Меню
Поиск



рефераты скачать Промышленная политика России

p> Секьюритизация просроченных долговых обязательств предприятий может проводиться посредством выпуска учитываемых соответствующим образом векселей, складских свидетельств и товарных обязательств. Для организации их обращения и товарного наполнения необходимо создание упомянутой специальной инфраструктуры, обеспечивающей погашение обязательств предприятий в форме товарных поставок, а также облегчающей проведение сделок между предприятиями, испытывающими нехватку оборотных средств и недостаток информации о рынке своей продукции. Нужна, иными словами, централизованно поддерживаемая система поставок и расчетов – своего рода
Госснаб для переходной экономики. Такая система (ее можно назвать контрактной), конкретнее говоря, призвана обеспечивать учет долговых обязательств предприятий, поиск заказчиков их продукции, размещение заказов и погашение просроченных обязательств путем их переуступки заинтересованным потребителям продукции предприятий-должников. Аккумулируя информацию о рынке и облегчая взаиморасчеты между предприятиями, рассматриваемая система будет актуализировать спрос на отечественные товары, и стимулировать расширение их производства.

Надо сказать, подобия "контрактных" систем стихийно возникают вокруг естественных монополий и предприятий, выпускающих высоколиквидную продукцию, или появляются по инициативе региональных органов власти для облегчения расчетов между предприятиями в рамках соответствующих территориальных рынков и расширения налоговой базы регионов. Однако в
"монетаристской" парадигме регулирования экономики эти квазисистемы ориентировались на максимизацию прибыли от дисконтирования долговых обязательств при погашении их деньгами. Фактически они паразитировали на кризисе ликвидности, извлекая сверхдоходы из проведения взаимозачетов, максимизировали трансакционные издержки (источник их прибыли) предприятий, угнетая, а не стимулируя производство. В новой парадигме регулирования экономики возможны консолидация этих прототипов "контрактных" систем и их переориентация на расширение платежного оборота, увеличение спроса
(соответственно предложения) товаров и на стимулирование их производства.
Для этого, с одной стороны, должны быть обеспечены централизованная кредитная и информационная поддержка в развертывании такого рода систем, правовая их защита. С другой стороны, необходимо установление и правовое закрепление нормативов и правил секьюритизации задолженности предприятий и оборота их товарных обязательств, функционирования непрозрачности объектов формируемой инфраструктуры.

4. Создание эффективной системы судебного рассмотрения хозяйственных споров. Данный элемент рыночной инфраструктуры необходим для декриминализации экономических отношений и нормальной работы механизмов рыночной конкуренции. Действующая система хозяйственного арбитража крайне неэффективна – прежде всего, вследствие слабой устойчивости судебных органов к давлению заинтересованных сил. Состязание сторон по хозяйственным спорам зачастую превращается в некий аналог закрытого аукциона, который выигрывает заплативший более высокую цену за нужное судебное решение.
Поэтому, несмотря на довольно развитое законодательство, предоставляющее необходимую правовую основу для судебного рассмотрения хозяйственных споров, последние обычно решаются внесудебным путем, в том числе с привлечением криминальных авторитетов.

Решение проблемы эффективности судебной системы в рассматриваемом отношении практически исключалось прежней парадигмой экономического регулирования – хотя бы в силу его ориентированности на защиту финансовой олигархии, источники обогащения коей были связаны с нарушением законности
(прежде всего при приватизации государственного имущества и использовании бюджетных средств). В новой парадигме появляются и возможность, и необходимость кардинального повышения эффективности работы судебных органов, очищения их от коррупции. Для этого, с одной стороны, должны быть резко повышены статус, зарплата и социальная защищенность судей. С другой стороны, нужно кардинально усилить их ответственность за правоту выносимых решений. Требуются также специальные меры по ограждению судов от давления криминальных структур, а также органов власти и деловых кругов. Надлежит, наконец, решительно пресекать попытки установления административного контроля за судебными органами со стороны некоторых субъектов Федерации.

