p> Используя эти показатели произведем анализ использования основных
производственных фондов ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах. Для этого рассчитаем обобщающие показатели фонодоотдачи и фондоемкости
и результаты оформим в таблицу. Таблица 13
Показатели фондоотдачи и фондоемкости по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах |Показатели |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Грузооборот всего по |млн.тн-|72982,1 |70345,9 |-2636,2 |-3,6 |
|флоту | | | | | |
| |миль | | | | |
|Среднегодовая стоимость |млн. |5854,8 |5193,0 |-661,8 |-11,3 |
|основных |руб. | | | | |
|производственных фондов | | | | | |
|В том числе активной |млн. |5600,1 |4953,9 |-646,2 |-11,5 |
|части фондов (флота) |руб. | | | | |
|Удельный вес активной |% |95,6 |-95,4 |-0,2 |-0,2 |
|части фондов (флота) | | | | | | Продолжение табл.13 | |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
|Показатели | | | |предыдущим годом |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Фондоотдача, всего |тонно-м|12,46 |13,55 |1,11 |8,7 |
| |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|В том числе активной |тонно-м|13,03 |14,20 |1,17 |9,0 |
|части |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|Фондоемкость, всего |руб./ |0,08 |0,07 |-0,01 |-12,5 |
| |тонно-м| | | | |
| |или | | | | | Увеличение фондоотдачи при снижении грузооборота и снижении стоимости
основных производственных фондов явилось результатом незначительного
снижения грузооборота на 3,6% при гораздо большем уменьшении основных
производственных фондов –11,3%. Фондоотдача, рассчитанная по активной части (флоту) выше фондоотдачи в
целом так же за счет гораздо большего уменьшения активной части. Все это
свидетельствует об эффективном использовании основных производственных
фондов и в частности, их активной части. На изменение уровня фондоотдачи также оказывает влияние ряд таких
факторов как: - изменение загрузки основных производственных фондов по мощности (ин тенсивное использование); - повышение основных производственных фондов в единицу времени
(экстенсивное использование). Интенсивное использование основных производственных фондов
характеризуется совокупностью показателей работы флота. К таким показателям
относятся коэффициенты загрузки и использования грузоподъемности судов,
коэффициент балластных пробегов, коэффициент среднесуточной
эксплуатационной скорости судна. Обобщающим натуральным показателем работы
флота является производительность одной тонны дедвейта в сутки
эксплуатации. Рассмотрим показатели интенсивности использования судов по ОАО
«Новошип» в 1996-1997 годах. Таблица 14 Показатели, характеризующие интенсивное использование флота по его видам |Показатели |Ед.изм. |1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Наливной флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,81 |0,82 |0,01 |1,2 |
|Коэффициент |% |45,8 |48,6 |2,8 |6,1 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,90 |0,92 |0,02 |102,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | | Продолжение таблицы 14 |Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Коэффициент | |0,40 |0,37 |-0,03 |-7,5 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|72,4 |81,3 |8,9 |12,3 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
|Комбинированный флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,73 |0,80 |0,07 |9,6 |
|Коэффициент |% |42,9 |49,2 |6,3 |14,7 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,95 |0,98 |0,03 |3,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
|Коэффициент | |0,39 |0,38 |-0,01 |2,6 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|73,3 |86,1 |12,8 |17,5 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | | Продолжение таблицы 14
