Меню
Поиск



рефераты скачать Бизнес-план организации производственного комплекса

Бизнес-план организации производственного комплекса

Глава 1. Бизнес-план в системе управления предприятием

1.1. Бизнес-план и его роль в развитии предприятий

Современная экономическая ситуация, связанная с переходом к рыночным отношениям, вынуждает предприятия по-новому подойти к планированию своей деятельности. Сегодня уже недостаточно подго­товить "промфинплан" или технико-экономическое обоснование. Как правило, эти варианты планирования не могут дать достоверную оценку бизнеса или ответить на все вопросы, стоящие перед предприятием. Руководители предприятий вынуждены искать формы и модели плани­рования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решении.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана - бизнес-план.

Успех любого бизнеса решающим образом зависит от умения достигать поставленных целей. Цели бизнеса так же разнообразны, как и сами виды бизнеса. Цели бизнеса зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Внешние факторы формируются под влияни­ем внешней среды, в которой существует бизнес, например, экономи­ческая ситуация в стране (рост/спад), экономическая политика госу­дарства, налоговый режим, структура рынков и др. Внутренние факто­ры обусловлены деятельностью самого бизнеса (предприятие, компания). К ним относятся качество менеджмента, квалификация и возмож­ности персонала, уровень маркетинга и др. Правильно сформулирован­ные цели бизнеса в значительной степени определяют результаты ра­боты бизнеса.

Бизнес-план позволяет решить проблемы бизнеса. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на перспективу, оценку текущего состояния и тенденций отрасли, сильных и слабых сторон бизнеса, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.

Независимо от того, какая фирма малая или большая, только начатое  дело или развивается уже давно, бизнес-план поможет:

¾              быть более убедительным при поиске финансирования;

¾                    принимать важные деловые решения;

¾                                        подробно ознакомиться с финансовым состоянием биз­неса;

¾                                        оценить положение предприятия на рынке;

¾                                        предусмотреть, предотвратить или смягчить последствия возможных негативных явлений;

¾                                        поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о достигнутом прогрессе;

¾                                        просчитать возможные варианты развития бизнеса.

Любой бизнес-план разрабатывается для каких-то определенных целей. Можно выделить несколько различных причин, которые определяют характер бизнес-плана в зависимости от целей, для решения которых  разрабатывается бизнес-план:

1. Для получения банковского кредита. До недавнего времени украинский предприниматель для получения кредита в банке мог предоставить лишь двухстраничное ТЭО (технико-экономическое обос­нование), которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита.

2. Для внутренних целей. Эти своего рода самоконтроль: правильно ли поступает предприниматель, начав новое дело, развивая новое направление деятельности? Прежде всего, он должны убедиться  в том, что принял верное решение, и, что вложенные средства и усилия оправдаются и принесут прибыль.

3. Для привлечения средств инвесторов. Независимо от того, из каких источников предприниматель хочет привлечь средства (венчурные инвести­ционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций), ему понадобится грамотно составленный бизнес-план. Несмотря на то, что украинские инвесторы в подавляющем своем большинстве руководст­вуются интуицией, решая, "давать или не давать" деньги, бизнес-план становится хорошим подспорьем при получении средств. Если речь идет о привлечении средств из иностранных источников, без бизнес-плана ему не обойтись. И хотя даже правильно составленный план не гарантирует получения средств, без плана у него не будет никаких шан­сов. Даже если предпринимателю удалось заинтересовать иностранного инвестора своим предложением и заключить предварительное соглашение о предоставлении финансирования, в 99 случаях из 100 инвестор потребу­ет от вас все тот же бизнес-план.

Если предприниматель привлекает средства за счет публичной эмиссии акций своей компании, бизнес-план, содержащий сведения о фирме, о стра­тегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет ему успешнее продать свои акции и получить средства на развитие бизнеса.

4. Для создания совместного предприятия или наладить партнерство. Иностранные компании, зная об экономических труднос­тях в Украине, с большой осторожностью подходят к оценке потенци­ального партнера по совместному предприятию. В этом смысле обос­нованный бизнес-план поможет предпринимателю убедить партнера в серь­езности своих намерений.

