Согласно
Закону "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1999 год",
принятому Государственным Советом Татарстана 22 декабря 1998 года республиканский
бюджет Республики Татарстан на 1999 год утвержден по расходам в сумме 13,7
млрд. руб. и по доходам в сумме 13,06 млрд. руб. В соответствии с законом
доходы республиканского бюджета формируются за счет:
à
НДС – 1,7 млрд. руб.;
à
акцизов – 1,2 млрд. руб.;
à
налога на прибыль предприятий – 849 млн. руб.;
à
подоходного налога с физических лиц – 121 млн.
руб.;
à
налога с розничных продаж – 240 млн. руб.;
à
государственных целевых бюджетных фондов – 6,9
млрд. руб.;
à
прочих налоговых платежей и сборов.
Расходы
бюджета планируется распределить следующим образом:
à
на сельское хозяйство – 1,6 млрд. руб.;
à
социально-культурную сферу – 1,4 млрд. руб.;
à
правоохранительную деятельность – 440 млн. руб.;
à
государственную и международную деятельность –
244 млн. руб.;
à
обслуживание государственного долга – 1,05 млрд.
руб.;
à
дотации нижестоящим бюджетам – 1,1 млрд. руб.;
à
расходы целевых бюджетных фондов – 6,9 млрд.
руб.
Верхний
предел внутреннего долга Татарстана на 1999 год установлен в сумме 1,7 млрд.
руб., внешнего – в размере, эквивалентном 6 млрд. руб.
Кризис
на международных финансовых рынках наряду со снижением мировых цен на нефть в 1998 г. оказал негативное влияние на финансовую и бюджетные сферы Республики. Это привело к
необходимости корректировки бюджета 1998 г., в том числе к сокращению государственных расходов. Важным шагом в деле стабилизации экономики Республики и
жизненного уровня людей стало принятие Президентом и Правительством Республики
Татарстан следующих документов:
à
Указ Президента Республики Татарстан "О
мерах по созданию экономических условий для стабилизации и оздоровления
финансового состояния предприятий" от 7 мая 1998 г. №УП-378.
à
Постановление Кабинета министров Республики
Татарстан "О мерах по оздоровлению государственных финансов" от 8 мая
1998 г. №244.
à
Постановление Кабинета министров Республики
Татарстан "О мерах по снижению просроченной задолженности по заработной
плате и созданию условий для стабилизации экономики Республики Татарстан"
от 8 мая 1998 г. №245.
à
Постановление Кабинета министров Республики
Татарстан "Об уполномоченном банке Кабинета министров Республики Татарстан
по работе с неплатежами" от 8 мая 1998 г. №246.
Согласно
указу намечено провести реструктуризацию задолженности юридических лиц перед
республиканским бюджетом Республики Татарстан по налогам, сборам и начисленным
пеням, а также штрафом за нарушения налогового законодательства, имеющейся у
них по состоянию на 1 января 1998 года.
В
постановлениях Правительства речь идет о проведении комплекса мер правового,
организационного и экономического характера, направленных на преодоление
сложившейся практики задержек с выплатой зарплаты, снижение дебиторской и
кредиторской задолженностей предприятий и укрепление их финансового состояния.
Интеграция с Российской Федерацией и
странами СНГ
Для
экономики Республики Татарстан с высокоразвитым топливно-энергетическим
комплексом, машиностроением, химической и нефтехимической промышленностью и в
то же время, не имеющей своего металла, располагающей значительными объемами
нефти и не имеющей в достаточных количествах бензина, керосина и других
нефтепродуктов, актуальной остается необходимость сохранения и дальнейшего
развития интеграционных связей со странами СНГ и регионами Российской
федерации.
Кроме
того, Республика Татарстан полностью зависима от внешних поставок угля, проката
цветных металлов, кабельной продукции, соды кальцинированной и каустической,
плит древесноволокнистых, ткани, бумаги, стекла, цемента, автобусов,
троллейбусов, трамваев, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, зерноуборочных
комбайнов, локомотивов, железнодорожных вагонов, многих видов химического
сырья, продукции неорганической химии, машинно-технической продукции,
оборудования и товаров народного потребления.
В
недостаточных объемах или ассортименте производятся в Республике газ, моторное
топливо, щебень, древесина, картон, минеральные удобрения, стальные трубы,
легковые автомобили, кожевенное и меховое сырье, растительное масло, маргарин и
другие виды продукции. В республику ввозится большая доля реализуемых обоев,
ковровых изделий, бытовой радиотехники, стиральных и швейных машин, велосипедов
и мотоциклов, одежды, обуви, рыбных консервов, лекарственных препаратов.
Вместе
с тем Республика в настоящее время остается вывозящей по основным видам
производимой продукции. Главный продукт вывоза из Республики – сырая
нефть, а также продукты органического синтеза, электроэнергия, грузовые
автомобили, кинофотопленка, магнитная лента, разнообразные приборы, часы,
бытовые холодильники, медицинские инструменты и приборы, изделия бытовой химии,
лабораторное стекло, меховые изделия, лекарственные препараты, нефтеаппаратура,
гипсовый камень, автомобильные шины и др. Рынок сбыта имеет широкий диапазон. В
итоге Республика Татарстан глубоко интегрирована в экономику многих регионов
Российской Федерации и стран СНГ.
