p> Продолжение таблицы 18|Связанные с продажей конкретных товаров |Не связанные |
| |непосредственно с продажей|
| |конкретных товаров |
|Оказываемые в процессе |Осуществляемые в | |
|продажи |процессе | |
| |послепродажного | |
| |обслуживания | |
| | | |
|2. Прием предварительных|1. Разделка и |1. Предоставление |
|заказов на товары, |первичная обработка |информации по телефону |
|временно отсутствующие в|отдельных продуктов. |покупателю о товаре. |
|продаже. |2. Доставка товаров к |2. Возможность |
|3. Организация |автомашине покупателя |использования |
|консультаций |и их погрузка. |телефона-автомата. |
|специалистов в магазине.|3. Доставка купленных |3. Организация аптечных |
| |товаров на дом. |киосков. |
|4. Проведение |4. Вызов покупателю |4. Организация проката |
|дегустаций. |такси для доставки |видеокассет. |
|5. Упаковка товаров |купленных товаров. |5. Организация в магазине |
|(бесплатно). | |кафетерия. |
|6. Предоставление скидок| |6. Организация автостоянки|
|на куриную продукцию. | |при магазине. |
|7. Продажа отдельных | |7. Сбор стеклопосуды у |
|товаров в кредит. | |покупателей. |
|8. Продление часов | |8. Организация торговой |
|работы магазина в | |рекламы и информации для |
|предвыходные и | |покупателей. |
|предпраздничные дни. | | | Таким образом, магазин № 7 «Птица» использует не только эффективный
метод продажи товаров, но и предоставляет широкий комплекс дополнительных
услуг, которые постоянно расширяются и обновляются, т.к. в конечном итоге
это приводит к совершенствованию торгового обслуживания. 2.3. Анализ уровня торгового обслуживания Анализ уровня торгового обслуживания проводился в магазине № 7
«Птица» с помощью самих покупателей, т.е. проводился опрос. Метод опроса
имеет ряд преимуществ перед статистическим, т.к. статистические данные по
ряду интересующих нас показателей вообще отсутствуют. Оценка торговой
ситуации, получаемая при помощи опроса, значительно полнее, чем
традиционные статистические исследования. Особый интерес предоставляют
опросы лиц, только что посетивших магазин, так как в данном случае получаем
достаточно точные ответы на ряд вопросов. Это обусловливается тем, что в
момент посещения и выхода из магазина у покупателя складывается
определенное отношение к тому, как его обслужили. Имеется возможность не
только определить качество обслуживания, но и более точно установить
причины мотивированной реакции покупателя на уровень и качество
обслуживания. В 1999 г. в магазине № 7 «Птица» проводился опрос покупателей с целью
оценки качества торгового обслуживания. Было опрошено 200 человек.
Параллельно с устным опросом покупателей о качестве обслуживания был
проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от
обслуживания, но и оценку его составляющих. При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые.
Предложенная нами анкета покупателю исключала получение каких-либо ответов
численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения
покупателей. Примерная анкета представлена в табл.19. Таблица 19 Анкета покупателя |Вопросы |Ответы |
|1. Как часто вы делаете покупки в нашем|Ежедневно. |
|магазине? |Несколько раз в неделю. |
| |От случая к случаю. |
| |Впервые. |
|2. Что, по вашему мнению, характеризует|Наличие товаров и возможности их |
|качество торгового обслуживания? |выбора. |
| |Доступные цены. |
| |Оказание дополнительных услуг. |
| |Реклама и консультация о товаре. |
| |Чистота и порядок в магазине. |
|3. Что вы думаете об ассортименте в |Широкий. |
|магазине? |Узкий. |
| | |
|4. Как вы оцениваете уровень мастерства|Высокий. |
|работников нашего магазина? |Удовлетворительный. |
| |Неудовлетворительный. |
|5. Как вы оцениваете обслуживание в |Очень хорошее. |
|нашем магазине? |Хорошее. |
| |Не важное. |
| |Плохое |
|6. Кто делает в вашей семье основные |В основном я |
|покупки? |В основном другие члены семьи |
| |Когда кто |
|7. Расскажите, пожалуйста, немного о | |
|себе: | |
|пол |Женский, мужской |
|возраст | |
|число членов вашей семьи | |
|доход семьи в месяц | |
|8. Ваше социальное положение | |
|(написать). | |
|Благодарим за ответы! | После проведения анкетного опроса, обработали полученные результаты.
