Меню
Поиск



рефераты скачать Ревизия и контроль на производстве

Формой финансового контроля за полнотой и своевременностью исполнения коммерческими структурами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами является налоговый контроль.

С 1 января 2002 г. введена самостоятельная система учета данных в целях налогообложения – налоговый учет.

Осуществление финансового контроля за полнотой и своевременностью исполнения коммерческими структурами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами является крайне важным направлением деятельности контрольных органов, поскольку налоговые источники формирования бюджета составляют значительную часть его доходов (примерно четыре пятых).

Для решения поставленных задач и осуществления своих финансовых функций органы государственного и муниципального финансового контроля используют такие методы, как проверка, ревизия, обследование, анализ.

В контрольной практике встречаются приемы документального и фактического контроля.

Существуют две большие группы приемов документального контроля, которые можно обозначить:

1. Приемы формально-правовой проверки документов, которые включают:

·          проверку соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;

·          сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов с установленными нормативами;

·          проверку соответствия отраженных в документах операций законодательно установленным нормам;

·          проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

·          проверку арифметических расчетов – перерасчет, т. е. арифметический (счетный) контроль.

 В условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации приемы данной группы могут быть в значительной мере автоматизированы и контролироваться программно.

2. Приемы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов (их соответствие совершенным хозяйственным операциям также в ряде случаев может быть автоматизировано в условиях компьютерной обработки учетно-аналитической информации). В их состав входят:

·          сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;

·          подтверждение (сверка расчетов);

·          проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;

·          прослеживание (сканирование);

·          аналитические процедуры;

·          специальные методы, в число которых входят встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций;

·          подготовка альтернативных балансов (как промежуточных _ сырья, материалов, выхода продукции, так и заключительного бухгалтерского, хорошо известного в западной аудиторской практике как пробный баланс).

3. Приемы фактической проверки, к которым относятся:

·          инвентаризация;

·          осмотр; наблюдение;

·          контрольный запуск сырья в производство;

·          лабораторный анализ качества товаров, сырья, готовой продукции;

·          экспертная оценка;

·          проверка объема выполненных работ;

·          проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;

·          получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты;

·          контрольная покупка;

·          другие.

1. 3.Независимый финансовый контроль

Независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами. Он обеспечивает наличие достоверной информации, тем самым позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Аудит рассматривается в качестве специфического вида контроля, наделенного следующими характеристиками:

·          цель – проверка соответствия финансовой отчетности требованиям принципов бухгалтерского учета;

·          результат – мнение о финансовых отчетах объекта аудита;

·          исполнители – внешние аудиторы (сотрудники независимых аудиторских фирм);

·          пользователи результатов – внешние по отношению контроль объекту аудита контрагенты и сам объект аудита.

Аудит должен обеспечивать также разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности субъекта с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Все работы аудитора, выходящие за рамки аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваются не как аудит, а как сопутствующие аудиту услуги, которые разделяются на услуги, совместимые с проведением у экономического объекта обязательной аудиторской проверки, и услуги не совместимые.

Сопутствующие аудиту услуги разделяются на услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

На практике аудиторские организации оказывают множество дополнительных, сопутствующих аудиту услуг (аудиторские услуги и консультации в области бизнеса, аудиторские услуги в области профессионального обучения, специальные услуги).

При аудите бухгалтерской отчетности необходимо удостовериться в правильности составления баланса, отчета о прибылях и убытках и других финансовых документов. Проверке подлежат все значительные операции и сделки, крупные сделки и операции, зарегистрированные в конце квартала или финансового года, основные финансовые показатели, коэффициенты и контрольные цифры, отличающиеся от исчисленных в среднем за последние пять лет, неудовлетворительная ситуация с оборотными средствами, выявленные факты, свидетельствующие о необоснованной необходимости резко поднять доходы для удержания цен на акции, причины и характер судебных исков контроль организации, особенно в связи с претензиями акционеров.

