Меню
Поиск



рефераты скачать Налоговая система Кыргызстана


При социализме гораздо меньше говорили о налогах. Они не были в

центре общественного внимания, как сейчас. Тогда налоговая система была лучше?

         Тогда только бухгалтеры предприятий ими интересовались, а простые граждане порой ворчали, разделяя свою зарплату на "грязную" и "чистую", за вычетом налогов. Однако налоговая система, существовавшая при социализме, страдала многими пороками. Прежде всего это относится к налогам на юридические лица (предприятия). Десятилетиями существовал порядок, когда государство просто изымало у предприятий "свободный остаток прибыли", оставляя им лишь то, что министерские чиновники считали достаточным для функционирования и планового развития производства. Легко понять, что такой порядок начисто отбивал у коллективов и руководителей предприятий стимулы к увеличению прибыли, к рачительному хозяйствованию: они знали, что все равно

государство отберет заработанное. Несколько более эффективным был введенный в 70-80-х годах нормативный метод распределения прибыли (для более рентабельных предприятий норматив отчислений в бюджет был выше, для менее рентабельных - ниже: тем не менее это открывало широчайшие возможности для чиновничьего произвола, взяток, коррупции). Сам состав налогов (налог на прибыль, налог с оборота и др.) был приспособлен к условиям централизованного планирования и  неэкономических, устанавливаемых волевым путем цен на товары. Эти налоги тормозили развитие общественного производства, сковывая инициативу трудовых коллективов.

   

Налогоплательщик обязан платить государству налог. А какие

обязательства у государства перед налогоплательщиками?

В цивилизованном мире между государством и налогоплательщиком существует взаимная ответственность. Если, к примеру, вы платите налог на содержание дорог, то в случае аварии, происшедшей из-за плохого их содержания, вам должен быть компенсирован причиненный ущерб. Более того, выплата бизнесменом всех налогов должна давать ему гарантию на безопасность ведения бизнеса. Для Кыргызстана это едва ли не самый больной вопрос. Есть немало случаев, когда вместо обеспечения безопасности государственное учреждение становится основным источником информации для рэкета. Тогда, считают бизнесмены, уплата налогов теряет смысл. Следовательно, законно заботясь о полном сборе налогов, государство должно с максимальной добросовестностью выполнять свои обязанности перед налогоплательщиками. Только в этом случае оно может называться демократическим и правовым. Иначе это феодальное государство, диктатура или тирания.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


В Кыргызской Республике Налоговая система представляет собой совокупность общегосударственных и местных налогов.

Право введения и отмены налогов на территории республики, в том числе предоставления льгот по нало­гам, принадлежит высшему законодательному органу страны - Жогорку Кенешу.

С 1 июля 1996 года в Кыргызской Республике вступил в силу Налоговый кодекс, который является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков , за ис­ключением таможенных пошлин, сборов и платежей, которые регулируются таможенным законодательством.

      В Кыргызской Республике в настоящее время взимаются следующие налоги, предусмотренные Налоговым кодексом

  1.Общегосударственные:

-         налог на добавленную стоимость;

-         налог на прибыль юридических лиц;

-         земельный налог;

-         акцизный налог;

-         подоходный налог с физических лиц

2. Местные налоги и сборы (16 видов):

- налог на рекламу;

- налог за право пользования местной символикой;

- налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж (2% -и налог);

- налог с казино;

- гостиничный налог;

- налог на право охоты и рыболовства;

- налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению;

- налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье;

- налог на используемые производственные и торгово-бытовые площади или их части;

- налог с владельцев транспортных средств;

- курортный сбор;

- сбор с владельцев собак;

- сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, конкурсов и выставок, проводимых в коммерческих целях;

- сбор за парковку автотранспорта;

- сбор со сделок, совершаемых на товарно-сырьевых биржах;

- сбор за вывоз мусора с территории населенных пунктов;

Кроме этих налогов, взимаемых в соответствии с Налоговым кодексом, есть налоги и платежи, предусмот­ренные другим действующим налоговым законодательством - налог на пользование автомобильными дорогами, отчисления средств для предупреждения чрезвычайных ситуаций, отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы, арендная плата за землю, госпошлина, прочие неналоговые поступления.

Особенности налогообложения иностранных инвесторов и субъектов свободных экономических зон регу­лируются специальными законами о них-

Положения межгосударственных договоров и иных актов, ратифицированных Жогорку Кенешем Кыргызс­кой Республики, участником которых является Кыргызская Республика, имеют приоритет перед положениями Налогового кодекса.

