- У
партнерств есть несколько преимуществ:
- их
так же легко организовать, как и индивидуальное частное предприятие;
- используется
специализация в управлении;
- расширяются
финансовые возможности, увеличивается собственный капитал и улучшаются
возможности получения кредита.
- Партнерство
как организационно-правовая форм предприятия имеет ряд недостатков:
- разделение
функций в управлении может привести к несогласованности и разногласиям
между партнерами;
- финансовые
ресурсы по-прежнему ограничены, хотя и превосходят возможности
индивидуальной частной фирмы;
- продолжительность
деятельности партнерства неопределенна, существует угроза распада;
- неограниченная
ответственность партнеров представляет собой значительное неудобство,
ограничивает новаторство.
Большинство недостатков индивидуального
частного предприятия и партнерства снимаются при такой организационно-правовой
форме предприятия как корпорация. Именно поэтому корпорация является ведущей и
самой развитой формой организации бизнеса в рыночных экономиках. Корпорация
(акционерное общество) - это предприятие, имеющая форму юридического лица, где
ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие. Это
общество, основанное на паях. О величине пая (вклада в предприятие)
свидетельствует акция. В корпорации объединяются многочисленные разрозненные
капиталы. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), любой человек может стать
собственником корпорации.
Преимущества
корпорации определяют ведущую
роль этой формы предприятий в рыночной экономике:
- в
значительной степени снимается проблема финансовых ограничений. Корпорации
привлекают дополнительный капитал путем продажи акций. Фондовые биржи,
где продаются и покупаются акции, облегчают процесс привлечения капитала
в корпорацию. Большая надежность корпораций делает более доступным
банковский кредит;
- это
предприятие с ограниченной ответственностью. Собственники корпорации
(держатели акций) рискуют только суммой, которую они заплатили за акции.
В случае банкротства кредиторы предъявляют иск корпорации как
юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;
- привлекая
денежный капитал, корпорация имеет больше возможностей увеличивать
масштабы производства, использовать современную технологию;
- имеются
также большие возможности использования специализации в производстве и
управлении предприятием;
- корпорация
более стабильна, что открывает возможности для перспективного
планирования и роста. Будучи юридическим лицом, она не может внезапно
исчезнуть в отличие от индивидуальной частной фирмы.
- Преимущества
корпорации значительны, но у этой формы предприятий существуют и недостатки:
- достаточно
сложна процедура регистрации корпорации как юридического лица;
- в
этой организационно-правовой форме заложены возможности для
злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать
личной ответственности за сомнительные операции;
- двойное
налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая
выплачивается в виде дивидендов держателям акций;
- в
корпорации возникает разрыв между функцией собственности и функцией
управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство
акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять
на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в
интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.
14.
Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала.
Философия современной предпринимательской деятельности. Маркетинг и менеджмент.
По степени
концентрации производства и капитала предприятия делят на мелкие, средние
и крупные. То или иное предприятие можно отнести к разряду крупных или
мелких, а по характеру своей деятельности оно может быть отнесено
соответственно к мелкому или крупному производству. В основе деления
предприятий на мелкие, средние и крупные лежат количественные параметры, тогда
как их характеристика по принадлежности к мелкому, среднему или крупному
производству дается на основе качественных критериев.
Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска,
изобретательства с целью получения доходов. В широком смысле – это
предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле-
это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. П-во –
это неотъемлемый атрибут рыночной экономики и фактор производства.
П-во следует
отличать от предпринимательской способности - особый вид человеческого
капитала, который состоит в умении и желании в процессе производства на
коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий,
форм организации бизнеса при определенной степени риска и возможности понести
убытки.
П-во
характеризуется следующими чертами:
1.
Свобода в выборе хозяйственной деятельности и ее
методов, не только самостоятельность, но и новаторство;
2.
Ответственность за
принимаемые решения и их последствия и сопряженный с этим риск.