|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Сухогрузный флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,76 |0,78 |0,02 |2,6 |
|Коэффициент |% |55,0 |59,8 |4,8 |8,7 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,96 |0,90 |-0,06 |-6,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
|Коэффициент | |0,21 |0,22 |0,01 |4,8 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|69,1 |82,8 |13,7 |19,8 |
|работы флота |ли/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
Из таблицы следует сделать выводы, что коэффициент загрузки и
коэффициент использования грузоподъемности увеличились по всем видам флота,
что является хорошим признаком более полного использования
грузоподъемности. Коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости увеличился по
наливному флоту на 4,2%, по комбинированному флоту на 3,2%, а по
сухогрузному уменьшился на 6,2%, что связано с потерей ходовых качеств в
связи с большим возрастом судов. Коэффициент балластных пробегов уменьшился по наливному флоту на 0,03%
и по комбинированному на 0,01%, что повлияло на увеличение объема перевозок
по всем видам флота. Увеличение коэффициента балластных пробегов у сухогрузного флота на
0,01% также свидетельствует о том, что сухогрузный флот в общей своей массе
имеет средний возраст около 15 лет и поэтому не пользуется популярностью на
фрахтовом рынке. Производительность одной тонны дедвейта в сутки эксплуатации
значительно возросла по всем видам флота, что свидетельствует об его
интенсивном использовании в целом. Анализ использования основных фондов
должен осуществляться в комплексе с другими показателями, одними из которых
являются производительность труда и фондовооруженнсть. Производительность
труда определяется отношением количества тонно-миль к среднесписочной
численности работников. Фондоворуженнсть рассчитывают как отношение
среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной
численности работающих. Динамика производительности труда ,
фондовооруженности и фондоотдачи – процессы, зависимые друг от друга,
поэтому все факторы, влияющие на производительность труда, одновременно
воздействуют и на фондоотдачу. Рассмотрим эти показатели с помощью
следующей таблицы: Анализ показателей таблицы свидетельствует о том, что темп роста
производительности труда ниже показателя фондоотдачи, а показатель
фондовооруженности труда даже снизился. Очевидно, это связано с тем, что в
связи с большим списанием балансового флота в анализируемые годы
среднесписочная численность работающих уменьшалась незначительно. Рассмотрим теперь показатели характеризующие экстенсивное
использование флота в единицу времени. Основными показателями бюджета времени флота являются календарный,
эксплуатационный и внеэксплуатационный периоды. Таблица 15 Темпы роста основных показателей эффективности использования основных производственных фондов по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах
|Показатели |Ед. изм. |1996 |1997 |Темп |
| | | | |роста, % |
|Грузооборот всего по флоту |млн. |72982,1 |70345,9 |96,4 |
| |тонно-миль| | | |
|Среднегодовая стоимость |млн.руб. |5854,8 |5193,0 |88,7 |
|основных производственных | | | | |
|фондов | | | | |
|Среднесписочная численность |Человек |8724,0 |7926,0 |90,9 |
|Фондоотдача |Тонно-мили|12,46 |13,55 |108,7 |
| |/ руб. | | | |
|Фондовооруженность труда |руб./чел. |671114,2 |655185,5 |97,6 |
|Производительность труда |тыс. |8365,7 |8875,3 |106,1 |
| |тонно-миль| | | |
| |/ чел. | | | |
Календарный для находящихся в эксплуатации и несписываемых судов
составляет 365 суток. Для вновь поступающих или списываемых судов ее
определяют в зависимости от даты поступления или списания. Внеэксплуатационный период подразделяется на время: стоянки судна в
ремонте (в том числе подготовка к ремонту), переоборудования и
модернизации, вне эксплуатации по прочим причинам (фумигация, дератизация,
