В групповой работе больше используются интуитивные методы,
которые ведут к получению широкого спектра целей проекта, к этим методам относятся: 
- мозговой штурм;    
- творческая конфронтация; 
- запись идей;  
- специфическое структурирование  
- и др. 
Описание целей проекта.  
В описании цели проекта должны найти
отражение: 
-   результат проекта;  
-  расходы, 
-   срок окончания,     
- порядок изменения цели. 
Описание целей проекта определяет
сущность проекта. Если в проекте учитывались и рисковые
соображения, то в описание бизнес-проекта входит: 
¾соглашение о результате
бизнес-проекта; 
¾определение или заявление о
намерениях по сроку осуществления бизнес-проекта и его бюджету; 
¾соглашение о разрешении возможного
конфликта меж 
ду результатом, сроками и расходами. 
Готовое описание целей проекта является основой для
дальнейшей работы над проектом. 
1.4. Процесс бизнес-планирования 
 
Основными элементами бизнес-плана
являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел
(сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты
бизнес-планирования - это оценка инициаторами проекта: 
¾  
возможности, необходимости и объема выпуска продукции
(услуг); 
¾  
 потенциальных потребителей; 
¾  
 конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем
рынках; 
¾  
 своего сегмента рынка; 
¾  
 показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной,
бюджетной); 
¾  
 достаточности капитала у инициатора бизнес-идей и возможных источников
финансирования. 
Итак,
бизнес-план это: 
¾  
изложение
системы доказательств, убеждающих инвестора
в выгодности проекта; 
¾  
 определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости
предприятия; 
¾  
 предвидение рисков предпринимательской деятельности; 
¾                       
 конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных
показателей развития; 
¾                       
 развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую
среду, путем получения ценного опыта
планирования. 
Процесс бизнес-планирования от
возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его
участниками показан на рис. 1.1. Архитектурное построение этого процесса
изображено на рис. 1.2. 
            Рис. 1.1. Процесс
бизнес-планировани 
Рис. 1.2. Архитектурное построение
процесса разработки бизнес-плана, его цели и участники 
  
Наиболее распространенными областями бизнес-планирования в сегодняшней
экономической ситуации в России являются: 
-
создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как
совокупность прав собственности, долгосрочных
привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по
закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта),
которые обеспечивают возможность получать определенные доходы (поток доходов или серию денежных потоков –cash-stream  или stream of
cash-flows); 
- разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического
характера; 
- эмиссия новых акций открытыми
акционерными обществами; 
- подготовка к продаже приватизируемых предприятий; 
- подготовка к продаже обанкротившихся
предприятий, выставляемых
на конкурс; 
- выпуск акций (паев) в закрытых
компаниях типа ООО и закрытых АО или пая в товариществах при выходе из
состава одного
из акционеров (учредителей, пайщиков); 
- обоснование вариантов санации
предприятий-банкротов. 
1.5. Структура и последовательность разработки бизнес-плана 
 
Перед составлением бизнес-плана надо
убедиться в перспективности бизнес-идеи. 
Разработка даже самого маленького
локального бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление занимают около двух недель
довольно напряженной работы, а средний и крупный (глобальный) бизнес-план -
месяц и более. 
Серьезные инвесторы требуют, чтобы
бизнес-план им представлялся
лично руководителем предприятия, что требует его
активного участия в разработке бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков. Повышает
шансы в поиске партнеров и инвесторов
наличие в составе предприятия
команды, разрабатывающей бизнес-план и готовой его реализовать. 
Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с
описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и
патентно-лицензионным вопросам. 
Рис. 1.3. Описание продукции (услуги) 
 
Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы
являются ключевыми – без решения вопроса сбыта продукции разработка
остальных разделов не имеет смысла. 
Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации,
так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных инвесторов. 
И, конечно, особое внимание
необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным
рискам и гарантиям возврата инвестиций. Очень важно дать проекту
краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в
рекламных материалах, на упаковке и т. д.,
будет жить вместе с бизнесом. Хорошее название должно
соответствовать вашему роду занятий, указывать на ваш бизнес или
месторасположение, вызывать положительные
эмоции как на титульном листе бизнес-плана,
так и, возможно, в последствии везде, где он может попасться на глаза
тому, кто способен повлиять на судьбу вашего
начинания. 
 
