роста товарооборота 107,2%. Средние товарные запасы увеличиваются по прочим продовольственным
товарам, за счет снижения V товарооборота и замедления
товарооборачиваемости. Также наблюдается снижение средних товарных запасов по бакалейным
товарам 0,79 тыс.р., за счет снижения товарооборота 0,88 тыс.р. и
замедления реализации (0,09дня). Это объясняется тем, что предприятие
среагировало на замедление товарооборачиваемости и снижения товарооборота,
сократив поступления товаров по этой группе. Следовательно, анализ данных показывает, что в целом по магазину № 7
«Птица» произошло увеличение объема товарооборота и ускорение
товарооборачиваемости, как следствие положительной коммерческой работы
предприятия, связанной с удовлетворением потребительского спроса. Вместе с
тем, увеличение средних запасов по магазину произошло за счет превышающих
темпов роста товарооборота. Более тесная взаимосвязь между показателями товарного баланса
представлена в табл.10. Таблица 10 Информация о товарообороте, средних товарных запасах и поступлении товара в целом по магазину № 7 «Птица», тыс.р. |Показатели |Отчетный год |% от |
| | |выполнения |
| | |плана |
| |План |Фактически | |
| | | | |
|Розничный товарооборот,|37482 |38916 |103,8 |
|тыс.р. | | | |
| | | | |
|Поступление товаров, |37506 |38981 |104,0 |
|тыс.р. | | | |
| | | | |
|Сумма средних товарных |342,38 |353,88 |103,4 |
|запасов, тыс.р. | | | | Товарооборот обеспечен за счет превышения фактического объема
поступления товара над плановым показателем на 4,0%, при темпе роста
розничного товарооборота 103,8%. В связи с тем, что темпы роста
товарооборота (103,8%) и поступления товара (104,0%) практически
пропорциональны друг другу, магазин № 7 «Птица» рационально формирует
ассортиментную политику, учитывая спрос потребителей на товары, требования
к качеству, упаковке, оказание дополнительных услуг. Это свидетельствует о
высокой степени удовлетворения покупательского спроса на товары,
реализуемые в магазине № 7 «Птица». Бесперебойная продажа товаров
обеспечивается наличием нормального запаса товаров (% выполнения плана
сотавляет 103,4%), который образуется за счет незначительного повышения
темпов роста поступления (104,0%) над темпами роста товарооборота (103,8).
Предприятие формирует необходимый объем товарных запасов, стремится
заблаговременно учесть конъюктуру рынка. Это позволяет ему более полно
ориентироваться на покупательский спрос и удовлетворять его. Приходя в магазин каждый покупатель определяет для себя диапазон цен
на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют
представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает
товар. В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные
эмоции и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому,
магазин № 7 «Птица» при формировании цен учитывает данный фактор и
использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы
покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке
товара. Магазин № 7 «Птица» имеет следующие данные о валовом доходе. Табл.11. Анализ данных табл.11 показывает, что розничный товарооборот имеет
тенденцию роста как по сравнению с планом на 1434 тыс.р., так и в динамике
на 7518 тыс.р. Общая сумма валового дохода возросла на 202,57 тыс.р. по сравнению с
планом и уровень валового дохода также увеличился на 0,03%. Это произошло за счет того, что темпы роста валового дохода выше темпов роста
товарооборота. Если рассматривать данные в динамике, то наблюдается увеличение суммы
валового дохода на 356,12 тыс.р., а уровень валового дохода – снижение на
1,95%. Это объясняется тем, что темпы роста товарооборота выше темпов роста
валового дохода. Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия так же имеет
тенденцию роста, он возрос по сравнению с планом на 165,9 тыс.р. или на
3,9%, и в динамике – на 294,06 тыс.р., что составляет 7,1%. На его размер
положительно повлияло увеличение общей суммы валового дохода от реализации
товаров (соответственно на 202,37 тыс.р. и 356,12 тыс.р.) и отрицательно
рост налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового
дохода (против плана – на 36,47 тыс.р. и прошлого года – на 72,06 тыс.р.). Повысился средний уровень валового дохода, остающегося в распоряжении
предприятия, (в % к обороту) по сравнению с планом на 00,1% к обороту, что
с положительной стороны характеризует финансовые результаты деятельности
магазина № 7 «Птица». Изучив состояние рынка куриной продукции в городе и общее
экономическое положение основных групп населения, можно сделать вывод, что
рост деятельности магазина № 7 «Птица» связан с реализацией
конкурентноспособной продукции по доступным ценам, высокого качества,
широкого ассортимента на только куриной продукции, но и всех остальных
товарных групп, предоставления комплекса услуг для покупателей, что в
конечном итоге привлекает покупателей, так как спрос покупателей на товары
магазина № 7 «Птица» полностью удовлетворяется. Для измерения влияния на общую сумму реализованных торговых надбавок
и остающихся в распоряжении предприятия их уровня (в % к обороту) и объема
товарооборота составляем табл.12. В связи с изменением объема товарооборота общая сумма валового дохода
возросла на 1114,53 тыс.р., что составило 22,4% (1114,53:4967,01*100). Если бы не было повышения розничных цен на товары, то валовой доход
за счет этого фактора возрос бы против плана только на 77,93 тыс.р.