5. Реструктурирование промышленности. Речь идет о совершенствовании организационной структуры последней, обеспечивающем снижение трансакционных и административно-управленческих издержек, экономию оборотного капитала, интеграцию науки и производства, эффективный менеджмент, выращивание конкурентоспособных отечественных корпораций. Важнейшая задача реструктурирования – повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий. В этой связи представляется необходимым следующее:

1) обеспечение открытости, доступности и достоверности сведений о состоянии предприятий для потенциальных инвесторов, ужесточение ответственности за злоупотребления внутренней информацией;

2) защита прав собственности акционеров и других владельцев предприятий (создание всех условий для свободного оборота акций открытых акционерных обществ, ограждение мелких акционеров и собственников от злоупотреблений со стороны крупных акционеров и высших менеджеров, и т.п.);

3) повышение качества работы и ответственности высших менеджеров предприятий, задействование современных форм управления предприятиями и передовых технологий менеджмента, ускорение перехода предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента.

Важнейшим направлением реструктурирования промышленности остается улучшение условий для формирования крупных интегрированных корпоративных структур, для интеграции финансового капитала, торгово-сбытовых сетей, производственного и научно-технического потенциала. В целях стимулирования процессов становления финансово-промышленных корпораций, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней, нестабильности и жесткой международной конкуренции, предстоит, прежде всего, завершить работу по отмене неоправданных ограничений на взаимное участие в собственности финансов и производственных структур, отработать многообразие форм объединения технологически связанных предприятий и организаций; смягчить антимонопольные ограничения на вертикальную интеграцию смежных предприятий и организаций (в том числе при приобретении предприятий-банкротов).

Задачам реструктурирования промышленности должна соответствовать и политика приватизации. В целях повышения эффективно управления приватизированными предприятиями пора внести окончательную ясность в легитимность прав их собственников. Для этого нужно провести инвентаризацию результатов приватизации с отменой в судебном порядке незаконных актов, а также сделок по приобретению государственного имущества, обязательства по которым не выполняются собственником. Одновременно необходимо гарантировать правовую защиту и государственную поддержку законно приобретенной собственности.

В. Фальцман и В. Синицин отмечают[42], что промышленный рост возможен и оправдан при переходе:

- от приоритета ТЭКа к приоритетам обрабатывающей промышленности. Это необходимо потому, что при сохранении нынешних тенденций в добывающих отраслях будущие поколения могут лишиться невосполнимых ресурсов. Названная же мера социально выгодна, так как в 2-3 раза возрастает число новых рабочих мест на единицу капиталовложений;

- от устаревшей организации производства к гибким производственным системам, способным обеспечить быстрое обновление продукции. Экономическое преимущество гибких производственных систем – высокая конкурентоспособность.

Социальные последствия – отсутствие стабильной работы, необходимость переучиваться, многократно менять профессию и место жительства;

- от технологического лидерства в сфере вооружений к росту конкурентоспособности гражданской промышленности как в области качества, так и в ценовой конкуренции. При этом можно повышать зарплату, снижая цену капитала (ссудный процент), которая у нас в сравнении с другими странами очень велика;

- от пренебрежения здоровьем человека к экологически чистому и безопасному промышленному производству. Недопустимо развивать в крупных городах техногенно-вредные производства, откладывая решения экологических проблем на будущие десятилетия;

- от заводов-комбинатов, функционирующих по принципу самообеспеченности к развитию специализированных производств. Без такой реструктуризации крупной индустрии не обеспечить конкурентоспособность ее продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. С этих позиций экономически выгодна поддержка малого бизнеса, не отягощенного грузом прошлых структурных проблем;

- от решения социальных проблем за счет средств предприятия к государственной социальной поддержке людей. Предприятия будут вынуждены освободиться от скрытой безработицы, трансформировав ее в явную. Они должны передать свою социальную инфраструктуру муниципалитетам, либо выделить ее в дочерние предприятия. Разумеется, нужны продуманные программы. "Шоковая терапия" в этой сфере была бы подобна смерти для многих людей городов регионов;

- от самораспада НИОКР к целенаправленной реструктуризации отраслевой науки на основе социального заказа, сформированного в результате долгосрочного комплексно- технического прогноза.

А.С. Зелтынь[43] также согласен с тем, что преодоление негативных тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для его роста и необходимых изменений в отраслевой и технологической структуре вряд ли возможна без разработки базирующейся на цивилизованном партнерстве государства и бизнеса, стратегии промышленного развития страны и государственной промышленной политики как одного из инструментов реализации такой стратегии.