дезинсекция, продление документов Регистра, выход из строя главного
двигателя, посадка на мель и др.). Разность между календарным и внеэксплуатационным периодом составляет
эксплуатационный период судна или эксплуатационное (рабочее) время флота. В
составе эксплуатационного времени обязательно выделяют время на
«перевозках», т.е. время, в течение которого судно участвовало в выполнении
перевозок. Бюджет времени исчисляется в судо-сутках и дедвейто-сутках. Дедвейто-
сутки определяются умножением дедвейта судна на время в сутках. Расчет
сначала ведется по каждому судну, затем показатели суммируют по типам
судов, группам флота, видам флота и в целом по флоту. Ниже, в таблице 16
представлено использование бюджета времени транспортного флота ОАО
«Новошип» в 1996-1997 годах. Таблица16 Календарный бюджет времени транспортного флота ОАО «Новошип» в млн.двт.суток
|Показатели |1996 |1997 |Темп |Отклонени|
| | | |роста |е, % |
|Календарный бюджет |1117,9 |935,8 |83,7 |-16,3 |
|1. В эксплуатации |1005,6 |861,6 |85,7 |-14,3 |
| из них: | | | | |
|а) на перевозках |972,9 |859,1 |88,3 |-11,7 |
| в т.ч. в таймчартере |435,2 |524,0 |120,4 |20,4 |
|б) другие работы |32,7 |2,5 |7,6 |-92,4 |
|Коэффициент использования |89,9 |92,1 |102,4 |2,4 |
|календарного времени, % | | | | |
|2. Внеэксплуатационный период |112,3 |74,2 |66,0 |-34,0 |
| из них: в ремонте |105,8 |68,2 |64,5 |-35,5 |
|3. Эксплуатационный период, |328,3 |336,1 |102,4 |2,4 |
|сут. | | | | |
|4. Стоянки под грузовыми | | | | |
|операциями в портах: | | | | |
Продолжение таблицы 16 |Показатели |1996 |1997 |Темп |Отклонени|
| | | |роста |е, % |
| в иностранных |140,4 |120,2 |85,6 |-14,4 |
| в российских |8,8 |5,8 |66,8 |-33,2 |
|5. Непроизводительные простои в| | | | |
|портах: | | | | |
| в иностранных |127,7 |113,5 |88,8 |-11,2 |
| в российских |25,2 |13,7 |54,5 |-45,5 | Из таблицы видно, что произошло уменьшение календарного времени и
эксплуатационного времени – это является следствием активного списания
судов. В целом же коэффициент использования календарного времени вырос в
1997 году на 2,4%, в такой же степени увеличился эксплуатационный период в
сутках. Значительно сократилось внеэксплуатационное время, стоянки под
грузовыми операциями и непроизводительные простои в портах. Уменьшение внеэксплуатационного времени в ремонте произошло в связи с
непостановкой на заводской ремонт судов, по которым было принято решение о
писании в 1998 году судов возрастом свыше 20 лет, которым требовался
постоянный ремонт. Важным фактором снижения времени в ремонте явилось качество
технической эксплуатации судов экипажами, глубокое знание правил
технической эксплуатации, систематическое повышение производственной
квалификации, тщательный уход за механизмами и судовыми устройствами,
детальное знание технического состояния каждого механизма, проведение
некоторых видов ремонта на судах силами экипажей и своевременная
подготовка судна к ремонту. Снижение непроизводительных простоев достигалось путем тщательного
изучения эксплуатационной обстановки в иностранных портах, установления де-
ловых контактов с агентскими фирмами, улучшения подготовки
судоводительского состава судов, в частности знания коммерческих условий
рейса и каждого судозахода. Ключевой проблемой улучшения использования транспортного флота
остается проблема оптимального соотношения между ходовым и стояночным
временем судов, т.е. сокращение стояночного времени в пользу ходового. Сокращение стояночного времени является огромным резервом повышения
провозной способности флота, находящегося в эксплуатации, поэтому следует
рассмотреть в таблице 17 стояночное время в долях эксплуатационного
периода. Таблица 17 Стояночное время транспортного флота ОАО «Новошип» ( в долях эксплуатационного периода) |Вид флота |1996 |1997 |Темп |% |
