p> Итак, прежде всего надо ответить на вопрос, есть ли у нашего
государства и его управляющего ядра понимание реального места промышленной
политики в современном и будущем мире? И есть ли желание и воля этой
политикой заниматься? Пожалуй, активную промышленную политику уже
невозможно "отложить до лучших времен". Если поддаться такому настроению,
то самостоятельная промышленная политика через несколько лет станет вещью
просто недоступной. Какие обстоятельства говорят в пользу осуществления активной
промышленной политики, несмотря на жесткий финансовый кризис? Первое – это наличие в стране потенциального инвестиционного ресурса,
который либо заблокирован, либо трансформирован "теневыми" отношениями в
некую псевдодеятельность. "Теневой" сектор экономики увеличился за последние годы до
значительных величин. Если официально запроектированный на 1999 г. валовой
внутренний продукт (ВВП) страны выражается величиной 4 трлн. руб., что
эквивалентно примерно 186 млрд. долл., то с учетом "теневой" экономики
некоторые эксперты оценивают его суммой в 500 млрд. долл. Понятно, что в
"теневом" секторе государством налоги не собираются. Но они тщательно
извлекаются внегосударственными способами, попадая в сферы, далекие не
только от промышленной политики, но и от конструктивного потребления,
поддерживающего в стране спрос. Созданная в ходе трансформаций псевдорыночная система стимулов в
сфере инвестиционных ресурсов повернула на определенном этапе преобладающий
массив финансовых потоков в область спекуляций. Это резко сузило ресурсную
базу воспроизводства в реальном секторе экономики. Есть расчеты,
показывающие, что в 1994 г. переток средств из производственной сферы в
сферу финансовых спекуляций достиг 14% в год, что было почти равно всему
фонду накопления. Крен в сторону финансового бизнеса осуществлялся при отсутствии
действительно развитых финансовых рынков – рынков ценных бумаг, банковских
услуг и производственных финансовых операций. Отсутствовали сколько-нибудь
отработанные механизмы контроля за рисками на финансовых рынках. Зато
заинтересованными лицами отлажены способы увода капиталов за рубеж.
Операции с государственными ценными бумагами, предназначенными для
обеспечения нормальных отношений по заимствованию средств правительством и
осуществления разнообразных финансовых сделок на открытом рынке,
превратились в пирамиду разорения государства спекулянтами и откачивания
валюты из страны нерезидентами. Спекулятивному размаху финансовых рынков может быть противопоставлена
только сила социально здорового государства, опирающегося на мощную
реальную экономику. Можно полагать, что обоснованность подходов
правительства к промышленной политике способна изменить мотивацию в
экономике тех, кого сейчас называют "новыми русскими", не говоря уже о
деловитых предпринимателях и соответственно настроенных иностранных
инвесторах. Второе – значительный масштаб сбережений и накоплений, не находящих
пока надежного производительного применения. С самого начала реформ наблюдалась тенденция значительного снижения в
структуре денежных расходов населения доли сбережений в форме вкладов в
банки и покупки ценных бумаг. Вместе с тем масштаб (процент) всех
сбережений населения был значительным, и среди них быстро возрастала доля,
приходящаяся на иностранную валюту. По экспертным данным, за 1996-1997 гг. население России купило в
банках около 100 млрд. долл. А после августа 1998 г. были отмечены волны
ажиотажного спроса на инвалюту с одновременным существенным снижением
вкладов в банках. Таким образом, на руках населения значится не менее 50-60
млрд. долл. Сколько же времени еще можно игнорировать этот выведенный из
экономического оборота ресурс! В нормальных условиях развития экономики он
естественным образом должен превращаться в инвестиции. Но такое возможно
только при доверии населения к властям. Нужно честно признать, под влиянием
каких устремлений и с чьей подачи были допущены шаги, надолго подорвавшие
это доверие. Первый непоправимый удар был нанесен правительством
(известного состава) в начале 1992г.: население практически потеряло
сбережения в Сберегательном банке, а ведь они составляли 216,4 млрд. руб.
