Меню
Поиск



рефераты скачать Основные этапы развития и предмет экономической теории


Деньги – абсолютно ликвидное средство обмена


Сущность денег проявляется в их функциях:

1.      Мера стоимости (позволяет выразить стоимость товаров (услуг) в терминах, известных каждому участнику товарооборота);

2.      Средство платежа (используются для погашения разных денежных обязательств);

3.      Средство обращения (выступают посредником при обмене товаров и услуг);

4.      Средство накопления (сокровища) (способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки);

5.      Мировые деньги (деньги, признанные всеобщим (в рамках международных экономических отношений) средством выражения стоимости товаров, всеобщим средством обращения, накопления и платежа).


Деньги появились естественным образом из обмена и для обмена – существует много теорий. Первые деньги – это натуральные вещи.

Затем стали использоваться деньги в виде слитков золота и серебра. Это затрудняло товарное обращение – необходимо было взвешивать денежный метал, дробить его на мелкие части, устанавливать пробы и т.д.


Эволюция денег:

1. Натуральные деньги;

2. Деньга в виде слитков золота  и серебра;

      3. Монетарная форма;

      4. Бумажная форма (банкноты – балеты гос банка и гос казначейские билеты);

      5. Безналичные деньги (существуют на банковских счетах);

      6. Денежные чеки;

      7. Электронные деньги.


Основные теории денег.

Металлическая теория денег.

Данная теория возникла  в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI – XVII вв. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.)  Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которыми приписывалось монопольное выполнение всех функций денег.


Номиналистическая теория денег. Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли (1685 – 1753) и Дж. Стюард (1712 – 1780). В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством.


Количественная теория денег.  Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711 – 1776) и Дж. Милля (1773 – 1836), а также француза Ш. Монтескье (1689 – 1755) и Д. Рикардо. Цены товаров и стоимость денег определяется количеством денег, находящимся в обращении.


Природа и сущность современных денег.


Отрицается товарная природа современных денег: одни экономисты определяют природу денег как ликвидность, а др. рассматривают сущность денег как декретные деньги (имеют хождение по воле государства).

 Современную бумажно-кредитную денежную систему называют «фидуциарной» (с лат – «сделка, основанная на доверии»).

Устойчивость современных денег определяется не золотым запасом, а количеством бумажных денег, необходимых для обращения.

Эволюция денег нашла изменение в их функциях. Так, функция средство обращения перестала выполнять роль стихийного регулятора денежной массы в обращении.  Это можно объяснить тем,  что при обращении неразменных денежных знаков золото не может автоматически перейти из сокровища в обращение и обратно, что было возможно при золотом стандарте. Сегодня золото продолжает выполнять функцию сокровища, но в ограниченном масштабе.  Золото выступает в качестве сокровищ, как своеобразный страховой фонд гос-ва и частных лиц.

Кредитные и бумажные деньги не могут выполнять функцию стоимости. Но они обладают представительной стоимостью и выступают в роли функции средства обращения.

Постепенно экономический мир от золота и бумажных денег перешёл на более современные деньги – электронные. Электронные деньги выполняют функцию денег как средства платежа. Считается, что очень скоро электронные деньги вытеснят наличные, поскольку использование электронных денег позволяет увеличить скорость денежного обращения.




 6. Рынок: понятие, функции. Структура и инфраструктура рынка.


Рынок – есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Функции рынка:

1.Интегрирующая – состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговых посредников

2.Регулирующая – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

3.Стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, стимулирование НТП.

4. Ценообразование – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов.

5. Контролирующая – выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует тот или иной товар.

6. Посредническая – организует встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

7. Информационная функция – дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

8. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления соразмерности спроса населения с з/п.

9. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно».

 

Структура рынка – это внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка.

Признаки любой структуры: тесная связь между элементами; устойчивость этой связи; целостность, совокупность данных элементов.

1.Потребительский рынок – рынок товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение потребностей индивидов.

2.Денежный рынок – или валютный рынок охватывает только сферу внешнеэкономических отношений.

3.Рынок информации – это особый рынок, предметом купли-продажи которого яв-ся газеты, книги, картины, реклама и т.д. этот рынок способен предоставлять людям необходимую и своевременную информацию. Разновидностью рынка информации яв-ся рынок лицензий.

4.Рынок инноваций – рынок на котором продаются и покупаются подлинные новинки, способные двигать НТП.

5.Рынок недвижимости – у нас представлен рынком жилья.

6.Рынок ценных бумаг – представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях.  Реальный капитал – это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и т.д.).

7.Рынок факторов производства

8.Рынок труда – рынок на котором осуществляется купля-продажа услуг всех работающих независимо от квалификации. Важнейшим регулятором рынка труда яв-ся биржа труда.

Помимо этого рынки делятся на рынки:

·         Продавцов

·         Покупателей

·         Госучреждений промежуточных продавцов - посредников

·         Мировой рынок


Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Элементы инфраструктуры:

·         Биржи

·         Аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества

·         Кредитная система и коммерческие банки

·         Эмиссионная система

·         Система регулирования занятости населения

·         Информационные технологии и средства деловой коммуникации

·         Налоговая система

·         Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании

·         Специальные рекламные агентства

·         Торговые палаты

·         Таможенная система

·         Профсоюзы

·         Коммерческо-выставочные комплексы

·         Система экономического образования

·         Аудиторские компании

·         Консалтинговые компании

·         Общественные и государственные фонды

·         Специальные зоны свободного предпринимательства.

Функции инфраструктуры рынка:

·         Облегчение участникам рынка реализации их интересов

·         Повышение эффективности работы рыночных субъектов

·         Организационное оформление рыночных отношений

·         Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.


 7. Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, детерминанты спроса.

    

Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.


Спрос по отношению к потребителю: Спрос – представленная на рынке платежеспособная потребность в товарах.

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

 

     Спрос проявляется в объеме спроса, означающие то количество блага, которое было куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.


Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент.  Кривая спроса – убывающая.


 


                         Р        D


                         5



                        2

                                                                     

 


                               2         4                               Q



где D – спрос, Р – цена,  Q- количество товара, на которое предъявлен спрос.


Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении:

Qd = f(P),

 Где Qd – величина спроса, Р – цена






Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

1.                 Цены на комплементарных товары

2.                 Цены на товары субституты

3.                 Доходы покупателей

4.                 Общее количество покупателей данного блага            Неценовые факторы              

5.                 Предпочтительные вкусы покупателей                      (детерминанты) спроса

6.                 Инфляционные ожидания

7.                 Экономическая политика государства

8.                 Прочие факторы.



Спрос – величина переменная.  Величина спроса меняется  тогда, когда  переменна только цена данного товара (движении вдоль по кривой спроса вниз или вверх).



 


                                     Р            D







                                                                                   Q



2. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины (неценовые факторы – детерминанты спроса). Изменение характера спроса проявляется в смещении кривой спроса вправо или влево:

 


                                         Р        D          D1


                                                             D2  


 




                                                                                                 Q

    

 





 8. Предложение как экономическая категория: Кривая предложения, закон предложения, детерминанты предложения.

 

     Предложение – совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке, или способных быть произведенными и представленными к продаже, по соответствующим ценам.

    Объем предложения (величина предложения) – это количества товаров, которые продавцы готовы предложить покупать в конкретном месте и в конкретное время.

  

Объем предложения и структура характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а так же долей товаров, которая направляется на рынок, т.к. часть производимой продукции потребляется в производстве.


 Кривая предложения – кривая, показывающая какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.   Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.