Меню
Поиск



рефераты скачать Общая характеристика экономики США

p> Конечно, здесь присутствует определенная идеализация формирующегося единства США и Японии, игнорируются острые экономические противоречия между этими странами. Но тенденция взаимопроникновения американского и японского бизнеса на уровне корпораций, оформленного двусторонним государственным сотрудничеством, подтверждается многими факторами.

Важная причина нового характера взаимозависимости заключается в нивелировке уровней экономического развития и обостряющейся в результате конкуренции. Например, во времена, когда США имели преимущество перед другими странами в области технологии и производительности труда, разница в курсах валют не играла существенной роли, поскольку цена устанавливалась в основном исходя из названных производственных факторов. Американские производители устанавливали высокие цены на свои товары и таким образом компенсировали потери на курсе доллара.

Сейчас положение изменилось: США утрачивают неоспоримые преимущества в сфере производства, растет конкуренция и они вынуждены устанавливать цены не выше цен конкурентов, особенно на продукцию отраслей, где они теряют свое технологическое преимущество. В результате конкурентная ситуация становится все более острой и подвижной.
Под влиянием отмеченных изменений в способе производства, дальнейшей глобализации деятельности ТНК и других экономических перемен меняется само содержание понятия “мировая экономика”. Она все больше превращается из
“межнациональной” в “транснациональную”.

Транснациональная мировая экономика характеризуется установлением более стабильных и долговременных экономических связей, чем межнациональные связи. Основные субъекты транснациональных связей - ТНК Северной Америки,
Западной Европы, Японии и некоторых других государств. Транснациональная мировая экономика характеризуется стиранием границ национальных суверенных государств, большей их прозрачностью.

Меняется роль национального государства в мирохозяйственных связях в транснациональной мировой экономике. Суверенное национальное государство не является доминирующим институтом, осуществляющим эффективную экономическую политику, что было характерно для межнациональной мировой экономики. Сейчас существуют четыре института, взаимосвязанных, но не доминирующих друг над другом.

Первый - национальное государство, безусловно, остается главным.
Второй - региональные и международные институты, такие как Европейский
Союз, североамериканская зона свободной торговли. Третий - автономно существующий и действующий мировой рынок денег, кредита и капитала.
Четвертый - это транснациональное предприятие - корпорация, рассматривающая весь мир, мировой рынок, как единый рынок для производства и сбыта товаров и услуг.
Усиливается взаимодействие двух течений: растущая взаимозависимость транснациональной интеграции и небывалое обострение конкуренции.
Возникающая равнодействующая может быть охарактеризована как конкурентная взаимозависимость.
В период становления нового типа производства многократно возрастает эффективность общественного производства развитых стран.

Формируются глобально оперирующие отрасли хозяйства, контролируемые небольшой группой крупнейших ТНК. Особенно быстро этот процесс идет в наукоемких отраслях. При всем глобальном характере этих операций штаб-квартиры корпораций, осуществляющих эту деятельность, находятся в основном в странах “триады”.

Особенно высокая товарная насыщенность сейчас существует на рынках товаров низкой и средней технологии, но в последние годы все более усиливается также конкуренция и на рынках некоторых товаров высокой технологии.

Крупнейшими экспортерами готовой продукции выступают пять стран
- Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония. На них в начале 90-х годов приходилось более 60% общего экспорта этой продукции из развитых капиталистических стран, в том числе из ФРГ - 19,3%; Японии - 16,3%; США -
12,6%; Франции - 8,2%; Великобритании - 7,3%. В 1970 году эти показатели были соответственно: 18,1%; 10,7%; 17,4%; 7,9%; 9,6%, что свидетельствует о значительном укреплении позиции Японии, в первую очередь за счет США.

Товарному насыщению рынков в 70 - 90-е годы заметно способствовал рост экспорта из развивающихся стран, главным образом, из новых индустриальных стран. По мнению американских экспертов, к концу века основными конкурентами американских производителей продукции средней и высокой степени сложности станут экспортеры из новых индустриальных стран.
Высокий уровень безработицы во многих странах также оказывает большое влияние на остроту конкуренции. Он ставит приоритетную задачу перед правительством - содействовать развитию экспорта своей страны для повышения занятости. Происходит небывалый рост заинтересованности государств в развитии внешнеэкономических связей, во внешних рынках сбыта. Сейчас конкуренция ведется с помощью широкого набора государственных мер стимулирования внешнеэкономической деятельности частных фирм.

Однако усиление конкуренции идет в условиях растущей экономической взаимосвязи и интернационализации капиталистического мира, значительного количественного возрастания и качественного изменения сферы мирохозяйственных связей во всем многообразии.
Возникло противоречие между реально складывающейся мировой транснациональной экономикой и неразвитостью транснациональных и региональных политических институтов и механизма ее регулирования. Особенно ощущается недостаток транснационального законодательства.
В последнее время многие зарубежные и российские экономисты энергично выступают в поддержку малых фирм, указывая на их динамизм и высокую эффективность, а большой бизнес подвергается острой критике. Однако анализ мировой экономики показывает, что именно крупные ТНК - главные субъекты мировых экономических связей, и победу в мировой конкуренции одерживают те из них, которые располагают наибольшими финансовыми и другими ресурсами.

