Меню
Поиск



рефераты скачать ОАО НОВОШИП и условия работы флота

p> Анализируя показатели таблицы 19 было отмечено, что в целом по ОАО
«Новошип» себестоимость перевозок была снижена на 15,6% по сравнению с 1996 годом.

Рассмотрим теперь изменение себестоимости 1000 приведенных тонно-миль в 1996-1997 годах.

Как видно из таблицы 22, снижение приведенных расходов, относимых на себестоимость перевозок в 1997 году на 141,8 миллионов рублей позволило снизить себестоимость 1000 приведенных тонно-миль на 1,35 рубля и получить прибыль в сумме 5,2 миллионов рублей, вместо убытков в 1996 году в сумме
82,1 миллиона рублей.

Но несмотря на значительное снижение себестоимости перевозок в 1997 году, анализ расходов по видам флота свидетельствует о том, что резервы для снижения затрат еще имеются.

Таблица 22

Себестоимость 1000 приведенных тонно-миль по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах
|Показатели |Ед. |1996 |1997 |Отклонение |
| |изм. | | | |
| | | | |В |Темп |
| | | | |абсолютн|роста, %|
| | | | |ом | |
| | | | |измерени| |
| | | | |и | |
|Грузооборот всего по флоту |млн. |72982,1 |70345,9 |-2636,2 |96,4 |
| |тонно-м| | | | |
| |иль | | | | |
|Всего приведенных доходов |млн. |1081,7 |1027,7 |-54,5 |95,0 |
|по транспортному флоту |руб. | | | | |
|Приведенные расходы, |млн. |1163,8 |1021,7 |-141,8 |87,8 |
|относимые на себестоимость |руб. | | | | |
|перевозок | | | | | |
|Себестоимость 1000 |руб. |15,95 |14,60 |-1,35 |91,5 |
|приведенных тонно-миль | | | | | |
|Прибыль транспортного флота|млн. |-82,1 |5,2 |- |- |
|от перевозок |руб. | | | | |

Анализируя показатели таблицы 23, можно сделать выводы о том, что расходы по наливному флоту сократилось на 103,4 миллиона рублей, по комбинированному флоту на 62 миллиона рублей, а по сухогрузному флоту, наоборот, выросли на 23,3 миллиона рублей. Но величина этих показателей не соответствует реальному снижению расходов и вследствие этого, увеличению доходов, так как снижение расходов происходило на фоне снижения грузооборота по наливному и комбинированному флоту и увеличения грузооборота по сухогрузному флоту.

Таблица 23

Себестоимость 1000 приведенных тонно-миль по видам флота ОАО «Новошип»
|Показатели |Ед. изм. |1996 |1997 |В |Темп |
| | | | |абсолютн|роста |
| | | | |ом | |
| | | | |отклонен| |
| | | | |ии | |
|Наливной флот | | | | | |
|Грузооборот |млн. |36961,5 |33571,8 |-3389,7 |90,8 |
| |тонно-миль | | | | |
|Доходы |млн.руб. |725,6 |682,8 |-42,8 |94,1 |
|Расходы |млн.руб. |706,8 |603,4 |-103,4 |85,4 |
|Себестоимость 1000 |руб./ |19,1 |18,0 |-1,1 |94,2 |
|приведенных тонно-миль |тонно-мили | | | | |
|Расходы по себестоимости | |- |641,2 |- |- |
|1996 года на грузооборот | | | | | |
|1997 года | | | | | |
|Уменьшение расходов: | | | | | |
|за счет снижения | |- |- |-65,6 |- |
|грузооборота | | | | | |
|за счет снижения расходов| |- |- |-37,8 |- |
|Комбинированный | | | | | |
|Грузооборот |млн. |29696,3 |29266,9 |-429,4 |98,6 |
| |тонно-миль | | | | |
|Доходы |млн.руб. |216,6 |187,3 |29,3 |86,5 |
|Расходы |млн.руб. |306,6 |244,6 |-62,0 |79,8 |
|Себестоимость 1000 |руб./ |10,3 |8,4 |-1,9 |81,6 |
|приведенных тонно-миль |тонно-мили | | | | |