Обработка полученных результатов осуществлялась методом, предложенным
немецким экономистом О. Андерсеном. При этом показатели оценивались
с помощью оценок «высокой», «удовлетворительной», «неудовлетворительной»
(табл.20). Таблица 20 Оценка качества торгового обслуживания по магазину № 7 «Птица»
|Состав показателей |Уровень качества обслуживания |
| |высокий |Удовлетво-рит|Неудовлетворите|
| | |ельный |л. |
| | | | |
|Коэффициент стабиль-ности |0,9 и более |0,81-0,89 |0,80 и ниже |
|ассортимента об-следуемых | | | |
|товаров | | | |
| | | | |
|Средний объем затрат |не более 3 мин. |3-6 мин. |0,80 и ниже |
|времени покупателей на |0,9 и более |0,81-1,89 | |
|ожидание, мин. | | | |
| | | | |
|Уровень профессиональ-ного|средний уровень |0,81-0,89 |0,80 и ниже |
|мастерства работ-ников, |квалификации |имеются | |
|активность продажи |0,9 и более |за-мечания не| |
|товаров. | |нарушающие | |
| | |правил | |
| | |продажи | |
|Организация торговой |соответствует |0,81-0,89 |Имеется |
|рекламы и информации: |требованиям | |замечание по |
|оформление витрин и |0,9 и более | |выкладке |
|выкладка товаров, наличие | | |товаров, |
|средств немой рекламы, | | |оформлен. |
|аннотаций к товару. | | |витрин |
| | | |0,80 и ниже |
|Оценка покупателями |0,9 и более |0,81-0,89 | |
|качества дополнительных | | |0,80 |
|услуг. | | | |
| | | | |
|Оценка покупателями |оценка 9 чел. и |оценка 8 чел.| |
|качества торгового |более |и более |оценка 2 |
|обслуживания (на 10 чел). |0,9 и более |0,81-0,89 |покупат. и |
| | | |более |
| | | |0,80 |
Затем рассчитали средний уровень оценки качества торгового
обслуживания путем суммирования сведения всех ответов в анкете. И получили
обобщающий коэффициент, равный 0,88, т.е. уровень торгового обслуживания
удовлетворительный, по мнению самих покупателей. Таким образом, все показатели рассчитанные в разделе 2
свидетельствуют, что уровень торгового обслуживания покупателей в магазине
достаточно высок в условиях рыночных отношений. Это с положительной стороны
характеризует торговую деятельность магазина, а также торговое обслуживание
предоставляемое покупателям. 3. Пути повышения качества торгового обслуживания. Для достижения эффективности торгового обслуживания магазину № 7
«Птица» необходимо постоянно изучать покупательский спрос, что поможет
правильно и качественно организовать торговое обслуживание покупателей. Для создания более комфортных условий для покупателей в перспективе в
магазине № 7 «Птица» планируется использовать прогрессивный метод продажи,
т.е. самообслуживание, т.к. площадь торгового зала позволяет внедрить метод
самообслуживания и все необходимое оборудование имеется в магазине № 7
«Птица». Рассмотрим преимущества метода самообслуживания над традиционным
(т.е. через прилавок) табл.21. Таблица 21 Исходные данные по магазину № 7 «Птица» за 1999 г. |Показатели |Метод продажи товаров |
| |Традиционный |Самообслуживания |
| | | |
|1. Технологические | | |
|1) Площадь торгового зала, кв.м. |400 |400 |
|2) Коэффициент установочной |0,32 |0,37 |
|площади, k ут. | | |
|3) Коэффициент выставочной |0,63 |0,73 |
|площади, k вп. | | |
|4) Количество разновидностей |978 |1231 |
|реализуемых товаров. | | |
|5) Коэффициент устойчивости |0,91 |0,97 |
|ассортимента, k уст. | | |
| | | |
|2. Социальные | | |
|1) Среднее время, затрачиваемое |7 |4 |
|на покупку, мин. | | |
|2) Коэффициент завершенности |0,91 |0,98 |
|покупок, k зт. | | | Из табл.21 видно, что преимущество метода самообслуживания выражается
социальной и экономической эффективностью. Покупатели затрачивают времени
на покупку товара на 3 мин. меньше, чем при индивидуальном обслуживании
через прилавок. Это характеризует социальный эффект самообслуживания (т.е.