Стратегия промышленного развития страны, по его мнению, предполагает определение основных целей в более или менее долгосрочной перспективе основных препятствий на пути реализации этих целей и средств преодоления этих препятствий и достижения поставленных целей.

К важнейшим стратегическим целям развития промышленности России А.С.
Зелтынь относит сохранение и усовершенствование основных элементов инфраструктуры жизнеобеспечения; повышение качества жизни (физическое и психическое здоровье нации, экология, образование и жилье); поддержание достаточного уровня обороноспособности страны.

Основные препятствия на пути реализации этих целей заключаются в продолжающемся развитии глубокого и затяжного общеэкономического и промышленного кризиса, не сопровождающегося позитивными сдвигами в технологической структуре промышленного производства, отсутствие критической массы способных к саморазвитию промышленных фирм, дефиците инвестиционных ресурсов.

Государственная промышленная политика России должна быть ориентирована на преодоление этих препятствий и носить инициативный характер, опираясь на видение желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.

Важным направлением государственной промышленной политики должно стать смягчение негативных социальных последствий изменений в структуре промышленных производств.

Необходимо также активная деятельность по повышению эффективности управления промышленными предприятиями, остающимися в собственности государства.

Дополняя и обобщая сказанное выше, отметим, что комплекс мер, определяющих суть и эффективность промышленной политики в России должен включать[44]:

1) стратегическое целеполагание;

2) мобилизацию инвестиционных ресурсов;

3) макроэкономическую политику;

4) формирование эффективной организационной структуры промышленности;

5) арсенала конкретных инструментов.

Стратегическое целеполагание включает, во-первых, определение стратегических приоритетов промышленной политики. Важнейшими критериями здесь должны, думается, стать имеющиеся конкурентные преимущества на мировом рынке, воплощенные в первую очередь в высоких технологиях. В этой связи фундаментальной целью промышленной политики становится эффективная интеграция в мирохозяйственные связи.

Во-вторых, – формирование действенной концепции реструктурирования секторов промышленности, в особенности отнесенных к стратегическим приоритетам (оборонная, аэрокосмическая и автомобильная отрасли; судостроение; производство оборудования для финансовой сферы, образования, здравоохранения, информатики и для телекоммуникаций; новые технологии, материалы и лекарства; электроэнергетика, информационно- телекоммуникационная и торгово-транспортная инфраструктура промышленности; и т.д.). Концепция должна дать четкие ответы на вопросы: какие секторы (и с использованием каких инструментов) государство собирается поддерживать, а какие производства ликвидируется; какие модели организации отраслей будут реализовываться (ограничения на вертикальную интеграцию, границы допустимой горизонтальной диверсификации и т.д.).

Мобилизация инвестиционных ресурсов предполагает, во-первых, реформирование банковской системы, нацеленное на "связывание" избыточных сбережений и повышение эффективности управления инвестиционным процессом.
Во-вторых, – аккумулирование бюджетных средств, резервных фондов предприятий и средств населения, гарантированных государством, на счетах в уполномоченных банках, обеспечивающих их использование для предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов или размещающих в государственные облигации.

Рекомендуемая макроэкономическая полшпика должна, во-первых, нацеливаться на полное удовлетворение спроса на низкопроцентные кредиты (5-
10 % годовых) со стороны платежеспособных заемщиков при запрете на привлечение новых кредитов некредитоспособными заемщиками (т.е. теми, задолженность которых превышает размеры собственного имущества по рыночной оценке последнего дебиторскую задолженность небанковских предприятий при определении их кредитоспособности учитывать не следует, чтобы прекратить лавинообразный процесс нарастания неплатежей). Кредиты первоклассным заемщикам целесообразно предоставлять лишь при условиях: а) соблюдения ими требований налогового, таможенного, валютного, банковского, гражданского и иного законодательства; б) перехода на учет продукции по мере ее отгрузки; в) отказа от использования бартерных, клиринговых и вексельных форм расчетов; г) осуществления всех расчетов с единого расчетного счета; д) котировки акций на фондовых биржах (для ОАО); е) направления значительной части прибыли на выплату дивидендов акционерам; ж) обеспечения высокой рентабельности производства и экономии затрат;

з) отказа от хранения денежных средств в иностранной валюте.

Эти же условия обязаны соблюдать получатели налоговых льгот и иных видов государственной помощи, что позволит осуществить дедолларизацию экономического оборота и заместить иностранную валюту, бартер, клиринг и вексели рублевой денежной массой.