на конец 1990 г., или 33,6% по отношению к ВВП. Не менее безжалостными к
сбережениям населения оказались известные действия аналогичного
правительства в августе прошлого года. Как видим, факты усиления
экономического недоверия населения к власти в значительной мере
провоцированы ее увлеченностью монетарными факторами и не проявлением
интереса к реальным процессам воспроизводства. Потому и сегодня перелом по
восстановлению доверия вкладчиков к банкам и государству может произойти
только на базе реальной инвестиционно-промышленной политики. Третье. Даже при малых инвестиционных ресурсах в стране можно и нужно
так направлять экономическую политику, чтобы явственно обозначались и
стимулировались "точки роста". В России на сегодня таковыми могут быть
пищевая индустрия, ряд отраслей АПК, легкая промышленность, строительство
жилья (в том числе с использованием технологий ипотечного кредитования),
наукоемкий малый бизнес и другое. Четвертое. В стране имеются значительные неинвестиционные источники
экономического развития. Известно, что почти 70 % производственных
мощностей стоит. Свыше 20 миллионов квалифицированных работников либо не
имеют возможности трудиться, либо довольствуются занятиями, не отвечающими
их опыту и квалификации. Вполне реально оживление промышленного развития
путем загрузки производственных мощностей. Процесс расширенного
воспроизводства и увеличения спроса может быть возобновлен также
стимулированием текущих потребительских расходов. Пятое. Россия по-прежнему (несмотря на понесенные потери) располагает
достаточно уникальным в сравнении со многими другими (даже высокоразвитыми
странами) стратегическим ресурсом – многопрофильным научным и
образовательным потенциалом. Потери этого потенциала, связанные с оттоком
специалистов в менее квалифицированные области, еще могут быть восполнены
по мере устранения примитивных акцентов в экономической политике. Очень
важно именно сейчас (а не позже) наладить реальное стимулирование
наукоемкости сохраняющихся и перспективных очагов индустрии. Более того,
нужен переход к научно-инновационной ориентации экономической политики в
целом . Для этого имеются естественные предпосылки и вполне убедительные
предположения, что от такого рода шагов экономическая политика и финансовые
отношения станут более эффективными, перспективными. 1.2.3. Концептуально-методологические подходы к разработке промышленной политики. Один из них вытекает из теоретических основ и практической сущности
либерально-монетаристской модели рыночного реформирования,
реализовывавшейся в течение ряда лет в России: 1992-1993 гг. – в наиболее
жестком и одиозном ее виде (в варианте "шоковой терапии"); 1994-1996 гг. –
в относительно более умеренном, "градуалистском" проявлении (связанном
постепенным движением к воплощению либеральных целей и ценностей с
одновременным сокращением после "ваучерного" этапа приватизации круга и
интенсивности других реформационных мероприятий); в 1997-1998 гг. (вплоть
до августовского финансового кризиса) – с упором на применение
монетаристских методов ради сохранения достигнутой к этому времени весьма
хрупкой и относительной депрессивной стабилизации. Либерально-монетаристская модель исходит из того, что формирование
рынка – спонтанный процесс: стоит-де либерализовать экономику, и отношения
его субъектов начнут эффективно саморегулироваться под действием "невидимой
руки рынка". Поэтому упор делается на дерегулирование, акцентируется снятие
присущих огосударствленной (централизованно управляемой и планово-
распределительной) экономике ограничений на задействование рыночных
механизмов. Приоритетной задачей считается финансовая стабилизация,
достигаемая рестриктивной денежно-кредитной и финансовой (в части расходов
государственных средств) политикой в целях сокращения денежного предложения
(платежеспособного спроса). Экономическая роль государства минимизируется
как применительно к сфере управления хозяйством (особенно на микроуровне),
так и в плане обладания собственностью на средства производства, в связи с
чем форсируется массовая приватизация. Для обеспечения бездефицитности
госбюджета и противодействия инфляции резко сокращаются, а затем и
ликвидируются все формы бюджетной поддержки предприятий. Проводится линия
на максимальную открытость экономики в отношении мирового рынка, включая
минимизацию препятствий экспансии импортеров (мотивируемую необходимостью
обогащения товарного набора на внутреннем рынке и создания конкурентного
давления на отечественных производителей). Отношения в экономике строятся
по принципу естественного отбора: гибель слабых – благо, ибо она расчищает
поле действия тем, кто успешно адаптировался к условиям рынка. Понятно, что
в либерально-монетаристской модели не представлен в качестве особого
объекта реальный сектор (производство товаров и услуг): его
функционирование трактуется как вторичный и автоматически возникающий
результат финансовой стабилизации и применения монетарных методов. Где же в этой модели место для государственной промышленной политики?
