p> Это уже очевидное оживление строительного комплекса. Только в
2002г. введено в эксплуатацию 14 заводов по производству стеновых
материалов общей мощностью 344,3 млн. шт. условного кирпича. В последние десятилетия резко возрос интерес к
высококачественным керамическим материалам. Соответственно стали
актуальными создание новых и модернизация действующих производств. Требования современной архитектуры привели производителей к
освоению новой, весьма широкой номенклатуры изделий. Только в области
грубой строительной керамики насчитывается более 1500 различных видов.
Такой ассортимент обеспечивает комплексное сооружение кирпичного дома,
благоустройство внутри помещений и прилегающей к дому территории. Многообразие видов и типов керамических стеновых материалов и
кирпича, порожденная историческими условиями развития народов, прихотью
строителей, архитекторов, конструкцией механизмов, технологических приемов,
свойств сырья, переход в производстве к искусственно создаваемым массам –
все это, вместе взятое, вынуждает рассматривать стеновые керамические
материалы как продукт сложной керамики, требующий особого подхода к
развитию, увязывая его с конструкцией создаваемых объектов, задач и цели их
сооружения. 1.3 Проблемы развития строительной отрасли Строительная деятельность призвана осуществлять воспроизводство
основных фондов во всех отраслях экономики. На первое января 2002г. в
строительном комплексе функционировало 118,2 тыс. подрядных организаций, в
том числе 112,7 тыс. организаций с численностью работников до 100 человек. В условиях десятилетнего глубокого спада в строительстве с 1999г
наметилась и продолжается в настоящее время тенденция к замедлению спада
объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда ( если объем
подрядных работ в 1998г. составил 30,7% к уровню 1990г, то 1999- 2001г.
соответственно 32,6%, 36,3%, 39,9%). На рисунке приведен пример изменения объема работ, выполненного по
договорам строительного подряда в России за 1999-2001г.г. [pic]Рис.1.2. Объем работ, выполненного по договорам строительного подряда в России за 1999-2001г.г Наиболее благоприятная обстановка в строительной отрасли
сложилась в 2000-2001г. Объем подрядных работ в 2000г. составил 558,5*
млрд. рублей и возрос по сравнению с 1999г. на 17,4%, в 2001г.
соответственно- 776,9* млрд. рублей, что выше уровня 2000г. на 9,9%. В
первом полугодии 2002г. наблюдалось замедление темпов роста объема работ по
договорам строительного подряда по сравнению с соответствующим периодом
2001г.Причинами этого являются сокращение инвестиций в основной капитал,
высокая стоимость строительства. Переход к рыночным условиям хозяйствования предоставил
организациям широкие возможности выбора эффективности инвестирования.
Наиболее эффективным типом воспроизводства основных фондов является
техническое перевооружение (требует в 2-3 раза меньше инвестиций по
сравнению с новым строительством и расширением действующих организаций). На развитие экономики и социальной сферы в 2001г. использовано
1599,5 млрд. руб. (102,5% к первому полугодию 2001г).
Приоритетным для строителей на сегодняшний день являются государственные
федеральные целевые программы «Жилище», «Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса», «Сохранение и развитие архитектуры
исторических городов». В 2001г. по сравнению с предшествующим годом ввод в действие
общеобразовательных учреждений уменьшился на 12,2%, дошкольных учреждений –
на 16,7, больничных учреждений - на 20,8, амбулаторно-поликлинических
учреждений – на 11,0% и составил соответственно 117,5 ученических мест,
5,7 тыс мест, 7,6 тыс коек и 22,1 тыс посещений в смену; ввод средних
специальных учебных заведений увеличился в 1,9 раза и составил 34,4 тыс
кв. метров общей площади учебно лабораторных зданий. На конец 1991г. 70,8% всего объема подрядных работ производилась
строительными организациями государственной формы собственности, в 2000г.-
10,5%, в 2001г.- 8,5%. В приложение 2 показан удельный вес объема работ, выполненных
по договорам строительного подряда организациями различных форм
собственности, в % к общему объему работ. Значительный объем подрядных работ выполняется на территории
Москвы (в 2000г. и 2001г. он составлял по 15,1% от общего объема работ по
России), Тюменской области (соответственно 13,2% и 14,8%), Санкт-
Петербурга (4,2% и 3,9%), Московской области (4,2% и 4,4%), Республики
Башкортостан (по 3,2%), Краснодарского края (4,3% и 3,8%), Республики
Татарстан (по 3,5%). Среди федеральных округов по объему работ, выполненных
по договорам строительного подряда, лидирует Центральный федеральный округ
(27,1% от общего объема работ по России), Уральский (19,3% ) и Приволжский
(18%) федеральные округа. Объем работ выполненных в городе Омске, по договорам
строительного подряда, в 1 полугодии составил 5240,7 млн. рублей и
увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2001г. на 23,3%. На рисунке приведена динамика объема работ по договорам
строительного подряда г.Омска за 2001г. и в 1 полугодии 2002г.
[pic] Рис.1.4. Динамика объема работ выполненных подоговорам строительного подряда в г.Омске за 2001г и в 1 полугодии 2002г Крупные и средние организации занимают господствующее положение
в строительной индустрии и по прежнему выполняют основной объем работ по
договорам строительного подряда. На первое января 2002г. их насчитывалось
тринадцать тысяч организаций (11,1% от общего числа действующих
строительных организаций ), 2001г. ими выполнено 56% общего объема
подрядных работ . Работы по договорам строительного подряда осуществляют
также многопрофильные промышленные, транспортные и другие организации. На
долю этих организаций в2001г. приходилось 9,4% общего выполненного объема
работ (в 2000г. – 10%). Крупными и средними организациями отрасли «строительства» в
2001г. произведено товаров, работ , услуг на 482,9 млрд. рублей, что
составило 5,8% общего выпуска по всем отраслям экономики (в 2000г – 5,7%).
С ростом объемов подрядных работ постепенно начинает уменьшаться удельный
вес работ не строительного характера в общем объеме работ, услуг. Так, в
2001г. доля этих работ по крупным и средним организациям составила в целом
9,9% против 11,0% в 2000г., в том числе по общестроительным и
специализированным организациям – соответственно 10,8% и 11,9%, ремонтно –
строительным организациям – 4,8% и 5,2%. В 2002г. основными факторами, сдерживающими деятельность
строительных организаций, по – прежнему остаются высокий уровень налогов
(на этот фактор указывают 66% руководителей), неплатежеспособность
заказчиков (62%), высокая стоимость материалов , конструкций, изделий (47%)
. На рис.1.5. приведен пример факторов ограничивающих производственную деятельность строительных организаций (на конец года; в % к общему количеству организаций). . [pic]Рис.1.5. Факторы ограничивающие производственную деятельность строительных организаций за 2000-2002гг Наблюдается замедление роста сальдированого финансового
результата строительных организаций. Так, если за 1999г. его объем возрос
в 3,7 раза от уровня 1998г., то в 2000г. по сравнению с 1999г. – в 1,7
раза. В 1 полугодии 2002г.сальдированный финансовый результат строительных
организаций составил 68,2% к соответствующему периоду предыдущего года . Доля убыточных организаций в общем числе строительных
организаций в 1 полугодии 2002г.по сравнению с 1 полугодием 2001г. возросла
на 5,4 процентного пункта, а сумма убытка возросла в 2,0 раза. Кредиторская задолженность строительных материалов на конец июня
2002г составила 407,6 млрд. рублей, в том числе просроченная – 124,4
млрд.рублей, или 30,5% от общего объема кредиторской задолженности (в
декабре 2000г. – 40,6%, в декабре 2001г. – 32,9%). Дебиторская задолженность строительных организаций на конец июня
2002г. составила 262,2 млрд. рублей, в том числе просроченная –
соответственно 78,6 млрд. рублей, илди 30% от общего объема дебиторской
задолженности (в декабре 2000г. – 39%, в декабре 2001г. – 33,5%). В 2000г. среднем за месяц просроченная дебиторская задолженность
росла на 0,4%, просроченная кредиторская задолженность - на 1%, в 2001г. –
соответственно на 0,1% и дебиторская задолженность росла на 0,4% ,
просроченная кредиторская задолженность снижалась на 0,05%. Структура просроченной дебиторской задолженности с декабря 2001 по
июнь 2002г. претерпела изменение: снизилась доля задолженности по платежам
в бюджет с 26% до 24,8%, поставщикам – с 40,9% до 40,1% и во вне- бюджетные
фонды – 20,4% до 15,9% 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ОМСКСТРОЙМАТЕРИАЛЫ» 2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Омскстройматериалы» образовано в 1993 году по обязательной
программе приватизации отрасли на базе действующего кирпичного завода №1 и
государственного арендно - кооперативного объединения «Омскстройматериалы»
с последующей перерегистрацией 24.06.1996года №1956. данное предприятие
является открытым акционерным обществом с правом юридического лица
действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный
баланс и расчетный счет. Учредителем акционерного общества является трудовой коллектив,
состоящий в списках арендного предприятия на 1.01.1993год. уставной капитал
ОАО «Омскстройматериалы» на 1.01.2003год составляет 21764 рубля. На данный
момент количество акционеров составляет 347 человек. Для государственной регистрации ОАО каждый из участников коллектива
обязан внести не менее 50% своей доли в уставной капитал. Участник обязан
полностью внести свою долю не позднее года после регистрации общества. Вкладом участника общества в объединенный капитал могут быть
денежные средства, а также любые материальные ценности, ценные бумаги,
права пользования природными ресурсами и иные имущественные права, в том
числе право на интеллектуальную собственность. Стоимость вносимого каждым учредителем имущества определяется в
денежной форме совместным решением участников общества. Объединенное
имущество, оцененное в денежном выражении, составляет уставной капитал
(фонд) общества. Как юридическое лицо общество является собственником: имущества,
переданного ему учредителями; продукции, произведенной в результате
хозяйственной деятельности; полученных доходов и другого имущества,
приобретенного им в процессе своей деятельности. Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в
определении формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта,
установле- ния цен, оплаты труда и распределения прибыли. Основным видом деятельности ОАО «Омскстройматериалы» является
выпуск строительного кирпича по ГОСТ 530- 95 и производство тепловой
энергии. Выпуск строительного кирпича является основным видом деятельности
и составляет 86% всего товарооборота, а тепло энергия занимает всего 14%. Стабильным и перспективным покупателем кирпича стали индивидуальные
застройщики и частные предприятия. Покупатели товара делятся на два