Осуществление предпринимательства связано с риском. Пред-кий риск – это угроза
того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх
предусмотренных прогнозом, программой его действий либо получит доходы, ниже
тех, на которые он рассчитывал.
3.
Ориентация на достижение экономического и
морального успеха.
П-во – одна из форм бизнеса. Бизнес – это
система охватывающая всех хозяйственников и интегрирующая их деятельность в
одно целое. Суть – каждый субъект рыночной экономики занимается своим делом и в
тоже время в обществе отработаны такие механизмы, благодаря которым такой
бизнес не наносит ущерба другим людям, легально реализующим собственные
экономические инициативы, предприимчивость, деловую хватку.
Коммерция –
торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли.
Основная цель современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно
производства и рационализация сферы обращения.
К новейшим формам
предпринимательства можно отнести лизинг (своеобразное сочетание аренды и
кредита для реализации средств производства) и факторинг (форма коммерческой
деятельности, ускоряющая торговые сделки по реализации продукции путем покупки
у производящей фирмы требований к своим клиентам).
Менеджмент – деятельность по управлению производством, совокупность принципов,
методов, средств и форм управления производством, разработанных и при меняемых
для повышения эффективности, экономичности и увеличения прибыли. М-т - наука об
управлении человеческими отношениями в процессе производства и взаимосвязей
потребителей и производителей.
Маркетинг – целостная система организации деятельности предприятий, фирм, когда
в основе хозяйственных решений лежат требования рынка, реальные запросы
покупателя, а также производственно сбытовые возможности отдельных предприятий.
Под маркетингом
понимают такую комплексную систему организации производства и сбыта продукции,
которая построена на основе исследования рынка, предварительном изучении и
формировании потребительского спроса.
15. Издержки предприятия и их виды. Графическое
изображение динамики различных видов издержек. Условия минимизации издержек в
краткосрочном и долгосрочном периодах. Положительный и отрицательный эффекты
масштаба производства.
Издержки производства представляют собой
совокупность затрат, связанных с выпуском продукции. Они подразделяются на внешние
и внутренние, постоянные, переменные и совокупные (общие).
В
основе разграничения издержек на внутренние и внешние лежат критерии
принадлежности используемого ресурса. Внутренние издержки – это
затраты на ресурсы, принадлежащие предприятию, и его нормальная прибыль за
риск. Внешние издержки – это платежи внешним поставщикам.
Различают
бухгалтерские и экономические издержки. Бух-кие издержки
представляют собой фактический расход факторов производства для изготовления
определенного количества продукции по ценам их приобретения. Эти издержки
бывают прямые (затраты на сырье, материалы, топливо) и косвенные
(накладные расходы, з/п, амортизация). Экономические издержки
любого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стоимости при
наилучшем из всех возможных варианте использования. Они бывают явные и неявные.
Явные – это альтернативные издержки, принимающие форму прямых
платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Неявные
издержки – альтернативные издержки использования ресурсов,
принадлежащих владельцу предприятия.
В краткосрочном периоде издержки
производства подразделяются на постоянные и переменные. Критерием
отнесения издержек к тем или иным является их реакция на изменение объема
производства. Если при изменении объема выпускаемой продукции величина
определенных затрат остается неизменной, то речь идет о постоянных
издержках. Если же затраты изменяются вместе с изменением объемов
выпускаемой продукции, то речь идет о переменных издержках. В
сумме постоянные и переменные издержки образуют общие издержки.
Издержки производства, приходящиеся на единицу продукции, называются средними
издержками. Средние издержки бывают постоянными переменными и
общими. Они рассчитываются путем деления соответственно постоянных,
переменных и общих издержек на объем продукции, связанный с данными издержками.
Однако средние издержки необходимо отличать от предельных издержек,
которые также связаны с выпуском единицы продукции. Если средние издержки
указывают, какие затраты в среднем приходятся на единицу продукции при данном
объеме производства, то предельные издержки свидетельствуют о затратах,
приходящихся на выпуск каждой дополнительной единицы продукции по отношению к
уже имеющемуся объему производства.
