1.
Описание ключевых, самых важных и самых значущих
аспектов будущего бизнеса; описание того состояния бизнеса, которого стремится
достигнуть предприниматель относительно всех компонентов менеджмента.
2.
Количественно охарактеризованные мероприятия, которые
нужно осуществить, чтобы достигнуть поставленных целей.
3.
Обобщение результатов расчетов с помощью финансовых
показателей, которые станут самыми важными критериями оценки привлекательности
конкретного предпринимательского проекта.
На следующем этапе совершается
детализация этой структуры. Именно здесь учитывается влияние на содержание
бизнес-плана различных факторов и определяется перечень разделов и параграфов бизнес-плана,
но преимущество зачастую отдается функциональному принципу. В соответствии с
этим в структуре бизнес-плана различают такие разделы за функциями управления:
маркетинг, производство, управление персоналом, учет и финансы.
Большенство предпринимателей
разрабатывают бизнес-план для привлечения инвесторов к финансированию своего
проекта. Самой сложной и наиболее полной процедурой является разработка
бизнес-плана для производственной деятельности. Рассмотрим содержание,
структуру и методику разработки бизнес-плана, ориентированного на привлечение
инвестиций в производственную деятельность. В структкре такого бизнес-плана
выделяют такие составляющие:
1.
Титульный лист
2.
Содержание бизнес-плана
3.
Резюме
4.
Отрасль, фирма и ее продукция (услуги):
4.1.
Поточная ситуация и тенденция развития отрасли
4.2.
Описание продукта (услуг) фирмы
4.3.
Патенты, товарные знаки, другие права собственности
4.4.
Стратегия роста фирмы
5.
Исследования рынка:
5.1.
Общая характеристика ринка продукта
5.2.
Целевой бизнес рынка
5.3.
Место нахождение фирмы
5.4.
Оценка влияния внешних показателей
6.
Маркетинг-план
6.1.
Стратегия маркетинга
6.2.
Прогнозированный объем продаж
7.
Производственный план
7.1.
Основные производственные операции
7.2.
Машины и оборудование
7.3.
Сырье, материалы и комплектующие изделия
7.4.
Производственные и непроизводственные помещения
8.
Организационный план
8.1.
Форма и организация бизнеса
8.2.
Потребность в персонале
8.3.
Владелец бизнеса и команда менеджеров
8.4.
Организационная схема управления
8.5.
Кадровая политика и стратегия
9.
Оценка рисков
9.1.
Типы возможных рисков
9.2.
Способы реагирования на угрозы для бизнеса
10.
Финансовый план
10.1.
Доходы и расходы
10.2.
План движения наличных
10.3.
Плановый баланс
10.4.
Финансовые коэффициенты.
11.
Приложения.
Эта структура только приблизительная
схема бизнес-плана. Конкретный бизнес-план может быть и не таким детальным. Тут
указаны основные разделы, которые необходимо включить в бизнес-план,
ориентированного на привлечение инвестиций в производственную деятельность.
Глава 2. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план
Организации производственного комплекса
по выпуску мороженого
АО "Морозко"
Николаев
Содержание
1. Цель бизнес-плана
2. Резюме
3. Анализ состояния дел в отрасли
3.1. Характеристика
вместительности рынка
3.2. Конкурентный анализ
4. Суть проекта
4.1. Состав объектов
инвестирования
4 2. Описание продукта
4.3. Сравнения с
импортированной продукцией
4.4. Краткая характеристика
руководителей фирмы
4.5. Обоснования
целесообразности и прибыльности проекта
5. Производственный план
5.1. Организация производства
5.2. Закупка оборудования
5.3. Ресурсное обеспечение
5.4. Себестоимость продукции
5.4.1. Расчет переменных
затрат.
5.4.2. Постоянные затраты.