По
данным Госкомстата Республики Татарстан, за январь-сентябрь 1998 года розничный
товарооборот в Республике Татарстан составил свыше 14 млрд. деноминированных
руб. (более 2,3 млрд. долларов США).
Перспективы развития экономики
С
целью развития экономики и производительных сил Республики Татарстан,
предполагается осуществление следующих важных проектов, в финансировании
которых принимают участие Республика Татарстан и Российская Федерация, а также
инвесторы стран ближнего и дальнего зарубежья:
à
строительство нефтеперерабатывающего завода в г.
Нижнекамске;
à
стабилизация производства Камского
автомобильного завода в г. Набережные Челны;
à
развитие производства автомобилей "Шевроле
Блейзер" в рамках проекта "Дженерал Моторз – ЕлАЗ" на базе
Елабужского автомобильного завода с привлечением российских и иностранных
инвестиций;
à
создание в Татарстане свободной экономической
зоны "Елабуга" на территории ПО "ЕлАЗ";
à
строительство мостового перехода через реку Каму
в районе села Сорочьи Горы;
à
создание мощностей по производству аммиака и
карбамида на базе Новоменделеевского химического завода;
à
проведение конверсии оборонной промышленности
Республики, в том числе, производство средне магистральных пассажирских
самолетов ТУ-214 и освоение производства ТУ-324, разработка новых моделей
вертолетов;
à
производства сельскохозяйственной техники на
базе машиностроительных предприятий Татарстана;
à
внедрение современных интенсивных технологий
выращивания и уборки сахарной свеклы;
à
промышленная разработка с привлечением
иностранного капитала и технологий залежей тяжелых углеводородов;
à
реконструкция Казанского международного
аэропорта;
à
создание международного центра логистики в
Зеленодольском районе Республики;
à
создание нефтеналивного флота, производство
судов типа "река-море";
à
строительство метрополитена в г. Казани.
Экономика Республики
Татарстан как объект инвестиций.
Заинтересованность в развитии деловых отношений с Татарстаном
основывается, в первую очередь, на политической и экономической стабильности
Республики. Одной из основных причин, с которой связывают поступательное
развитие экономики Республики, является благоприятный инвестиционный климат. В
первую очередь, это законодательное обеспечение деятельности инвесторов.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан
"О разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными
властями", а также целый блок межправительственных экономических
соглашений позволили сформировать собственную законодательную базу,
обеспечивающую инвестиционный процесс и максимально учитывающую мировой опыт
экономических реформ.
Прежде всего, это Закон Республики Татарстан "Об иностранных
инвестициях в Республике Татарстан", принятый 19 июля 1994 г., который в отличие от аналогичного федерального закона предусматривает возможность получения
дополнительных налоговых льгот и гарантий по инвестиционным проектам,
представляющим особо важное народнохозяйственное значение.
Льготы по налогообложению для иностранных инвесторов установлены
также рядом специальных нормативных актов. Это, прежде всего Указ Президента
Республики Татарстан "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций
в Республику Татарстан", предусматривающий освобождение сроком на три года
предприятий с иностранными инвестициями, у которых доля иностранных инвесторов
в уставном капитале составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме не менее 1
млн. долларов США, от уплаты налогов на прибыль и на имущество, в части,
зачисляемой в Республиканский бюджет.
С целью привлечения более широкого круга зарубежных бизнесменов
для инвестирования в отрасли экономики. не требующие больших капитальных
вложений (общественное питание, торговля) в настоящее время готовятся изменения
в данный Указ, уменьшающие оплаченную долю иностранных инвесторов в уставном
капитале, при которой возможно предоставление налоговых льгот. с 1 млн. долларов
США до 300 тыс. долларов.
Законом "О статусе одобренного инвестиционного проекта с
участием иностранного инвестора" предусматривается порядок и процедура
предоставления индивидуальных финансовых и иных видов инвестиционных льгот по
отдельным инвестиционным проектам. Закон позволяет создать принципиально новый
механизм реализации инвестиционных проектов, предусматривающих капитальные
вложения иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли экономики РТ.
Решением Правительства Республики Татарстан в настоящее время
ведется работа по созданию залогово-страхового фонда Республики Татарстан в
виде золотого резерва использование которого позволит на более выгодных
условиях привлекать иностранные инвестиции в Республику. В государственной
собственности сохранены значительные пакеты акций основных предприятий
Республики, таких как АО "Татнефть", АО
"Нижнекамскнефтехим", АО "Нижнекамскшина", АО
"Казаньоргсинтез" и др., которые возможно использовать в качестве
залогово-страховых инструментов для организации инвестиционного процесса.
