p> 3.2.4 Диспетчеризация лифтового хозяйства города. Заслуживает отдельного внимания и еще один крупный проект в жилищно-
коммунальном хозяйстве города. Диспетчеризация лифтового хозяйства, осуществление полного и
всеобъемлющего контроля за инженерно-механическими и электронно-
электрическими параметрами работы всех лифтов всех домов, находящихся на
балансе КП ПТЖХ, со стационарных контрольных пунктов (полностью
компьютеризованных), один из которых в центральной части города, другой в
микрорайоне «Мирный». Общая предварительная стоимость проекта 1300 тыс. руб. (включая
поставку оборудования, монтажные и пусконаладочные работы). Введение в действие данной системы позволит не только снизить расходы
КП ПТЖХ за счет оптимизации численности обслуживающего персонала (вместо
120 лифтеров для обслуживания системы необходимо примерно 40 лифтеров-
обходчиков и примерно 10 человек техников и диспетчеров контрольных
пунктов), но так же позволит более оперативно реагировать нна сигналы о
нарушениях нормативных параметров работы лифтового хозяйства. Кроме того,
будет возможность эксплуатировать лифты не 16 часов, как сейчас, а полные
сутки. Перспективное планирование каких-либо серьезных проектов и программ
развития предприятия , требующих капитальных вложений в настоящих условиях
хронического дефицита бюджетного финансирования, снижения денежных
поступлений от населения, как в следствии введения новых льгот по
техническому обслуживанию жилищного фонда, так и от применения нового
порядка расчетов платы за найм жилого помещения требует полной уверенности
в материально-техническом обеспечении планируемых задач. Выводы и предложения. Как было показано в работе, ключевым элементом управления народным
хозяйством является механизм финансирования, который связан с обеспечением
финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы
материального производства и услуг; Переход на принципы самоокупаемости и самофинансирования в условиях
рыночных преобразований привел к изменениям в источниках финансирования
предприятий отраслей народного хозяйства. Современный период характеризуется сокращением объемов бюджетного
финансирования отраслей народного хозяйства. В свете событий, происходящих
в экономике нашей страны последнее десятилетие особую актуальность
приобретает проблема эффективности использования бюджетных ассигнований. В условиях рыночной экономики, несмотря на наличие разнообразных
форм и методов финансирования расходов на народное хозяйство, бюджетное
финансирование не исчерпывает своей значимости. Следует отметить, что роль
бюджетного финансирования в развитии народного хозяйства существенно
меняется. В ограниченных размерах осуществляется финансовая поддержка
отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых
фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим
субъектам хозяйствования, а также через финансирование высокоэффективных
инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе и на условиях
возвратности.
Приоритетными направлениями бюджетного финансирования на федеральном уровне
остаются прежде всего ассигнования в угольную и нефтяную промышленность, а
также на конверсию оборонной промышленности (дотации предприятиям в связи с
конверсией, например предприятиям, ранее связанных с производством
химического оружия). В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета
поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство,
производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с
удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов
хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты
растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ и т.д.) Из бюджетов Субъектов Федерации как правило, выплачивают дотации на
животноводческую продукцию. В бюджетах муниципальных образований значительны объемы расходов на
жилищно-коммунальное хозяйство. Предприятия и организации ЖКХ являются
главной составной частью местного хозяйства, определяющей в значительной
степени доходы и расходы местных бюджетов. Дотации, предусмотренные
предприятиям ЖКХ, направляются на покрытие убытков, возникающих в
результате «выпадающих доходов». На местном уровне, в силу сложившихся объективных причин, заведомо
убыточная часть деятельности муниципальных предприятий жилищно-
коммунального хозяйства и городского транспорта (т.е. предприятия первой
категории) нуждаются в обязательном бюджетном финансировании.
Муниципальными органами власти, предприятиям этой группы, за счет средств
бюджета возмещаются расходы на оказание бесплатных услуг и разница между
реальной стоимостью и фактической ценой частично оплачиваемых услуг. Так,
дотации на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства и
транспорта в 1999 году составили 24,98% в общих расходах бюджета
г.Зеленодольска. Проведенный в работе анализ позволяет наблюдать тенденцию снижения
доли расходов городского бюджета на поддержку предприятий местного
хозяйства. В 1996 году удельный вес в общих расходах бюджета составил
28,93%, 1997 году - 31,18%, а в бюджете 1999 года предусмотрено 24,98%.
Необходимо отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме бюджетных
ассигнований занимают дотации предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.
