Меню
Поиск



рефераты скачать Повышение финансовой устойчивости и доходности коммерческого предприятия ООО "МАП"

3. Из пяти факторов, влиявших на изменение рентабельности основных и оборотных средств в отчетном году, отрицательное воздействие оказали: снижение рентабельности издержек обращения, снижение доли оборотных активов в имуществе, снижение скорости обращения товарных запасов.

4. Фондоотдача основных и оборотных средств на предприятии понизилась, поскольку темп роста производительности труда (207,3%) ниже темпа роста фондооснащенности труда (241,0%).

Для повышения рентабельности анализируемого предприятия необходимо чтобы соблюдались следующие условия:

1. Темп роста товарооборота больше темпов роста основных и оборотных средств, численности работников, расходов на оплату труда.

2. Темп роста прибыли больше темпа роста издержек обращения, а темп роста рентабельности издержек обращения больше темпа роста издержкоемкости товарооборота.

3. Темп роста оборачиваемости товарных запасов больше темпов роста доли товарных запасов в оборотных активах, темп роста доли товарных запасов больше темпа роста доли оборотных активов в имуществе.










3.2 Рентабельность и оптимизация объема закупки товаров ООО “МАП”

Каждый раз при закупке партии товара встает вопрос, - на какую сумму закупать товар? Рассмотрим сначала эту проблему с точки зрения прибыли фирмы: ,

где IT- прибыль фирмы за определенный период времени T (за 1 месяц);

I   - прибыль за этот период без учета "транспортных" расходов;

R  - "транспортные" расходы, то есть расходы, которые несет фирма каждый раз, когда закупает партию данного товара;

kI- коэффициент, уменьшающий "транспортные" расходы, благодаря внесению их в себестоимость реализуемой продукции;

ET - средняя сумма закупок данного товара за период T;

E  - сумма, на которую каждый раз закупается товар;

- количество раз, за которое закупается товар за период T;

Величина ET целиком определяется объемом реализации данного товара, если, конечно, по каким-то причинам не происходит увеличения или уменьшения запаса данного товара на складе.

Величина разового объема закупок данного товара никак не может повлиять на объем реализации этого товара, если не возникает ситуации дефицита данного товара. Поэтому величины  ET и I не зависят от E.

Величина R зависит от E "скачком". То есть для небольших объемов закупок можно заказать грузовик, для большего объема необходимо заказывать фуру или контейнер и т.д. Соответственно этому возрастает и величина R.

Прибыль будет тем больше, чем меньше отношение , где Emax - стоимость максимального для данного транспорта объема (или веса) вмещаемого товара. Однако обычно расходы на транспорт растут медленнее, чем объем (или вес) груза, вмещаемого данным транспортом. Поэтому прибыль будет тем больше, чем больше E.

 Но чем больше E, тем больше величина капитала, вкладываемого в данный товар. А анализируемое предприятие ООО “МАП” интересует в первую очередь не величина прибыли, а рентабельность капитала, вкладываемого в бизнес. Величина рентабельности определяется отношением прибыли к капиталу, вкладываемому в данный бизнес .

С одной стороны, рентабельность тем больше, чем больше прибыль при данной величине капитала. С другой стороны, рентабельность тем больше, чем меньше величина вложенного капитала при одной и той же прибыли.

В нашем случае величину капитала можно определить как C0 = C + E,

где  C0 - величина капитала, вкладываемого в бизнес. По сути, C0 - это актив баланса за исключением вложений, не связанных с данным бизнесом (например, в ценные бумаги). Иначе, C0 - это все те вложения, которые обеспечивают данную прибыль IT;

C        - капитал без учета вложений E. Причем предполагается, что C является величиной постоянной и не зависит от E.

Тогда рентабельность определится как

                                                                     (3.13).

Оценим, как влияет на рентабельность величина .

При , . При , .

Из этого следует, что существует оптимальная сумма разовой закупки товара E = Eopt, при которой рентабельность максимальна. Продифференцировав выражение (3.13) для r по E, приравняв нулю и найдя отсюда E, получим:

                                          (3.14).

Подставив это выражение вместо E в выражение (3.13), можно получить значение максимальной рентабельности.

 Теперь к цифрам. Пусть

 ("транспортные" расходы нельзя включить в себестоимость);

   тыс. руб. (средняя сумма закупок за 1 месяц);

     тыс. руб. (прибыль фирмы за 1 месяц без учета "транспортных" расходов);

тыс. руб.

Допустим, товар можно доставить двумя способами. В первом случае стоимость транспортного средства тыс. руб., но в него вмещается товара на сумму 5 тыс. руб. Во втором случае тыс. руб., в него вмещается товара на сумму 20 тыс. руб.

Можно также учесть зависимость цены закупаемого товара от объема его закупки. Например, при закупке товара на сумму свыше 10 тыс. руб., цена на него уменьшается на 5%. В нашем случае это выразится в увеличении прибыли на величину , где

         kp = (1 – tНДС)´(1 - tI) ´ kE                                                      (3.15), 
где - ставка налога на добавленную стоимость;

- ставка налога на прибыль;

         - величина скидки.

