p> Стержнем работы любого предприятия является получение прибыли. Прибыль
в воспроизводственном процессе выступает как критерий его эффективности и
экономический стимул роста этой эффективности, как финансовый ресурс
расширенного воспроизводства, а также источник общегосударственного фонда
финансовых ресурсов. Поэтому показатель прибыли является важнейшим экономическим
показателем, характеризующим конечные финансовые результаты любого
предприятия. Прибыль лежит в основе деятельности любого предприятия, являясь
важнейшим обобщающим экономическим показателем, обеспечивающим его
производственное и социальное развитие. За счет прибыли образуются фонды экономического стимулирования,
производятся капитальные вложения, создается резервный фонд, пополняются
оборотные средства и производятся другие затраты. Масштабность и роль основных производственных фондов морского
транспорта определяют решающее воздействие улучшения их использования на
величину прибыли. Поэтому важнейшие факторы, которые выявлены выше при
анализе эффективности использования основных производственных фондов, в
конечном счете играют такую же определяющую роль и при анализе прибыли. Прибыль – это чистый доход предприятия, выражающий в денежной форме
конечный результат его деятельности и представляет собой разность между
доходами и расходами. Рассмотрим прибыль и убытки ОАО «Новошип» в анализируемые года. Как видно из таблицы 19, главной доходной статьей является выручка от
реализации работ, услуг, а главной расходной – себестоимость от реализации
работ, услуг. Таблица 19 Прибыль и убытки ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах, в тыс.
руб. |Показатели |1996 |1997 |Изменения по |
| | | |сравнению с |
| | | |предыдущим годом |
| | | |в |% |
| | | |абсолютном| |
| | | |отклонении| |
|Выручка от реализации |1148922,0 |1064791,0 |-84131,0 |-7,3 |
|продукции, товаров, работ,| | | | |
|услуг (за минусом НДС, | | | | |
|акцизов и аналогичных | | | | |
|обязательных платежей) | | | | |
|Себестоимость реализации |1192542,0 |1006340,0 |-186202,0 |-15,6 |
|продукции, работ, услуг | | | | |
|Коммерческие расходы |5373,0 |6788,0 |1415,0 |26,3 |
|Управленческие расходы |33375,0 |33866,0 |491,0 |1,5 |
|Прибыль (убыток) от |-82368,0 |17797,0 |100165,0 |- |
|реализации | | | | |
|Проценты к получению |1341,0 |8932,0 |7591,0 |566,0 |
|Доходы от участия в других|1185,0 |2133,0 |948,0 |80,0 |
|организациях | | | | |
|Прочие операционные доходы|334342,0 |239133,0 |-95209,0 |-28,5 |
|Прочие операционные |187048,0 |181144,0 |-5904,0 |-3,2 |
|расходы | | | | | Продолжение таблицы 19 |Показатели |1996 |1997 |Изменения по |
| | | |сравнению с |
| | | |предыдущим годом |
| | | |В |% |
| | | |абсолютном| |
| | | |отклонении| |
|Прибыль (убыток) от |67452,0 |86851,0 |19399,0 |-28,7 |
|финансово-хозяйственной | | | | |
|деятельности | | | | |
|Прочие внереализационные |50949,0 |76233,0 |25284,0 |49,6 |
|доходы | | | | |
|Прочие внереализационные |100782,0 |115511,0 |14729,0 |14,6 |
|расходы | | | | |
|Расходы на социальную |41936,0 |43837,0 |1901,0 |4,5 |
|сферу | | | | |
|Прибыль (убыток) отчетного|-24317,0 |3736,0 |28053,0 |- |
|периода | | | | |
|Налог на прибыль |8228,0 |11125,0 |2897,0 |35,2 |
|Отвлеченные средства |- |3517,0 |3517,0 |- |
|Нераспределенная прибыль |-32545,0 |-10906,0 |21639,0 |- |
|(убыток) отчетного периода| | | | | Между прибылью и выручкой от реализации существует прямая
функциональная зависимость, т.е. чем больше реализуется работ, услуг, тем
при прочих равных условиях больше сумма прибыли, и наоборот, уменьшение
выручки от реализации уменьшает прибыль. Между прибылью и себестоимостью реализации работ, услуг существует
обратная функциональная зависимость. Снижение себестоимости увеличивает, а
ее повышение уменьшает прибыль на ту же величину. Анализ этих показателей свидетельствует о том, что выручка от
реализации снизилась в 1997 году на 84131 тысячу рублей или на 7,3%.