Официальная американская статистика свидетельствует, что 80% экспорта готовых изделий из США осуществляется лишь несколькими десятками крупнейших американских ТНК.

Главный конкурент США - Япония - Отличается еще большей степенью концентрации капитала и внешнеэкономических связей. В США банковский сектор насчитывает около 14 тысяч банков, в Японии - всего около
100. Сейчас из 10 крупнейших коммерческих банков в мире шесть - японские,
20 лет назад эта десятка состояла целиком из американских банков.
Конкурентный потенциал американских и японских фирм формируется не просто в разных социально-экономических условиях, но и во многом существенно различных.

В Японии отношения между большим и мелким бизнесом зачастую имеют партнерский характер. Японские фирмы получают большую помощь от государства. Наглядно это проявилось, например, в формировании конкурентного потенциала японских станкостроительных фирм. В основном это мелкие фирмы, тесно связанные с крупными, последние владеют акциями этих компаний, покупают их продукцию, обеспечивают новой технологией, обучают их персонал. Так, министерство международной торговли и промышленности Японии на протяжении многих лет поддерживает станкостроительную промышленность. В результате покровительственной политики сформировалась фирма “Фанук”, которая контролирует 80% японского рынка для электронного контроля станочного оборудования и 40% мирового рынка. “Фанук” на 40% принадлежит крупнейшему производителю компьютеров “Фуджитцу”.

Американские фирмы электронной промышленности сталкиваются с возрастающей конкуренцией южнокорейских компаний, отличающихся высокой степенью концентрации капитала и производства.

Очевидно, что для развития капиталоемких и наукоемких отраслей финансовые ресурсы имеют решающее значение. Японские фирмы в начале 90-х годов платили по кредитам 45, американские - 10 - 15% и больше. Чтобы свести концы с концами, последние должны получать прибыль на уровне 40 -
50%.

Высокая стоимость капитала в США и его нехватка тормозят создание малых и средних компаний в наукоемких отраслях, которые могли бы стать американскими ТНК второго поколения.
Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена.

Это проявляется, во-первых, в том, что производство товаров и услуг становится все менее материало- и энергоемким. В транснациональной мировой экономике традиционные факторы производства, такие, как земля, сырье и труд, становятся второстепенными. Во-вторых, все большее значение приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно- технический потенциал. В-третьих, меняется взаимосвязь и соподчиненность между различными видами мирохозяйственных связей: мировая торговля товарами, услугами, движение капиталов и денежных ресурсов, передача технологии, распространение методов менеджемента и маркетинга. В-четвертых, возникает новая международная специализация, основывающаяся на понятии
“издержки производства”.

Тенденция к дематериализации экономики еще более выявляется на историческом фоне. В 1929 году стоимость наиболее представительного товара того времени - автомобиля - складывалась на 60% из сырья и энергии. В 90-е годы стоимость наиболее представительного продукта - полупроводникового микрочипа - менее чем на 2% состоит из стоимости сырья и энергии.

В продукции обрабатывающей промышленности уменьшается содержание физического труда. За 15 лет ( с середины 70-х до конца 80-х годов) затраты физического труда на производство одинакового объема продукции в США уменьшились почти на 60%.

Новый универсальный вид “энергии”, каким является для современной экономики информатика, вообще не содержит сырья, ни традиционных видов энергии. Она полностью “знаниеемкая”.
В развитых странах контрастно выделяется различие между сырьевой и промышленной экономикой, значение отраслей сырьевой экономики заметно падает. К началу 90-х годов сырьевая экономика во всем мире оказалась в состоянии глубокой депрессии, а промышленная процветала.
В экономике высокоразвитых стран возникают обширные новые сферы деятельности, которые в отличие от материального производства, так называемой реальной экономики, имеют дело с отражением этой реальной экономики в различных символах. Причем “отраженная экономика” символов
(наиболее наглядными из символов являются деньги, различные виды денежных инструментов) оказывается доминирующей по отношению к реальной экономике товаров и услуг. “Экономика символов” наряду с кредитно-денежной включает многие сферы деятельности и категории занятости , имеющие большое значение на мировом рынке. В эти категории включаются люди, чья деятельность связана с “идентификацией проблем”, “разрешением проблем” и “различными видами посредничества”. Результаты их труда могут продаваться на мировом рынке, но они поступают на рынок не как стандартизированный продукт массового производства, а как результат манипуляций с символами: любого вида данные, слова, устные и визуальные воспроизведения.
В результате перемен в типе производства меняется товарная структура мировой торговли, причем особенно быстро растет удельный вес технологически новых и новейших товаров и услуг, как производственного, так и потребительского назначения. У США доля технически передовой продукции в общем экспорте к началу 90-х по-прежнему была самой высокой - свыше 20%, но удельный вес США в мировой торговле технически передовой продукцией понизился: с 26.3 до 24.4%. Япония заметно укрепила свои позиции в мировом экспорте наукоемкой продукции. Доля наукоемкой продукции в ее экспорте к началу 90-х составляла 18.5%, а в общем экспорте стран ОЭСР она достигла
19%, увеличившись более чем в 1.5 раза.


