Меню
Поиск



рефераты скачать Основные этапы развития и предмет экономической теории

ü      Трудовой коллектив

ü      Банки

ü      Холдинги

ü      Акционерные общества (товарищества)

ü      И т.д.

     Приватизация отражает процесс коренной трансформации отношений собственности.

    Разгосударствление – понятие, охватывающее весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики в большей степени независимой от государства.

     Целями приватизации в России были:

1.       Формирование слоя частных собственников-предпринимателей

2.       Повышение эффективности деятельности предприятий

3.       Создание конкурентной среды

4.       Содействие демонополизации экономики

5.       Привлечение иностранных инвестиций

6.       Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации

     В конце 80-х гг. в были приняты основополагающие законы для развития рыночных отношений в нашей стране:

ü      Закон о собственности, который определил равноправие различных форм собственности (государственная, колхозно-кооперативная, личная), ввел частную собственность в форме индивидуальной и коллективной собственности.

ü      Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности определил понятие коммерческого предприятия, которая создается с целью получения прибыли. Были определены организационно-правовые формы предприятий.  

ü      Закон о кооперативах (т. е. личное участие)

     Государство, начиная с 92-го года, проводит масштабную компанию по разгосударствлению собственности, государство отказывается от собственности и 2 этап - ее приватизация.

     Процессы приватизации и разгосударствления за последние годы резко изменили структуру собственности в России. Налицо становление новой тенденции в развитии собственности. На смену монопольному господству одной ее формы приходит реальный полиморфизм собственности, многообразие ее форм и основанных на них видов хозяйствования. Однако на развертывании этих процессов сказывается целый ряд факторов, к ним относятся отсутствие законов или существенные проблемы в законодательстве, обусловленные десятилетним невниманием к правовой стороне собственности.

 

Билет 12. Пределы возможностей рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике

   

 Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынков. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, конкуренции, падающего спроса, изменения предложения, равновесной цены и др.

     Рыночный механизм – механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

     Известно, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи, стоящие перед обществом, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. Такие ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть провалами (фиаско, несостоятельностью) рынка.

     Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1.       Общественные блага – товары и услуги, предоставляемые государством на благо всех граждан или большинства населения страны (образование, здравоохранение, жилье). Прямая плата за них отсутствует. Большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками. Это связано, прежде всего, с тем, что потребление этих благ обладает такими свойствами:

а) включенность (или проблема безбилетника – free rider). Free rider – этот тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Например, национальная оборона. Чтобы разрешить проблему бесплатного пользования (не решаемую рынком) обществу надо найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государство и призвано принимать такие решения.

б) нулевые предельные издержки. При увеличении количества людей, потребляющих благо, роста издержке не происходит.

в) неделимость, что тесно связано с включенностью. Благо столь велико, что не может быть продано индивидуальным покупателям.

г) высокий уровень положительных эффектов, т.е. полезность для всего общества в целом.        При этом производство таких благ рынком невозможно в силу действия принципов неделимости и включенности.

2.       Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.

Т.о. рыночная система способствует перепроизводству и перепотреблению товаров и услуг, вредных обществу, и, напротив, недопроизводятся и недопотребляются товары и услуги, полезные обществу.

3.       Несовершенная (асимметричная)  информация – ситуация, в которой часть участников рыночной сделки владеет важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица; характерная для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. Асимметричная информация приводит к несостоятельности рынка в регулировании распределения ресурсов. Факт асимметричной информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная информация может разрушить рынки.

4.       Монополии – тип структуры рынка, в которых существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, т.е. обладает монопольной властью. Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Монопольная власть ведет к росту цен и сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов.

5.       Иногда сюда относят также неспособность рынка обеспечить нужным количеством денег обращение.

Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.

     Функции выполняемые государством по предоставлению общественных благ, регулированию внешних эффектов, регулированию монополий и антимонопольному законодательству, пресечению асимметричной информации и эффективной организации денежного обращения, образуют минимально необходимые границы регулирования государством реального рынка.

     1. Общественные блага связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государство, поэтому государство призвано решить сложнейшую задачу согласования доходов и расходов в госбюджете. Государство должно проводить определенную экономическую политику:

1.1.   Поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене, равной налогу. То необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета, формируемыми из налогов, и его расходами;

1.2.   Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные блага;

1.3.   С увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться госбюджета;

1.4.   Серьезное значение в современных условиях хозяйствования имеет соотношение частного и общественного блага

     2. Регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Оно может вводить

2.1. Корректирующий налог – налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

2.2. Корректирующие субсидии – субсидии производителя или потребителя экономических благ с положительным внешним эффектом, которые позволяет приблизить частные общественные выгоды к предельным общественным.