Снижение этого показателя произошло из-за уменьшения флота, который в 1997
году стал меньше на 9 судов или на 15,3%. Однако, показатели
характеризующие интенсивное использование флота (в таблице 14), в основном
улучшились. Выручка от реализации выросла бы в большем объеме, но снижение
средней фрахтовой ставки существенно повлияло на объем реализации. Снижение себестоимости реализации работ, услуг на 186202 тысячи рублей
увеличило прибыль от реализации на ту же величину, и позволило получить
прибыль от реализации в 1997 году в сумме 17797 тысяч рублей при убытке в
82368 тысяч рублей а 1996 году или больше на 100165 тысяч рублей. Эта
величина была бы больше на 1906 тысяч рублей, если бы коммерческие и
управленческие расходы оставались на уровне 1996 года. Увеличение в 1997 году процентов к получению, доходов от участия в
других организациях, а также снижение прочих операционных расходов
позволило получить прибыль от реализации на 14443 тысячи рублей, но
снижение прочих операционных доходов на 95209 тысяч рублей в 1997 году
снизила прибыль от финансово-хозяйственной деятельности на ту же величину.
Но снижение операционных доходов и расходов нельзя считать показателем,
характеризующим деятельность компании, так как в этих показателях
отражается превышение положительных курсовых разниц над отрицательными.
Согласно закону «О на прибыль» № 2166-1 от 27.12.91г. в редакции изменений
от 03.03.99г. № 45-ФЗ, превышение положительных курсовых разниц над
отрицательными не включается в налогооблагаемую базу. Таким образом, уже на
законодательном уровне определено, что хотя в отчетности предприятий это
выглядит как прибыль, однако она не связана с результатами деятельности
предприятия и не увеличивает денежные накопления. На увеличение прибыли 1997 года также повлиял рост внереализационных
доходов и расходов, т.е. не связанных непосредственно с производством и
реализацией работ, услуг, но по действующим положениям относящиеся на счета
прибылей и убытков. Наличие такого рода доходов и потерь обусловлено
нарушениями нормальной хозяйственной деятельности, они как правило носят
самостоятельный характер. Поэтому главным источником получения прибыли
является основная деятельность. Поскольку прибыль представляет собой разность между доходами и
расходами, рассмотрим первую ее составляющую – доходы. Размер получаемых
доходов от работы транспортного флота зависит от объема перевозок,
грузооброта и уровня фрахтовых ставок. Рассмотрим влияние грузооборота и
уровня фрахтовой ставки на величину доходов от перевозок в ОАО «Новошип»,
используя следующую таблицу. Таблица 20 Доходы от перевозок ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах
|Показатели |Ед. изм. |1996 |1997 |Изменения по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Доходы от перевозок |млн. ам. |212,1 |177,1 |-35,0 |-16,5 |
| |долларов | | | | |
|Грузооборот |млн. |72982,1 |70345,9 |-2636,2 |-3,6 |
| |тонно- | | | | |
| |миль | | | | |
|Средняя фрахтовая |ам.дол./ |2,9 |2,5 |-0,4 |-13,8 |
|ставка |1000 | | | | |
| |тонно-миль| | | | | Из таблицы 20 видно, что доходы от перевозок в 1997 году снизились на
16,5% или на 35 миллионов долларов США за счет снижения грузооборота и
средней фрахтовой ставки. Чтобы определить влияние грузооборота и средней
фрахтовой ставки на величину изменения доходов от перевозок произведем
расчет по двух факторной схеме: 1) 2,91 * 70345,9 = 204,7 млн. ам. долларов; 2) 2,52 * 70345,9 = 177,1 млн. ам. долларов. Таким образом, уменьшение грузооборота повлекло за собой уменьшение
доходов на 7,4 миллионов долларов США (212,1-204,7), а уменьшение средней
фрахтовой ставки повлекло за собой уменьшение доходов на 27,6 миллионов
долларов США (204,7-177,1). Такой размер снижения доходов из-за снижения средней фрахтовой ставки
требует самого тщательного анализа доходов по видам флота и грузам
иностранных фрахтователей. В таблице 21 представлены объемы и структуры перевозок грузов флотом
ОАО «Новошип», а также таймчартерные эквиваленты по флоту в целом и по