1.6. Особенности бизнес-планирования в России и за
рубежом. Практические рекомендации 
Российская специфика.  
Точно установите, чем вы хотите заниматься, и правильно
выберите форму собственности. Помните, изменить структуру бизнеса в ходе работы
сложнее всего. Не рискуйте личной
собственностью, особенно жильем. 
Обращаясь в фирму, занимающуюся открытием предприятий,
учитывайте, что вам предложат типовой вариант устава, который подходит
всем, но никого не удовлетворяет по-настоящему. Те, кто помогает вам открыть
дело, могут быть связаны с тем или иным банком, получая от него комиссионные за каждого клиента.
Проверяйте банк, который вам рекомендуют. 
В России на данный момент остро не хватает квалифицированных
юристов, способных защищать интересы предприятий, особенно на
международной арене. Обращаясь к юристу, помните об этом. Читайте
сами хотя бы основные законы. Они публикуются во многих официальных изданиях. В
любой момент в любой закон могут быть внесены изменения. Необходимо
следить за этими изменениями. 
Многие стороны предпринимательской
деятельности еще не урегулированы законодательно. Найдите неформальные пути, чтобы установить,
какова в этих случаях общепринятая практика. 
Не пытайтесь самостоятельно заниматься бухгалтерским счетом, не пройдя хотя бы вечерних курсов и не
пролистав, например, подшивку такой
газеты, как «Экономика и жизнь» и приложения к ней за последний год. 
Будьте готовы к тому, что чиновники и
контролеры сами не знают всех тонкостей и положений. Посещайте семинары,
организуемые различными государственными организациями, прежде всего налоговой
инспекцией. 
Обратите особое внимание на юридическую
сторону ваших
взаимоотношений с сотрудниками. Обязательно проконсультируйтесь с юристом. Шире используйте контрактную форму трудового соглашения. 
Многие бизнесмены, проштудировавшие не
одну зарубежную книгу по разработке бизнес-планов и смело
следовавшие изложенным
в них советам и рекомендациям, столкнулись с неуказанными
в них, да и неизвестными на Западе трудностями. В отличие от западных стран
деловое планирование в России имеет
ряд особенностей. 
Это объясняется тем, что специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы
разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном
переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно
к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт разработки
вопросов бизнес-планирования, да и
рыночные отношения еще весьма далеки
от желаемого уровня. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские
предприятия, зачастую не позволяют
им осуществлять прямое
использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным
хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. 
Российское законодательство в настоящее время не закрепляет
обязательность разработки бизнес-планов. Он является новым документом для большинства российских предприятий. Даже в настоящее время широко распространена
позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предполагающая в качестве
альтернативы краткое
технико-экономическое обоснование. Иногда считается, что отсутствие
проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием «глубин»
отечественного бизнеса и интуицией. 
В современных условиях такая позиция не может являться
достаточной для получения инвестиций под конкретные проекты. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах
практики продвижения
предпринимательских проектов для
инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры
разработки бизнес-планов и учета в них ряда труднопредсказуемых факторов. 
К ним можно отнести уровни инфляции,
различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например: общая
инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные
фонды и т.д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей
в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных). 
В месте с тем, зарубежный опыт и пока еще
недостаточный опыт отечественных предприятий показывают, что даже
в условиях переходного периода составить бизнес-планы заставляет сама жизнь,
подвергающаяся экономическим и правовым
воздействиям. 
Несмотря на отсутствие законодательных актов, прямо
обязывающих разработку бизнес-планов, сегодня в России принято значительное
количество указов и других законодательных актов, которые формируют деловую
среду предпринимательства.
Функционирование в ней предполагает необходимость разработки
бизнес-плана для получения финансирования
проекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия
должен прежде всего решать задачи улучшения его финансового состояния или
финансового оздоровления (санирования). 
Американская специфика.  
Следует
помнить, что при переносе рекомендаций на Российскую почву необходимы коррекция
и замена отдельных американских реалий российскими.
Наиболее существенными представляются следующие моменты. 
Первый. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими
понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В
Америке предпринимательство является прежде
всего образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. Обратите
внимание, что в США для предпринимателя начало собственного дела означает
резкое снижение уровня жизни в первый период времени, по сравнению с уровнем
при продолжении работы в чужой фирме. 
Как следствие, многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес  русскому понятию «дело». 
Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что
фактически находится у них под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить
влияние этих факторов на его предприятие, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.
Соответственно там используют термин «менеджмент» вместо русского слова «руководство». 
Различно в США и России отношение к бухгалтерскому учету. В
России учет – это прежде всего средство удовлетворить любопытство
контролирующей инструкции, в США –инструмент для лучшего понимания своего
бизнеса и поиска путей увеличения его
доходности. При этом основным вопросом, волнующим западного
предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется прежде всего
соотношением между стоимостью активов и суммарными
обязательствами, т. е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам
баланса как соотношения между расходами и доходами. 
Второй по важности проблемой американца является гарантия того, что в кассе
всегда будут наличные средства. При этом
имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие
между тем, что вам заплатили, и тем, что еще только должны заплатить. 
Третьим вопросом
является отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, то американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности, что они
приносят больший доход, чем если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо
другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимся
считают и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.   
Доход в абсолютном выражении волнует
американца меньше,
чем три перечисленных выше обстоятельства. Кроме того, многие предприниматели интересуются своей долей рынка,
которая имеет косвенное отношение к живучести бизнеса, даже больше, чем
доходами. Соответственно расставляются приоритеты и в бизнес-плане. 
Американский начинающий предприниматель
находится в уникальных
условиях в том смысле, что ему оказывается всемерная поддержка со стороны государства. Это, в первую очередь, информационное обслуживание и
консультации. В России необходимо
компенсировать отсутствие государственных услуг собственной
активностью. 
Нужно помнить, что иностранные
организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно
проникать и в Россию. 
1.7. Программные средства разработки бизнес-плана 
 