экономия времени на приобретение товаров). В магазине самообслуживания
могут осматривать и отбирать товар практически все покупатели, которые
находятся в торговом зале, что позволит ликвидировать очереди в ожидании
обслуживания. Увеличение установочной и экспозиционной площадей в магазине
самообслуживания, позволит расширить в торговом зале ассортимент
предлагаемых товаров и тем самым увеличить комплексность покупок.
Следовательно, экономический эффект при самообслуживании достигается за
счет увеличения пропускной способности магазина, роста его экономических
показателей (товарооборота, валового дохода, прибыли), сокращения
численности торговых работников и повышения производительности, снижения
уровня издержек обращения. Поэтому в магазине № 7 «Птица» целесообразно использовать
самообслуживание. Так как этот метод обслуживания положительно повлияет на
хозяйственную деятельность торгового предприятия и повысит качество
торгового обслуживания. Таким образом, для повышения качества торгового обслуживания в
магазине № 7 «Птица» необходимо внедрить метод самообслуживания, который
будет занимать 60% от площади торгового зала и 40% - занято традиционным
методом (через прилавок), что позволит в полной степени удовлетворить
потребности покупателей. Для повышения качества торгового обслуживания необходимы
дополнительные денежные средства (т.е. прибыль). Поэтому магазин № 7
«Птица» открыл филиал в районе Красного Камня, т.к. в данном районе никто
не осуществляет фирменную торговлю куриной продукции. Магазин № 20 предоставил необходимую площадь и оборудование в аренду. В табл.22 представлена информация о деятельности филиала в магазине №
20. Таблица 22 Информация о деятельности филиала магазина № 20 за месяц, тыс.р. |Показатели |Фактические данные за месяц|
| | |
|Розничный товарооборот |612 |
| | |
|Валовой доход, остающийся в распоряжении | |
|предприятия: | |
|Сумма |61,2 |
|В % к обороту |10,0 |
| | |
|Издержки обращения всего: | |
|Сумма |11,09 |
|В % к обороту |1,81 |
|В том числе | |
|Транспортные расходы |1,09 |
|Оплата за аренду |4,0 |
|З/плата работникам |6,0 |
|Прибыль от реализации: | |
|Сумма |50,11 |
|В % к обороту |8,19 | Данные табл.22 свидетельствуют о том, что филиал увеличивает
товарооборот магазину № 7 «Птица» в целом, а так же окупает свои затраты и
имеет прибыль. Таким образом, работа филиала образует дополнительную прибыль
магазину № 7 «Птица», которую необходимо направить непосредственно на
повышение качества торгового обслуживания. Следовательно, и в дальнейшем целесообразно открывать филиалы от
магазина № 7 «Птица», что принесет дополнительную прибыль от деятельности
филиалов, которую можно направить на развитие торгового обслуживания в
магазине. При реализации новых товаров, неизвестных покупателям, необходимо
организовать рекламу, с помощью которой будет предоставлена необходимая
информация о товаре и стимулировать сбыт. Реклама может быть не только по
телевидению, радио, в газетах и журналах, но и непосредственно в магазине в
торговом зале. Поэтому, имеющиеся дополнительные денежные средства от работы
филиала, необходимо направить на развитие рекламы, т.е. на внутримагазинную
рекламу с помощью которой можно привлечь большое количество покупателей,
как к данному магазину, так и к отдельному товару. Поэтому необходимо
использовать витринную рекламу. Для рекламы новинки или малоизвестного
покупателю товара, необходимо композицию витрин дополнить рекламными
плакатами с основными сведениями о товарах, способах их применения,
подчеркнуть преимущество данного товара перед известными ему аналогами.