Его нет, по крайней мере, на период до достижения финансовой стабильности и
подавления любой ценой инфляции. Методы такого подавления, жесткий зажим
денежного предложения суть как раз методы угнетения реального сектора. А
"любая цена" преодоления инфляции – это спад производства (в России –
двукратный), не говоря уж о разрушении социальной сферы. Последовательные
сторонники либерально-монетаристского подхода, не видя в этом трагедии,
утверждают: под воздействием общего спада платежеспособного спроса (со
стороны юридических и физических лиц) происходит некая санитарная чистка в
реальном секторе, после и в результате которой формируется его новая
структура, соответствующая общественному платежеспособному спросу и
интересам новых собственников средств производства. Все это означает, что тезис "отсутствие государственной промышленной
политики есть лучшая экономическая политика" является принципиальной
позицией авторов и адептов либералистских реформ. Между тем сегодня можно
считать окончательно установленным, что либерально-монетаристская модель
(ее насаждаемая МВФ конкретная вариация) неадекватна российским условиям:
полный ее крах ознаменовался финансовым кризисом осени 1998 г. Мировой опыт
продемонстрировал, что такая модель может быть продуктивной для стран,
которые не имеют развитого производства и начинают выстраивать его "с
чистого листа" (для них достижение финансовой стабильности действительно
обеспечивают и необходимые, и достаточные условия начала экономического
роста), но противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным
накопленным национальным богатством и инерционным реальным сектором
экономики, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, резкими
различиями технико-технологического уровня, а потому и уровня
рентабельности по отраслям, сферам и видам производства. Вот почему в своей преобладающей части российские экономисты
(теоретики и практики) придерживаются иного подхода к экономическому
реформированию, в том числе к оценке значимости в этом процессе
промышленной политики. Суть этого подхода – в опоре на государственное
регулирование с использованием не только рыночных методов, но и, прежде
всего, методов прямой государственной поддержки, прямого перераспределения
ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях развития реального
сектора экономики. Взгляды сторонников активной промышленной политики (включающей
структурную, инвестиционную и научно-технической политику) с первых
реформационных лет были довольно широко представлены в экономической
литературе. Это касается и индивидуальных, и коллективных публикаций[23],
причем особо стоит выделить обнародование обстоятельных разработок ведущих
научно-исследовательских центров и госведомств. Среди них – выполненный в
середине 1993 г. по заказу Государственного комитета РФ по промышленной
политике Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН под
руководством академика Ю. Яременко доклад "Основные положения
государственной промышленной политики Российской Федерации"[24], а также
подготовленный отмеченным госкомитетом в том же году документ,
озаглавленный "Концепция и механизм реализации государственной промышленной
политики в 1994 году и на среднесрочную перспективу"[25]. Отмеченные и
другие разработки ориентировали на активную промышленную политику как
обязательную и важнейшую составляющую политики экономического роста,
акцентировали необходимость ускорения научно-технического прогресса,
приоритетного внимания к формированию высокотехнологичных отраслей и видов
производства, выхода обрабатывающих отраслей на мировой уровень
конкурентоспособности и их превращения в главный источник наращивания
экспортного потенциала страны, и т.п. При этом в качестве средств
реализации данных прогрессивных целеустановок, если суммировать
представленные в публикациях предложения рекомендовался полный ассортимент
мер, выработанных всей мировой практикой осуществления промышленной
политики. Между тем эти предложения по активизации последней не были сколь-либо
системно реализованы: жизнь пошла, как уже отмечалось, по некоему смешанно-
компромиссному варианту. Тому был ряд причин. С одной стороны, мощным
препятствием послужило принципиальное неприятие любых идей усиления
регулирующей роли государства в рыночной экономике стоявшими у власти в
первые годы реформ праворадикальными сторонниками либерал-монетаризма.