Аудитор использует различные методы финансового контроля: обследование, наблюдение, документальную и фактическую проверку, ревизию. Особое значение приобретает экономический анализ, как действенный метод оценки информации.

Виды аудита:

·          по отношению к требованиям законодательства – аудит инициативный и обязательный;

·          по объектам аудита – аудит банковский, страховых компаний, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов, общий, государственный;

·          по предметам аудита – аудит финансовой отчетности, налоговый аудит, ценовой аудит, аудит хозяйственной деятельности и специальный аудит;

·          по времени осуществления – первоначальный, периодический и оперативный;

·          по характеру проверки – подтверждающий аудит, аудит, базирующийся на риске, системно ориентированный;

·          по назначению – аудит на соответствие требованиям, операционный (управленческий, производственный) аудит.

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

1. 1. Отличие ревизии от аудита

Существуют два противоположных подхода контроль управлению организацией: структурный и процессный.

Структурный подход – это построение управления из различных комбинаций линейной и функциональной подчиненности. Взаимодействие в таких организациях осуществляется через должностных лиц.

Процессный подход ориентирован на бизнес-процессы.

Контроль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимущественно структурно. Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес-процесса.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования контроль действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ревизора – определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора – предоставить квалифицированное мнение об отчетности организации.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

2. 2. Ревизия как форма экономического контроля

Принято выделять предварительный и последующий контроль.

Предварительный контроль осуществляется до принятия управленческого решения. На этапе предварительного контроля проверяется целесообразность и законность предстоящих операций.

Последующий контроль проводится после выполнения задания. Цель его – проверить соответствие достигнутых результатов поставленным задачам.

Управленческие службы постоянно контролируют деятельность организации в течение смены, за смену, сутки, неделю и т.д. Источником информации служит плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская документация. Постоянный последующий контроль принято называть оперативным.

Кроме постоянного оперативного контроля проводятся периодические, разовые проверки. Последующий периодический контроль принято называть ревизией. При ревизии изучают только уже совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Суть ревизии – проверка по документированной учетно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта или вышестоящим органом.

2. 3. Задачи ревизии

:

·          проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;

·          выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

·          проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

·          исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

2. 4 Правила проведения ревизии

1. Внезапность.

2. Активность.

3. Непрерывность.

4. Обоснованность.

5. Гласность.

2. 5. Виды ревизии

По субъекту контроля:

·          ревизии государственных органов;

·          внутрихозяйственные ревизии;

·          ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.


По организационному признаку:

·          плановые ревизии;

·          внеплановые ревизии и проверки.


По объему проверки:

·          сплошные ревизии

·          выборочные ревизии;

·          полные ревизии;

·          частичные ревизии;

·          комбинированные ревизии.


По кругу вопросов, подлежащих проверке:

·          тематические ревизии;

·          сквозные ревизии;

·          комплексные ревизии;

·          некомплексные ревизии.


По способу контроля за результатами ревизионной работы:

·          дополнительные ревизии;

·          повторные ревизии.

ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА РЕВИЗИИ

3. 1. Планирование ревизии

Два основных этапа – разработка программы и плана ревизии.

Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит:

·          цель ревизии;

·          вопросы, подлежащие проверке;

·          средства и условия, необходимые для проведения ревизии;

·          сроки и место исполнения;

·          состав участников ревизии;

·          формы документального оформления ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.

План ревизии. На основе программы составляется план ревизии, который привязан контроль специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества, графику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии.

План ревизии должен обладать определенными характеристиками. Действенность, конкретность, реальность, гибкость и мобильность.

3. 2. Предварительная подготовка ревизии

В процессе такой подготовки сначала решаются методические вопросы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Отдельное контрольно-ревизионное действие принято называть методом. К таким методам могут быть отнесены сверка, сличение. Документальный контроль основан на нескольких методах.

Экономический анализ работы организации.

Технико-экономические расчеты.

Нормативная проверка.

Формальная проверка.

Логическая проверка.

Арифметическая проверка.

Встречная проверка.

Взаимный контроль.

Анализ ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Восстановление количественно-суммового учета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.