видам флота в частности за 1996-1997 годы. Таблица 21 Объем и структура перевозок грузов по видам флота ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах
|Показатели |Един. |1996 |1997 |Темп |% |
| |изм. | | |роста |выполне|
| | | | | |ния |
|1.Общий объем перевозок |тыс. |42588,6 |50743,3 |119,1 |19,1 |
|транспортного флота, всего |тонн | | | | |
|в том числе: | | | | | |
|Балансовым флотом |тыс. |30473,2 |28940,2 |95,0 |-5,0 |
|пароходства |тонн | | | | | Продолжение таблицы 21 |Показатели |Един. |1996 |1997 |Темп |% |
| |изм. | | |роста |выполне|
| | | | | |ния |
|Удельный вес перевозок ГИФ |% |98,4 |99,8 |101,4 |1,4 |
|2.Объем перевозок в |тыс. |- |- |- |- |
|каботажном плавании |тонн | | | | |
|3.Доходы от перевозок в |млн. |212,1 |177,1 |83,5 |-16,5 |
|загранплавании |ам.дол. | | | | |
|в том числе доходы на |млн. |138,8 |127,8 |92,1 |-7,9 |
|таймчартерной основе |ам.дол. | | | | |
|4.Таймчартерный эквивалент в|тыс. |6,6 |6,8 |103,1 |3,1 |
|сутки |ам.дол. | | | | |
|Балансовый флот | | | | | |
|Наливной флот | | | | | |
|Объем перевозок в |тыс |22747,5 |19349,2 |85,1 |-14,9 |
|загранплавании |тонн | | | | |
|в том числе перевозки ГИФ |тыс. |22308,1 |19326,6 |86,6 |-13,4 |
| |тонн | | | | |
|Грузооборот |млн. |36961,5 |33571,8 |90,8 |-9,2 |
| |тонно-ми| | | | |
| |ль | | | | |
|Средний пробег 1 тонны груза|миль |1625,0 |1735,0 |106,8 |6,8 |
|Доходы на таймчартерной |тыс. |921197,0 |86310,2 |93,6 |-6,4 |
|основе |ам.дол. | | | | | Продолжение таблицы 21 |Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Темп |% |
| | | | |роста |выполне|
| | | | | |ния |
|Таймчартерный эквивалент в |тыс. |8,8 |9,4 |106,6 |6,6 |
|сутки |ам.дол. | | | | |
|Комбинированный флот | | | | | |
|Объем перевозок в |тыс. |6062,3 |7355,3 |121,3 |21,3 |
|загранплавании |тонн | | | | |
|в том числе сухогрузы: |тыс. |5361,2 |5450,1 |101,7 |1,7 |
| |тонн | | | | |
|из общего объема перевозок в|тыс. |6037,6 |7332,3 |121,4 |21,4 |
|том числе ГИФ |тонн | | | | |
|Грузооборот |млн. |29696,3 |29266,9 |98,6 |-1,4 |
| |тонно-ми| | | | |
| |ль | | | | |
|Средний пробег 1 тонны груза|миль |4899,0 |3979,0 |81,2 |-18,8 |
|Доходы на таймчартерной |тыс. |23543,0 |22124,1 |94,0 |-6,0 |
|основе |ам.дол. | | | | |
|Таймчартерный эквивалент в |тыс. |5,5 |6,1 |109,8 |9,8 |
|сутки |ам.дол. | | | | |
|Сухогрузный флот | | | | | |
|Объем перевозок в |тыс. |1663,4 |2235,7 |134,4 |34,4 |
|загранплавании |тонн | | | | |
|в том числе перевозки ГИФ |тыс. |1642,8 |2230,2 |135,8 |35,8 |
| |тонн | | | | | Продолжение таблицы 21
|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Темп |% |
| | | | |роста |выполне|
| | | | | |ния |
|Экспортно-импортные |тыс. |20,6 |5,5 |26,7 |-73,3 |
|перевозки |тонн | | | | |
|Грузооборот |млн. |6324,3 |7507,2 |118,7 |18,7 |
| |тонно-ми| | | | |
| |ль | | | | |
|Средний пробег 1 тонны груза|миль |3802,0 |3358,0 |88,3 |-11,7 |
|Доходы на таймчартерной |тыс. |21164,0 |18373,9 |86,8 |-13,2 |
|основе |ам.дол. | | | | |
|Таймчартерный эквивалент в |тыс. |3,6 |2,9 |82,8 |-17,2 |
|сутки |ам.дол. | | | | |
|Грузопассажирский флот | | | | | |
|Всего пассажиров |тыс. |4,5 |3,6 |80,0 |-20,0 |
| |человек | | | | |
|Пассажирооборот |млн. |4,1 |3,0 |73,2 |-26,8 |
| |пасс.- | | | | |
| |миль | | | | |
|Средний пробег |миль |911,0 |911,0 |100,0 |- |
|Доходы на таймчартерной |тыс. |850,0 |407,9 |48,0 |52,0 |
|основе |ам.дол. | | | | |
|Таймчартерный эквивалент в |тыс. |3,2 |1,4 |42,6 |-57,4 |
|сутки |ам.дол. | | | | |
|Объем перевозок дочерних |тыс. |12115,4 |21803,4 |180,0 |80,0 |
|компаний, всего |тонн | | | | | Продолжение табл.21 |Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Темп |% |
| | | | |роста |выполне|
| | | | | |ния |
|в том числе перевозки ГИФ |тыс. |12115,4 |21803,4 |180,0 |80,0 |
| |тонн | | | | |
|Доходы от прочей | | | | | |
|производственной | | | | | |
|деятельности | | | | | |
|Доходы от услуг РДЦ, ЭРНК |млн. |0,8 |0,4 |50,0 |-50,0 |
| |ам.дол. | | | | |
|Прочие береговые доходы |млн. |0,1 |0,2 |200,0 |100,0 |
| |ам.дол. | | | | |
|Всего доходов |млн. |213,0 |177,7 |83,4 |-16,6 |