Пусть в нашем случае tНДС = 0,1667, tI = 0,4, kE = 0,05. Таким образом, для закупок на сумму более 10 тыс. руб., значение будет равно

тыс. руб.

Аналогичным образом можно в принципе учесть увеличение расходов на хранение товара при больших объемах закупок.

По формуле (3.14) найдем Eopt:Eopt1 = 8,7 тыс. руб., Eopt2 = 125тыс. руб.

Видим, что для 1-го транспортного средства (с расходами 3 тыс. руб.) оптимальным является объем закупок на сумму 8.7 тыс. руб. Однако это транспортное средство может вместить товара только на сумму 5 тыс. руб. Для 2-го же транспортного средства оптимальным является объем закупок на сумму 12.5 тыс. руб., и это транспортное средство позволяет вместить такой объем.

Рассчитаем рентабельность для разных R и E (табл. 3.2)

Таблица 3.2

Рентабельность для различных R и Е


I = 50 тыс. руб.

R1=3 тыс. руб.

I=50.1 тыс. руб.

R2=6 тыс. руб.

E, тыс. руб.

5

10

12.5

15

IT, тыс. руб.

47.6

47.7

48.2

48.5

С0, тыс. руб.

305

310

312.5

315

r, %

15.61

15.39

15.42

15.40


Из таблицы 3.2 следует, что лучшим решением с точки зрения рентабельности является R1=3 тыс. руб., E=5 тыс. руб. При этом r=15.6 %.

Можно отметить, что в данном конкретном случае рентабельность слабо зависит от E. И это естественно, так как расходы kI ´ R ´  значительно меньше общей прибыли фирмы I, а вложение E много меньше капитала С. То есть рентабельность в основном будет определяться отношением I/С.

Однако мы рассмотрели оптимизацию закупок только одного наименования (или нескольких наименований) ассортимента продукции. Применяя же аналогичный подход ко всему ассортименту реализуемой продукции, можно значительно увеличить рентабельность вкладываемого капитала. И наоборот, принимая каждый раз неоптимальные решения по закупкам товара, можно значительно ухудшить рентабельность, т.е. уменьшить отдачу вкладываемого капитала.

Теперь рассмотрим вариант, когда транспорт берет несколько наименований ассортимента продукции. В этом случае ET =,
где ETi - средняя сумма закупок товара i за период T;

N - количество видов ассортимента, помещаемого в данный транспорт.

Далее мы разбиваем сумму E по ассортименту: .

Так, в нашем случае, если закупалось 3 наименования товаров, имеющих сбыт за месяц ET1=2 тыс. руб., ET2=1,5 тыс. руб., ET3=0,5 тыс. руб., то ET=4 тыс. руб., и при закупке E=5 тыс. руб., 1-го наименования необходимо закупить E1=5´2/4=2,5 тыс. руб., 2-го - E2=5´1.5/4=1,875 тыс. руб., 3-го - E3=5´0.5/4=0,625 тыс. руб.

Теперь несколько слов о применении данного метода. Его можно использовать двояко. Во-первых, с целью принятия решения о количестве закупаемого товара сопоставимого с плановой рентабельностью. При этом величины I и ET необходимо спрогнозировать на период времени, в течение которого будет реализовываться объем закупок Eopt. Кроме того, необходимо спрогнозировать "транспортные" расходы R и налоговые льготы по ним .

Во-вторых, данный метод можно использовать каждый раз для проверки - насколько принятое решение о закупке партий товара отличалось от оптимального. Естественно, что принятое решение каждый раз будет отличаться от оптимального. И здесь нужно стремиться к тому, чтобы, во-первых, эти отличия были небольшими, а во-вторых, чтобы эти отличия были как в меньшую, так и в большую сторону от Eopt. Если же величина E постоянно меньше Eopt, это означает, что постоянно недополучается прибыль; если же E больше Eopt, то неэффективно используется вложенный в бизнес капитал.

Величина С и в том и в другом случае может быть взята по состоянию актива баланса на день закупки товара.

Отметим, что данный подход предполагает использование средних величин, в частности, I и ET. На самом деле, это величины случайные, поэтому и величина r также будет величиной случайной. И более корректная постановка задачи должна подразумевать максимизацию случайной величины рентабельности. Однако из экономического смысла ясно, что при определенных условиях (в частности, при небольшой величине коэффициента вариации случайных величин I и ET) решения задач при обеих постановках будут близки.

Выводы.

1. Применяя предложенную методику к ассортименту реализуемой продукции, можно значительно увеличить рентабельность вкладываемого капитала. И наоборот, принимая каждый раз неоптимальные решения по закупкам товара, можно значительно ухудшить рентабельность, т.е. уменьшить отдачу вкладываемого капитала.

2. Предлагаемая методика применима для оценки принятия решения о количестве закупаемого товара сопоставимого с плановой рентабельностью. При этом величины I и ET необходимо спрогнозировать на период времени, в течение которого будет реализовываться объем закупок Eopt. Кроме того, необходимо спрогнозировать "транспортные" расходы R и налоговые льготы по ним .