Так, в 1996 году они составили 27,69%, в 1997 году - 30,16%, в 1998 году -
30,03%, в 1999 году утверждены в размере 23,87%. Проведенное исследование в области финансирования предприятий
местного хозяйства позволяет выявить следующие проблемы: -Систематическое недофинансирование муниципальных предприятий. Действующая практика финансирования предприятий показывает, что
фактические расходы не соответствуют плановым показателям утвержденного
бюджета г.Зеленодольска. Например, предусмотренные в бюджете расходы на
жилищно-коммунальное хозяйство фактически были профинансированы в 1996 году
на 61,3%, в 1997 году на 76,54% и в 1998 году на 76,49%. Таким образом,
процент недофинасирования составил соответственно в 1996 году - 38,7%, в
1997 году - 23,46%, а в 1998 году - 23,51%. Достаточно высокие размеры
недофинансирования объясняются недостатком средств в местном бюджете,
который возникает в силу недопоступления запланированных дотаций из
вышестоящего бюджета, т.е. из бюджета Республики Татарстан. Необходимо
отметить, что собственная доходная база местного бюджета в 1999 году была
исполнена на 118% от запланированного объема; - Для расчета финансовых планов, специфицированной потребности в
используемых ресурсах, предприятиями применяются социальные стандарты:
минимальный, средний и рациональный. С одной стороны, применение социальных
стандартов упрощает механизм расчета потребности предприятий в бюджетных
ассигнованиях, но с другой стороны, при планировании в бюджете
закладываются расходы по минимальному социальному стандарту, которые за тем
утверждаются с учетом доходной базы бюджета и коэффициента 0,7 действующего
в 1999 году.Так, в бюджете города Зеленодольска по предприятию ПТЖХ-2 в
1999 году дотация на покрытие убытков была утверждена в сумме 5700
тыс.руб., что соответствует 49,62% от запланированной предприятием
потребности по минимальному социальному стандарту; - В силу объективных причин, финансирование местного хозяйства
производится в основном взаимозачетом (90-92% от общей суммы
финансирования), что затрудняет финансово-хозяйственную деятельность
предприятий, так как организации вынуждены производить бартерный обмен, что
в известной степени уменьшает сумму финансирования (при бартерном обмене
взимается налог). В целях решения вышеперечисленных проблем в сфере повышения
эффективности использования бюджетных ассигнований в г.Зеленодольске
предлагается: 1. Определить источники финансирования. В качестве источников финансирования муниципальных предприятий могут
выступать средства: местного бюджета; внебюджетных фондов; органов местного
самоуправления; немуниципальных фондов, образованных с участием органов
местного самоуправления; независимых фондов, образованных без участия
органов местного самоуправления; финансово-кредитных организаций; средства
муниципальных предприятий (самофинансирование, взаимное финансирование);
других юридических лиц; физических лиц. Из бюджетных средств должны возмещаться расходы только в части
заведомо убыточной деятельности предприятий. Финансирование муниципальных предприятий из средств различных фондов
возможно в тех случаях, когда цели деятельности соответствующих предприятий
совпадают. Финансово-кредитные организации будут руководствоваться условием
получения процентов на предоставляемый кредит. Важно при этом, чтобы органы
местного самоуправления, прибегая к услугам финансово-кредитных организаций
для финансирования муниципальных предприятий, руководствовались правилом,
что использование заемных средств допустимо только в целях развития( на
капитальные вложения). Все другие организации и физические лица могут быть рассмотрены
как потенциальные инвесторы в одном из следующих случаев:
88. расчет на участие в прибыли( для прибыльных муниципальных предприятий);
89. расчет на получение части товаров и услуг (долевое участие в строительстве жилья, объектов энергосбережения и.т.п.) 2. В качестве механизма рационализации расходов можно предложить
регулярную корректировку тарифов и цен в зависимости от эффективности
деятельности предприятия и платежеспособного спроса населения.
Нерегулируемый рост тарифов и цен на услуги, оказываемые населению, может
привести к увеличению платежей. Так, просроченная задолженность населения
г.Зеленодольска за жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 1999 года
составила 26% к месячному ее начислению. В целях сокращения задолженности по квартирной плате и коммунальным услугам ведется определенная работа:
с работающей части населения платежи удерживаются с заработной платы и
проводятся взаимозачетами;
с неработающих жильцов - удерживают через Фонд занятости;
на злостных неплательщиков оформляют исполнительные листы для взыскания
соответствующих платежей с заработной платы по месту работы или направляют
дела в суд на взыскание задолженности. 3. Создать условия и стимулы для самостоятельного зарабатывания
средств предприятиями для частичного, а в идеальном варианте полного
самофинансирования; 4. Демонополизировать и развивать конкурентную среду посредством
создания служб заказчика. В городе Зеленодольске в качестве заказчика
выступает Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ), которое
заключает договора с подрядными организациями любых организационно-правовых
форм на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда на
конкурсной основе; 5. Отказаться от применения в финансировании предприятий
взаимозачетов; 6. В целях сокращения бюджетного финансирования перевести предприятия
жилищно-коммунального хозяйства на энергосберегающие технологии и провести
реформирование этой отрасли в целом; Таким образом, в ходе проделанной работы можно сформировать четкие и
понятные пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований
в городе Зеленодольске. Тем более, что нынешние непростые экономические
условия являются стимулом для проявления инициативы. И надо сказать, что позитивные изменения в этом направлении уже есть.
Как результат – программа повышения эффективности использования энергии в
системе теплоснабжения г. Зеленодольска на 1998-2004 г., основные положения
которой приведены мною в приложении 2. Список литературы: 2. Гражданский Кодекс (Часть 1) №14-ФЗ от 26.01.96г.