Композицию в витринах следует постоянно обновлять, так как это привлекает
внимание покупателей. Также необходимо использовать демонстрационную рекламу, т.к. она
способствует формированию нового покупательского спроса. Основными
средствами этой рекламы являются выставки-дегустации (для рекламы новых
продуктов питания), выставки-продажи (для рекламы широты ассортимента
отдельных видов товара и одновременного удовлетворения спроса на них). При
проведении такой рекламы администрация магазина должна оповестить
покупателей, художественно и информационно оформить участок торгового зала,
на котором будет осуществляться дегустация, организовать встречу
покупателям со специалистом-консультантом. В данном случае, т.к. у нас
малоизвестный товар для покупателей можно пригласить врача-диетолога,
который расскажет, как правильно использовать в пищу и в каких количествах
употреблять, чтобы не причинить вред здоровью, какой пищевой ценностью
обладает данный товар и т.д., а также пригласить опытного кулинара, который
объяснит, как приготовить блюдо из данного товара. При необходимости, магазин может использовать печатную рекламу,
которая включает рекламные проспекты, листовки, каталоги, что создает
удобство потребителям. Продавая малоизвестный и неизвестный покупателю
товар, ему предоставляют рекламный проспект, в котором описана вся
необходимая информация о товаре и предоставлены рецепты приготовления блюд
из этого продукта. Проводя исследование в магазине № 7 «Птица» о воздействии
покупательского спроса на неизвестные ими малоизвестные товары с помощью
рекламы были сделаны интересные выводы. Данные исследования оформлены в
табл.23. Таблица 23 Информация о покупательском спросе на малоизвестные товары
|Мероприятие |Спрос на товар, шт. |
| |Мясо криля |Мюсли ягодные |Оливки зеленые, |
| | | |фарширован. |
| | | |с анчоусом. |
| | | | |
|До проведения рекламных |18 |39 |21 |
|программ | | | |
| | | | |
|После проведения |59 |137 |65 |
|рекламных программ | | | |
Исследование проводилось один месяц. Данные, приведенные в таблице,
брались за две недели до проведения рекламных мероприятий и 2 недели после
проведения рекламных мероприятий. Данные табл.23 свидетельствуют, что спрос
на данные малоизвестные покупателям товары увеличился в 3-4 раза: в
частности, на мясо криля в 3,3 раза, на мюсли в 4 раза и на оливки,
фаршированные анчоусом в 3,1 раз. Следовательно, реклама знакомит потребителей с товаром, формирует
спрос на продукты, а также стимулирует сбыт. Таким образом, для совершенствования торгового обслуживания
необходимо использовать средства внутримагазинной рекламы, что положительно
влияет на эмоции человека и удовлетворяет потребности покупателей. При работе с поставщиками магазину № 7 «Птица» необходимо изучить
потребности покупателей на различные товары, различных поставщиков, т.к.