Налоги подлежат исчислению и уплате в национальной валюте Кыргызской Республики - в сомах в связи с чем выручка и все средства, поступающие в иностранкой валюте, а также затраты в иностранной валюте, подле­жащие вычетам, пересчитываются на сомы по официальному курсу Национального банка Кыргызской Республи­ки на день совершения операций с валютой.

Наибольшая доля поступлений в бюджет Кыргызской Республики приходится на налог на добавленную стоимость, удельный вес которого составил в доходной части государственного бюджета в 1997 году 35,3% .

Вторым по величине является акцизный налог, его удельный вес в 1997 году составил 9,4%, налог на при­быль юридических лиц составил 7,1%, подоходный налоге физических лиц - 6,2%, земельный налог-5,6%.

Общая сумма поступлений в бюджет Кыргызской Республики в 1997 году составила 4777,2 млн. сом, 15,7% к ВВП, в том числе налоговые поступления составили 12,3%.

Налоговая служба Кыргызской Республики и администрирование налогов.

Администрирование налогов в Кыргызской Республике возложено на Государственную налоговую службу, которая находится в подчинении и в составе Министерства финансов Кыргызской Республики.

Основными функциями Государственной налоговой службы являются сбор налогов и обеспечение испол­нения требований Налогового кодекса.

Налоговая служба Кыргызской Республики состоит из 65 налоговых инспекций, в том числе 1 инспекция-центральный аппарат, 7 региональных инспекций и 57 территориальных.

Возглавляет Государственную налоговую службу директор, которому подчиняются все региональные и территориальные налоговые инспекции, в том числе Налоговая полиция, входящая в состав Налоговой службы.

Общее число налоговых работников в Кыргызской Республике 2510 человек при численности населения 4,7 млн. человек, число налогоплательщиков юридических лиц, т.е. предприятий и организаций всех форм соб­ственности на начало 1998 года составило 34,б тысяч, физических лиц 25,2 тыс. человек (кроме тех, кто работает по патентам, за 1997 год выдано свыше 130 тысяч патентов).

Все налогоплательщики юридические лица, в том числе филиалы и представительства, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на основе свидетельства, состоят на учете в налоговых инспекциях по месту своего нахождения. При постановке на учет налоговые инспекции присваивают налогопла­тельщикам идентификационный налоговый номер (ИНН), который заносится в Единый реестр Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов Кыргызской Республики.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции обеспечивают тайну сведений и информации относительно конкретного налогоплательщика-Проверки правильности выполнения налогоплательщиком обязательств по налогам производятся только налоговыми органами один раз в год на основании письменного предписания начальника Государственной нало­говой инспекции.

Каждый налогоплательщик обязан не более одного раза в год представить декларацию в налоговую инс­пекцию по месту своей регистрации.



НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И НАЛОГИ

    Нормативным правовым актом считается официальный письменный Документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции .

     Нормативные правовые акты имеют свою систему, в которую входят: Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы, законы, постановления Жогорку Кснеша и его палат, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и административных ведомств, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

ПРИНЯТИЕ И ВВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1 Нормативный правовой акт, например, закон, принятый Жогорку Кенешем, должен быть подписан Президентом республики. После подписания закон подлежит официальному опубликованию в газете «Эркин-ТОО» в течение  семи дней.

1 Официальным считается также опубликование законов и других нормативных  правовых актов в Своде законов. Ведомостях Жогорку Кенеша и сборнике законов и актов Президента одновременно на кыргызском и русском языках. При публикации законов в иных органах печати обязательна  ссылка на официальный источник. Законы могут быть также обнародованы  по телевидению, радио, разосланы в соответствующие государственные  структуры.

1 Днем официального опубликования считается день выхода в свет официального  издания, в котором помещен текст соответствующего нормативного  правового акта в полном объеме.

2. Действие закона начинается по истечении десяти дней с момента его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе или в законе о порядке введения его в действие. Например, Налоговый Кодекс введен в действие отдельным законом от 26 июня 1996 года № 24 1 первого числа месяца, следующего за днем подписания кодекса, т. е. с 1 июля 1996 года.

 

КОНСТИТУЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ*

Налогоплательщику следует знать, что Конституция имеет высшую категорическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.

На основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты. В Конституции закреплены общие принципы налогообложения, компетенция государства, органов власти и управления в этой сфере.