Продолжение таблицы 23
|Показатели |Ед. изм. |1996 |1997 |В |Темп |
| | | | |абсолютн|роста |
| | | | |ом | |
| | | | |отклонен| |
| | | | |ии | |
|Расходы по себестоимости | |- |301,4 |- |- |
|1996 года на грузооборот | | | | | |
|1997 года | | | | | |
|Уменьшение расходов: | | | | | |
|за счет снижения | |- |- |-5,2 |- |
|грузооборота | | | | | |
|за счет снижения расходов| |- |- |-56,8 |- |
|Сухогрузный | | | | | |
|Грузооборот |млн. |6324,3 |7507,2 |1182,9 |118,7 |
| |тонно-миль | | | | |
|Доходы |млн.руб. |139,5 |157,1 |17,6 |112,6 |
|Расходы |млн.руб. |150,4 |173,7 |23,3 |115,5 |
|Себестоимость 1000 |руб./ |23,8 |23,2 |0,6 |97,5 |
|приведенных тонно-миль |тонно-мили | | | | |
|Расходы по себестоимости | |- |178,7 |- |- |
|1996 года на грузооборот | | | | | |
|1997 года | | | | | |
|Уменьшение расходов: | | | | | |
|за счет снижения | |- |- |28,3 |- |
|грузооборота | | | | | |
|за счет снижения расходов| |- |- |-5,0 |- |

Сделав простые расчеты находим, что реально снижены расходы, а значит увеличены доходы на ту же величину по наливному флоту на 37,8 миллионов рублей, по комбинированному на 56,8 миллионов рублей. А по сухогрузному флоту при увеличении общей суммы расходов, произошло их снижение на 5 миллионов рублей. Увеличение же расходов в целом по этому виду флота произошло из-за увеличения грузооборота на 28,3 миллиона рублей за счет того, что эксплуатация наиболее старого из всех видов флота, сухогрузного, требовала дополнительных затрат на поддержание его в нормальном техническом состоянии. Вот почему в данном случае показатель себестоимости 1000 приведенных тонно-миль наиболее полно характеризует эффективность использования основных производственных фондов, чем расходы в целом, так как величина этого показателя зависит от всех показателей интенсивного и экстенсивного использования основных производственных фондов и пополнения флота новыми более технически совершенными и экономически эффективными судами.

Кроме того, анализируя себестоимость 1000 приведенных тонно-миль в анализируемые годы по статьям затрат можно судить о причинах изменений и рациональности расходовании средств. Рассмотрим этот показатель, используя таблицу 24.

Как видно из таблицы 24 по флоту в 1997 году произошло снижение основных статей затрат в расчете на 1000 приведенных тонно-миль. Исключение составили лишь незначительный рост материалов и прочих расходов. Что касается роста заработной платы, отчислений на социальное страхование, медицинское страхование, содержание аппарата управления и общеэксплуатационных расходов, то рост произошел в связи с инфляцией в стране и повышением заработной платы в пароходстве за счет этого.

Таким образом, снижение расходов в 1997 году в целом и на 1000 приведенных тонно-миль позволило получить прибыль в 1997 году вместо убытков в 1996 году.

Таблица 24

Себестоимость 1000 приведенных тонно-миль по ОАО «Новошип» по статьям затрат в 1996-1997 годах
|Виды затрат по статьям |1996 |1997 |Отклонение|
| | | |себестоимо|
| | | |сти в |
| | | |абсолютном|
| | | |измерении |
| |Расходы |Себестои|Расходы |Себестои| |
| |в млн. |мость на|в млн. |мость на| |
| |руб. |1000 |руб. |1000 | |
| | |приведен| |приведен| |
| | |ных | |ных | |
| | |тонно-ми| |тонно-ми| |
| | |ль | |ль | |
|Заработная плата |49,8 |0,68 |58,4 |0,83 |0,15 |
|Отчисления на социальное |18,3 |0,25 |21,5 |0,31 |0,06 |
|страхование | | | | | |
|Отчисления на медицинское|1,8 |0,02 |2,1 |0,03 |0,01 |
|страхование | | | | | |
|Рацион питания |17,9 |0,25 |16,9 |0,24 |-0,01 |
|Выплата инвалюты взамен |45,3 |0,62 |37,6 |0,54 |-0,08 |
|суточных | | | | | |
|Топливо |151,4 |2,08 |114,1 |1,62 |37,3 |
|Материалы |68,2 |0,94 |67 |0,95 |0,01 |
|Амортизация флота |302,2 |4,14 |239,0 |3,40 |-0,74 |
|Навигационные расходы, |273,5 |3,75 |258,6 |3,68 |-0,07 |
|судовые сборы, | | | | | |
|агентирование | | | | | |
|Канальный сбор |10,8 |0,14 |9,4 |0,13 |-0,01 |
|Ремонт флота |136,1 |1,87 |108,1 |1,54 |-0,33 |