если магазин будет ориентироваться только на одного поставщика, то спрос
покупателей останется неудовлетворенным, (т.к. один покупатель, например,
предпочитает молоко Кушвинского гормолзавода, другой покупатель –
Тагильского гормолзавода. Следовательно, если в магазине реализуется молоко
одного завода-изготовителя, то один из покупателей останется неудовлетворен
покупкой, а, значит, и торговым обслуживанием). Поэтому, магазину № 7
«Птица» необходимо заключить договора поставки с различными заводами-
изготовителями по одной и той же товарной группе. Учитывая это обстоятельство, магазин № 7 «Птица» занялся проведением
исследований в данном вопросе. Для этого по молочным продуктам магазин № 7
«Птица» заключил договора поставки с различными предприятиями-
изготовителями (с Тагильским, Кушвинским, Кировградским, Челябинским
гормолзаводами). В течение двух недель проводилось исследование по молочным
товарам. Зафиксированные изменения представлены в табл.24. Данные табл.24 свидетельствуют, что наблюдается увеличение количества
покупателей, по приобретению товаров, которые раньше были в продаже и на
товары, которые ранее не было на прилавках в магазине № 7 «Птица». Это
объясняется тем, что либо спрос был неудовлетворен вообще (т.е. покупка не
была совершена), либо покупатель сделал покупку на необходимый товар, но
удовлетворение не получил. Таблица 24 Информация о покупательском спросе на товары различных заводов- изготовителей за две недели |Наименование |Количество покупателей, приобрет. товар |
|завода-изготовителя и | |
|товара | |
| |До внедрения |После внедрения |
| |ассортимента |ассортимента |
| | | |
|ОАО Алапаевский молочный | | |
|комбинат | | |
|Майонез |- |241 |
|Сметана |- |51 |
|Творог |- |30 |
| | | |
|ОАО Кушвинский гормолзавод| | |
| | | |
|Майонез |256 |259 |
|Сметана |83 |81 |
|Творог |60 |57 |
| | | |
|ОАО Тагильский гормолзавод| | |
| | | |
|Майонез |207 |212 |
|Сметана |29 |32 |
|Творог |33 |30 |
| | | |
|ОАО «Перммолоко» | | |
|Майонез |- |182 |
|Сметана |47 |54 |
|Творог |- |25 |
| | | |
|ОАО «Останкинский молочный| | |
|комбинат» г.Москва | | |
|Майонез | | |
|Сметана |- |- |
|Творог |- |28 |
| |- |32 |
|УМП «Талицкий молочный | | |
|завод» | | |
|Майонез | | |
|Сметана |- |189 |
|Творог |- |33 |
| |- |27 | Следовательно, в любом из случаев покупательский спрос остался
неудовлетворен, что с отрицательной стороны характеризует уровень торгового
обслуживания. А сейчас в магазине № 7 «Птица» расширился и обновился ассортимент
товара, что привлекает большое количество покупателей, тем самым с помощью
широкого ассортимента товаров на одну и ту же группу товаров спрос
покупателей удовлетворяется в полном объеме, что положительно характеризует
уровень торгового обслуживания в магазине. Далее необходимо проанализировать работу с поставщиками и
формирование цен, т.е. товародвижение и товароснабжение, т.к. это
обстоятельство оказывает влияние на торговое обслуживание в магазине. При работе с поставщиками необходимо учитывать предлагаемую цену на
товар. Поэтому для получения большого валового дохода магазину № 7 «Птица»
