Меню
Поиск



рефераты скачать Основные этапы развития и предмет экономической теории



17.18. Введение.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

На рынке потребитель должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью.

Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Общая полезность – это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темпы увеличения общей полезности замедляются. Предельная полезность – это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара называется законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).

В современных условиях при измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. К современным представителям ординалистов относят Дж.Хикса и П.Самуэльсон. они разработали шкалу предпочтений потребителей.


 

 17. Теория потребительского поведения: кардиналистский подход. Закон убывающей предельной полезности.

 

Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу – ютиль (от англ. полезность), с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага определяют путем суммирования показателей предельной полезности.

Необходимо различать общую и предельную полезность. По мере роста объема потребления общая полезность блага растет, тогда как предельная убывает. Эта тенденция получила название «закон убывающей предельной полезности» в условиях действия данного закона каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей добавочной полезностью, а следовательно, потребитель станет их приобретать только при снижении цен на них. Цена которую готов покупатель уплатить за товар, определяется не общей его полезностью, а предельной полезностью последней единицы товара. Последние единицы товара имеют весьма низкую ценность, поскольку от их потребления можно отказаться без существенного для себя ущерба.


18. Теория потребительского поведения: ординалистский подход. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Оптимум потребителя.


Ординалистский подход к анализу потребительского поведения является более современным и не требует точного количественного измерения полезности. Более важным является возможность ранжирования потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя.

Исходным инструментом анализ потребительских предпочтений становятся кривые безразличия.

Кривая безразличия на графике представляет собой местоположение точек на плоскости, которые олицетворяют собой такие наборы благ, которые для покупателя равноценны. Совокупность кривых безразличия образует карту безразличия.

Бюджетная линия , или линия возможностей потребителя, показывает различные комбинации продуктов, которые могут быть приобретены при том или ином доходе.

Имея кривые безразличия, выражающие предпочитаемые наборы благ относительно друг друга, а также бюджетные линии, выражающие покупательные возможности потребителей, можно совместить эти графики. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.   

 

 



 






 

Билет 19. Производственная функция. Условия минимизации издержек.

      Производственная функция – функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производства и количеством используемых факторов производства.

Q = f (F1;F2;…;Fn)

Где Q – максимальный объем производства при заданных затратах

F1 – количество использованного фактора f1

F2 – количество использованного фактора f2

Fn – количество использованного фактора fn

    А если весь набор факторов производства и ресурсов представить как затраты труда, материалов и капитала, производственная функция будет описана следующим образом:

Q = f (L, M, K)

Где Q – максимальный объем продукции, производимой при данной технологии и определенных факторах производства: L – труд, M – материалы, К – капитал.

     Для различных видов производства производственные функции различны, тем не менее, все они имеют общие свойства:

1.       Существует предел для роста объема выпуска, который может быть достигнут ростом затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Так, в фирме при фиксированном количестве машин и производственных помещений имеется предел роста выпуска путем увеличения дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы

2.       Существует определенная взаимодополняемость (комплементарность) факторов производства, однако без уменьшения объема выпуска вероятная и определенная взаимозаменяемость данных факторов производства. Так для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов, можно произвести это благо при использовании меньшего объема капитала и большего объема затрат труда, и наоборот.

Как правило, в большинстве случаев факторы производства являются одновременно и дополнителями и до определенной степени заменителями друг друга. Для таких случаев подходит формула:

Q =

     Данный вид зависимости был проанализирован американскими учеными Коббом и Дугласом и по их имени была названа производственная функция вида:

Y = A

Где А – коэффициент пропорциональности (линейный коэффициент)

   α  + β = 1

   α : β = 1:3 – пропорции, в которых труд и капитал участвуют в процессе производства (для с/х)

     Модификацией (графическим изображением) производственной функции является изокванта.

Изокванта – геометрическое место точек, соответствующих различным сочетаниям производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый (максимальный) объем выпуска (производства) продукции.

Изкованты могут иметь разную форму соответственно видам производственных функций.

1.       Для случаев ресурсов совершенных заменителей карта изоквант (это набор кривых безразличий производства, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемые при использовании определенных сочетаний вводимых факторов) представит собой совокупность параллельных прямых с отрицательным наклоном.

                         К

 







                                                                                     L



Производственная функция (линейная) имеет вид f (K, L) = K + L или Q = aK + bL, где а и b – коэффициенты, отношение которых друг к другу показывает пропорцию замещения одним фактором другого.

2.       Для факторов производства, являющихся абсолютными дополнителями и не способными замещать друг друга, изокванты имеют форму английской буквы L.

                                    К








                                                                                                        L

     Производственная функция (функция Леонтьева) имеет вид f (K, L) = min {K, L} или

     Q = min {aK, bL} , где а>0 и b>0  и характеризуют пропорцию дополнения.