5.5. Обеспечения
экологической и технической безопасности
6. План маркетинга
6.1. Конечные потребители и
удовлетворения их требований к продукту
6.2. Сегментация потребителей
6.3. Политика предприятия в
области конкуренции
6.4. Обоснования цены
6.5. Организация сбыта
6.6. Рекламная кампания
7. Организационный план
8. Финансовые показатели
8.1. Расчет доходов
Приложения
1. Цель
бизнес-плана
Бизнес-план посвящен обоснованию эффективности внедрения
производственного комплекса АО "Морозко" по производству мороженого
(технологического оборудования, 4-х промышленных холодильников, складов,
производственного дома, лаборатории) и реализации готовой продукции через
собственную торговую сеть.
2. Резюме
БИЗНЕС-ПЛАН посвящен обоснованию эффективности организации
производственного АО "Морозко" по выпуску мороженого (вторая очередь
развития фирмы) с целью привлечения инвесторов для кредитования части затрат на
технологическое оборудование.
АССОРТИМЕНТ продукции, которая выпускается, - мороженое десертное,
сливочное, молочное и шербет.
ТЕХНОЛОГИЯ производства предусматривает использования специальных
рецептур, разработанных специалистами фирмы Tetra Laval Hoyer -
производителем оборудования для производства мороженого высшего качества с
мировым именем.
СЫРЬЕВАЯ БАЗА Николаевской области оказывает максимальное содействие развитию
производства мороженого:
доступность и низкая относительная стоимость основных компонентов
разрешает достичь высокой рентабельности производства - 47%. Годовое
производственное потребление сырья (молока, масла, сахара) - 2,4 тыс. тонн.
ПЛАНИРОВАННЫЙ ОБЪЕМ выпуска готовой продукции - 2,4 тыс. тонн на сумму
65,35 млн. грн. ($360 тыс. долл. США) на основе действующих и проектированных
производственных мощностей.
РЫНКОМ СБЫТА продукции с предприятия оптовой и розничной торговли,
предприятия общественного питания г. Николаева, Николаевской области и Южного
региона страны, а также собственная торговая сеть фирмы.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ проекта с момента приведение к порядку производственного
комплекса фирмы по выпуску мороженого - 111,0 млн. грн., из которых 12,9 млн.
грн. - заемные средства (около 11%).
ПЕРСОНАЛ ФИРМЫ укомплектованный высоко квалифицированными специалистами,
занятые выращиванием сельскохозяйственных культур, переработкой
сельхозпродукции и ее реализация. Общая численность персонала - 400 чел.
КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ фирмы обеспечивается низкими
внутрипроизводственными затратами вследствие организации производства фирмы с
замкнутым технологическим циклом; представленные все технологические стадии
(отсутствующая лишь собственная сырьевая база); переработка сырья, его
сохранение, доставка и реализация готовой продукции через собственную торговую
сеть.
СРОК ОКУПАЕМОСТИ кредитных средств на проектированный комплекс по
производству мороженого - меньше двух лет.
З. Анализ состояния дел в отрасли
3.1. Характеристика вместительности рынка
Мороженое - одно и наиболее популярных и любимых потребителем
кондитерских изделий. Объем продаж мороженого в Николаевской области в 2002 г.
составил около 4.6 т. Много это ли или мало? И какие резервы потенциального роста
спроса?
Численность населения Николаевской области - близко 4400000 чел. За
исключением числа детей в возрасте до 4-х лет - эта цифра составит около 4 млн.
чел.
Таким образом, на одного жителя Николаевской области приходится чуть
больше 1 кг мороженого в год. Сопоставляя эти данные со статистикой большинства
развитых стран мира, где на 1-го жителя приходится от 5 до 21 л (2,5-10,5 кг)
мороженого в год, приходим к выводу, что потребление мороженого в Николаевской
области имеет потенциал роста, как минимум, в 2 раза:
Потенциальная вместительность рынка:
Резервы роста: 10 тыс. т - 4,6 тыс. т = 5,4 тыс. т.