Среди программных средств бизнес планирования наибольшее распространение получил пакет Рrojесt Ехреrt. Он является автоматизированной
системой планирования и ана_жет
эффективности инвестиционных проектов на базе имитационной модели
денежных потоков. Разработчик пакета фир_ж «Про-инвест
Консалтинг» длительное время является участником рынка программных продуктов в
области экономики и финансов. Она начала свою деятельность в 1989 г. Как
инновационный центр при АН СССР и сегодня имеет более 1500 пользователей Рrojесt Ехреrt: в
России и за рубежом. По результатам конкурса, проведенного в 1995
г. еженедельником
«Экономика и жизнь», Рrojесt Ехреrt назван лучшим _жет__ммным продуктом для бизнес планирования. В 1995 г. в Лондоне, в
Конфедерации британской про ности успешно
прошла презентация английской версии Рrojесt Ехреrt for
WINDOWS.  
Успех российского программного продукта объясняется тем, что
он полностью, и в первую очередь методически, отвечает международным
стандартам. 
Используемые в системе методы
соответствуют «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных
проектов и отбору их для финансирования»,
утвержденным Госстроем, Министерством эконо_жет_, Министерством финансов и
Госкомпромом России 31.03.94 г., а расчет
показателей эффективности также осуществляется в соответствии с требованиями
методики UNIDO. 
В настоящее время пакет распространяется в двух версиях: 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |