p> В то же время при выработке правил и кодексов хозяйственного
поведения надлежит выстроить гибкую систему защиты национального
производителя от торговой экспансии зарубежных фирм. Протекционизм, которым
до сих пор слабо пользовались российские власти, предполагает применение
тарифных мер, а также расширение набора мер нетарифного характера путем
задействования четких и жестких требований по качеству и техническому
совершенству поставляемых товаров, по их санитарному состоянию и
экологической безопасности, по условиям поставок[31]. В макроэкономическом аспекте целесообразной представляется, прежде
всего, линия на смягчение денежно-кредитной политики. Здесь выделяются два
вопроса: о проведении необходимой для нормального функционирования и для
развития производства кредитной эмиссии, а также о мерах по обеспечению ее
целевого использования[32]. В отсутствие возможностей массированных долгосрочных инвестиций в
основной капитал на начальном этапе восстановления промышленности
предпочтителен путь более полного использования уже накопленного
производственного потенциала, значительная часть которого выбита кризисом
из экономического оборота (загрузка мощностей обрабатывающей промышленности
в 1994-1997 гг. не превышала одной трети). Для реализации такого подхода
требуются вложения преимущественно в оборотный капитал (краткосрочные)
посредством кредитной эмиссии. Они позволят предприятиям обеспечивать себя
сырьем и энергией, интенсифицировать использование наличной рабочей силы
или привлечь дополнительных работников и оживить тем самым простаивающие
мощности. Это создаст базу активизации в дальнейшем инновационной
деятельности. Кредитная эмиссия, нацеленная на стимулирование производства, как
подтвердил опыт смягчения денежной политики в 1996-1997 гг., не грозит
тяжелыми инфляционными последствиями. Во-первых, оживление имеющихся
мощностей – кратчайший путь к увеличению товарной массы, к достижению
рыночного равновесия. Во-вторых, эмитируемые деньги идут на замещение как
бартера, так и различного рода эрзац-денег, а значит, на сокращение
взаимных неплатежей и повышение уровня монетизации экономики (а в нынешних
обстоятельствах подобное повышение – столь же необходимая предпосылка
оживления реального сектора, как и общепризнанные условия в виде ослабления
налоговой нагрузки на предприятия и снижения банковского процента). В-
третьих, будет, можно надеяться, обеспечено такое организационно-
экономическое условие, как четкое канализирование кредитной эмиссии (да и
возможных бюджетных субсидий) в производственную сферу. К сожалению, в
течение всех лет реформы царила неуправляемость денежных потоков, что
наносило не меньший, а возможно, даже больший ущерб всей экономике и
особенно производству, нежели сама по себе инфляция (которая опустилась в
1996-1997 гг. до весьма умеренных значений). Не счесть примеров нецелевого
использования кредитных и бюджетных средств – их спекулятивных "прокруток",
применения для проведения валютных операций и конвертации в доллары с
последующим переводом последних за рубеж. Наведение порядка в организации денежных потоков и создание четкого
механизма направления финансовых ресурсов в запланированные пункты
использования, полное исключение возможностей их нецелевого употребления –
приоритетная задача денежно-кредитной и бюджетной политики. Она тем более
актуальна, что стимулирование экономического роста, совершенствования
структуры производства и модернизации производственного аппарата неизбежно
потребует значительного расширения кредитной эмиссии. На траектории оживления промышленности, достигаемого преимущественно
беззатратными или малозатратными методами (такими, как повышение уровня
менеджмента и качества работы институтов рынка, протекционизм,
стимулирующая экспорт валютная политика, и т.п.), а отчасти и методами
ресурсными (с помощью критически необходимых бюджетных субсидий, диктуемых,
как правило, соображениями национальной безопасности, кредитной эмиссии,
направляемой на пополнение оборотных средств и на улучшение использования
производственных мощностей), возможна активизация промышленной политики –
на базе постепенного развертывания маневра ресурсами для поддержки
приоритетных отраслей и видов производств (включая и высокотехнологичные,
наукоемкие). Речь идет о поэтапном дополнении преимущественно общесистемной
информационной и институциональной политики политикой селективной. Важнейший вопрос – выбор объектной направленности действий по
стимулированию промышленности. Пытаясь использовать антикризисный опыт
многих стран, выходивших на путь индустриального развития, российские
экономисты рассматривают дилемму: экспортная ориентация народного хозяйства
или его ориентация на импортозамещение. Думается, однако, что применительно
к России (с ее беспрецедентным разнообразием экономических задач и
возможных способов их решения, дифференциацией положения отраслей и
регионов) две указанные ориентировки не альтернативны, а вполне совместимы.