| | | |роста |выполнен|
| | | | |ия |
|Наливной |0,37 |0,36 |97,3 |-2,7 |
|Комбинированный |0,36 |0,35 |97,2 |-2,8 |
|Сухогрузный |0,56 |0,48 |85,7 |-14,3 | Как видно из таблицы, доля стояночного времени в эксплуатационном
периоде снизилась по всем видам флота, но все еще не достигла оптимальных
значений. Так, для судов, перевозящих наливные грузы этот показатель должен
быть равен 0,20-0,25 от эксплуатационного времени, для сухогрузных судов
0,40-0,50. Следовательно, следующим этапом анализа бюджета времени
транспортного флота должно быть рассмотрение элементов его стоянок в
портах, потому что значительные резервы увеличения провозной способности
флота кроются в сокращении стояночного времени. Кроме того, несмотря на
имеющуюся тенденцию снижения непроизводительных простоев, их удельный вес
до настоящего времени все еще велик. Поэтому, важно проанализировать элементы стоянок флота в портах. Таблица 18 Стояночное время в российских и иностранных портах судов ОАО «Новошип»
|Виды стоянок |1996 |1997 |В |
| | | |процент|
| | | |ах к |
| | | |1996 |
| | | |году |
| |Тыс.-двт.|Удельный |Тыс.-двт.|Удельный | |
| |сут. |вес, % |сут. |вес, % | |
|Всего стоянок |387479,3 |100,0 |327148,0 |100,0 |84,4 |
|в том числе: | | | | | |
|1) В российских портах |41648,4 |10,7 |23674,1 |7,2 |56,8 |
|из них | | | | | |
|а) под грузовыми |8674,7 |2,2 |5794,7 |1,8 |66,8 |
|операциями | | | | | |
|Производственные стоянки |3948,9 |1,0 |3305,7 |1,0 |83,7 |
|стоянки по метеопричинам |3862,7 |0,9 |849,3 |0,2 |22,0 |
|б) непроизводительные |25162,1 |6,6 |13724,3 |4,2 |54,5 |
|стоянки всего | | | | | |
|в том числе: | | | | | |
| ожидание причалов |4219,1 |1,1 |6179,2 |1,9 |146,5 |
| ожидание грузов |14318,3 |3,7 |3932,7 |1,2 |27,5 |
| ожидание вагонов |8,8 |- |141,9 |- |в 16 |
| | | | | |раз |
| отсутствие бункера |0,9 |- |35,3 |- |в 39 |
| | | | | |раз |
| ожидание отфрахтовки |6609,6 |1,8 |2790,8 |0,9 |42,2 |
| стоянки из-за прихода |5,4 |- |644,4 |- |в 119 |
| | | | | |раз |
|вне графика | | | | | |
|2) В иностранных портах |345830,9 |89,3 |303473,9 |92,8 |87,8 |
Продолжение таблицы 18
|Виды стоянок |1996 |1997 |В |
| | | |процент|
| | | |ах к |
| | | |предыду|
| | | |щему |
| | | |году |
| |Тыс.-двт.|Удельный |Тыс.-двт.|Удельный | |
| |сут. |вес, % |сут. |вес, % | |
|из них: | | | | | |
|под грузовыми операциями |140426,2 |36,2 |120160,1 |36,7 |85,6 |
|стоянки по метеопричинам |5587,3 |1,4 |3616,0 |1,1 |64,7 |
|производственные стоянки |72085,4 |18,6 |66213,8 |20,3 |91,9 |
|непроизводительные стоянки|127732,0 |33,1 |113484,0 |34,7 |88,0 | Стояночное время в бюджете времени снижено против 1996 года на 60331,3
тысяч дедвейто-суток. В связи с тем, что флот работал, в основном, на
перевозках между иностранными портами доля стоянок в российских портах
сократилась с 10,7 до 7,2%. Из-за несогласованной работы порта и отдельных
служб пароходства имел место рост таких непроизводительных стоянок как:
ожидание причалов, грузов, вагонов, бункера и стоянок из-за прихода вне
графика. Снижены непроизводительные простои в иностранных портах на 14248,0
тысяч дедвейто-суток, однако их удельный вес увеличился в общей структуре
стоянок с 33,1 до 34,7%. 2.4. Анализ влияния показателей использования основных
производственных фондов на величину прибыли В пароходствах, где основные производственные фонды составляют 90-95%
от всех фондов, все без исключения, важнейшие экономические показатели зави
сят и в значительной степени определяются уровнем использования основных
производственных фондов. Как видно, из ранее рассмотренной таблицы 4, в ОАО
«Новошип» доля основных производственных фондов в 1997 году по отношению к
основным фондам составила 98,1%, а флот 93,7%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|