Если же речь не идет о создании СП, а о получении права на дистрибуцию продукции/услуг западной компании, бизнес-план бу­дет для незаменим. Основываясь на опыте, можно с уверенностью утверждать, что довольно большая часть клиен­тов, обращающихся за услугами по бизнес-планированию, руководст­вовались необходимостью заручиться благосклонностью западного партнера с помощью правильно составленного и оформленного бизнес-плана.

5. Для заключения крупного контракта. В условиях высокой конкуренции предпринимателям, особенно тем, кто представляет небольшие или сравнительно молодые компании, бывает достаточно сложно убедить своих потенциальных заказчиков или покупателей в своей перспективности и серьезности намерений. Грамотно составлен­ный бизнес-план может стать серьезным аргументом в пользу предпринимателя при проведении переговоров с крупным заказчиком или покупателем о за­ключении важного контракта.

6. Для объединения с другой компанией или продажи дела. Независимо от того, хотите ли предприниматель приобрести другую компанию или продать свое дело, бизнес-план поможет успешно добиться этой цели. Он позволит ему убедить потенциального покупателя или са­мого себя (если он покупает другую компанию) в выгодности сделки.

7. Для реорганизации дела. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания страте­гической (или тактической — в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие и партнеры по бизнесу, и ключевые сотрудники, поможет предпринимателю вырабо­тать эту концепцию и, что важнее, позволит ему, партнерам и со­трудникам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.


1.2. Цели, задания и функции бизнес-планирования

Бизнес-планирование является решающим фактором пред­принимательского успеха. Если у предпринимателя появилась хорошая идея, и он хочет ее реализовать с целью получения прибыли, ему нужно четко представить, какой нужен стартовый капитал, какие расхо­ды он можете себе позволить и что, в результате, он должен за­рабатывать для того, чтобы не прогореть. Не только не разорить­ся, а наоборот - систематически получать прибыль. Бизнес-пла­нирование позволяет, прежде всего, самому предпринимателю определить, какая последовательность действий является опти­мальной и какие затраты необходимы для того, чтобы получить планируемые доходы. Конечно, бизнес-планирование для разных идей и различных проектов заметно отличается. Скажем, бизнес-планирование создания предприятия, или оказания услуг, или проведения консультаций, или рекламная. Все это имеет свою специфику, однако, независимо от того, какое вы­брано направление бизнеса, имеется нечто общее, характерное вообще для планирования предпринимательской деятельности.

Грамотный бизнес требует использования достаточно ши­рокого комплекса знаний, поэтому планирование бизнеса не может вестись методами собственного разумения, а должно использовать тот богатейший опыт, который накоплен в течение XX столетия людьми, создававшими малые предприятия, посте­пенно выросшие в крупные производства или промышленные объединения.

Системный подход в бизнес-планировании диктуется рядом соображений. Во-первых, в самом процессе организации, ста­новления и развития малого предприятия заложен очень высокий элемент неопределенности. Во-вторых, наличие конкурентов требует особо внимательного и тщательного отслеживания их особенностей: методов ведения процесса, организации сбыта, качества продукции. В-третьих, у начинающего предпринимателя отсутствует собственный опыт - деловой, профессиональный, а также соответствующие связи с поставщиками и потребителями. Это вынуждает его искать помощь в планировании развития сво­его предприятия и в определении той ниши, в которой будет функционировать его производство. В-четвертых, бизнес-плани­рование с периодической коррекцией, поправками, дополнения­ми и изменениями в процессе развития предприятия помогает предпринимателю формировать собственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческие способно­сти, видение будущего и его реализации. В-пятых, бизнес-план помогает максимально предусмотреть все события, как положи­тельные, так и отрицательные, которые могут повлиять на ход ор­ганизуемого бизнеса. В-шестых, бизнес-план описывает буду­щее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесто­ров, то есть именно тех, кто будет финансировать этот проект.