Во-вторых, необходимы: а) нормирование задолженности (включая эмитированные векселя и облигации) небанковских предприятий в зависимости от средних размеров остатков средств на их расчетном счете, налогооблагаемого имущества, прибыли после уплаты налогов, капитализации акций, других показателей финансового положения; б) введение обязательного резервирования займов с размещением резервов в долгосрочные государственные облигации.

В-третьих, важно предоставлять реальные налоговые льготы при осуществлении производственных инвестиций, реинвестициях прибыли в производство, финансировании программ НИОКР.

Формирование эффективной организационной структуры промышленности требует, во-первых, координации осуществляемых ныне разрозненных мер по реструктурированию отдельных отраслей промышленности (например, в авиационной промышленности) и выработки концепции структурной перестройки минимум тех отраслей и производств, которые отнесены к числу стратегических приоритетов. Во-вторых, – создания в промышленности системы отношений собственности и управления, обеспечивающей максимизацию прибыли руководителями предприятий. В-третьих, – реструктурирования неплатежеспособных промышленных предприятий. В-четвертых, – создания и выращивания эффективных и устойчиво развивающихся финансово-промышленных групп, призванных выполнять в рыночных условиях функции управления на мезоуровне, обеспечивать межотраслевой, и внутриотраслевой перелив капитала, привлечение внешних производственных инвестиции[45].

Что касается инструментальных задач промышленной политики, то наиболее важные в этом плане шаги таковы.

1. Переход при осуществлении финансирования государственных инвестиций на механизм конкурсного размещения государственных заказов.

2. Рационализация структуры государственных инвестиций, а также проектного наполнения выдаваемых государственных гарантий.

Концентрация государственных капитальных вложений по узкому спектру приоритетных программ, выстраивание системы приоритетов при расходовании ресурсов бюджета развития и строгих критериев предоставления средств.

3. Проведение глубокой финансовой ревизии банков, контроль за неукоснительным соблюдением ими финансовых нормативов (в особенности нормативов ликвидности), реорганизация проблемных банков.

4. Использование стандартов бухгалтерского учета и статистической отчетности позволяющих обеспечить информационную базу для функционирования системы государственного регулирования экономики, в первую очередь для налогообложения, регулирования задолженности и имущественных отношений, выбора эффективных вариантов развития.

В случае успешного продвижения по указанным приоритетным направлениям будут существенно упрочены предпосылки изменения объектной направленности промышленной политики. Речь идет о перспективе ее переориентации на непосредственное решение задач научно-технического прогресса, освоения на конкурентоспособном (по меркам мирового рынка) уровне наукоемких производств, поэтапной модернизации материально-технической базы всего народного хозяйства.

Но к такому повороту необходимо готовиться, и в рамках этой подготовки важно развернуть на государственном уровне соответствующие исследования, включая разработку перспективного прогноза основных линий научно-технического прогресса. Опыт широкомасштабной прогнозной деятельности у нас имеется: с 70-х годов под руководством Президиума АН
СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике разрабатывалась
"Комплексная программа научно-технического прогресса СССР" на 20 лет – по пятилетиям программируемого периода (в частности, в 1982 г. – на 1986-2005 гг., а в 1988 г. – на 1991-2010 гг.). В исследованиях участвовали сотни академических и ведомственных институтов, объединенных общими целями, программой и методикой формирования итоговых материалов. Институты естественного и технического профиля определяли наиболее значимые направления научно-технического прогресса в соответствующих областях, а институты экономические создавали на базе этих данных прогностическую модель динамики и структуры народного хозяйства – с учетом изменения в различные периоды ресурсных возможностей, необходимости постоянного обеспечения сбалансированности экономики и достижения высоких показателей народнохозяйственной эффективности, императивности улучшения качества жизни населения страны и социальной ситуации в целом[46]. Проведение аналогичного рода исследовательской работы, пусть в меньших масштабах, но с учетом принципиально новых реальностей в хозяйственной эволюции, помогло бы сформировать широкую научную базу государственной промышленной политики
России на долгосрочную перспективу.
-----------------------