Поэтому при разработке промышленной поливки следует внимательно изучить
плюсы и минусы каждой из них. Экспортная ориентация структуры российской промышленности сегодня
тождественна упору на развитие ТЭК и некоторых других, преимущественно
сырьевых (полуфабрикатных), отраслей (черной и цветной металлургии,
некоторых секторов химической промышленности), обеспечивающих поступление в
страну твердой валюты. Эти сферы: 1) в значительной мере выполняют функции
сбалансирования внутреннего рынка, поскольку, прежде всего, за счет их
валюты осуществляется импорт, компенсирующий провал отечественного
производства товаров народного потребления; 2) являются основными
налогоплательщиками и "дойными коровами" бюджета, реализуя и важные
социальные функции (связанные с выплатами зарплаты бюджетникам, пенсий и
т.п. Вот первый и убедительный довод в пользу экспортоориентированного
развития на основе расширения производства преимущественно топливно-
энергетических и сырьевых отраслей. Второй аргумент – относительно высокая экономическая эффективность
этих отраслей в сравнении с отраслями обрабатывающей промышленности. По
некоторым оценкам, производительность труда в топливно-энергетическом
комплексе, черной и цветной металлургии в 5-7 раз выше, чем в
машиностроении, сельском хозяйстве и легкой промышленности, даже при том,
что цены на продукцию первой группы отраслей ниже мировых[33]. Третий аргумент состоит в том, что развитие экспортных отраслей
продуцирует значительный мультипликативный эффект и может стать импульсом
оживления многих машиностроительных и иных отраслей, обслуживающих
потребности экспортных производств (не говоря уж об эффекте расширения по
линии обеспечения доходов потребителей-"бюджетников"). Четвертый аргумент – наличие современных примеров весьма успешной
реализации экспортоориентированной модели: их дают, в частности, Чили,
Малайзия, Таиланд и Сингапур (правда, это относительно малые страны, где
накануне их индустриального подъема не было многопрофильного производства,
больших объемов накопленного основного капитала, определявших инерционность
уже сложившейся структуры хозяйства). Имеются, однако, и аргументы против преимущественной ориентации на
развитие ТЭК сырьевых (полуфабрикатных) отраслей, демонстрирующих сегодня
свои экспортные возможности. Абсолютизация этого пути чревата углубляющейся
примитивизацией структуры отечественной индустрии, в целом ослабляющей,
конечно, ее позиции. Конкурентные преимущества отраслей, о которых идет
речь, особенно металлургии и химии, в значительной мере объясняются
относительной дешевизной газа, электроэнергии и низким уровнем заработной
платы, т.е. факторами, значение коих со временем будет уменьшаться.