необходимо работать без посредников, что положительно повлияет на
финансовые показатели торгового предприятия, а также удовлетворит желания
покупателей по поводу цен на товары, т.к. покупатель определяет для себя
диапазон цен, и если его диапазон не совпадает с тем, что он увидел в
магазине, то спрос остается неудовлетворен. Поэтому администрации магазина
необходимо уделить большое внимание этой проблеме. В табл.25 представлены данные, характеризующие преимущество работы
магазина без участия посредников. Из данных табл.25 видно, что цена без участия посредников ниже и
причем торговая надбавка гораздо выше. Это положительная сторона, т.к., во-
первых, цена на товары ниже, тем самым больший объем продаж, а
следовательно, потребительский спрос в большей степени удовлетворен, а
также предприятие имеет больший доход от реализации, что в конечном итоге
увеличивает сумму прибыли, которую можно использовать для повышения
качества торгового обслуживания, а также увеличение прибыли характеризует
эффективность торгового обслуживания в магазине. Таблица 25 Информация о торговых надбавках и ценах на товар, реализуемый в магазине № 7 «Птица» |Наименование товара |Цена |Цена |Торговая |Продажная цена|
| |завода-из|посредника|надбавка |за единицу |
| |готовител|за | | |
| |я за |ед.товара | | |
| |ед.товара| | | |
| | | | | |
|Майонез Провансаль, |6,60 |- |15 |7,60 |
|250гр | | | | |
|Майонез Провансаль, |6,60 |7,32 |10 |8,05 |
|250гр | | | | |
| | | | | |
|Сыр плавленый, 100гр |3,40 |- |20 |4,08 |
|Сыр плавленый, 100гр |3,40 |3,74 |15 |4,30 |
| | | | | |
|Сыр плавленый «Янтарь», |15,61 |- |20 |18,73 |
|200гр | | | | |
|Сыр плавленый «Янтарь», |15,61 |7,95 |15 |20,64 |
|200гр | | | | |
| | | | | |
|Сырки глазированные, |3,30 |- |25 |4,15 |
|50гр | | | | |
|Сырки глазированные, |3,30 |3,80 |25 |4,75 |
|50гр | | | | |
| | | | | |
|Паста шоколадная, 200гр |8,55 |- |22 |10,26 |
|Паста шоколадная, 200гр |8,55 |9,40 |20 |11,28 |
| | | | | | На качество торгового обслуживания оказывает влияние и сервис
дополнительных услуг. Хотя в магазине № 7 «Птица» предоставлен широкий
комплекс дополнительных услуг, для совершенствования торгового обслуживания
требуется дальнейшее расширение дополнительных услуг. Это может быть расчет
за товары с применением кредитных карточек или же постоянным покупателям
предоставление кредита в течение недели под проценты. Примерная система
приведена в табл.26. Таблица 26 Информация о предоставлении кредита покупателям |Покупатели|Стоимост|Сумма, |% за |Срок |Сумма, |Прибыль, |
|ф.и.о. |ь всей |уплаченна|кредит |предоставле|полученная |полученная |
| |покупки |я за | |ния кредита|от |от сделки |
| | |товар | | |реализации | |
| | | | | |товара и от| |
| | | | | |сделки | |
| | | | | | | |
|Сидоров |935 |435 |10 |5 |985 |50 |
| | | | | | | |
|Сумернина |532 |232 |5 |6 |547 |15 |
| | | | | | | |
|Суслов | | | | | | |
| |1050 |450 |15 |7 |1140 |90 | Из данных табл.26 видно, что в конечном итоге предприятие получает
прибыль от предоставления данной услуги. Конечно, магазин, предоставляя
кредит покупателю, в значительной степени рискует, но риск оправдан, т.к.