На территории нашей республики действует принцип единой налоговой системы. Право введения или отмены налогов принадлежит исключительно Жогорку Кенешу. И, что самое важное, законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Кроме того, каждый гражданин в Кыргызстане имеет право (данный перечень не является исчерпывающим):

- иметь собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению; 

- на экономическую свободу, свободное использование способностей н имущества для любой экономической деятельности;

- на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии Согласно статье 25 Конституции граждане обязаны платить налоги и сборы в соответствии с законодательством.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Налоговый кодекс является сводом законоположений о налогах, и администрировании, налоговых действиях налогоплательщиков на территории республики. Налогоплательщику необходимо обратить внимание на то, что Налоговый кодекс не регулирует:

1. таможенные пошлины, сборы и платежи, которые регулируются таможенным законодательством;

2. особенности налогообложения иностранных инвесторов и субъекта свободных экономических зон (СЭЗ), которые регулируются  соответствующими  законами.

ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО НАЛОГАМ

Некоторые вопросы налогообложения также регулируются Указам' Президента республики®, постановленной и распоряжениями Правительства и различными ведомственными актами.

Например, Министерство финансов может издавать *инструкции по реализации требований Налогового кодекса. Они имеют силу только после утверждения Правительством и действуют до их отмены. Разъяснение положений Налогового кодекса готовятся Министерством финансов публикуются в официальной республиканской печати. Налоговая служба должна соблюдать установки данных разъяснений до их отмены. 

В случае расхождения закона или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция Кыргызской Республики.

В случае противоречия нормативных актов, издаваемых Президентом, Жогорку Кенешем и его палатами, Правительством, закону - действует закон Кыргызской Республики.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО НАЛОГОВЫМ ВОПРОСАМ


Положения межгосударственных договоров и иных актов, если их участником  является Кыргызская Республика и они ратифицированы Жогорку Кенешем республики, имеют приоритет перед положениями Налогового кодекса.


ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

-            Государственный бюджет нашей республики состоит из республиканского  и местных бюджетов, пополнение которых происходит за счет налогов,  других обязательных платежей, доходов от государственного имущества  и прочих поступлений.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ.

     Согласно закону «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике»  налогообложение иностранных инвесторов и иностранных инвестиций  производится в соответствии с налоговым законодательством нашей республики.

      Однако к иностранным инвесторам, зарегистрированным в нашей республике до вступления в силу указанного Закона, применяются льготы, предусмотренные частью первой статьи 20 и статьей 23 Закона КР «Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан» от 28 июня 1991 года; № 536-ХII, до истечения срока действия этих льгот.

Налоговое законодательство Кыргызской республики предусматривает значительные льготы для иностран­ных инвесторов.

В целях привлечения в Кыргызскую Республику потенциальных иностранных инвесторов для стимулиро­вания развития экспортного потенциала, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социаль­ного развития государства на основе передовой техники, технологии, управленческого опыта, создания новых производств и рабочих мест, 16 декабря 1992 года был принят Закон "О свободных экономических зонах", в соот­ветствии с которым на территории республики создано пять свободных экономических зон, из них действующих 3 - СЭЗ "Бишкек", "Каракол", "Нарын" (наиболее активная из них СЭЗ "Бишкек"), в которых зарегистрировано 395 субъектов.

Субъекты СЭЗ, зарегистрированные в установленном порядке освобождены от уплаты всех видов налогов, пошлин и сборов на период их деятельности в свободной экономической зоне, экспорт произведенной в СЭЗ продукции освобождается от квотирования и лицензирования. Для субъектов СЭЗ установлена только плата за предоставление льгот по налогам в размере от 0,1% до 2% с выручки от реализации товаров и услуг.

Кроме этого, в свободных экономических зонах Кыргызской Республики действует особый таможенный режим, который включает отмену таможенных пошлин на ввоз товаров, произведенных в СЭЗ, или на товары, предназначенные для реэкспорта, а также беспрепятственное перемещение товаров через границу, отмену нета­рифных ограничений на экспорт и импорт.

На территориях свободных экономических зон предусмотрен особый валютный режим, предусматриваю­щий обращение иностранной валюты, в том числе и в сфере оказания услуг и в расчетах между юридическими и физическими лицами, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Национальным банком Кыргызской Республики.

В свободных экономических зонах действует упрошенный режим въезда и выезда иностранных граждан.

Наибольшее число субъектов зарегистрировано и успешно действует в СЭЗ "Бишкек"-232, в том числе 15 совместных кыргызско-германских предприятий, большая часть из которых занимается торговой деятельностью, но, например, такое предприятие СП “Илвар" весьма успешно начало производство пива и есть перспективы для его дальнейшего развития,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.