Очевидно, что существуют факторы, которые сдерживают платежеспособный
спрос на мороженое. Подробный анализ этих факторов будет приведен ниже в
разделе "Сегментирование рынка". Отметим здесь, что основными
факторами являются:
1. Высокие цены на действительно качественное и вкусное мороженое (в
основном - это импортная продукция), недоступные для населения с низким и даже
средним уровнем прибыльности (55% от общей численности населения Николаевской
области).
2. Низкие вкусовые качества дешевого мороженого (в основном, местного
производства), не удовлетворяющие потребности населения, которое имеет требовательный
вкус.
Таким образом, потенциальный недовольный платежеспособный спрос в размере
5,4 тыс. т может быть удовлетворен лишь продукцией, которая соединит в себе 2
непременные свойства: высокое качество при относительно невысокой цене
реализации.
Планированный АО "Морозко" объем продаж мороженого в 2007 р. -
2,4 тыс. т (1-й год выхода на полную мощность) приемлемый с точки зрения
реального его размещения на рынке.
При сохранении стабильности вышеуказанных показателей объем реализации
мороженого на рынках Николаевской области в 2006 г. составит около 7,0 тыс.
тонн. Таким образом, АО "Морозко" претендует на часть регионального
рынка, которая составляет не менее 34%. Учитывая, что величина
платежеспособного потенциального спроса - 10 тыс. тонн, можно сделать вывод о
наличии довольно емкой (44%) рыночной ниши для АО "Морозко" в
производстве и реализации мороженого.
По этой же причине вся выработанная фирмой продукция может быть без
проблем реализована на местном рынке, хотя АО "Морозко", не исключает
возможность реализации части своей продукции на национальном и международном
рынках, тем более что у фирмы давние и стойкие связи с потребителями
сельскохозяйственной продукции во многих регионах, в том числе Ближнего и
Дальнего зарубежья.
Анализируя тенденции, которые существуют на рынке мороженого, можно с
полным основанием прогнозировать, что достигнутый по области объем продаж
существенно не возрастет так как:
¾
мороженое
местного производства рассчитано, в основном, на потребителя, который имеет
нетребовательный вкус: как правило, это население с средним и ниже среднего
уровнем доходов. Потребность этого сегмента рынка уже практически целиком
удовлетворенная;
¾
существующий
объем импорта в размере 700 т/год также целиком удовлетворяет потребности
населения, которое, прежде всего, ценит вкусовые качества, с уровнем доходов
выше среднего (о чем свидетельствует постоянное наличие определенного объема
нереализованных остатков). Поэтому резкое увеличение объема предложения на
данном сегменте рынка не ожидается.
Таким образом, удовлетворение имеющегося дефицитного спроса (4,4 тыс.
тонн) возможно лишь в случае высокого качества продукции, которое выпускается,
и установление приемлемого для среднего потребителя уровня цен. Это и есть
основные приоритеты в маркетинговой и производственной политике АО
"Морозко".
Средняя для региона рентабельность производства мороженого составляет от
20 до 30%; прогнозируемая рентабельность производства мороженого фирмой
"Морозко" - 47% (см. расчеты в п. 8.2.).
3.2. Конкурентный анализ
На рынках г. Николаева и Николаевской области, где АО "Морозко"
предполагает реализовывать свою продукцию в 1-ю очередь, уже работают следующие
основные предприятия-конкуренты.
1. АО "Моррос", г. Вознесенска:
- наибольший производитель мороженого на местном рынке (3,5 тыс. т/год);
- наибольший поставщик импортной продукции (600 т/год).
2. 4 хладо- и молокомбината Николаевской области с совокупным объемом
производства 347 т/год.
3. Сеть кафе и других мелких производителей мороженого с совокупным
объемом производства близко 60 т/год
4. Сеть других импортеров с объемом реализации близко 100 т/год, Основные
характеристики конкурентов представленные в табл. 1.
Таблица 1.
Анализ конкурентов
|