магазин приближает к себе покупателей, создает себе имидж, а также
удовлетворяет потребности покупателей, что положительно влияет на торговое
обслуживание в магазине. Также в магазине для удобства покупателей можно организовать камеры
хранения для личных вещей покупателей и приобретенных в магазине. В кафетерии можно установить гриль для приготовления жареной куры,
что привлечет к себе покупателей, а также увеличит конечные финансовые
показатели в магазине, которые характеризуют эффективность торгового
обслуживания. Все эти дополнительные услуги будут оказывать влияние на повышение
качества торгового обслуживания покупателей. На качество торгового обслуживания оказывает влияние и уровень
квалификации административного аппарата. Поэтому в магазине № 7 «Птица»
запланировано в 2001 г. пройти курсы повышения квалификации управленческого
аппарата (все затраты, связанные с учебой несет Кировградская
птицефабрика). Таким образом, при учете всех вышеперечисленных предложений магазин №
7 «Птица» создаст себе имидж, поднимет свой рейтинг на рынке
потребительских товаров, за счет оказания лучшего торгового обслуживания
покупателей. Заключение. При переориентации торговли на рыночные отношения каждое торговое
предприятие стремится удержать крепкие позиции на рынке потребительских
товаров и завоевать определенный сегмент потребителей. Это невозможно без
качественного торгового обслуживания. Торговое обслуживание обеспечивает торговому предприятию социальный и
экономический эффект, т.е. социальный эффект проявляется в завоевании
большого количества покупателей и качественном удовлетворении спроса, а
экономический эффект заключается в максимальной прибыли предприятия,
которая характеризует эффективное обеспечение покупателей лучшими товарами
для удовлетворения их потребностей. С повышением материального благосостояния населения возрастает и
требование покупателей к работе магазина, к качеству торгового
обслуживания. Поэтому магазин № 7 «Птица» постоянно учитывает этот факт и
совершенствует по возможности торговое обслуживание. Проанализировав уровень торгового обслуживания в магазине № 7
«Птица», можно с уверенностью сказать, что он достаточно высок, это
положительно сказывается на экономических показателях деятельности магазина
(т.е. на товарообороте, валовом доходе, прибыли). Проведя анализ, наблюдается рост товарооборота как по сравнению с
планом, так и в динамике, что обусловлено увеличением спроса покупателей на
товары, реализуемые в магазине № 7 «Птица». Конечный показатель, т.е. прибыль, так не увеличивается. Значит,
магазин № 7 «Птица» эффективно обеспечивает покупателей лучшими товарами
для удовлетворения их потребностей. Прибыль магазину №7 «Птица» необходима,
чтобы выжить и совершенствовать торговое обслуживание. Анализируя деятельность магазина № 7 «Птица», наблюдается улучшения в
организации торгового обслуживания покупателей. И это закономерно, так как
администрация магазина стремится к совершенству во всем: в товарах,
реализуемых в магазине, в их безопасности и потребительских свойствах, в
услугах, предоставляемых магазином, в наших человеческих отношениях, в
конкурентоспособности на потребительском рынке, в получении максимальной
прибыли. Осуществляя свою торговую деятельность на потребительском рынке,
магазин № 7 «Птица» думает о покупателе, о предоставлении ему лучших
товаров и услуг, т.е. о комплексном удовлетворении потребительского спроса
и качественном торговом обслуживании. Следовательно, цель дипломной работы достигнута и все задачи
выполнены. Выполнение дипломной работы позволило обобщить теоретический
материал, углубить знания в области управления торговым обслуживанием. Результаты дипломной работы могут быть использованы для практической
пользы магазина № 7 «Птица». СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности : Учеб.
Пособие. М.: Дело и Сервис, 2000. – 507 с.
2.Аванесов Ю.А., Идрисов Т.К., Сапрохин Г.Н. Организация торговли : Учеб.
Для торговых вузов. М.: Экономика , 1984 .- 347 с.
3.Андреева О.Д. Технология бизнеса : маркетинг . Учебное пособие .-
М.: Издательская группа ИНФРА М .- Норма , 1997 .- 224 с.
4.Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле . М.:
Экономика , 1990. – 390 с.
5.Бланк И.А. Торговый менеджмент . – К .: Украинско-Финский институт
менеджмента и бизнеса , 1997. – 408с.
6.Бланк И.А. Управление торговым предприятием .- М .: Ассоциация
авторов и издателей . Тамдем . Издательство ЭКМОС , 1998. – 416 с.
7.Бурмистров В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами .
М .: Экономика , 1988.- 349 с.
8. Воронин В.П. Повышение комфортности торговых услуг . Воронеж :
Издательство Воронежского ун-та , 1997.- 375 с.
9. Гарелик М. А. Митина Л. А. Организация продажи
продовольственных товаров : Учебник для товаровед. отд-ний
техникумов. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Экономика , 1985. –
240 с.