2.3. Установление норм или стандартов по вредным выбросам

2.4 Введение платы за выбросы

2.5. Продажа временных прав на выбросы

     3. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг; распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т.д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей; в связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием занимается государство.

    4.Монополия требует вмешательства государства.  Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. Поэтому современного государство должно осуществлять антимонопольное регулирование экономики, в с применением 3х групп мер:

1)      Административно-правовое воздействие: запрет монополии в какой-либо отрасли хозяй1ства; роспуск соответствующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств

2)      Административно-экономическое воздействие: преследование государством торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию; фальсификацию товаров путем использования рекламы; запрещение внеэкономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации

3)      Экономическое воздействие: использование разных приемов ведения налоговой политики, которые вынуждают монополию назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции; поощрение выпуска товаров-субститутов; расширение рынка за счет установления международных экономических связей и увеличение импорта; распределение научных и технических связей

4)      Регулирование вопросов собственности; содействие развитию предпринимательства; регулирование деятельности монополистов; правовая охрана промышленной собственности, защита прав потребителя и борьба против недобросовестной конкуренции

5)      Денационализация государственной собственности, развитие приватизации

     Максимальные функции государства:

1.       Смягчение хронических болезней рынка – цикличности развития экономики с помощью антициклической политики, инфляции с использованием антиинфляционной политики, безработицы при помощи социальной политики;

2.       Регулирование денежного обращения, т.е. эмиссия денег – функция государственного Центрального Банка, а не рыночных структур.

3.       Социальная функция государства – удовлетворение общественных потребностей в здравоохранении, образовании, поддержки неимущих, регулирование рынка труда и т.д.

4.       Перераспределение доходов – через налоги, для поддержания нетрудоспособных, престарелых, безработных, обеспечение минимальной заработной платы и т.д.

5.       Поддержание общепринятых правил, создание институтов, деятельность которых ориентирована на поддержание и сохранение институтов как определенного порядка в экономике (законодательная база).

6.       Деятельность государства в качестве субъекта имущественных отношений – охрана национальных достояний, регулирование жизненно важных отраслей инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика и т.д.

7.       Реализация национальных интересов в мировой экономике – проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и другое


13. Предприятие (фирма) как основная экономическая единица и субъект рыночных отношений. Организационно-правовые формы предприятий (фирм), их преимущества и недостатки.


Фирма является основной структурной единицей рыночной экономики. Фирма (предприятие) представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

Любое предприятие имеет конечную, главную цельполучить максимально возможную прибыль. Но получить оно ее может, если в лучшем виде, нежели другие производители, удовлетворяет спрос потребителей.

Классификация предприятий:

-                   в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции:

Однопрофильные предприятия занимаются выпуском и реализацией одного продукта. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономических спадов, сложившейся неблагоприятной конъюнктуры в отношении одного из выпускаемых товаров и т.п.

-                 в зависимости от занятых на производстве и размеров производственной деятельности:

Предприятия делятся на мелкие (малые), средние и крупные.   Например, в России в сфере промышленности малым считается предприятие, где средняя численность занятых не превышает 100 человек.

По организационно-правовой форме предприятия различаются как:

    • индивидуальные частные предприятия,
    • партнерства (товарищества),
    • корпорации.

Индивидуальное частное предприятие - это предприятие, находящееся в индивидуальном частном владении. Владелец фирмы является собственником всех ресурсов предприятия, организует и управляет производством в собственных интересах, распоряжается доходом, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем обязательствам фирмы (то есть несет неограниченную ответственность).

  • Достоинствами такого предприятия являются:
    • простота организации предприятия, нет проблем с учредительством;
    • свобода действий, сам себе хозяин;
    • сильные экономические стимулы, все зависит от собственника и все достается собственнику.
  • Но недостатки этой организационно-правовой формы предприятия также значительны:
    • ограниченность собственных финансовых и материальных ресурсов, трудности получения кредита;
    • предприниматель вынужден выполнять все основные управленческие функции, нет специализации в управлении производством;
    • неограниченная ответственность, собственник рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей личной собственностью.

Партнерство (товарищество) - это предприятие, организованное двумя или несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими предприятием. Партнерства возникли как организационно-правовая форма, в какой-то степени устраняющая недостатки индивидуального частного предприятия. Партнеры объединяют свои финансовые ресурсы и профессиональные навыки. Точно так же они распределяют риски, делят прибыли или убытки. Партнерства жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, где наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность предприятия, есть участники с ограниченной ответственностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.