Продолжение таблицы 24

|Виды затрат по статьям |1996 |1997 |Отклонение|
| | | |себестоимо|
| | | |сти в |
| | | |абсолютном|
| | | |измерении |
| |Расходы |Себестои|Расходы |Себестои| |
| |в млн. |мость на|в млн. |мость на| |
| |руб. |1000 |руб. |1000 | |
| | |приведен| |приведен| |
| | |ных | |ных | |
| | |тонно-ми| |тонно-ми| |
| | |ль | |ль | |
|Стивидорные |0,1 |- |0,2 |- |0,1 |
|Питание пассажиров |0,9 |- |0,8 |- |-0,1 |
|Содержание аппарата |32,6 |0,45 |35,7 |0,51 |0,06 |
|управления | | | | | |
|Общеэксплуатационные |39,8 |0,55 |40,4 |0,57 |0,09 |
|расходы | | | | | |
|Прочие расходы |15,1 |0,21 |17,4 |0,25 |0,04 |
|Всего расходов по |1163,8 |15,95 |1027,2 |14,60 |-1,35 |
|транспортному флоту | | | | | |

2.5. Анализ эффективности использования оборотных средств ОАО
«Новошип»

В состав производственных фондов, помимо основных, входят оборотные средства. Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения. Они характеризуются сравнительной быстротой обращения.

Оборотные фонды целиком потребляются в течение одного периода производственного процесса. Их стоимость полностью входит в затраты на производство продукции.

На морском транспорте к оборотным фондам относится топливо, материалы, незавершенное производство, сменные детали и запасные части, аварийные и страховые запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. В оборотных фондах морского транспорта отсутствует сырье, составляющее значительную часть оборотных фондов в других отраслях материального производства. Это связано с особенностями производственного процесса и создаваемой на транспорте продукции, которая не имеет вещественной формы.

Одна часть оборотных фондов морского транспорта находится в производственных запасах и хранится на складах, обеспечивая бесперебойность процесса производства. Другая находится в непосредственном производстве, т.е. используется на судах.

Фонды обращения – это предметы обращения, денежные средства, средства в расчетах и краткосрочные финансовые вложения. Предметы обращения – это готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные; денежные средства – остатки наличных денег в кассе предприятия, на расчетах, валютном и других счетах банка; средства в расчетах – различные виды дебиторской задолженности; краткосрочные финансовые вложения – инвестиции в зависимые общества, собственные акции, выкупленные у акционеров и приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг других предприятий, а также предоставленные займы.

Таким образом, оборотные средства – вторая по величине часть средств, которыми располагает предприятие для осуществления хозяйственно-финансовой деятельности. Однако, учитывая различие в сроках оборачиваемости основных и оборотных средств, для улучшения результатов работы предприятия имеет не менее важное значение высокая эффективность использования оборотных средств. Поэтому необходимо своевременно и детально производить анализ эффективно сти использования оборотных средств, так как неудовлетворительное использование оборотных средств быстро сказывается на финансовом состоянии предприятия и требует немедленного принятия мер.

Рассмотрим состав и структуру оборотных средств ОАО «Новошип» в 1996-
1997 годах.

Как видно из таблицы 25 за анализируемые годы, оборотные средства удвоились и возросли с 355233,3 тысяч рублей на начало 1996 года до
721482,1 тысячи рублей на конец 1997 года. Увеличение оборотных средств произошло за счет значительного роста краткосрочных финансовых вложений, которые выросли почти в 3,5 раза и роста долгосрочной дебиторской задолженности и денежных средств. Уменьшение оборотных средств произошло по статье запасы, причем уменьшение запасов произошло по всем показателям этой статьи кроме затрат в незавершенном производстве. Долгосрочная дебиторская задолженность выросла за счет прочих дебиторов, краткосрочная дебиторская задолженность выросла по всем показателям этой статьи, а краткосрочные финансовые вложения по прочим краткосрочным финансовым вложениям. Денежные средства выросли по всем показателям этой статьи.