(1114,53-1036,6). Снижение среднего уровня валового дохода уменьшило сумму
реализованных торговых надбавок по сравнению с прошлым годом соответственно
на 758,41 тыс.р. Аналогичная закономерность наблюдается и по сумме валового
дохода, остающегося в распоряжении магазина. Снижение уровня торговых надбавок не случайно наблюдается в работе
магазина № 7 «Птица». Это объясняется тем, что вблизи магазина № 7 «Птица»
находится оптовый рынок, который является конкурентом магазина по отдельным
товарным группам. В связи с этим не целесообразно устанавливать высокие
торговые надбавки, так как приходя в магазин покупателя интересует не
только качество товаров и сервис предоставляемых услуг, но и цена товаров. Если бы магазин не снижал уровень торговых надбавок, то потерял бы
большое количество потребителей на отдельные товарные группы, это бы
повлекло за собой снижение объемов продаж, а также уменьшение товарооборота Таблица 12 Алгоритм расчета влияния факторов на сумму валового дохода магазина № 7 «Птица», тыс.р. в динамике
|Факторы |Расчет |Сумма |
|На общую сумму валового дохода |
| | | |
|Изменение объема |+7318*15,23:100 |+1114,53 |
|товарооборота в действующих| | |
|ценах | | |
| | | |
|В том числе за счет |(38916-28826,67)*15,23:|+1036,6 |
|изменения розничных цен на |100 | |
|товары | | |
| | | |
|Изменение среднего уровня | | |
|валового дохода в % к |38916*(-1,95):100 |-758,41 |
|обороту | | |
|Всего | | |
| | | |
| |5169,38-4813,26 |+356,12 |
|Продолжение таблицы 12 |
|Факторы |Расчет |Сумма |
| |
|На сумму валового дохода, остающегося в распоряжении магазина |
| | | |
|Изменение объема |7318*13,18:100 |+964,51 |
|товарооборота в действующих| | |
|ценах | | |
| | | |
|В том числе за счет |(38916-28826,67)*13,18:|+829,77 |
|изменения розничных цен на |100 | |
|товары | | |
| | | |
|Изменение среднего уровня |38916*(-1,72):100 |-670,45 |
|валового дохода в % к | | |
|обороту | | |
| | | |
|Всего |4459,48-4165,42 |+294,06 |
и валового дохода соответственно, что отрицательно сказалось бы на
финансовой деятельности предприятия. Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры
товарооборота. Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими процентами
торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и
наоборот. Поэтому влияние изменения структуры товарооборота на уровень
валового дохода определяют способом процентных чисел. Данные представлены в
табл.13. При изучении табл.13 можно сделать интересные выводы о состоянии
рынка продовольственных товаров в городе и о том, какие товары пользуются
спросом у населения, а также какие товары выгоднее продавать, и получать
наибольший процент торговых надбавок при возрастающем объеме товарооборота.