3. Данный метод можно использовать каждый раз для проверки - насколько принятое решение о закупке партий товара отличалось от оптимального.

3.3 Оптимизация ценообразования на предприятии

На один из видов товара, реализуемого ООО “МАП” установлена цена 10 руб. При этом от реализации этого товара была получена определенная прибыль (10 тыс. руб. за месяц). Очевидно, что если бы мы установили другую цену на данный товар, то прибыль была бы другой. При слишком высоких ценах прибыль будет мала за счет малого спроса на товар (малого объема реализации товара). При слишком же низких ценах прибыль так же будет мала (или даже будет убыток), поскольку, несмотря на большой спрос, доходы от реализации товара не смогут покрыть расходы. Отсюда следует, что существует такая цена, при которой прибыль будет максимальной.

Запишем выражение для прибыли

                                                   (3.16),
где IT - прибыль за период времени T;

I - прибыль за этот период без учета прибыли от реализации данного товара;

p - цена, устанавливаемая на данный товар;

pE - цена, по которой приобретался данный товар (если же товар производится фирмой, то это та часть себестоимости данного товара, которая пропорциональна объему его реализации);

V - объем реализации данного товара (спрос на данный товар) за период времени T;

kI = (1-tндс) ´ (1-tI) - коэффициент уменьшения прибыли вследствие уплаты НДС и налога на прибыль;

tS - ставка налогов, исчисляемых от выручки от реализации (налог на пользователей автомобильных дорог, сбор на содержание жилищного фонда и т.п.);

tндс - ставка НДС;

tI - ставка налога на прибыль.

Сначала необходимо оценить зависимость спроса на продукцию от цены на нее. Для этого нужно определить хотя бы 2 точки зависимости V=f(p). Одну из них можно оценить по данным продаж за предыдущий период, скорректировав эту цифру, исходя из общих соображений - не будет ли в текущем периоде увеличения спроса на товар или его уменьшения и т.п.

Вторую точку можно оценить, если за прошедшие периоды имело место изменение цены на данный товар. Пусть, например, мы имеем данные по объему реализации товара за последний год по месяцам. Самый простой характер такой зависимости представлен на рис.1. В 7-м месяце имело место уменьшение цены на данный товар, в результате чего объем реализации возрос больше (кривая 1), чем он возрос бы при прежней цене (кривая 0). Общий же ход кривой (для неизменной цены) может быть самым разнообразным: спрос может быть постоянным, увеличиваться, уменьшаться, колебаться по сезонам. В нашем варианте спрос постепенно увеличивается, что может быть, обусловлено укреплением фирмы на рынке товаров и услуг, например.

Рис. 3 Объем реализации

Таким образом, на основе данных по реализации товара за предыдущие периоды, при условии изменения цен на продукцию, можно оценить зависимость V=f(p). Так в случае, изображенном на рис.1, точки А и В будут определять спрос на продукцию при цене последних 5-ти месяцев и цене первых 7-ми месяцев соответственно.

Если же за прошедшие периоды не было изменений цен, или по этим изменениям трудно судить об эластичности спроса, можно оценить эластичность, например, путем опроса клиентов (тотального или выборочного) - приобрели бы они эту продукцию по более высокой цене.

Затем необходимо подобрать стандартную функцию, адекватно аппроксимирующую зависимость V=f(p). Можно применять различные стандартные функции: линейную, тригонометрические, логарифмическую, экспоненциальную и другие функции. От того, насколько точно мы аппроксимировали зависимость спроса от цены, также будет зависеть правильность решения задачи.

Допустим, мы определили 2 точки зависимости V=f(p): (p1;V1) и (p0;V0). Аппроксимируем эту зависимость, например, линейной функцией

                                                                            (3.17),
где                                                                      (3.18).

Подставив выражение (3.17) в (3.16) и упростив, получим квадратное уравнение относительно p

.

Продифференцировав это выражение, приравняв его нулю и найдя отсюда p, получим оптимальную цену на товар

                                                              (3.19).

Заметим, что оптимальная цена состоит из двух составляющих. Одна из них определяется ценой закупки и налогами, исчисляемыми от выручки от реализации. Вторая же определяется зависимостью объема реализации данного товара от цены на него.

Пусть объем реализации анализируемого предприятия какого-либо вида товара рос, как показано на рис.1. При этом первые 7 месяцев цена на товар составляла 2.2 руб. Затем цену уменьшили до 2 руб. Из рисунка видно, что в 1-м месяце следующего года объем продаж при цене 2 руб. составит 12 тыс. шт., а при цене 2.2 руб. он составил бы 9 тыс. шт. Таким образом, p1=2; V1=12000; p0=2.2; V0=9000. Воспользовавшись выражением (3.18), получим а=15000; b=42000.

Предположим, товар был приобретен по цене pE=1.2 руб. Суммарная ставка налогов, исчисляемых от выручки от реализации, ts=0.05.

Воспользовавшись выражением (3.19), найдем оптимальную цену popt=2.03 руб. Таким образом, товар последнее время продавался по оптимальной цене. Лучше не придумаешь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.