Бизнес-план организации производственного комплекса
Глава 1. Бизнес-план в системе
управления предприятием
1.1. Бизнес-план и его роль в
развитии предприятий
Современная экономическая ситуация,
связанная с переходом к рыночным отношениям, вынуждает
предприятия по-новому подойти к планированию своей деятельности.
Сегодня уже недостаточно подготовить "промфинплан" или
технико-экономическое обоснование. Как правило, эти варианты планирования
не могут дать достоверную оценку бизнеса или ответить на все вопросы,
стоящие перед предприятием. Руководители предприятий вынуждены
искать формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решении.
Оптимальным вариантом достижения таких
решений является новая прогрессивная форма плана -
бизнес-план.
Успех любого бизнеса решающим образом
зависит от умения достигать поставленных целей. Цели бизнеса так же
разнообразны, как и сами виды бизнеса. Цели бизнеса зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Внешние факторы
формируются под влиянием внешней
среды, в которой существует бизнес, например, экономическая ситуация в стране (рост/спад),
экономическая политика государства,
налоговый режим, структура рынков и др. Внутренние факторы обусловлены деятельностью самого бизнеса
(предприятие, компания). К ним
относятся качество менеджмента, квалификация и возможности персонала, уровень
маркетинга и др. Правильно сформулированные цели бизнеса в значительной степени определяют результаты работы
бизнеса.
Бизнес-план
позволяет решить проблемы бизнеса. Он включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на перспективу, оценку текущего состояния и
тенденций отрасли, сильных и слабых
сторон бизнеса, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для
достижения поставленных целей в
условиях конкуренции.
Независимо от того, какая фирма малая
или большая, только начатое дело или развивается уже давно, бизнес-план
поможет:
¾
быть более убедительным при поиске финансирования;
¾
принимать важные деловые решения;
¾
подробно ознакомиться с финансовым состоянием бизнеса;
¾
оценить положение предприятия на рынке;
¾
предусмотреть, предотвратить или смягчить последствия
возможных негативных явлений;
¾
поставить конкретные задачи, осуществление которых будет
свидетельствовать о достигнутом прогрессе;
¾
просчитать возможные варианты развития бизнеса.
Любой бизнес-план разрабатывается для
каких-то определенных целей. Можно выделить несколько различных причин, которые
определяют характер бизнес-плана в зависимости от целей, для решения которых
разрабатывается бизнес-план:
1. Для получения банковского кредита. До
недавнего времени украинский предприниматель для получения кредита в банке мог
предоставить лишь двухстраничное ТЭО (технико-экономическое обоснование),
которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой
финансовой организацией решения о предоставлении кредита.
2. Для внутренних целей. Эти своего рода
самоконтроль: правильно ли поступает предприниматель, начав новое дело,
развивая новое направление деятельности? Прежде всего, он должны убедиться в
том, что принял верное решение, и, что вложенные средства и усилия оправдаются
и принесут прибыль.
3. Для привлечения средств инвесторов.
Независимо от того, из каких источников предприниматель хочет привлечь средства
(венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия
акций), ему понадобится грамотно составленный бизнес-план. Несмотря на то, что
украинские инвесторы в подавляющем своем большинстве руководствуются
интуицией, решая, "давать или не давать" деньги, бизнес-план
становится хорошим подспорьем при получении средств. Если речь идет о
привлечении средств из иностранных источников, без бизнес-плана ему не
обойтись. И хотя даже правильно составленный план не гарантирует получения
средств, без плана у него не будет никаких шансов. Даже если предпринимателю
удалось заинтересовать иностранного инвестора своим предложением и заключить
предварительное соглашение о предоставлении финансирования, в 99 случаях из 100
инвестор потребует от вас все тот же бизнес-план.
Если предприниматель привлекает средства
за счет публичной эмиссии акций своей компании, бизнес-план, содержащий сведения
о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых
перспективах, поможет ему успешнее продать свои акции и получить средства на
развитие бизнеса.
4. Для создания совместного предприятия
или наладить партнерство. Иностранные компании, зная об экономических трудностях
в Украине, с большой осторожностью подходят к оценке потенциального партнера
по совместному предприятию. В этом смысле обоснованный бизнес-план поможет
предпринимателю убедить партнера в серьезности своих намерений.