Конечно, решающим образом сказалась общая экономическая ситуация,
ограничившая возможности активной политики в отношении реального сектора:
падение общественного платежеспособного спроса вследствие агрессивной
рестриктивной денежно-кредитной и финансовой политики и резкого, но
неравномерного повышения цен (особенно на элементы производственных
затрат); о6есценение оборотных средств предприятий, запредельная цена
кредита; гипертрофия трансакционного сектора (охватывающего финансовую и
торговую сферы), сосредоточившего в своих рамках подавляющую часть денежных
ресурсов и оставившего на голодном пайке сектор реальный; незаконный отток
валютных ресурсов за рубеж и вообще неуправляемость финансовых потоков,
неспособность государства обеспечить их проектируемую целевую
направленность. Эти аспекты российской трансформационной действительности в
критическом плане подробно рассмотрены во множестве экономических
публикаций, в том числе в материалах "Российского экономического
журнала"[26]. С другой стороны, следует, видимо, признать и несовершенство
концептуальных основ, программных и отдельных предложений сторонников
активной промышленной политики в период рыночной трансформации экономики. В
самой общей форме речь идет об их академизме или технократизме, о
нестыковке рекомендаций с реальной ситуацией – непредвиденно резким
углублением кризиса и падением способности исполнительной власти к
планомерной и преемственной по этапам реформы созидательной работе.
Проявился некий экономический романтизм: стремление сделать "все и сразу",
лечить больную экономику одновременно всеми известными "экономической
медицине" препаратами без учета императива этапности протекания болезни и
выздоровления, игнорируя, так сказать, аллергические риски у конкретного
больного. Предлагалось, следуя принципу "лучше быть и богатым, и здоровым",
параллельно обеспечить экономический рост и подавление инфляции, активную
инвестиционную деятельность и благосостояние населения, защищенность
отечественного производителя и приток иностранного капитала, и т.п. Все это
заслуживает более подробного и предметного рассмотрения (естественно, не
просто критики ради, а для того, чтобы осмотреться и определить путь
дальнейшего движения). Прежде всего – о нереалистичности установок. Согласно упомянутому
госкомпромовскому документу "Концепция и механизм реализации
государственной промышленной политики в 1994 году и на среднесрочную
перспективу", только на первый год его действия определялись следующие
основные цели: прекращение спада и стабилизация промышленного производства;
удовлетворение государственных и общественных нужд России в товарах и
услугах, производимых промышленным комплексом; сохранение производственного
и научно-технического потенциалов и инфраструктуры промышленного комплекса;
создание максимально возможных благоприятных условий протекания структурных
преобразований; смягчение социальных последствий структурной
перестройки[27]. Какие из этих целей реализованы не то что в 1994-м, но
хотя бы сегодня? Вопрос чисто риторический. Правда, "проницательный
читатель" вправе заметить: о "риторике" легко вещать "с высот" 1999-го...
Факты, однако, таковы, что авторы "Концепции..." располагали достаточными
данными о негативных тенденциях в экономике, которые было абсолютно
невозможно переломить в одночасье: к уровню 1990 г. объем продукции
обрабатывающей промышленности сократился в 1993 г. на 37, а в 1994 г. – на
52 % (в машиностроении – на 35 и на 60 %). Объем производственных
инвестиций по годам уменьшался следующим образом: в 1992 г. – на 44 %, в
1993 г. – на 19, а в 1994 г. – на 35 %. Импорт машин, оборудования и
транспортных средств из стран "дальнего зарубежья" в 1993 г. был вчетверо
ниже, чем в 1990 г. В общем, имелись фактологические аргументы,
исчерпывающе вразумительные для того, чтобы не заниматься на
государственном уровне "маниловщиной" и не компрометировать тем самым саму
идею промышленной политики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|