4. ОПИК и прямые инвестиции американских компаний в СНГ.

США - крупнейший в мире экспортер частного капитала в виде прямых инвестиций. В настоящее время размеры американских прямых инвестиций за рубежом превышают 800 миллиардов долларов. Хотя основной объем этих капиталовложений приходится на промышленно развитые и новые индустриальные страны, с начала 90-х годов американские компании - основные субъекты вывоза капитала - рассматривают многие постсоветские государства, и особенно Россию, как перспективных партнеров для приложения капитала.

Применительно к России это объясняется тем, что она обладает емким рынком, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, а также постепенно продвигается к демократии и рыночной экономике. Однако на пути американских инвесторов встают значительные препятствия: политическая и экономическая нестабильность, неэффективная, запутанная правовая база банковской и валютной деятельности, проблемы инфраструктуры и другие.

Вступив у себя дома в сложную среду предвыборной политической борьбы, президенты России и США предпочли не обострять двусторонние отношения и лишь фиксировали разногласия, не идя, однако, на взаимные уступки ради их решения. Такая картина тем не менее не в состоянии скрыть факт кризиса так называемых “партнерских” отношений между Россией и США.

Напористое продвижение американцами идеи расширения НАТО, нежелание серьезно рассматривать российский подход к строительству новой системы европейской безопасности, односторонние шаги по проведению силовой линии, задержка важных решений по экономическому сотрудничеству - все это мало соответствовало духу принятых ранее деклараций о партнерстве. При этом республиканская оппозиция требует ожесточить политику США , “поставить
Россию на место”.

От кризиса партнерства один путь ведет к избавлению от этой формы, к установлению более прагматичных отношений и конструктивному взаимодействию в решении ряда международных проблем, которые только и могут быть решены совместными действиями. Другой - к очередному отчуждению между Россией и
США, к началу новой “вялотекущей” на этот раз конфронтации, а вернее, установлению “холодного мира”, в котором Россия будет в той или иной форме вновь изолирована от международного сообщества.

5. Антикризисный “эксперимент” Рузвельта

Политике крупномасштабных реформ, проводившихся в США в 1933 - 1940 годах и вошедших в историю под названием “Нового курса” Т.Рузвельта, предшествовал разразившийся в 1929 году экономический кризис, известный как
“великая депрессия”. В этой исключительной обстановке начался грандиозный по масштабам “эксперимент” Рузвельта, нацеленный на преодоление кризиса и оживление экономики.

Суть реформ “Нового курса”, проводившегося в 1933 - 1940 годах, - усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Во многих своих чертах проводимые преобразования были близки той экономической политике, которая в последствии получила название кейсианской.

В период, предшествовавший осуществлению “Нового курса”, многие его основные идеи практически стали частью американского интеллектуального наследия. Складывалась и завоевывала себе пространство идеология, согласно которой государственное вмешательство в процессы производства и обмена уже не расценивалось как нарушение индивидуальной свободы и естественных законов. Тем более, что господствовавшая до этого неоклассическая теория, основывавшаяся на принципе свободных рыночных отношений, в период “великой депрессии” показала свою несостоятельность.

Первые же дни президентства Рузвельта, вступившего в должность в январе 1933 года, были ознаменованы экстренными мерами. Президент объявил всеобщие “банковские каникулы” до 9 марта и предложил Конгрессу
Чрезвычайный закон о банках, принятый 9 марта 1933 года, включавший следующие меры: предоставление банкам займов Федеральной резервной системой; открытие после “банковских каникул” только тех банков, которые будут признаны здоровыми; запрет на экспорт золота. В целом к концу марта
80% банков-членов ФРС возобновили свою деятельность, но 2 тысячи так и не получили разрешения на нее. Банковский кризис был таким образом довольно быстро преодолен.

Двумя наиболее важными законами первого срока президентства Рузвельта
(1933 - 1936 годы) можно считать закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА) и закон о регулировании сельского хозяйства (ААА), принятые в начале 1933 года. Очень большое значение Рузвельт придавал первому из названных законов, который вводился на два года и состоял из трех разделов.

Первый раздел определял меры, которые могли хоть как-то оживить экономику. Главными в этом направлении должны были стать “кодексы честной конкуренции” - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и найма, защищающие интересы потребителей. Разработка кодексов для каждой отрасли возлагалась на так называемые торговые группы - объединения предпринимателей отрасли. К концу 1933 года было утверждено около 290
“кодексов честной конкуренции”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.