Если же речь не идет о создании СП, а о
получении права на дистрибуцию продукции/услуг западной компании, бизнес-план
будет для незаменим. Основываясь на опыте, можно с уверенностью утверждать,
что довольно большая часть клиентов, обращающихся за услугами по
бизнес-планированию, руководствовались необходимостью заручиться
благосклонностью западного партнера с помощью правильно составленного и
оформленного бизнес-плана.
5. Для заключения крупного контракта. В
условиях высокой конкуренции предпринимателям, особенно тем, кто представляет
небольшие или сравнительно молодые компании, бывает достаточно сложно убедить
своих потенциальных заказчиков или покупателей в своей перспективности и
серьезности намерений. Грамотно составленный бизнес-план может стать серьезным
аргументом в пользу предпринимателя при проведении переговоров с крупным
заказчиком или покупателем о заключении важного контракта.
6. Для объединения с другой компанией
или продажи дела. Независимо от того, хотите ли предприниматель приобрести
другую компанию или продать свое дело, бизнес-план поможет успешно добиться
этой цели. Он позволит ему убедить потенциального покупателя или самого себя
(если он покупает другую компанию) в выгодности сделки.
7. Для реорганизации дела. По мере того,
как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической
(или тактической — в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план,
в разработке которого принимают участие и партнеры по бизнесу, и ключевые
сотрудники, поможет предпринимателю выработать эту концепцию и, что важнее,
позволит ему, партнерам и сотрудникам более четко осознать цели и конкретные
задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.
1.2. Цели, задания и функции
бизнес-планирования
Бизнес-планирование является решающим фактором предпринимательского
успеха. Если у предпринимателя появилась хорошая идея, и он хочет ее
реализовать с целью получения прибыли, ему нужно четко представить, какой нужен
стартовый капитал, какие расходы он можете себе позволить и что, в результате,
он должен зарабатывать для того, чтобы не
прогореть. Не только не разориться, а наоборот - систематически
получать прибыль. Бизнес-планирование позволяет, прежде всего, самому
предпринимателю определить, какая последовательность действий является оптимальной
и какие затраты необходимы для того, чтобы получить планируемые доходы.
Конечно, бизнес-планирование для разных идей и различных проектов заметно
отличается. Скажем, бизнес-планирование создания предприятия, или оказания
услуг, или проведения консультаций, или
рекламная. Все это имеет свою
специфику, однако, независимо от того, какое выбрано направление
бизнеса, имеется нечто общее, характерное вообще для планирования
предпринимательской деятельности.
Грамотный бизнес требует использования достаточно широкого
комплекса знаний, поэтому планирование бизнеса не может вестись методами
собственного разумения, а должно использовать
тот богатейший опыт, который накоплен в течение XX
столетия людьми, создававшими малые предприятия, постепенно выросшие в крупные производства
или промышленные объединения.
Системный
подход в бизнес-планировании диктуется рядом соображений. Во-первых, в самом
процессе организации, становления и развития малого предприятия заложен очень
высокий элемент неопределенности. Во-вторых, наличие конкурентов требует особо
внимательного и тщательного отслеживания их особенностей: методов ведения
процесса, организации сбыта, качества
продукции. В-третьих, у начинающего предпринимателя отсутствует
собственный опыт - деловой, профессиональный, а также соответствующие связи с
поставщиками и потребителями. Это вынуждает его искать помощь в планировании
развития своего предприятия и в определении той ниши, в которой будет функционировать его производство. В-четвертых,
бизнес-планирование с периодической
коррекцией, поправками, дополнениями и изменениями в процессе развития
предприятия помогает предпринимателю формировать собственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческие
способности, видение будущего и его реализации. В-пятых, бизнес-план
помогает максимально предусмотреть все события, как положительные, так и отрицательные, которые могут
повлиять на ход организуемого бизнеса. В-шестых, бизнес-план описывает
будущее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесторов, то есть именно тех, кто будет финансировать
этот проект.
Разработка бизнес-плана преследует
следующие цели:
1. Обеспечить проведение анализа планируемой деятельности будущего или
функционирующего предприятия.