[1] Например: В.Куликов. Уроки кризиса и задачи экономической политики //
Российский экономический журнал.–1998.-№9-10.-С.10-18; Л.Абалкин.
Назревшие перемены // Вопросы экономики.-1998.-№6.-С.4-10; С.Глазьев.
Состоится ли в 1998г. переход к политике роста // Российский экономический журнал.-1999.-№2.-С.21-25

[2] В.Кушлин. Проблемы реальной экономики на фоне финансовых кризисов //
Экономист.-1999.-№3.-С.3
[3] Российский статистический ежегодник : статистический сборник //
Госкомстат России.-Москва.,1997.-749с.
[4] В.В.Попов. Экономика России в 1992-1994 гг.: общие тенденции // ЭКО.-
1995.-№2.-С.3-15

[5]А.В.Алексеев., Н.Н.Кузнецова. Дожить до подъема: ситуация в российской промышленности // ЭКО.-1998.-№5.-С.37
[6] Российский статистический ежегодник: статистический сборник //
Госкомстат России.-Москва.,1997.-С.530
[7] Российский статистический ежегодник: статистический сборник //
Госкомстат России.-Москва.,1997.-С.539
[8] Российский статистический ежегодник: статистический сборник //
Госкомстат России.-Москва.,1997.-С.540
[9] В.Г. Курьеров. Экономика России в 1995-1996 гг.: тенденции года (1995)
// ЭКО.-1996.-№6.-С.3-10
[10] С.П.Аукуционек. Опросы промышленных предприятий // ЭКО.-1996.-№6.-С.10-
12
[11] Экономика России в 1996 г. // ЭКО.-1997.-№5.-С.27-35
[12] В.Г.Курьеров. Состояние и перспективы хозяйственного развития Р.Ф.
//ЭКО.-1998.-№6.-С.30-40
[13] С.П. Аукуционек. Результаты опроса директоров промышленных предприятий об итогах 1998 г. // ЭКО.-1999.-№5.-С.37-39
[14] А.В. Алексеев, И.Н. Кузнецова. Дожить до подъема: ситуация в российской промышленности // "ЭКО". – 1999. – № 5. – стр. 33-52.
[15] В. Логинов, Н. Курнышева. Долговременные тенденции развития промышленности // "Экономист". – 1999.– № 2.– с. 6-9.
[16] Л. Абалкин. Назревшие перемены // "Вопросы экономики". – 1998 г. – №
6. – стр. 4.
[17] Н. Шмелев. Кризис внутри кризиса // "Вопросы экономики".– 1998. – №
10. – стр.4.
[18] А. Бачурин. Реструктуризация и реформирование производства //
"Экономист". – 1999. – № 9. – с. 23.
[19] В. Кириченко. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России // "РЭЖ". – 1999. – № 8. – с. 3.
[20] Так назвал эту инвестиционно-конкурсную систему один из ее разработчиков (см.: Российский экономический журнал. – 1994. – № 10. – С.
23). См. также: Мухетдинова Н. К оценке новой правительственной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций // Российский экономический журнал. – 1995. – № 10.
[21] Эксперт. – 1997. – № 32. – С. 17.
[22] См.: Российский экономический журнал. – 1998. – № 11-12. – С. 3-18.
[23] В. Кушлин. Проблемы реального сектора экономики на фоне финансовых кризисов // "Экономист"". – 1999. – № 3. – С. 3-12.
[24] Соответствующие материалы с 1992 г. интенсивно публиковались в
"Российском экономическом журнале"; проблематика промышленной политики активно обсуждалась также на страницах журналов "Экономист", "Проблемы прогнозирования" и "Вопросы экономики". Так, в № 9 последнего из названных изданий за 1993 г. была помещена подборка статей 25 авторов на тему
"Государственное регулирование и пути реализации промышленной политики", освещавшая под этим углом зрения реальности России, восточноевропейских государств с трансформируемой экономикой, а также развитых стран.
[25] Доклад публиковался в № 1 журнала "Проблемы прогнозирования" за 1994 г., а в № 4 "Российского экономического журнала" за тот же год был помещен крупный фрагмент данной разработки, посвященный организацонно-хозяйственным аспектам промышленной политики. Такого рода научные доклады появлялись и позже. См., на пример: Промышленная политика: выбор пути развития на ближайшие два года. Доклад Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей // Вопросы экономики. – 1996. – №11.
[26] См. Вопросы экономики. – 1993. – № 9. Основные положения доработанной
"Концепции государственной промышленной политики России на 1994-1995 годы" позже комментировались в статье председателя Госкомпрома РФ И. Шурчкова в №
9 "Российского экономического журнала" за 1994 г.
[27] Имеются, в частности, в виду появившиеся в журнале в 1992-1995 гг. статьи С. Глазьева, Д. Львова, В. Куликова, А. Некипелова, Н. Петракова, Ю.
Петрова, В. Перламутрова, Л. Резникова, В Шенаева, Ю. Яременко и др.