Разработка бизнес-плана преследует следующие цели:

1. Обеспечить проведение анализа планируемой деятельнос­ти будущего или функционирующего предприятия.

2. Определить цели и задачи предприятия, а также меропри­ятия по их реализации, последовательность оптимизации этих мероприятий и допустимые расходы.

3. Составить финансовые прогнозы на основании собствен­ного опыта.

4. Установить плановые ориентиры, включая размеры обо­ротного капитала и точку безубыточности.

5. Определить объемы и виды финансирования, наиболее приемлемые для планируемого предприятия.

6. Предоставить финансовым учреждениям наиболее полную и убедительную информацию о предприятии, то есть ту ин­формацию, которая необходима для принятия быстрого, точного и благоприятного решения по обеспечению требу­емых размеров финансирования.

Бизнес-планирование как необходимый элемент управления        выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:        

¾         инициирование — активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;                                        

¾   прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;      

¾   оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

¾   координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

¾    безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

¾   упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;                                                           

¾   контроль — возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

¾   воспитание и обучение — благоприятное воздействие образ­цов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

¾   документирование — представление действий в доку­ментальной форме, что может быть доказательством ус­пешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

1.3. Структура бизнес-плана

Главным вопросом при подготовке бизнес-плана является его структура, то есть предварительное смысловое фрагментирование содержания. Структура должна быть построена так четко, чтобы тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом, читая структуру, мог сразу же оценить ту разносторонность, которая автором была заложена при подготовке текста бизнес-плана. Содержание и структура бизнес-плана зависят, прежде всего, от той аудитории, для которой он предназначен. Выбор той или иной аудитории зависит от целей, которые ставит перед собой предприниматель, обрабатывая бизнес-план (привлечение внешнего капитала, моделирование системы управления будущим бизнесом, предварительное определение препядствий и проблем, развитие собственных управленческих навыков).

Первое правило, которого должен придерживаться предприниматель в процессе составления бизнес-плана, - это четко определить цель его разработки и конкретного адресата.

На содержание и структуру бизнес-плана значительно влияют размеры бизнеса и объемы финансовых потребностей. Чем масштабней предпринимательский проект, тем в больших инвистициях он нуждеатся, тем шире круг вопросов должно быть указано в бизнес-плане, тем детальнее должны быть соответствующие расчеты.

Содержание и структура зависят также и от других факторов:

¾              конкретных характеристик будущего продукта бизнеса и стадии его жизненного цикла;

¾   степени конкуренции в отрасли;

¾   возможностей расширения в будущем.

Наличие многих факторов, которые влияют на содержание, структуру и объема бизнес-плана (рис. 1.1), свидетельствуют, что не существует определенной стандартной, универсальной формы бизнес-плана. Каждый предприниматель или компания составляют бизнес-план по-своему. Подходы к его разработке изменяются в соответствии с характером бизнеса, особенностями его среды, конкретными целями бизнес-плана, индивидуальными запросамипотенциальных инвесторов.

Любой бизнес-план, независимо от его особенностей и размеров, имеет право на существование только при условии, что он приносит доход его собственнику. Объяснить возможность коммерческого успеха – это основное задание любого бизнес-плана. Сделать это можно с помощью финансовых показателей, которые характеризуют:

¾  финансовые потребности для созданиея бизнеса;

¾  объемы предвиденной продажи;

¾  размеры доходов и расходов;

Все это составляет основу финансового плана. Финансовые показатели – это конечный результат, параметры которого зависят от рыночных, производственных, организационных и других аспектов данного бизнеса. Обязательными составными бизнес-плана должны быть:

¾  маркетинг-план;

¾  производственный план;

¾  организационный план.

Потенциальных инвесторов интересует не только доходность будущего бизнеса, а и связанные с ним риски, сильные и слабые стороны. Структура бизнес-плана не может быть одинаковой во всех случаях, но процесс формирования струкруры бизнес-планов разных типов имеет много общего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.