В долгосрочном периоде все
издержки становятся переменными, так как происходят изменения не
только в самом производстве в результате инвестиционной деятельности, но и в
условиях хозяйствования, т.е. изменения самой экономической среды использования
факторов производства.
1)
2) 3)
1)
– Постоянные издержки производства. По у – издержки
производства, по х – объем производства.
2)
– Переменные издержки производства. По у – издержки
производства, по х – количество произведенной продукции.
3)
Совокупные издержки производства. По у – издержки
производства, по х – количество произведенной продукции.
Динамика
издержек в долгосрочном периоде определяется эффектом масштаба.
Если
по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию к
понижению, говорят о положительном эффекте масштаба, или экономии
от роста производства. Такая экономия достигается за счет специализации труда,
более эффективного управления, экономии на использовании капитала.
Если
с ростом масштаба производства средние издержки возрастают , то эффект масштаба
будет отрицательным. В результате отдача от вложений снизится, а
средние издержки в долгосрочном периоде начнут расти по мере дальнейшего
увеличения объема производства.
Если
по мере увеличения масштабов производства средние издержки не изменяют своей
величины, то эффект масштаба будет нулевым.
16. Кругооборот и оборот капитала фирмы. Основной и
оборотный капитал. Износ и амортизация.
Капитал предприятия находится в постоянном
движении, переходя из сферы производства в сферу обращения, а из нее – вновь в
сферу производства, т.е. совершает кругооборот.
Капитал
предприятия проходит три стадии.
На первой стадии кругооборота капитала
денежный капитал используется на приобретение средств производства и рабочей
силы и превращается в производственный капитал. Функция денежного
капитала – подготовка условий для производства.
На второй стадии – происходит процесс
производства в результате чего создается новый продукт.
Производственный капитал превращается в товарный и выполняет функцию создания
добавочной стоимости, которая заключена в новом товаре.
На третьей стадии кругооборота происходит
реализация товара, товарный капитал вновь превращается в денежный, функция
товарного капитала – реализация добавочной (прибавочной) стоимости.
Последовательное
прохождение капитала через три стадии и смена трех функциональных его форм
называется кругооборотом капитала.
Кругооборот
капитала, рассматриваемый не как отдельный акт, а как периодически
повторяющийся процесс, в результате которого вся величина авансированной
стоимости полностью возвращается к своей исходной форме, называется оборотом
капитала.
Кругооборот
и оборот не тождественны. Возвращение всей авансированной стоимости
средств производства обычно происходит в результате ряда кругооборотов,
составляющих оборот капитала.
Капитал
делится на основной и оборотный. Основной капитал – это часть
производительного капитала, стоимость которого переносится на продукт
постепенно и возвращается собственнику в денежной форме по частям. В основной
капитал входит стоимость всего оборудования, машин, производственных зданий,
сооружений. Остальные части, воплощенные в сырье, топливе, материалах и т.д.,
входят в оборотный капитал, стоимость которого возвращается после
каждого кругооборота. Сюда относят и стоимость оплаты рабочей силы.
Основной
капитал подвергается материальному и моральному износу. Материальный
(физический) износ – это процесс, в результате которого элементы основного
капитала становятся физически непригодными к функционированию, происходит
утрата потребительной стоимости.
Моральный износ – это обесценивание основного
капитала в результате снижения стоимости средств труда или появления более
производительных средств труда.
Учет
физического и морального износа имеет важное значение при установлении
научнообоснованных сроков службы машин и оборудования и норм амортизации. Под амортизацией
понимается процесс перенесения стоимости основных фондов капитала по частям (по
мере снашивания) на производимый продукт и использование этой стоимости для
возмещения износа средств труда. Амортизационные отчисления включаются в
издержки производства продукции и после ее реализации накапливаются в виде
денежного фонда на счетах предприятий, образуя их амортизационный фонд.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|