     Единственно возможным рациональным решением для производителя будет нахождение в точке излома кривой, поскольку движение по вертикальному или горизонтальному ее отрезка означает бессмысленное приращение одного из ресурсов без увеличения объема производства. Чтобы увеличить выпуск продукции, фирме требуется перейти в точку излома вышележащей изокванты.

3.       Производственная функция Кобба-Дугласа является как бы промежуточным  вариантом между линейной и леонтьевской функциями. Два фактора производства являются одновременно и заменителями и дополнителями друг друга. Такая форма изоквант называется стандартной.

                                

                                              K

 



                                                         Q1

                                                                        Q2

                                                                                       Q3    L                                     

Q1, Q2, Q3 – изокванты

     Одним из графических инструментов анализа издержек производства (затрат факторов производства) является изокоста.

     Изокоста – геометрическое место точек, соответствующее всем комбинациям двух ресурсов, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег (т.е. ресурсы, обладающие одинаковой стоимостью).

     Изокоста аналогична бюджетной линии потребителя. Наклон ее постоянен вдоль всей прямой и равен ценовому отношению обоих ресурсов (РL/PK)/

                                       К







                                                                                                             L


    

Ряд параллельных изокост характеризует разные уровни совокупных издержек при неизменных ценах факторов или при изменении цен в одинаковой пропорции. Если наклон изокосты меняется, это говорит о том, что при прочих равных условиях, изменяется цена одного из факторов (или же изменяется цена обоих факторов, но в разных пропорциях)

     Придерживаясь рационального принципа поведения, производитель стремится минимизировать издержки производства заданного объема продукции. Графическое решение этой задачи предполагает использование нескольких изокост и изокванты, соответствующей заданному объему производства. Для стандартной изокванты (производственной функции Кобба-Дугласа) решение будет следующим:

                                      К

 



                                            A



                   L



Изокосты, лежащие ниже изокванты и не имеющие с ней общих точек, означают, что заданный объем производства недостижим при столь низких уровнях издержек.

     Изокосты, пересекающие изокванты и имеющие с ней 2 общие точки, означают, что уровень издержке завышен. Всегда можно подобрать иную комбинацию ресурсов, которая обеспечит заданный выпуск продукции при меньших затратах.

Изокоста, проходящая по касательной к изокванте, характеризует тот минимальный уровень издержек, который требуется для выпуска заданного количество продукции. Точка касания заданной изокванты с возможно более низкой изокостой показывает ту комбинацию ресурсов, которую необходимо применять в данном случае. В точке касания углы наклона кривых равны, т.е. МРL/MPK = PL/PK. Графическим путем получена та же формула минимизации издержке, что и алгебраически.



20. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

   

Фирма (предприятие) – один из основных субъектов рыночной экономики, экономическая единица, обладающая юридической и хозяйственной самостоятельностью, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью для получения прибыли, определяющая, что, как и в каких количествах производить. Основные функции фирмы – организация производства товаров и услуг и инвестирование в реальный капитал. Её социальная функция состоит в удовлетворении нужд потребителей в определённых областях.

    Фирма – важнейшая микроэкономическая основа экономики. Поведение фирм, эффективность их работы существенно воздействуют на состояние национальной экономики. Экономическое поведение характеризуется различными параметрами, включая процесс выработки, принятия решений о деятельности в рыночной среде и их реализацию.

    Термины «совершенная конкуренция» и «совершенный рынок» введены в научный оборот  во второй половине 19 в. К числу авторов, впервые использовавших понятие «совершенный рынок», относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

    Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений и монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объёмами ресурсов.

    Модель совершенного рынка основывается на том, что его главные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами. Основой рационального хозяйствования фирм является принцип экономичности, имеющий два аспекта:

- используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат – пользу, доход (принцип максимума);

- желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств (принцип минимума).

    Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объёма продукции. Такую фирму называют ценополучателем, или «прайстейкером». Её конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объёмы производства к главному ориентиру, заданному из вне, - рыночной цене. Модель совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной жизни совершенная конкуренция – довольно редкий случай, и лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, валют и др.). однако совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией и даёт исходный эталонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков, оцениваться эффективность рыночных процессов.

    Важнейшими элементами механизма любой рыночной структуры являются спрос и предложение. В условиях совершенной конкуренции фирма, являющаяся ценополучателем, может продать продукт либо по существующей рыночной цене, либо по более низкой. Это влияет на спрос. Понижение цены ниже рыночной способно увеличить спрос и объём предложения, и такой процесс мог бы продолжаться до бесконечности, но он ограничен малым объёмом производства. Кроме того при снижении цены уменьшается выручка от реализации. По существующей рыночной цене фирма может продать товаров столько, сколько пожелает. В условиях совершенной конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся абсолютно взаимозаменяемыми. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы покупать товары, если везде цена одинаковая. При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован приобретать товар дороже, чем он может заплатить. Т.о. спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы имеет следующий вид.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.