3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28.08.99
4. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 1998 год» № 42-ФЗ от 26.03.98г.
5. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 1999 год» №36-ФЗ от 22.02.99г.
6. Федеральный Закон РФ « О Федеральном бюджете на 2000 год» №227-ФЗ от 31.12.99г.
7. Указ Президента РФ « О порядке представления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета» № 1484 от 08.07.94г.
8. Закон РТ « О бюджетной системе РТ на 1999 год» № 1924 от 22.12.98г.
9. Постановление КМ РТ № 611 от 14.10.98г. « Об упорядочивании системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
10. Постановление КМ РТ № 188 от 20.04.98г. «Об утверждении программы рефинансирования жилищно-коммунального хозяйства РТ»
11. Постановление КМ РТ № 444 от 29.05.97г. « Об утверждении порядка применения, развития и поддержки системы социальных стандартов и социальных норм в РТ»
12. Постановление КМ РТ № 1022 от 09.12.96 г. « Социальные стандарты и натуральные нормы удовлетворения потребностей населения и расходов на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства РТ»
13. Приложение к письму Минфина РТ № 04-ФЗ от 20.05.95г. « Рекомендации по определению расчетных тарифов на перевозки пассажиров в городском, пригородном и местном сообщениях и порядок расчетов по ним с предприятиями всех видов транспорта »
14. Отчеты « Об исполнении консолидированного бюджета РТ за 1997-1998г.г.» Минфин РТ
15. Блинов Л.П. Бюджет региона: учебное пособие. Казань, 1997г.,с.53-60
16. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Том 2, С.-П.: Экономическая школа, 1997г.,с.107
17. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. М.: Инфора-М, 1997г.,с.129
18. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение и кредит. М. Финансы,1999., с. 150
19. Куршев В.И. Система управления финансами: Государственная система управления финансами: Конспект лекций. - К.,1989-1996г.г
20. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства : Учебное пособие. М.: Финансы и статистика.,1996г.-176с.
21. Павлов В.С. Государственный бюджет СССР. М.: Финансы,1980г.-368с.
22. Сабанти Б.М. Теория финансов: учебное пособие. М.: Менеджер, 1998г.- 168с.
23. Сидорович О.Б. Бюджетное устройство в РФ . М.: 1997г-136с.
24. Ткачук М.И. Государственный бюджет . Мн., Высшая школа,1995г.-240с.
25. Беседин М. Оструктурной перестройке железнодорожного транспорта в РФ // Вопросы экономики,1998г., № 4, с.83
26. Буклемишев О.,Померанский А. Структура капитала как объект выбора // Финансовый бизнес, 1995г., №3, с.30
27. Жакимов Г.Б. Жилищно-коммунальная реформа: механизм реализации// Регион: экономика и социология, 1998г.,№ 3, с.95-104
28. Ильин И. Проблемы Реформирования федерального железнодорожного транспорта // Вопросы экономики, 1998г.,№4,с.110-111
29. Илюхина Е.А. Законодательное регулирование муниципальной собственности // РЭЖ, 1996г., №3, с.32-37
30. Кратко И. Из истории государственного предпринимательства в России // Риск-1994г., № 3-4,с. 101-107
31. Лелюхина Н. Государственное предпринимательство в России ( начало ХХ века) // Вопросы экономики, 1994г., №8 с.69-79
32. Попов А.А. Об инвестировании в АПК // РЭЖ, 1998г., №4, с.76-83
33. Семенова Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист, 1997г., №5, с.45-48
34. Синько В., Черноусов Е. Ипотека в сфере промышленности // вопросы экономики, 1998г., №4, с.83
35. Курсевич С.Н. О реформе жилищно-коммунального хозяйства // Финансы, 1997г., №12, с.7-9
36. Широков А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций.// Экономист, 1997г.,№7, с.46-51
37. Налогобложение в России . М.: “Ось-89”, 1999 г.
38. Петровский А.Г. Налоги России.- М.: 1999 г.
39. Коровкин В.В. “ Налоговые ошибки”.-М.:1997г.
40. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.
41. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. М., 1991.
42. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 1994.
43. Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995.
44. Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы, 1998, №5:
45. Миляков Н.В. Налог на имущество предприятий // Бухгалтерский вестник, 1998, № 9:.- cтр. 5
46. Мухаметдинова Г.Г. Как избежать налоговых ошибок. – М.: Финансы и статистика, 1998:. - 147 с.
47. Налоговая система в России. Инесса Славутинская, Ирина Квателадзе //Профиль, 5.10.98, № 36:.- 169c.
48. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий».- Минск, 1998 г:.- стр.114
49. Топольская Е., Котко А., Налог на имущество предприятий // Экономика и жизнь, Бухгалтерское приложение, 1998, № 11:.- стр.7
50. Чальцев А.В. К новой системе налогообложения. // Финансы. – 1997. №11
51. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов – М.: ИНФРА-М, 1998:.- 89c.
-----------------------
Предприятия ЖКХ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|