2. Определить цели и задачи предприятия, а также мероприятия по их реализации,
последовательность оптимизации этих
мероприятий и допустимые расходы.
3.
Составить финансовые прогнозы на основании собственного опыта.
4. Установить плановые ориентиры, включая размеры оборотного капитала и точку безубыточности.
5.
Определить объемы и виды финансирования, наиболее приемлемые для планируемого предприятия.
6.
Предоставить финансовым учреждениям наиболее полную и убедительную информацию о предприятии, то есть ту информацию,
которая необходима для принятия быстрого, точного
и благоприятного решения по обеспечению требуемых размеров финансирования.
Бизнес-планирование как необходимый элемент управления выполняет
в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых
наибольшее значение имеют следующие:
¾
инициирование — активизация, стимулирование и
мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
¾ прогнозирование –
предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета
совокупности факторов;
¾ оптимизация –
обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в
конкретной социально-экономической среде;
¾ координация
и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных
подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
¾ безопасность
управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного
принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных
последствий;
¾ упорядочение –
создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
¾ контроль —
возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и
возможной его корректировки;
¾ воспитание
и обучение — благоприятное воздействие образцов рационально
спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в
том числе и на ошибках;
¾ документирование —
представление действий в документальной форме, что может быть доказательством
успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
1.3. Структура бизнес-плана
Главным вопросом при подготовке
бизнес-плана является его структура, то есть предварительное смысловое
фрагментирование содержания. Структура должна быть построена так четко, чтобы
тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом, читая структуру, мог сразу же
оценить ту разносторонность, которая автором была заложена при подготовке
текста бизнес-плана. Содержание и структура бизнес-плана зависят, прежде
всего, от той аудитории, для которой он предназначен. Выбор
той или иной аудитории зависит от целей, которые ставит перед собой
предприниматель, обрабатывая бизнес-план (привлечение внешнего
капитала, моделирование системы управления будущим бизнесом, предварительное
определение препядствий и проблем, развитие собственных управленческих
навыков).
Первое правило, которого должен
придерживаться предприниматель в процессе составления бизнес-плана, - это четко
определить цель его разработки и конкретного адресата.
На содержание и структуру бизнес-плана
значительно влияют размеры бизнеса и объемы финансовых потребностей. Чем
масштабней предпринимательский проект, тем в больших инвистициях он нуждеатся,
тем шире круг вопросов должно быть указано в бизнес-плане, тем детальнее должны
быть соответствующие расчеты.
Содержание и структура зависят также и
от других факторов:
¾
конкретных характеристик будущего продукта бизнеса и
стадии его жизненного цикла;
¾ степени
конкуренции в отрасли;
¾ возможностей
расширения в будущем.
Наличие многих факторов, которые влияют
на содержание, структуру и объема бизнес-плана (рис. 1.1), свидетельствуют, что
не существует определенной стандартной, универсальной формы бизнес-плана.
Каждый предприниматель или компания составляют бизнес-план по-своему. Подходы к
его разработке изменяются в соответствии с характером бизнеса, особенностями
его среды, конкретными целями бизнес-плана, индивидуальными
запросамипотенциальных инвесторов.
Любой бизнес-план, независимо от его
особенностей и размеров, имеет право на существование только при условии, что
он приносит доход его собственнику. Объяснить возможность коммерческого успеха
– это основное задание любого бизнес-плана. Сделать это можно с помощью
финансовых показателей, которые характеризуют:
¾ финансовые
потребности для созданиея бизнеса;
¾ объемы
предвиденной продажи;
¾ размеры доходов
и расходов;
Все это составляет основу финансового
плана. Финансовые показатели – это конечный результат, параметры которого
зависят от рыночных, производственных, организационных и других аспектов
данного бизнеса. Обязательными составными бизнес-плана должны быть:
¾ маркетинг-план;
¾ производственный
план;
¾ организационный
план.
Потенциальных инвесторов интересует не
только доходность будущего бизнеса, а и связанные с ним риски, сильные и слабые
стороны. Структура бизнес-плана не может быть одинаковой во всех случаях, но
процесс формирования струкруры бизнес-планов разных типов имеет много общего.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|