Результатом такой интенсивной, ориентированной на перспективу
законотворческой работы является то, что Республика Татарстан занимает одно из
ведущих мест в Российской Федерации по привлечению зарубежных инвестиций, а два
ведущих рейтинговых агентства Standart & Poors и Moody's приступили к
работе в Татарстане в рамках программы по присвоению кредитного Республике.
Фактически, в 1997 г. Татарстан занимал третье место после Москвы
и Санкт-Петербурга по объемам инвестирования в регион. Татарстан получил около
500 млн. долл. США, а Москва – 4 млрд. долл. Одним из важных направлений
инвестиционной политики является выпуск и размещение как корпоративных, так и
государственных ценных бумаг.
Татарстан заинтересован в привлечении иностранных инвестиций для
развития нефтегазового комплекса. В целях эффективного использования природных
ресурсов 12.02.97 г. был принят Указ президента Республики Татарстан "О
мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан", в котором было
признано целесообразным создание новых нефтедобывающих компаний для разработки
нефтяных месторождений с привлечением иностранных инвесторов. В соответствии с
этим указом утвержден перечень 10 месторождений нефти и 6 нефтеносных участков,
предлагаемых на конкурсной основе к геологическому изучению и разработке новыми
нефтяными компаниями.
Парламент Татарстана принял закон "О нефти и газе",
устанавливающий правила игры при разработке нефтегазовых месторождений, добыче
и транспортировке углеводородного сырья, а также постановление "О перечне
участков недр и месторождений углеводородного сырья на территории Республики
Татарстан, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела
продукции".
Соглашение о разделе продукции (СРП) как узаконенная
альтернативная налоговая система расчетов инвестора с государством, учитывающая
индивидуальные особенности отдельных месторождений, позволит обеспечит
длительную рентабельность восьми месторождений, вошедших в "перечень
участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела
продукции". В этой связи уже появились первые предложения от инвесторов с
целью разработки этих месторождений на условиях СРП.
В Республике принят закон "Об основах внешнеторговой
деятельности в Республике Татарстан". Подготовлены проекты республиканских
законов "О концессиях", "О концессионных договорах, заключаемых
с иностранными инвесторами", "О свободных экономических зонах".
На основании созданной нормативной правовой базы Правительство
Татарстана при осуществлении политики заимствований в будущем году намерено
"сделать упор на выпуск евро-облигационного займа". В 1998 году
Татарстан осуществил эмиссию еврооблигаций за сумму 300-500 млн. долл. Второй
выпуск рублевых Республиканских краткосрочных облигаций (РКО), котируемых на Московской
межбанковской валютной бирже, будет осуществлен, скорее всего, в 1999 году.
РКО Татарии выпускаются в соответствии с республиканским законом
"О бюджетной системе Республики Татарстан на 1997 год" от 28 декабря
1996 года. Облигации выпущены в июне 1997 года в бездокументарной форме двумя
траншами. Срок обращения РКО серии "А" 18 месяцев, объем эмиссии –
320 млрд. руб. Срок обращения облигаций серии "Б" 24 месяца, объем
380 млрд. руб. Купонный период по облигациям обеих серий – 6 месяцев. Погашение
РКО серии "А", назначенное на 10 декабря 1998 года, пока отложено до
марта 1999 года, а серии "Б" должно состояться 10 июня 1999 года.
Анализ инвестиционной политики Республики
показывает, что Татарстан готов
продать российским и зарубежным инвесторам крупные пакеты акций (вплоть до
контрольных) почти 900 предприятий. Продажа будет осуществляться иногда по
рыночной, а иногда и по номинальной стоимости. Единственное условие –
незамедлительное и планомерное инвестирование.
Иностранные
инвестиции в Татарстан в первом полугодии 1997 года составили 62,6 млн.
долларов. Деньги получили в основном промышленные предприятия (60,5 млн.): 45
млн. – предприятия машиностроения и металлообработки, 15,3 млн. – предприятия
топливной промышленности.
Проект
по выпуску в Елабуге американских внедорожников "Шевроле Блейзер"
(первые были собраны в 1998 году) президент Татарстана Ментимер Шаймиев назвал
имеющим мировое значение. ПО "ЕлАЗ" получило значительные льготы от
правительства Татарии. Например, право продавать за рубеж ежегодно до 3,5 млн.
тонн нефти и направлять полученные средства на производство.
Татарстан
получит кредит в размере 1 млрд. немецких марок, предоставленный ТОВ (бывшее
Опекунское ведомство Германии) для финансирования поставок в Республику из
Германии технологий и оборудования. Кредит предоставляется на 7 лет. Под его
обеспечение выделяется 8,8 млн. тонн нефти.
За
период с 1992 по 1997 г. в Татарии было образовано 728 акционерных обществ
с государственным пакетом акций стоимостью 1 382,4 млрд.
неденоминированных руб. (64,9% от суммарной стоимости уставного капитала АО). В
503 АО государство владеет контрольным пакетом акций, в 428 – имеет
"золотую" акцию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|