10. Геммерлинг Г. А. , Ломакин О. Е., Шлёнов Ю. В. Ваше дело.
Практический курс предпринимательства. – М.: Издательство БИНОМ,
1997.-416 с.
11. Гончаров П. Г. и др. Организация торговли продовольственными
товарами. М.: Экономика , 1982.
12. Гребнёв А.И. Совершенствования управления торговлей. М.:
Экономика, 1988.
13. Грженский Л. М. Управление качеством торгового обслуживания : (
Опыт Львовского областного управления торговли ) – М.: Экономика ,
1980-56 с.
14. Губерной К. М. Социально-экономическая роль торговли и
закономерности повышения её эффективности . М. : Высш. Шк. , 1988.-
296 с.
15. Гуз Р. З. Организация продажи непродовольственных товаров :
Учебник для товаровед. 2-е изд. , перераб. И доп. – М.: Экономика
, 1983.-192 с.
16. Дашков Л. П.,Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли .-
М.: Информационно-внедренческий центр « Маркетинг», 1999.-448 с.
17.Елагин Ю. А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая
деятельность. 4.1. Розничная торговля : Учебное пособие – Екатеринбург
: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та,2000.-207 с.
18. Кардош , Леа . Этика в торговли : Сокращ .перевод с венг.
(Предислов . Н.В. Кучевской ) - М.: Экономика ,1985.- 174 с.
19. Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации
торговли . М.: Экономика ,1982. – 273 с.
20. Леви Майки , Вейнц , Бартон А. Основы розничной торговли . – М.:
Экономика , 1986.- 225 с.
21. Марчук Ф.Л. Как повысить эффективность управления торговлей. М.: Экономика , 1989.-197 с.
22. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка.-Екатеринбург : Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та , 1995.-168 с.
23. Николаева Т. И. Потребительский рынок и торговля : проблемы
развития и регулирования .-Екатеринбург : Издательство Урал. Гос.
Экон. Ун-та , 1998.-230 с.
24. Николаева Т. И. Технология и коммерческая деятельность. Учебное по
собие. –Екатеринбург : Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та , 1997.-98
с. 25. Николаева Т. И. Торговли потребительскими товарами : проблемы
развития и совершенствования – Екатеринбург : Издательство Урал. Гос.
Экон. Ун-та , 1996.-240 с.
26. Памбухчиянц В. И. Организация , технология и проектирование
торговых предприятий : Учебник для студентов высших и средних
специальных учебных заведений -2-е изд - М.: И В Ц « Маркетинг »,
1999 - 320 с.
27. Сабуров Е., Черняевский А.,Смирнов С. Траектория российской
реформы Экономист 1996 №2.
28. Самсонов Л. А. Качество обслуживания ( социально-экономический
аспект ). М.: Московский рабочий , 1979.
29. Сметанин Н. Потребительский рынок : нынешнее состояние и
перспективы Экономист. 1994. №11.
30. Уткин Эдуард Андреевич , Кочеткова. Деловые отношения с
покупателями . Учеб. Ассоц. Авт. И изд. « Тандем » - М.: Э К М О С ,
1998 - 272 с.
31. Ушакова Н. И.,Белфй А.Б. Социально-экономическая эффективность
торговли : критерии и показателей. Киев : Высш. Школа , 1982.-299 с.
32. фельдман И.М. и др. Организации торговли продовольственными
товарами. Учеб. для товаровед. фак. Торг. Вузов. Изд. 2-е,
переработ. М.: « Экономика », 1971. 366 с.
33. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В, Автухова Е. Э. Современный
маркетинг. Под ред. В. Е. Хруцкого. –М.: Финансы и статистека,
1991.-256 с.
34. Цзе К. Методы эффективной торговли. Опыт « Лучшей торговой фирмы года ». М.: Экономика ,1988-245 с. -----------------------
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|