Естественные запасы сырьевой составляющей нашего экспорта, хотя и велики,
все же ограничены; условия добычи сырья в стране весьма тяжелы и требуют
крупных капиталовложений. Конъюнктура мирового рынка (нефтяного, стального,
рудного) неустойчива, а экспортная направленность, особенно в
обрабатывающих отраслях, сопряжена с импортной зависимостью (по поставкам
техники и технологий). Эксперты акцентируют то обстоятельство, что развитие
сырьевых отраслей в интересах наращивания экспорта не может быть
высокодинамичным, и, при соответствующем сдвиге структуры народного
хозяйства, присущие им низкие темпы станут предопределять и общие темпы
экономического роста (по некоторым оценкам, не более 2-3 % в год при самых
благоприятных условиях, чего явно недостаточно для решения социально-
экономических задач России). Приведенная контраргументация концепции экспортоориентированной
структуры народного хозяйства, как представляется, должна предостеречь лишь
от абсолютизации этой концепции. Из сути этих доводов следует только то,
что в развитии экспортного потенциала нельзя замыкаться на сырьевых
отраслях: необходимо наращивать его и на базе других производств (к которым
ныне можно отнести производство вооружений и ядерного топлива для атомной
энергетики, аэрокосмическую отрасль, электроэнергетику, тяжелое
транспортное машиностроение, энергомашиностроение и электротехнику). Однако
подобные критические положения следует рассматривать самым серьезным
образом, принимая решения с учетом прогноза развития фиксируемых ими
неблагоприятных факторов. Что касается концепции импортозамещающей ориентации, то, по сути,
речь идет о стратегии обеспечения внутреннего рынка преимущественно на
основе развития национального производства, вполне логичной для нашей
страны с весьма емким потенциальным рынком и многопрофильным производством.
Более того, она указывает путь к преодолению дезинтеграции народно-
хозяйственного комплекса и к восстановлению целостности общественного
воспроизводственного процесса. Активное импортозамещение – важное средство
улучшения платежного баланса и сохранения валютных запасов страны,
предотвращения инфляции, нормализации внутреннего рынка и противодействия
безработице. Но и этот подход к формированию структуры промышленного производства
вряд ли стоит абсолютизировать. Нельзя допускать автаркии, наш путь –
равноправное и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Импорт
обогащает ассортимент внутреннего рынка, облегчает внедрение современных
технологий, а во многих случаях предоставляет в данном отношении
единственную возможность. Вышеизложенные соображения конкретизируют уже формулировавшийся
вывод: развертывание промышленной политики и решение более общей задачи
формирования оптимальной структуры народного хозяйства в целом не может
опираться на альтернативную постановку вопроса – или
экспортоориентированное, или импортозамещающее развитие (допустимую,
наверное, для компактных экономик). Необходимо сочетание того и другого, а
оптимальную конкретную меру сочетания следует выявлять на уровне
народнохозяйственных комплексов (ТЭК, конструкционные материалы,
машиностроение и металлообработка, АПК и производство технически сложных
товаров народного потребления, ВПК) или даже применительно к отдельным
отраслям. С учетом в той или иной мере охарактеризованных выше экономических
критериев, реальных возможностей и первоочередных социально-экономических
потребностей приоритеты промышленной политики в среднесрочной перспективе
надлежит, как представляется, связать со следующим перечнем объектов-блоков
отраслей. 1. ТЭК – энергетическая база народного хозяйства и главная "дойная
корова" госбюджета. Он обладает определенными конкурентными преимуществами
и мощными мультипликативными эффектами, на его продукцию предъявляется
устойчивый внешний и внутренний спрос. Необходимая экономическая поддержка
этого комплекса должна, думается, состоять, во-первых, в такой курсовой
политике, которая стимулировала бы экспорт. Во-вторых, – в полной
ликвидации не-платежей за поставляемые топливо и энергию, прежде всего
неплатежей государственных потребителей. В-третьих, – в более активной
политике государства по ликвидации задолженностей потребителей в странах
СНГ. В-четвертых, – в поощрении развертывания мультипликативного
воздействия ТЭК на сопряженные с ним отрасли и в стимулировании в этих
целях переключения с импортеров на отечественных производителей заказов
предприятий комплекса на оборудование и материально-технические ресурсы.