Общий анализ таблицы свидетельствует о правильной политике предприятия в
отношении структуры товарооборота, а, значит, в закупках правильного ассортимента товаров, так как общее значение влияния изменения
структуры товарооборота на средний уровень валового дохода +0,016%. Таблица 13 Расчет влияния изменения структуры товарооборота на валовой доход, остающийся в распоряжении магазина № 7 «Птица», за 1999 год
|Наименование |Удельный вес в |Уровень |Процентные|Влияние |
|товарных групп |товарообороте в |валового |числа |изменения |
| |действующих ценах, % |дохода, |(гр.5*гр.4|структуры |
| | |остающегося в|) |товарооборота|
| | |распоря-жении| |на средний |
| | |пред-приятия,| |уровень |
| | |в % к обороту| |ва-лового |
| | | | |дохода, в % к|
| | | | |обороту |
| |План |Факт |Откло-н| | | |
| | | |ение от| | | |
| | | |плана | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
| | | | | | | |
|Мясо «Птица» |48,9 |51,3 |+2,4 |11,72 |+28,128 |0,281 |
| | | | | | | |
|Молоко и |15,7 |16,0 |+0,3 |11,48 |+3,444 |0,034 |
|молочные | | | | | | |
|продукты, сыр | | | | | | |
| | | | | | | |
|Кондитерские |4,4 |4,5 |+0,1 |11,46 |+1,146 |0,011 |
|изделия, сахар | | | | | | |
| | | | | | | |
|Хлеб и |6,1 |6,3 |+0,2 |11,47 |+2,294 |0,023 |
|хлебобу-лочные | | | | | | |
|изделия | | | | | | |
| | | | | | | |
|Мука, крупа, |2,9 |2,7 |-0,2 |11,43 |-2,268 |0,023 |
|макаронные | | | | | | |
|изделия | | | | | | |
| | | | | | | |
|Прочие |22 |19,2 |-2,8 |11,13 |-31,164 |0,312 |
|продо-вольствен| | | | | | |
|ные товары | | | | | | |
| | | | | | | |
|Всего |100 |100 |- |11,45 |+1,58 |+0,016 | В рамках этого значения велика доля торговых надбавок по куриной
продукции +0,281%, а также положительно сказалась продажа молочных товаров
(0,134%), кондитерских изделий (0,011%), хлебобулочных изделий (0,023%).
Поэтому необходимо исключить перебой с поставкой данных товаров и
поддерживать стабильный ассортимент, а также глубже изучить потребности
покупателей в этом конкретном направлении. Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной
деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы,
потери, а также обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль – это
конечный показатель того, как эффективно торговое предприятие обеспечивает
покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей. Прибыль
является одним из источников улучшения качества торгового обслуживания.
Магазин № 7 «Птица» имеет следующие данные о прибыли. Табл.14. Данные табл.14 наглядно показывают, что в отчетном году прибыль от
реализации товаров возросла по сравнению с прошлым годом на 62,9 тыс.р.,
что составляет 14,7% и против плана на 82,9 тыс.р., или на 20,6%.
Балансовая прибыль также увеличилась по сравнению с прошлым годом на 98,1
тыс.р., или на 22,4% и против плана на 96,89 тыс.р., или на 22,1%. Также итого обусловлены действием следующих факторов. Рост розничного
товарооборота по сравнению с прошлым на 7318 тыс.р. увеличил прибыль на
98,06 тыс.р. (7318*1,34:100), что составило 0,25 к обороту. Такая тенденция
наблюдается и по сравнению с планом. Это свидетельствует об удовлетворенном
потребительском спросе. Данные табл.14 наглядно показывают, что наблюдается рост розничного
товарооборота в отчетном периоде. Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению
с прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина
на 669,36 тыс.р. (38916*1,72:100), а благодаря снижению среднего уровня
издержек обращения на 1,62% было получено 630,44 тыс.р. прибыли. Таблица 14 Информация о прибыли магазина, тыс.р.