| |ам.дол. | | | | | Из представленной выше таблицы видно, что объем перевозок флотом
компании в 1997 году вырос в сравнении с 1996 годом на 19,1% и составил
50,74 миллионов тонн грузов, из которых 50,69 миллионов тонн или 99,8% -
грузы иностранных фрахтователей, так как существующая в РФ система
налогообложения делает невыгодной работу российских судовладельцев в
российских портах. Следовательно, происходит вытеснение тоннажа пароходства
из участия в вывозе российского экспорта. Увеличение объема произошло благодаря пополнению флота пароходства
судами типа «Трогир». Объем перевозок судами балансового флота имеет
тенденцию к снижению на 5-6%, что связано с отсутствием пополнения
балансового флота и ежегодным списанием около 10 судов. Снижение объема перевозок имеет место только по наливному флоту
вследствие активного списания танкеров. Не оправдался прогноз по танкерам
типа «Крым». Техническое состояние их привело к тому, что они практически
не принимались такими компаниями как «ELF», «Agip», «Mobil» и не
принимались к обработке на причалах этих компаний даже при отфрахтовании
другими фрахтователями. Таймчартерный эквивалент по этим судам снижен из-за
высокого расхода топлива и низкой эксплуатационной скорости, что не
позволяет им конкурировать с иностранными судами этого типа. Но таймчартерный эквивалент по наливному флоту выше уровня 1996 года
на 0,6 тысяч долларов благодаря тому, что рынок наливного тоннажа в целом
носил стабильный характер, а в отдельные периоды имел тенденцию к
повышению. По комбинированному флоту таймчартерный эквивалент вырос в сравнении с
1996 годом на 0,6 тысяч долларов. Большие трудности были с операторством
судами типа «Борис Бутома». Значительные потери эксплуатационного времени
по этим судам происходят из-за неудовлетворительного технического состояния
судов этой серии и высокого расхода бункера, что снизило уровень ставок по
отфрахтовке. Стабильной оставалась работа судов типа «Капитан Егоров», что
позволило повысить в целом по судам ОБО таймчартерный эквивалент. По сухогрузному флоту ставки эквивалента значительно снижены из-за
очень низкого уровня ставок по судам типа «Славянск» и «Волга». По судам
типа «Славянск» не было стабильной загрузки в связи с их возрастом (в
среднем свыше 15 лет), по ним возросли расходы, связанные с фумигацией
целого ряда грузов. Не могли они по своим техническим характеристикам
осуществлять пяти, шести кратную вентиляцию грузовых помещений, что
требовалось по условиям перевозки. По судам типа «Волга» не смогли получить
загрузку высокотарифицируемыми грузами семян подсолнечника из Ростова,
Мариуполя, Ейска в связи с неурожаем семян подсолнечника. Кроме того, по
этим судам возросла стоимость топлива, что привело к увеличению расходов.
Таким образом, на снижение таймчартерного эквивалента и фрахтовой ставки в
целом в значительной мере повлияло «старение» балансового флота, не
пользующегося популярностью на фрахтовом рынке и соответственно,
работающего по низким фрахтовым ставкам. Теперь рассмотрим вторую составляющую прибыли – расходы. Как уже
отмечалось ранее, главной расходной статьей, характеризующей работу
пароходства является себестоимость работ, услуг. На величину этого
показателя также большое влияние оказывает состояние и эффективное
использование производственных фондов, которые выступают здесь в роли
потребленных средств, образующих себестоимость работ, услуг. Степень
использования основных производственных фондов находит свое отражение в
себестоимости работ, услуг, в величине амортизационных отчислений, затратах
на модернизацию, ремонт и техническое обслуживание. Оборотные средства находят свое отражение в себестоимости перевозок в
расходах на топливо и смазочные материалы, на запасные части, малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы и др. Поэтому эффективное использование
производственных фондов ведет, в конечном итоге, к снижению себестоимости
работ, услуг. Вот почему важным этапом анализа прибыли является
исследование себестоимости и факторов влияющих на нее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|