Соответствующую техническую поддержку могли бы оказать конверсируемые
предприятия ВПК, особенно по производству ресурсосберегающих технологий;
последнее, как и импорт таких технологий, могло бы быть поддержано
налоговыми и таможенными льготами. Все это касается и других отраслей с высокой долей экспорта. 2. АПК. Его эффективное развитие – обязательное условие
сбалансирования потребительского рынка и предпосылка решения многих
социальных проблем. Спрос на его продукцию, естественно, гарантирован и
будет расти с повышением доходов большинства населения – особенно если
удастся поставить преграды импорту низкокачественного продовольствия и
товаров легкой промышленности; здесь уместен разумный протекционизм. Конечно, этот комплекс требует поддержки. Но есть и другие –
организационно-хозяйственные – возможности, прямо связанные с потенциалом
промышленной политики. Тут следует принять во внимание, что в отраслях АПК,
прежде всего, собственно в сельском хозяйстве, произошли самые глубокие
разрушения, относящиеся к производству (в том числе в культуре земледелия и
животноводства), а демонтированная система управления и хозяйственных
связей сельского хозяйства с промышленностью, по сути, ничем не была
заменена[34]. Если пищевая промышленное дает положительные образцы
перестройки на рыночных началах, то сельское хозяйство, как ни странно,
вопреки имеющемуся историческому (нэповскому) опыту оказалось сферой,
наименее приспособленной к рынку. В этой связи необходимы, с одной стороны,
усилия государственных органов по восстановлению систем контрактационных
закупок урожая и агротехнического обслуживания, созданию систем
агроконсалтинга и информационного обслуживания. С другой стороны, важную
роль могут сыграть работающие на сельскохозяйственном сырье промышленные
предприятия. Прежнее понятие "смычки города и деревни", разумеется,
устарело, однако задача наладить прямые хозяйственные связи названных
предприятий с предприятиями сельскохозяйственными (при минимизации роли
посредников) сегодня представляется безальтернативной. Имено
промпредприятия призваны, используя возможности аренды сельскохозяйственных
угодий, договоров и хозяйственного ассоциирования, инициировать повышение
уровня агро- и зоотехники, совершенствование структуры посевов и стада,
улучшение в агросекторе менеджмента и маркетинга, и т.п. Применительно к АПК особенно актуально требование усиления контроля
за финансовыми потоками и обеспечения целевого использования выделенных
средств. 3. Жилищное строительство и реконструкция жилого фонда. Жилье – одна
из самых насущных потребностей широчайших слоев населения страны и едва ли
не самый привлекательный объект реализации личных сбережений. Жилищное
строительство обладает значительным мультипликационным эффектом: оно
"вытягивает" производство строительной техники и индустрии стройматериалов,
сферу коммунально-бытового обслуживания, ряд отраслей социально-культурного
комплекса. Стимулирование развития рассматриваемого объекта промышленной
политики желательно подкрепить продвижением жилищно-коммунальной реформы,
развитием ипотечного кредитования, разработкой современных схем и
технологий градостроительства и сельского строительства, т.е. мерами
институционального характера. В последние годы получило широкое распространение создание элитного
жилья. Однако пик спроса на него уже миновал, и назрела необходимость
крупномасштабного строительства "народного" жилья – качественного и
относительно дешевого. С учетом мнения потребителей и выявления тенденций в
строительном деле и процессах урбанизации специалисты должны решить вопрос
о том, что предпочтительнее: многоквартирное и многоэтажное жилье или дома
на семью (по модели "одноэтажной Америки"). 4. ВПК и конверсия оборонных предприятий. Промышленная политика в
этой сфере призвана обеспечить решение основной – оборонной – задачи, а
также задач расширения продажи оружия на мировых рынках, ремонта,
модернизации и сервисного обслуживания военной техники зарубежных стран, а
также широкого задействования в гражданском секторе промышленности
передовых технологий двойного применения. Потенциальный мультипликативный
эффект развития ВПК и конверсии ряда его предприятий очевиден. Эта
проблематика широко освещалась экономической литературе[35];
разрабатывались многочисленные конверсионные программы, которые не были
реализованы. Однако, государственная промышленная политика не может ограничиваться
решением" отраслевых проблем. По мнению Ю. Кормнова[36], в ней следовало бы
предусмотреть инструменты приспособления хозяйствующих субъектов к условиям
либерализации и глобализации мировой экономики, стимулы к промышленному
сотрудничеству с зарубежными партнерами, эффективного использования их
преимуществ, меры содействия развитию экспортоориентированных
конкурентоспособных производств обрабатывающих отраслей, особенно
высокотехнологичных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|