|Показатели |Фактиче|Отчетный год |Отклонение |В % к |
| |с-ки за| | |прошлом|
| |прошлый| | |у году |
| |год, | | | |
| |тыс.р. | | | |
| | |План |Факт |% |От |От | |
| | | | |выполн|плана |прошлого| |
| | | | |ения | |года | |
| | | | |плана | | | |
|Товарооборот, |31598 |37482 |38916 |103,8 |+1434 |+7318 |123,2 |
|тыс.р. | | | | | | | |
| |4165,42|4293,58|4459,48|103,9 |+165,9 |+294,06 |107,1 |
|Валовой доход, | | | | | | | |
|ос-тающийся в | | | | | | | |
|распо-ряжении | | | |100,1 |+0,01 |-1,72 |86,9 |
|предпри-ятия, |13,18 |11,45 |11,46 | | | | |
|сумма тыс.р. | | | |102,1 |+83 |+232 |106,2 |
|Уровень в % к |3743 |3892 |3975 | | | | |
|обороту | | | |98,5 |-0,16 |-1,62 |86,3 |
|Издержки |11,84 |10,38 |10,22 | | | | |
|обраще-ния, | | | | | | | |
|всего: сумма, | | | |120,6 |+82,9 |+62,9 |114,7 |
|тыс.р. |422,42 |401,58 |484,48 | | | | |
|Уровень в % к | | | |115,9 |+0,17 |-0,1 |92,5 |
|обороту |1,34 |1,07 |1,24 | | | | |
| | | | |117,4 |+16,12 |+44,26 |168,8 |
|Прибыль от |64,31 |92,45 |108,57 | | | | |
|реализации, | | | |103,9 |+2,13 |+8,22 |116,7 |
|всего: сумма, |49,1 |55,21 |57,34 | | | | |
|тыс.р. | | | |122,1 |+96,89 |+98,1 |122,4 |
|Уровень в % к |437,61 |438,82 |535,71 | | | | |
|обороту | | | |118,0 |+0,21 |- |100,0 |
|Внереализационные|1,38 |1,17 |1,38 | | | | |
|доходы, тыс.р. | | | | | | | |
|Внереализационные| | | | | | | |
|расходы, тыс.р. | | | | | | | |
|Балансовая | | | | | | | |
|прибыль, сумма, | | | | | | | |
|тыс.р. | | | | | | | |
|Уровень в % к | | | | | | | |
|обороту | | | | | | | |
Средний уровень валового дохода повысился в отчетном году по
сравнению с планом на 0,01%, что привело к увеличению суммы прибыли
магазина на 3,89 тыс.р., а благодаря снижению среднего уровня издержек
обращения на 0,16%, было получено 62,27 тыс.р. прибыли. Внереализационные доходы в отчетном году способствовали увеличению
суммы прибыли по сравнению с прошлым годом на 44,26 тыс.р. и против плана
на 16,12 тыс.р. Наличие не планируемых расходов привело к снижению суммы прибыли в
отчетном году по сравнению с прошлым на 8,22 тыс.р. и против плана на 2,13
тыс.р. По магазину № 7 «Птица» уровень рентабельности продаж в отчетном году
составил 1,24% к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,17% к обороту,
что свидетельствует о спросе покупателей на товары магазина № 7 «Птица». Таким образом, все экономические показатели свидетельствуют о высокой
степени удовлетворения покупательского спроса, а значит и об эффективной
организации торгового обслуживания в магазине № 7 «Птица». 2.2. Оценка эффективности методов продаж и организация дополнительных
услуг покупателям Важнейшим элементом системы торгового обслуживания покупателей
является используемый метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не
только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных
торгово-технологических процессов. Для покупателей он в значительной мере
определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на
обслуживание. Под методом продажи понимается совокупность приемов осуществления
всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией товаров
покупателям в магазине (2 с.92-93). К числу основных операций продажи
товаров в магазине относятся: . Ознакомление покупателя с реализуемым ассортиментом товаров; . Формирование мотивации выбора товаров покупателем; . Отбор выбранных товаров (при необходимости их взвешивание); . Расчет за отобранные товары и получение покупки. Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую
очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. В
розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
самообслуживание; через прилавок обслуживание; по образцам; с открытой
выкладкой; по предварительным заказам. До 1991 г. в магазине № 7 «Птица» продажа товаров осуществлялась на
основе самообслуживания, но в связи с ухудшением криминальной обстановки в
городе и в стране в целом, магазин переходит на обслуживание покупателей и
продажу товаров через прилавок. С 1992 г. и по сей день магазин № 7 «Птица»
осуществляет продажу товаров через прилавок, при которой все основные ее
операции осуществляются при участии продавца. В обязанность продавца,
работающего в магазине № 7 «Птица», входит выполнение следующих операций по
обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения;
предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация;
предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических
операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка
и выдача покупок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|