[28] См.: Вопросы экономики. – 1993. – №9 – С. 15

[29] Они представлены, в частности, в сборнике "Положение российской промышленности и первоочередные задачи промышленной политики" (М.: Институт
Европы РАН, 1996), выпущенном по материалам одноименной конференции, проведенной Институтом Европы РАН и Академией экономических наук и предпринимательской деятельности России при поддержке РГНФ (проект № 96-02-
14065), а также в статье Батчиков С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал. –1997. – №
10
[30] См., об этом, в частности: Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения (материалы IV Российского экономического форума, проведенного
Национальным экономическим советом в г. Екатеринбурге) // Российский экономический журнал. – 1999. – № 5-6. – С. 21-25 и др.
[31] Конструктивные рекомендации применительно к этому аспекту промышленной политики содержатся в соответствующих публикациях "Российского экономического журнала". См., в частности: Винслав Ю., Дементьев В.,
Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в
России (№ 11-12 за 1998 г); Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике. Спецкурс (№№ 4-11-12 за 1998 г. и №№ 1-5-6 за 1999г.)
[32] См. об этом, например: Водянов А., Лапенин В., Исаков Г.
Внешнеторговая политика России в контексте ее вступления в ВТО //
Российский экономический журнал.–1999. – №7; Сердюк И. Продовольственная безопасность России: о роли внешнеторговой политики // Российский экономический журнал. – 1999. – № 4.
[33] См.: Кириченко В. Макроэкономические предпосылки активизации промышленной политики (№ 1 за 1997 г.); его же. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? (2, 1999).
[34] См.: Эксперт. – 1998. – № 41. – С. 12
[35] Специфика кризиса в АПК подробно характеризовалась в ряде публикаций
"Российского экономически журнала", перечисленных в статье; Назаренко В.
Задачи восстановления агропромышленного комплекса продовольственной безопасности России (№ 5-6 за 1999 г).

[36] Среди соответствующих заделов – разработки академика Ю. Яременко, в том числе включенные в посмертное издание его избранных трудов. Об этом издании см. материал в № 1 "Российского экономического журнала" за 1998 г.
[37] Ю. Кормнов. Промышленная политика и внешнеэкономические связи. //
"Экономист". – 1998. – № 6. – с. 31-35.
[38] В. Куликов. Уроки кризиса и задачи экономической политики. //
"Российский экономический журнал". – 1998. – № 9, 10. – стр. 13-14.
[39] П. Карпов. Как восстановить платежеспособность российских предприятий.
// "Российский экономический журнал". – 1998. – № 4. – стр. 63-65.
[40] Экономика России: состояние и перспектива роста (рекомендации Третьего всероссийского экономического форума) // "Российский экономический журнал".
– 1998. – № 5. – стр. 4,5.
[41] С. Глазьев. Состоится ли в 1999 г. переход к политике роста //
Российский экономический журнал. – 1999.– № 2. – стр. 21-25.
[42] См., например: Российский экономический журнал. – 1998. – № 2. – С. 9.
[43] В. Фальцман, В. Синицин. Стратегия промышленного роста // "Экономист".
– 1998. – стр. 28-29.
[44] А.С. Зелтынь Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО. – 1999. – № 5. – С. 59-62.
[45] Эти меры предложены С.Батчиковым и Ю.Петровым в статье «Промышленная политика в реформационном выборе России» // «РЭЖ».-1997.-№10.-С.10,11
[46] Эти меры предложены С. Батчиковым и Ю. Петорвым в статье "Промышленная политика реформационном выборе России" // Российский экономический журнал.
– № 10. – С. 10, 11.
[47] Подробнее об этом см., в частности, Фальцман В. Как разрабатывалась
Комплексная программа Научно-технического прогресса (из воспоминаний участника) // Российский экономический журнал. – 1994. – №11.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.