основных сегмента: юридические лица — предприятия и организации,
специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ и население,
закупающее кирпич для собственного строительства. Частные лица, как
правило, приобретают кирпич самостоятельно или опосредованною - через
подрядчиков. Цены на кирпич по обоим сегментам не отличаются, различны
величины закупаемых партий — для частного строительства они меньше. Он может применяться для рядовой кладки стен жилых и общественных
зданий. Продукция, выпускаемая ОАО «Омскстройматериалы» потребляется на
местном рынке и высокая себестоимость не позволяет быть конкурентоспособной
в других регионах. Кроме того, АО в своем составе имеет непроизводительную сферу:
общежитие семейного типа, магазин для обслуживания трудового коллектива в
счет обмена продукции на потребительские товары и мини-пекарню для выпечки
хлеба в счет оплаты труда, так как реализация продукции не обеспечивает
денежную оплату, выплата живыми деньгами производится в размере 85%. Акционерное общество создавалось в целях: - участие в формировании товарного рынка; - удовлетворения общественных потребностей в его продукции и услугах. - получении прибыли. Организационная структура предприятия Аппарат управления предприятия представляет собой систему
взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют
постоянно-действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение
определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут
ответственность за результаты производственной деятельности. В верхней иерархии управленческой структуры имеются должности:
директор, гл.инженер, начальник ОТК, зам. директора по экономическим
вопросам, зам. директора по снабжению и сбыту, гл. бухгалтер, зам.
директора по хозяйственной части, начальник цеха основного производства. В состав отделов управления входят: финансовый отдел, бухгалтерия,
отдел МТС, отдел сбыта, отдел кадров. Также имеются отделы: гл. механика и энергетика, технологическая
лаборатория, отдел технического контроля, отдел охраны труда и техники
безопасности, отдел охраны окружающей среды, хозяйственный отдел, отдел
организации труда и заработной платы, отдел производства и управления. В технологической лаборатории проводится анализ основных и
вспомогательных материалов, поступивших и изготовленных на предприятии на
соответствие их технических показателей нормам ГОСТов и ТУ. Организационная структура предприятия построена с учетом товарного
принципа. Директор предприятия имеет трех заместителей по коммерческой
работе, по управлению персоналом и заместителя по экспорту и оказанию
услуг. Организационная структура предприятия представлена в приложении1. Отдел бухгалтерии состоит из четырех специалистов - главного
бухгалтера, экономиста и двух рядовых бухгалтеров, занимающихся вопросами
оперативного учета и контроля. Стратегию фирмы определяет отдел маркетинга и анализа предприятия,
который занимается изучением проблем по экспорту и разрабатывает
рекомендации для руководства компании по совершенствованию экспортной
стратегии на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и
управлении товародвижением, а также формирования ценовой политики. Большую роль в эффективности экспортной деятельности и грают и
такие функциональные отделы как юридический, финансовый, бухгалтерия,
технический. Качество менеджмента основных специалистов фирмы находится на
достаточно высоком уровне, обеспечивающем выполнение поставленных
стратегических задач. В целом организационная структура достаточно гибкая,
постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры и требований
рынка. 2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия В условиях рыночной экономики основа экономического развития
предприятия - прибыль, важнейший показатель эффективности работы
организации, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает
финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства
предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей
учредителей и работников. В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель,
характеризующий финансовый результат деятельности предприятия - валовая
(балансовая) прибыль или убыток. Валовая прибыль формируется как финансовый результат от реализации
продукции (услуг), имущества организации (основных средств, материальных
активов, материальных оборотных средств и других активов), а также доходов
от внереализационных операций и представляет собой разницу между выручкой
от реализации продукции, имущества и себестоимостью выполненных работ
(услуг) и товарно-материальных ценностей, уменьшенных на сумму расходов по
этим операциям: Пв=Пр+Пч+П+ВД, (2.1)
где Пв - валовая прибыль, тыс. руб.; Пр - прибыль от сдачи заказчикам выполненных работ и услуг, тыс. руб.; Пч - прибыль от реализации имущества, тыс. руб.; П - прибыль от реализации продукции подсобных и вспомогательных
производств, тыс. руб.; ВД - внереализационные доходы и убытки, тыс. руб. В процессе расчета валовой прибыли учитываются также доходы и расходы
предприятия от внереализационных операций. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после налогообложения,
называется чистой прибылью. Эта прибыль направляется на капитальные
вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков
прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального
характера; а также на выплату дивидендов и доходов. Каждое предприятие в результате своей производственно-хозяйственной
деятельности за свою работу получает денежный эквивалент, который
называется выручкой. Выручка, как финансовый показатель, характеризует
завершение производственного цикла, возврат авансированного на производство
средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте
средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|