Произошли также значительные сдвиги в структуре оборотных средств.
Доля производственных запасов снизилась с 17,8% на начало анализируемого периода до 5,9%, доля дебиторской задолженности в целом также снизилась с
48% до 30,4%, значительно выросла доля денежных средств с 4,5% до 13,2% и краткосрочных вложений с 29,7% до 50,5%.

Снижение запасов в денежном выражении и относительной величине свидетельствует о сокращении основной деятельности, а увеличение денег на счетах в банке характеризуется, как правило, укреплением финансового состояния предприятия. Сумма денег должна быть такой, чтобы ее хватало для погашения первоочередных платежей. Наличие больших остатков денег на протяжении длительного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала. Их нужно быстро пускать в оборот с целью получения прибыли: расши рять свое производство или вкладывать в акции других предприятий. На данном предприятии наблюдается вложение только в акции и другие ценные бумаги других предприятий. Такое вложение можно считать целесообразным, если происходит увеличение оборачиваемости оборотных средств.

Как видно из таблицы 25, доля дебиторской задолженности достаточно велика. В связи с этим необходимо изучать динамику, состав и давность образования дебиторской задолженности.

Из таблицы 26 следует, что с дебиторской задолженностью ведется работа на высоком уровне. Погашение задолженности производится примерно в том же объеме, что и образование, особенно большое внимание уделяется просроченной задолженности. Так, в 1997 году была полностью погашена как краткосрочная просроченная дебиторская задолженность, так и долгосрочная, и при этом была недопущена новая просроченная задолженность.

Обобщающими показателями, характеризующими эффективность использования оборотных средств является коэффициент их оборачиваемости, который означает число оборотов за анализируемый период – год, квартал, месяц и длительность одного оборота в днях.

Коэффициент оборачиваемости или число оборотов определяется как отношение стоимости реализованной продукции (а по флоту суммы доходов от перевозок) к средней величине оборотных средств. Длительность одного оборота в днях рассчитывается как отношение годового (квартального, месячного) периода в днях к количеству оборотов в этом периоде. В этих расчетах год принимают равным 360 дням, квартал – 90, месяц – 30 дням.

Эффект от ускорения оборачиваемости оборотных средств находит выражение в высвобождении их на предприятии и определяется как произведение однодневной фактической выручки от реализации на число дней ускорения оборачиваемости.

Произведем эти расчеты по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах и результаты занесем в таблицу 27.

Анализ показателей таблицы 27 свидетельствует о том, что в целом по оборотным средствам коэффициент оборачиваемости в 1997 году значительно снизился, в результате этого длительность оборота возросла на 71,4 дня, т.е. произошло не ускорение, а замедление оборачиваемости за счет необоснованного вовлечения в оборотные средства дополнительных инвестиций в сумме 211186,9 тысяч рублей.

При таком положении возникла необходимость проанализировать оборотные средства по их видам. В результате такого анализа выявлено, что только по запасам коэффициент оборачиваемости вырос, что привело к снижению длительности оборота на 1,9 дня и позволило получить эффект от ускорения в сумме 5619,8 тысяч рублей. По всем остальным видам и, особенно, краткосрочным финансовым вложениям произошло значительное замедление оборачиваемости.

Анализ оборотных средств по сферам позволил сделать вывод о том, что в сфере производства достигнуто снижение оборота на 3,7 дня и получен эффект от ускорения в сумме 10943,9 тысяч рублей. В сфере же обращения увеличение оборотных средств не привело к увеличению суммы выручки, а наоборот, в результате этого длительность оборота уменьшилась на 75,1 дня и замедлилась оборачиваемость за счет необоснованного вовлечения в сферу обращения дополнительных инвестиций в сумме 222130,8 тысяч рублей.

Таким образом, средства нужно было пускать в оборот на приобретение судов и увеличение флота; а не краткосрочные финансовые вложения. Вложение средств во флот привело бы к увеличению эффективности основного производства, а инвестиции в краткосрочные финансовые вложения привели к ухудшению показателей работы пароходства.

2.6. Анализ рентабельности производственных фондов

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности
(производствен ной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и так далее.
Они более полно характеризуют окончательные результаты работы, потому что их величина показывает соотношение с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в три группы:

1. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат).
Они исчисляются путем отношения прибыли (валовой или чистой) к сумме затрат по реализованной продукции, работ, услуг и показывает сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.